Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Крылова Л. И.
Начальник сектора реконструкции центра города
Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга,
координатор Федеральной целевой программы
"Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга"


ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматривается круг проблем международного и внутреннего банковского кредитования инвестиционных программ в регионах России и других государствах-членах ЕврАзЭС. Формулируются предложения, направленные на совершенствование организационного и правового регулирования такого кредитования.

Юбилеи в истории крупных городов - не только повод для подведения итогов в развитии региональной экономики, но и дополнительный стимул к ее теоретическому анализу и практическому совершенствованию.
Одной из центральных задач такого анализа и совершенствования хозяйственной деятельности в регионах России и других государствах-членах ЕврАзЭС является решение проблем кредитования региональных инвестиционных программ.
Имеется ввиду как получение международных банковских кредитов для выполнения таких программ, так и развитие их внутреннего банковского кредитования. В России, где на банковские кредиты в начале 2001 года приходилось лишь 10 % инвестиций в реальный сектор экономики[1], эта задача может быть решена только при определенном уменьшении банковских кредитных рисков. К числу решений следует отнести и снижение налогообложения коммерческих банков, и использование практики финансирования под залог векселей корпораций и предприятий, выдаваемых ими при инвестициях в реальный сектор экономики в различных российских регионах.
Правовое регулирование международного банковского кредитования предполагает: создание стимулов для долгосрочных иностранных инвестиций, в том числе путем снятия ограничений для банков, имеющих акции предприятий, на инвестирование в собственность; изменение структуры акционерного капитала путем снятия налоговых ограничений с собственников больших пакетов акций, и увеличения доли работников корпораций и предприятий в собственности акционерной компании; уменьшение ограничений для роста доли в учредительных советах крупных потребителей и поставщиков, представителей работников корпораций и местных органов власти; принятие законов об эмиссионных ипотечных ценных бумагах, инвестиционных фондах, обращении ценных бумаг[2].
Регулирование должно исходить из норм международного права, являющихся обязательными - "императивными" (как это определяет статья 53 Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров) и имеющих приоритет по отношению к нормам и правилам, содержащимся в национальном законодательстве.
Существенное значение имеют и нормы права, совместно разрабатываемые парламентами стран Евразийского экономического сообщества и СНГ.
Заметную роль в развитии кредитования региональной экономики, на наш взгляд, может сыграть (при условии последовательного его использования в национальном законодательстве), в частности, модельный закон "Об общих принципах организации местных финансов", принятый Межпарламентской Ассамблеей СНГ в декабре 1998 года. Им определяется целесообразный порядок взаимодействия органов местного самоуправления с кредитными организациями, по которому органы местного самоуправления приобретают право создавать муниципальные банки, финансовые компании, инвестиционные фонды, получать банковские кредиты, инвестировать свободные средства путем приобретения долей в уставном капитале различных юридических лиц (статьи 14 и 17)[3].
Принципиально важны для совершенствования практики международного кредитования экономических программ в регионах и крупных мегаполисах: развитие цивилизованной конкуренции в банковской сфере; совершенствование лицензирования банковских операций, особенно валютных; организация финансово-промышленных групп; более широкое и эффективное использование зарубежного опыта кредитования и финансирования региональной и городской экономики.
На деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ) в России в этой связи следует остановиться специально.
Несмотря на наличие закона о ФПГ (соответствующих указов и постановлений, в том числе о возможности отсрочек налоговых выплат (с последующим их возвратом), министерства, ведомства, местные власти пока заметной поддержки процессу становления ФПГ не оказывают. На это не раз обращали внимание Ассоциация российских банков и Ассоциация финансово-промышленных групп, уже созданных в авиационной, космической, автомобильной, судостроительной, электронной и некоторых других отраслях промышленности России.
ФПГ лишены возможности реально участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, не имеют права самостоятельно решать ряд вопросов, связанных с использованием амортизационных отчислений, выступать консолидированным налогоплательщиком, права на государственные гарантии по инвестициям в ФПГ, при выпуске и размещении их ценных бумаг и т.д.
Все большее значение приобретают концептуальные подходы к перспективам участия банков в становлении системы ипотечного кредитования, к расширению сферы лизинговых операций. Особенно необходима разработка эффективной модели привлечения ресурсов банков для операций на рынке лизинга. (В странах с развитой рыночной экономикой удельный весь лизинга в общем объеме инвестиций составляет от 10 до 30%).
Требуются также серьезные обоснования: для включения банковской деятельности в региональной экономике во всемирную систему "Глобал кастодиенс", представляющую собой электронную биржу инвестиций, ценных бумаг, услуг, товаров, технологий; для внедрения международных банковских стандартов, международных платежных систем; для совершенствования правовой базы, необходимо в том числе в целях межстранового перелива капитала в рамках ЕврАзЭС.
Деятельность коммерческих банков в регионах неизбежно расширяется и усложняется под влиянием процессов интернационализации производства и обмена, международной экономической интеграции. Их корреспондентские отношения, платежный оборот, расчеты, операции на рынках ценных бумаг, в сферах лизинга, финансовой поддержки малого предпринимательства, участия в программах экономического развития получают все более заметный международный акцент. Соответственно все большее значение приобретают и их функции по предоставлению клиентам современных технологий снижения риска, в том числе в отдельных регионах, функции, направленные на слияние компаний разных стран, развитие рынка корпоративных долговых обязательств, совершенствование межрегионального и приграничного сотрудничества.
Чтобы иметь возможность выдерживать конкуренцию со стороны западных финансовых структур, в том числе в отдельных регионах и мегаполисах, коммерческим банкам необходимо обладать доступом к мировым сетям по банковским операциям, тесными связями с иностранными компаниями, лидирующими в биржевой торговле, активнее заниматься операциями с ценными бумагами иностранных компаний, приобретать местные дилерские и брокерские фирмы, акции банков и страховых обществ и создавать собственные для внедрения в зарубежный финансовый и страховой бизнес.
В развитых странах многие банки осуществляют эмиссию долгосрочных долговых обязательств и обмен такими обязательствами. Эта практика постепенно распространяется на область международных экономических отношений и финансирования региональной экономики и должна быть использована и в ЕврАзЭС.
Очень важна в связи с этим в настоящее время поддержка всех позитивных изменений в банковских сферах России и других государств - участников Евразийского экономического сообщества, которые начали осуществляться с 2000г.
Так, в 2000-2001 гг в России путем эмиссии корпоративных облигаций только 6 коммерческих банков и б финансовых компаний в России привлекли с открытого рынка около 16 млрд. рублей. Высокими темпами роста характеризуется и вторичный рынок корпоративных облигаций. Благодаря оказанию банками посреднических услуг при размещении ценных бумаг фактически создан новый сегмент фондового рынка. (40 фирм посредством выпуска корпоративных облигаций смогли привлечь за 2 года примерно 2 млрд. долл.)[4]. Начата работа по формированию рынка товарных фьючерских и опционных контрактов (предварительно на рынке зерна, а затем сахара, нефти и нефтепродуктов).
В банковском секторе Санкт-Петербурга доля кредитов, предоставленных предприятиям реального сектора экономики, в структуре активов коммерческих банков в 2001 году превысила 50 % (по данным Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга). В целом решена задача по выведению с рынка формально функционирующих ("мертвых") банков.
Расширяется сотрудничество с иностранными инвесторами - банками и финансовыми компаниями. Например, второй по величине банк Казахстана БТА (Банк "Туран Алем" с активами в 1 млрд. долл.) подписал в 2001 году соглашение с пятью международными и иностранными финансовыми организациями о продаже 25% своих привилегированных акций. Теперь акционерами БТА являются такие организации, как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, DEG - крупнейшая инвестиционная компания ФРГ, FMO - финансовая компания Голландии, RZB (из австрийской банковской группы "Raiffeisen"). Таким образом и в наших условиях постепенно начинает реализовываться общемировая тенденция к глобализации финансовых рынков.
Вместе с тем, банковскую систему России и других стран ЕврАзЭС до сих пор отличает низкий уровень капитализации банков. Активы всей российской банковской системы в 12 раз меньше активов одного только банка "Кредитанштальт". В результате банки имеют ограниченные возможности для кредитования региональной экономики и технологической модернизации производства. По данным, приведенным на Ш банковской конференции в России, банковские кредиты нефинансовым организациям составляют даже не 10, а 3% всех инвестиций в основной капитал, против 60-80% у коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой. Кредитование под залог государственных и корпоративных ценных бумаг в России было решено начать только в 2002-м году. Отсутствует рынок ипотечных ценных бумаг, обороты которого в развитых, да и некоторых развивающих странах измеряются сотнями миллиардов долларов, образующих дополнительные кредитные ресурсы. Только поставлена задача законодательно закрепить возможность обращения на национальном фондовом рынке иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок и задача по организации биржевой торговли инвестиционными паями пенсионных инвестиционных фондов.
Для совершенствования организационного и правового регулирования международного банковского кредитования регионального развития представляется целесообразным, чтобы, во-первых, Ассоциацией российских банков была принята перспективная программа национальной и международной интеграции банковского, промышленного, торгового, и страхового капиталов, на период до 2005 и 2010 г.г.; во-вторых, были созданы региональные советы из представителей ЦБ, АРБ и местных органов законодательной и исполнительной власти (подобные совету, созданному в Санкт-Петербурге); в-третьих, была сформирована система открытых торгов по отдельным проектам; в-четвертых, были разработаны перспективные программы финансовой и кредитной поддержки малого предпринимательства; в-пятых, ускорен процесс создания инвестиционных муниципальных банков; в-шестых, в планах ассоциаций банков в странах ЕврАзЭС были предусмотрены мероприятия, обеспечивающие участие представителей и экспертов коммерческих банков в подготовке отдельных законодательных актов, разрабатываемых в том числе в отдельных регионах (прежде всего в Российской Федерации).
Что касается использования зарубежного опыта кредитования и финансирования региональной экономики, то наибольший интерес в этом отношении, на наш взгляд, для РФ представляет опыт таких стран с федеративным государственным устройством, как Федеративная Республика Германия.
В пределах конституционного и политического устройства ФРГ субъекты федерации - земли предоставляют городам и общинам право взимать собственные налоги и пошлины (см., например, ст.71 Конституции земли Баден-Вюртемберг). С 1 января 1995 г. вступил в силу закон о реализации "федеральной программы консолидации", в соответствии с которым государство возмещает землям, слабым по финансовым возможностям, до 90% бюджетного дефицита. Но при этом их финансовый потенциал может быть увеличен не более чем до среднего для земель ФРГ. До 2004 года только новым землям (на территории бывшей ГДР) предусмотрено выделение дополнительных средств в размере 14 млрд. марок в год[5]. Одновременно предусматривается широкое использование кредита. Создана хорошо управляемая (правда, слишком сложная) система вертикального и горизонтального распределения налоговых поступлений. Используется практика разовых субсидий городам, особенно для инвестиционных целей.
В то же время, поскольку и в ФРГ у местных органов власти растет груз финансовых проблем и усиливается конкуренция между городами за привлечение предпринимательского капитала, наряду с кредитами используется продажа земли, а также долей городов в акционерной собственности. Однако немецкие экономисты с большой (и оправданной) осторожностью относятся к попыткам ориентироваться именно на такие финансовые источники. Более позитивным считается опыт "частно -общественного партнерства" при финансировании крупных городских проектов, в частности, за счет использования практики лизинга (например, при сооружении ряда объектов в Мюнхене).
Представляет интерес и опыт разработки стратегии уменьшения дефицита городского бюджета при разных объемах возможных кредитов (например, в г.Ульме и Штуттгарте). При этом предусматривается также сокращение до минимума количества новых проектов и новых кредитных линий.
Разумеется, вся эта практика должна корректироваться в зависимости от специфики региональных инвестиционных и кредитных программ в отдельных странах ЕврАзЭС.


1. По данным "круглого стола" "Банковская реформа в России", заседание которого состоялось в Москве 23 января 2001 г. - "Известия". 2001, N 12. -С.5.
2. См.: Шмидхейне С., Зораквин Ф. Финансирование перемен: Пер. с англ. -М., 1998. -С.74-75.; Первспективы развития рынка финансовых услуг в России. - М., 2001.
3. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ. Информационный бюллетень. 1999. -N 20. -С.150,152
4. См.: Информационно-аналитические материалы III банковской конференции "Перспективы развития рынка финансовых услуг в России". -М., 2001.
5. Социальноориентированное местное управление: опыт городов Германии для России. -СПб,1999. -С.107.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия