Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Газизуллин Ф. Г.
профессор кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки Республики Татарстан


К вопросу формирования и развития социально-экономической мысли татарского народа
В статье рассматриваются основные вехи истории становления социально-экономической мысли татарского народа, устанавливается её источниковедческая база, определяются занимавшие центральное место проблемы, их авторы. Показано, что широкие исследования истории экономической мысли народов России начались в 50–60 гг. ХХ столетия под руководством Института экономики АН СССР. Авторский коллектив первого тома «История русской экономической мысли», выпущенной в 1955 году, призвал (а впоследствии помогал и стимулировал) ученых союзных и автономных республик включиться в процесс изучения экономической мысли своих народов, с перспективой в будущем создать всеобщую историю экономической мысли народов страны
Ключевые слова: история экономической мысли, источниковедческая база, наука и религия, протекционизм, политика открытых дверей, веротерпимость, толерантность, экономическая безопасность
ББК Ч612.4(2Р)71   Стр: 243 - 245

История мысли является не менее важным источником экономических знаний, чем, например, общая экономическая теория, представленная в политической экономии
Н.А. Цаголов

Органической частью национальной культуры выступает история общественной мысли. Системное её исследование происходило в 50–60–70-е годы XX столетия, что нашло отражение в известных трудах крупных учёных Татарстана — К.Ф. Фасеева (Из истории передовой татарской общественной мысли. Вторая половина ХIХ — начало ХХ веков. Казань, Татарское книжное издательство, 1955 г.; На путях пролетарского интернационализма. Казань, Татарское книжное издательство, 1977 г.), Р.И. Нафигова (Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. Казань, Татарское книжное издательство, 1985 г.; Мулланур Вахитов. Казань, Татарское книжное издательство, 1985 г.), Х.Х. Хасанова (Революция 1905–1907 гг. в Татарии. Москва, 1965 г; Большевистская газета «Урал». Казань, Татарское книжное издательство, 1967 г; Формирование татарской буржуазной нации. Казань, Татарское книжное издательство, 1977 г.); Я.Г. Абдуллина (Татарская просветительская мысль. Казань, Татарское книжное издательство, 1976 г.).
Как видно, изучение социально-экономической мысли татарского народа оставалось в стороне, в «тени». Существовало ещё одно важное научно-историческое обстоятельство, объективно сыгравшее решающую роль в моём подключении к изучению истории социально-экономической мысли татарского народа. Заключалось оно в следующем. Планомерные и основательные исследования истории экономической мысли народов России, да и всех республик СССР (ныне стран СНГ), начались в 50–60-е годы ХХ столетия. Мощным импульсом явилась развернувшаяся в 50-ые годы, под эгидой Института экономики Академии Наук, широкомасштабная работа по созданию истории русской экономической мысли с участием выдающихся учёных-экономистов А.И. Пашкова, Н.А. Цаголова, Ф.Я. Полянского, В.В. Орешкина, Н.К. Каратаева, Е.Г. Василевского и других.
В первом томе капитального труда «История русской экономической мысли», выпущенном в 1955 году, его авторский коллектив призвал (а впоследствии помогал, стимулировал) учёных-экономистов союзных и автономных республик включиться в процесс изучения экономической мысли своих народов, с перспективой создать в будущем всеобщую историю экономической мысли народов страны.
На этот призыв откликнулся и я, исследовав в своих трудах историю становления и развития социально-экономической мысли, восполнив, тем самым, существовавший в этой сфере научный пробел. В них дан анализ основных источников социально-экономической мысли татарского народа, раскрыт их теоретический уровень, адекватность потребностям своего времени. В процессе работы по данной теме (которая продолжается 60 лет, включая защиты кандидатской и докторской диссертаций в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова) установлено:
1. Развитие социально-экономической мысли татарского народа в общем русле отечественной (русской) и мировой экономической теории и производственного опыта, должная степень восприимчивости к новому и практической направленности;
2. Вычленены положения, имеющие общенаучный характер, не утратившие актуальность и потому сохранившие свой теоретико-методологический, интеллектуально-творческий и нравственно-воспитательный потенциал.
Это был ответ на запрос времени всего татарского общества, всех его социальных групп, что определило самоутверждение национальной социально-экономической мысли и её многоаспектность.
Источниковедческая база национальной экономической мысли, по которой мы судим об уровне её зрелости, развитости, приобретении статуса самостоятельной отрасли знания, нового течения общественной мысли, солидна и обширна.
Это, прежде всего, крупные сочинения (труды) Г. Фаизханова «Книга собеседований (трактаты) о средствах к жизни и изобилию»; М. Акъегетзаде «Наука о богатстве или наука об экономике»; М. Сайфимулюкова «Проблема процента в экономической истории»; А. Баязитова «Ислам и прогресс», «Отношение Ислама к науке и иноверцам» и другие.
Далее — специальные экономические журналы «Икътисад» (Экономика) и «Руссия сэнагате хэм сэудэсе» (Промышленность и торговля России) , учебники и учебно-методические пособия по экономике, бухгалтерскому учёту и статистике. Переводные работы, например, «Царь-голод. Экономические очерки» А.Н. Баха в переводе Г. Тукая. Обширная периодическая печать: газеты и журналы, на страницах которых, как правило, существовала рубрика по социально-экономическим вопросам.
Между революциями 1905–1907 гг. и 1917 г. в различных регионах России, с различной продолжительностью и различной социальной направленностью, издавалось на татарском языке 62 газеты и 46 журналов, брошюры-очерки об известных представителях татарского предпринимательского корпуса, их деловых успехах, информационно-справочные календари — не это ли прорыв национального информационного пространства?
В этих работах, в их совокупности, социально-экономическая мысль татарского народа выступает как система, адекватно отвечавшая требованиям конкретного исторического периода, выражавшая потребности татарского общества, его различных слоёв. Как система движения экономического знания нации от отдельных высказываний до глубоких теоретических размышлений, суждений, концепций, систем воззрения, учения, до выхода на международную арену и участия в дискуссиях по мировым проблемам.
Эта система охватывала (включала в себя) историю развития экономической теории (эволюцию экономической мысли), общую экономическую теорию (политическую экономию), изучающую хозяйственную деятельность общества и устанавливающую законы её функционирования, определяющую экономическое поведение человека. Её предмет, основные разделы и проблемы, научно-понятийный аппарат. Рекомендации, направленные на совершенствование производства, рост его эффективности и конкурентоспособности. На обеспечение духовного и материального возрождения татарского народа.
В достижении указанных целей достаточное место занимает татарское духовенство, его яркие представители. Обратимся, к примеру, к трудам Атауллы Баязитова (1847–1911) — богослова, теоретика, общественного деятеля, публициста, издателя, переводчика при Министерстве иностранных дел России, преподавателя Азиатского департамента, Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге.
В исследуемом ключе выделяются следующие сочинения А. Баязитова: «Возражение на речь Эрнеста Ренана. Ислам и наука» (1883 г.), «Ислам и прогресс» (1898 г.), «Отношение Ислама к науке и иноверцам» (1906 г.).
Сохраняют в анализируемой системе экономических знаний татарского народа свою актуальность и по сей день: сама общая экономическая теория, обращение к основным экономическим школам (классической политической экономии, неоклассике (маржинализму), марксизму и другим), что обеспечивало более углублённый, всесторонний анализ явлений и процессов, концепций кредита и процента, соотношения науки и религии, толерантности в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Рекомендации, направленные на эффективное использование механизмов, инструментария рыночного хозяйства, предпринимательства, нацеленность на вооружение общества серьёзными экономическими знаниями, заимствование у отечественных и зарубежных предпринимателей, компаний, акционерных обществ достижений в сфере науки, техники, технологии, управления производством.
Всё это свидетельствует о формировании социально-экономической мысли татарского народа как самостоятельной ниши в истории русской и мировой экономической мысли на стыке двух веков — ХIХ и ХХ.
Рассмотрим сохранившие актуальность и остро востребованные в современных условиях взгляды, положения, концепции.
1. Проблема соотношения науки и религии, их место в жизни общества.
Эти вопросы всегда были в центре внимания общественности, при чём позиции участников дискуссии резко отличались друг от друга: от полного отрицания совместимости науки и религии до признания, обоснования возможности и необходимости их синтеза.
Следует отметить, что вторая точка зрения на современном этапе развития человечества становится всё более усиливающейся тенденцией. Происходящие в ХХ и начале ХХI веков в мире качественные перемены во всех сферах общественной жизни, вызванные крупными достижениями в развитии науки и техники и их технологическим применением, переходом общества в постиндустриальный, информационно-инновационный, интеллектуальный этап своего развития, усилением интеграции и глобализации экономики, всё большим осознанием человечеством себя частью природы, нависшей над ним реальной опасностью самоуничтожения — всё это заметно усилило позицию выступающих за поиски объединяющих науку и религию «родовых» признаков, за их интеграцию. К этому обязывает и происходящее ныне наращивание влияния мировых религий на социально-экономическую жизнь общества. Для него, нас, более продуктивно восприятие их как части целого, полезнее более конструктивное восприятие как научных, так и религиозных знаний.
Параллельно решается основополагающая задача (достигается высокая цель): установление и пропаганда истинной сути основных мировых религий — христианства, ислама, иудаизма, буддизма — религий мира, а не войны, религий созидания, а не разрушения.
Говоря об осознании экономическим сообществом плодотворности взаимодействия науки и религии, нельзя не воздать должное Атаулле Баязитову, выдвинувшему эту идею ещё на рубеже ХIХ–ХХ вв. и последовательно её отстаивавшему. Обратимся к его трудам и доводам, аргументам, позволяющим определить, с точки зрения автора, «соединительные ткани, звенья», «смежные грани» между Исламом и наукой и возможности их совместимости. Системный и конкретно-исторический анализ, являвшийся основным методом исследования А. Баязитова, требовал выделения центральной идеи в учении Ислама, с одной стороны, и экономической теории, с другой.
Ключевое значение в Коране придаётся, по его мнению, труду, трудовой деятельности. Через категорию «труд» он выходит на экономическую науку и находит их объединяющие начала. Труд в Коране, подчёркивал он, рассматривается как священное дело, священная обязанность верующего. Этот основополагающий тезис учения Ислама является, по мнению А. Баязитова, веским доказательством возможности сравнивать его с трудовой теорией стоимости, составляющей, как известно, исходный принцип, фундамент экономической науки, классической политической экономии.
Отсюда делается вывод, что Ислам и наука по узловой проблеме теории и жизни, при оценке её значимости, не противоречат друг другу, что они совместимы.
2. В системе общечеловеческих ценностей всегда особое место занимали веротерпимость,
толерантность, уважительное отношение ко всем религиям и их носителям, стремление поддерживать между людьми, народами, добрые отношения, независимо от их религиозных убеждений.
Эти ценности приобрели ещё большую значимость и злободневность в современных условиях, когда резко усилились процессы интернационализации, интеграции и глобализации мировой экономики, когда в мире имеются силы, стремящиеся обострить отношения между народами на религиозной почве, когда международный терроризм пытается действовать под флагом Ислама.
В этих условиях резко возрастает роль и значение наследия представителей яркой плеяды татарского духовенства — Ризы Фахретдина, Атауллы Баязитова, Мусы Багиева и других. В их сочинениях раскрывается сущность учения Ислама. Они нацелены на его воспроизведение в первозданном виде, в том состоянии, в каком оно существовало в период жизни Мухаммеда и в ближайшие, после его смерти, годы. В них убедительно показывается несостоятельность выдвигаемых против Ислама незаслуженных обвинений, предвзятых измышлений. Одновременно очищается от искусственных наслоений. Приоритет отдаётся основополагающим положениям Корана и Хадисов, главным разделам, центральным проблемам, востребованным одновременно самой жизнью, насущными задачами развития и татарского общества.
Убедительно показывается миротворческая сущность Ислама, его созидательное, конструктивное предназначение.
В этом благородном деле особенно преуспевал Атаулла Баязитов. И вот какая высокая оценка даётся его деятельности, деятельности выдающегося учёного-богослова и крупного общественного деятеля в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1905 года издания: «….А.Баязитов, читаем мы, принадлежит к числу тех весьма редких представителей мусульманства, которые хотели бы примирить принципы новейшей цивилизации с духом Корана.». Он был широко мыслящим толкователем священной книги мусульман.
Атаулла Баязитов имел серьёзные заслуги перед Отечест­вом и в других сферах, был награждён 4 раза орденами и 2 раза медалями (а в день похорон, по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга, на несколько минут было приостановлено движение городского транспорта).
3. Экономическая безопасность государства — узловая проблема, как в сфере теории, так и практики. Она получила серьёзное исследование в татарской экономической литературе и, прежде всего, в трудах Мусы Акъегетзаде «Наука о богатстве или наука об экономике» и «Экономика или наука о богатстве: свободная торговля и способы её защиты (протекционизм)». В них осуществлён выход на международную арену и активное участие в дискуссии с учёными-экономистами мирового уровня — с Адамом Смитом, Давидом Рикардо и Фридрихом Листом по отдельным вопросам, как-то: протекционизму, политике открытых дверей, об эффективной структуре экономики, об участии государства в хозяйственной жизни страны.
Воздавая должное вкладу великих экономистов-мыслителей в экономическую науку, вместе с тем Муса Акъегетзаде, опираясь на мировой опыт и учитывая особенности конкретно-исторической эпохи (времени), излагает свою позицию по указанным проблемам. Главное: к их решению он предлагает подходить творчески, учитывать все обстоятельства, факторы, не идеализировать ни одну из существующих концепций. И трудно с ним не согласиться. По его убеждению, государство сможет оптимально решать внутристрановые и внешнеэкономические вопросы, если оно будет располагать народнохозяйственным комплексом основных отраслей экономики, если оно в своей деятельности будет исходить из своих национальных интересов, интересов своего народа, и ради достижения этой цели активно вмешиваться в экономическую жизнь общества.
Итак, имеются веские основания утверждать, что социально-экономическая мысль татарского народа является феноменом его духовной культуры.



Литература
1. Баязитов А. Отношения ислама к науке и к иноверцам / С.-Петерб. мухамеданского ахуна имама мударриса Атаулла Баязитова. — СПб.: тип. А.С. Суворина, 1887. — 102 с.
2. Газизуллин Ф.Г. К вопросу об основных принципах соотношений Ислама и науки в трудах Атауллы Баязитова (1847–1911 гг.) // Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2008. — С.324–330.
3. Газизуллин Ф.Г. Мировая экономическая теория и национальная социально-экономическая мысль // Мировая и национальная экономика: история и современность: тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф. — Казань: КФЭИ, 1995. — С. 24–25.
4. Газизуллин Ф.Г. Вопросы экономической безопасности государства в научном творчестве Мусы Акъегет (1864–1923 гг.) // Россия накануне 21 века: федерализм-суверенитет-экономическая безопасность: тезисы докл. междунар. науч.-практ. конф. — Казань: КФЭИ, 1998. — С.89–90.
5. Газизуллин Ф.Г. Актуальность трудов Атауллы Баязитова для формирования толерантного сознания в современных условиях // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4. — С.77–78.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия