Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
Кузнецов Ю. В.
заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Маленков Ю. А.
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Жигалов В. М.
доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


XX научно-практическая конференция «Актуальные проблемы менеджмента: управление внутренними резервами развития регионов РФ»
Ключевые слова: регионы РФ, менеджмент, внутренние резервы
УДК 332.1; ББК 65.012.2   Стр: 288 - 291

11 ноября 2016 г. кафедра управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета организовала и провела очередную ежегодную Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием, посвященную актуальным проблемам менеджмента и экономики в РФ.
Конференция проходила в рамках 40-летия кафедры управления и планирования социально- экономических процессов экономического факультета СПбГУ.
С приветственным словом к участникам конференции обратился первый заместитель декана экономического факультета д э. н., профессор СПбГУ, профессор, Университет префектуры Фукуи (Япония), А.В. Белов.
Доклады и материалы участников конференции были посвящены проблемам теории и практики социально — экономического управления внутренними резервами развития регионов на макроуровне на уровне регионов и на уровне организаций.
В конференции приняли участие 70 человек (специалисты в области экономики и управления, работники систем управления производственной и непроизводственной сфер, преподаватели вузов, научные работники, докторанты, аспиранты и магистранты). Материалы на конференцию представили 110 участников из 22 регионов РФ и различных стран. С докладами выступили 14 чел., в том числе. 8 профессоров.
В докладах участников конференции были подняты и обсуждены актуальные проблемы управление внутренними резервами развития регионов РФ, даны конкретные предложения по подъему экономики регионов.
Д.э. н., профессор, заведующий кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ, заслуженный работник высшей школы РФ Ю.В. Кузнецов в докладе на тему «Об истории исследования проблем государственного и регионального управления в СПбГУ: к сорокалетию кафедры управления и планирования социально-экономических процессов» осветил историю исследования проблем государственного и регионального управления в СПБГУ, отметил крупные успехи и достижения кафедры управления и планирования социально-экономических процессов в области развития региональных исследований и подготовки кадров для регионов РФ, подготовки кадров в сфере управления развитием экономики. Кафедра активно участвует в решении сложных проблем российского управления. Преподаватели издают монографии и сборники научных трудов, выступают на телевидении и в центральной печати. Научные и научно-педагогические труды кафедры широко известны в научном мире, интенсивно используются в различных органах управления, способствуют развитию новых направлений теории и практики управления.
Д.э.н., профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ, почетный работник высшего профессионального образования РФ Ю.А. Маленков в докладе на тему «Стратегические направления поиска и эффективного использования внутренних резервов развития регионов», показал, что сегодня главной стратегической задачей управления развитием регионов является поиск новых внутренних ресурсов развития и механизмов их использования в связи с сокращением источников их внешних ресурсов, ростом задолженности регионов, напряженностью формирования бюджета РФ. Конкретных предложений в этой области сегодня нет, поэтому в качестве рекомендаций по использованию новых, неиспользуемых внутренних резервов регионов в докладе предложено: 1) ввести в администрациях регионов новые целевые программы поиска и стимулирования внутренних резервов развития региона, основанные на принципах стратегического прогнозирования, маркетинга и бенчмаркинга, что сегодня отсутствует. Предлагается 3 уровня стимулирующих мер; 2) необходима разработка новых маркетинговых стратегий развития и продвижения регионов. Проведенное в СПбГУ исследование показало, что маркетинговые стратегии у основной части российских регионов сегодня отсутствуют, а существующие недостаточно эффективны, ограничены одной двумя сферами, не отвечают научным требованиям, не содержат целевых и экономических характеристик; 3) необходимо изменить малоэффективные концепции продвижения регионов как инвестиционно привлекательных территорий и учесть новые глобальные тренды в том числе, сокращение территорий, устойчивых к климатическим изменениям, рост инвестиционной емкости регионов РФ, растущий мировой дефицит базисных факторов жизнеобеспечения населения; 4) следует изменить государственную политику в области развития регионов и использовать новые механизмы развития. Сегодня суммарные потери от присвоения и растрат средств государства и многих корпораций стали сопоставимыми с основными статьями бюджета РФ. В первую очередь необходим повсеместный пересмотр направлений инвестирования и отказ в регионах от проектов, не дающим никаких результатов, проводимых в целях обогащения бюрократии и криминала; 5) в условиях глобализации конкуренции следует перейти к стратегическому бенчмаркингу эффективности регионов РФ с наиболее успешно развивающимися регионами мира, не ограничиваясь сравнением внутри страны; 6) необходима ускоренная переподготовка руководителей, управленческих работников и специалистов регионов в области стратегического менеджмента и стратегического маркетинга с помощью ведущих российских университетов, в том числе СПбГУ.
Д.э.н., профессор Белов А.В. в докладе на тему «Региональная политика современной Японии: некоторые выводы для России» осветил опыт региональной политики современной Японии и возможности его использования в России. Так, сегодня в Японии стратегические акценты перенесены на сокращение масштабов экономической деятельности на большинстве территорий и переходе к более компактной пространственной модели расселения. При этом, несмотря на сокращение экономического роста, ставятся задачи общего улучшения качества среды обитания, усиления конкурентоспособности крупных мегаполисов и экономического оздоровления малых городов. На территории страны выделяется 60 городских регионов ключевого взаимодействия, 140 устойчивых районов проживания и большое число малых опорных пунктов предоставления общественных услуг. В условиях неблагоприятных экономических и демографических тенденций принят «Закон о формировании территории, человека, занятости». Сочетание «мягких» механизмов и «твердой» инфраструктуры позволяет крупнейшим городам лучше выполнять присущую им роль лидеров инновационной и предпринимательской активности. В регионах делается акцент на привлечение и закрепление молодежи, что даже при общем снижении численности региона, ведет к долгосрочным положительным сдвигам. Японии удалось накопить лучший в мире опыт в организации общественного транспорта, ориентированного на местные запросы. Опыт Японии целесообразно изучить в России. Ряд проблем развития Японии и России имеют одинаковую направленность.
Главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ А.А. Румянцев в докладе « Возможности инновационной деятельности в регионах Северо-Западного федерального округа» провел сравнение инновационной активности ряда регионов. В регионах Северо-Запада России удельный вес инновационной продукции колеблется в диапазоне 0,1–0,8% (2010–2014 гг.) без Санкт-Петербурга — центрального места инновационной деятельности. Для сравнения: в 2013 году в Германии удельный вес инновационной продукции был равен 15,5%, во Франции 14,7%. Он отметил необходимость создания в регионах инновационной инфраструктуры и применения принципа стратегических инноваций, инициирование инновационного саморазвития территории.
Профессор Максимов С.Н. в докладе «Договороспособность как фактор повышения качества управления городом» указал на необходимость изменения подхода к созданию и внедрению концепции «умного города» в РФ. В частности, в Санкт-Петербурге следует изменить административное решение этой проблемы, которое практически не дает результатов. Рекомендуется перейти к концепции «думающего города», учесть альтернативные научные точки зрения, привлечь представителей разных слоев населения к решению этой очень сложной проблемы.
Профессор Халин В.Г. в докладе на тему «Системные риски управления российской высшей школой « подчеркнул необходимость учета системных рисков управления развитием российской высшей школы. Приведены данные по рискам высшей школы. Выделены системные риски управления: риск неспособности сформулировать стратегические цели развития и функционирования российской системы образования и, в частности, высшей школы России; риск неспособности разработать, принять и обеспечить выполнение Стратегии долгосрочного развития российской системы образования; риск неспособности ресурсного обеспечения приоритетного развития российской высшей школы; риск неспособности обеспечить авторитет, имидж и престиж российской системы образования, как на национальном, так и на мировом уровне; риск неспособности обеспечить качественное государственное управление российской высшей школой; риск неспособности обеспечить достаточный уровень развития российской высшей школы и подготовки высококвалифицированных кадров для поступательного и сбалансированного развития национальной экономики; риск неспособности осуществить обоснованный выбор важнейших и приоритетных точек роста для развития российской высшей школы (ведущие университеты); риск необоснованного вмешательства государства в управление российской высшей школой на всех уровнях; риск неспособности создать благоприятную систему управления в российских вузах, которая способствовала бы развитию талантов и привлечению ведущих ученых, профессоров и одаренных обучающихся. Проведен анализ ряда управленческих решений федерального уровня. Ряд решений не выполнен по срокам и по количественным показателям. Так средняя заработная плата учителей в школах на 1 января 2016 года в 28 регионах России оказалась ниже средней заработной платы в этих регионах; доля затрат на исследования и разработки в России за 2015 год составила лишь 1,1% от ВВП, что в 2,5 раза ниже, чем в США, в 3,5 раза ниже, чем в Республике Корея; в 2–2,5 раза ниже, чем во Франции и Германии. В ряде крупных управленческих решений по развитию высшей школы отсутствуют четкие цели и обоснование решений, не описана проблемная ситуация, отсутствует научная экспертиза осуществимости решения. В развитии высшей школы в целом сегодня существует возможность реализации системных рисков, что будет иметь неблагоприятные последствия для всей экономики.
Профессор Клейман А.А. в докладе на тему «Совершен­ствование управления санаторно-курортным комплексом региона» осветил проблемы совершенствования управления санаторно-курортным комплексом региона. Отметил, что санатории расположены по всей стране, и для многих городов, районов и даже регионов они могут стать основой для роста экономики, совершенствования транспортной инфраструктуры, сервисных услуг, но развитие в этой сфере сдерживается низким уровнем материально-технической базы большинства здравниц. По этой причине сейчас не используется почти 46% площадей государственных санаториев. В основном это собственность регионов. В связи с этим нам нужна полноценная, всесторонне продуманная стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны, которая определяла бы приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных средств в эту сферу. Одна из ключевых задач — создание благоприятной инвестиционной среды в курортных территориях. В регионе с целью активного развития санаторно-курортной деятельности и лечебно-оздоровительного туризма были приняты программы по интенсификации работы санаторно-курортного комплекса. Например, «Концепция развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан». Кроме этого, было принято постановление «О программе развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002–2018 гг.». В настоящее время разработана «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 г.», которая включает в себя раздел по развитию санаторно-курортной деятельности региона.
Серьезной проблемой в деятельности санаторно-курортного комплекса Уральского экономического района и, в частности Республики Башкортостан, является наполняемость санаториев. Дан ряд предложений по совершенствованию управления и развитию санаторно-курортного комплекса региона. В том числе: рассмотреть возможность предоставления на региональном уровне льготных условий по выплате налогов на прибыль, имущество и земельные участки, повышение внимания региональных властей к развитию отрасли, внедрению новых лечебно-оздоровительных программ; активное участие в развитии регионального санаторно-курортного комплекса фондов обязательного социального страхования, негосударственных пенсионных фондов и страховых медицинских компаний; усиление государственного контроля над рациональным использованием природно-лечебных ресурсов регионов; развитие курортной и туристской инфраструктуры; совершенствование квалификации персонала; координация деятельности санаторно-курортных организаций и лечебных учреждений по профилактике заболеваний и реабилитации пациентов; уменьшение негативного влияния разобщенности санаторно-курортных организаций, обусловленной их ведомственной принадлежностью и недоступностью для всех групп населения.
Профессор Усик Н.И. в докладе на тему «Анализ эффективности нормативно-правового регулирования государственного заказа « осветила основные проблемы анализа эффективности нормативно-правового регулирования государственного заказа в медицинских учреждениях, имеющих важное социальное значение. Так в сфере госзакупок в некоторых лотах присутствует нелогичное либо необоснованное сочетание медикаментов и расходных материалов, что резко снижает интерес к ним поставщиков. Возникает также проблема игнорирования аукционов поставщиками. По некоторым непривлекательным для них позициям поставщики игнорируют аукцион. Это, в свою очередь, приводит к невозможности приобретения больницами и поликлиниками необходимых в работе средств. Предложен ряд мер: ускорение процедуры торгов; укрупнение лимитов по форматам закупки; упразднение лотов с возвратом к возможности использования торговых наименований, формирование лотов по анатомо-фармакологическим группам; преодоление временного дефицита лекарств и расходников в стационарах вследствие существующих сегодня дефектов администрирования закупок.
Профессор Федотова Р.Н. в докладе «Управление финансовыми резервами социально-экономического развития регионов на макроуровне» рассмотрела управление финансовыми резервами социально-экономического развития регионов на макроуровне. Значительную опасность для российской экономики по-прежнему несет усиление геополитической напряженности в мире, что может дополнительно затруднить доступ российских компаний к мировому рынку капитала, привести к ослаблению рубля и новому витку повышения потребительских цен, снижению деловой и потребительской активности. Кроме того, сохраняется опасность нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также реализации ограничений, направленных на снижение энергетической зависимости стран Европы от поставок из России. Данные факторы могут снизить ожидаемую динамику ВВП. Большая неопределенность существует вокруг цены на нефть. При дальнейшем падении цены на нефть ниже прогнозируемой может произойти ослабление курса рубля, ускорятся инфляция и отток капитала, произойдет ослабление инвестиционной активности, снизятся доходы населения, потребительский спрос. Еще одной опасностью является инфляционный риск — недостижение запланированного уровня инфляции. На российскую экономику и бюджетную систему по-прежнему будет оказывать значительное влияние демографический фактор, который связан с сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, старением населения. Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий и создания эффективной системы управления рисками. Рекомендуется повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования; создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг; совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере; обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений.
Доцент Благов Ю.Е. рассмотрел корпоративную социальную деятельность как систему создания ценности.
Доцент Кайсарова В.П. в докладе на тему «Оценка деятельности государственных служащих как внутренний резерв развития региона (на примере таможенной службы города Выборга)» осветила методологические проблемы оценки деятельности государственных служащих как внутренний резерв развития региона на примере таможенной службы г. Выборг. В рамках анализа концептуальных основ оценки деятельности государственных служащих был сделан вывод о том, что эффективность работы в органах государственной власти не может оцениваться как чисто экономическая категория из-за специфики деятельности персонала и содержания самого процесса работы. Важно учитывать степень реализации целей и задач как органа власти в целом, так и отдельного сотрудника. Серьезной недоработкой является недостаточное использование информационных технологий в процессе оценки деятельности сотрудников. Их внедрение позволяет упростить автоматизируемые процессы, увеличить их скорость, а также решить большинство из выявленных нами проблем (например, снизить влияние человеческого фактора). Разработана и предложена руководству Северо-Западного управления таможенной службы компьютерная симуляция информационной системы «Персональный учет результатов деятельности» для сотрудников органов таможенной службы г. Выборга».
В ходе конференция прошла дискуссия по проблемам использования внутренних резервов в регионах РФ.
Участники конференции выразили благодарность организаторам конференции и рекомендовали проводить такие конференции в дальнейшем.
По результатам конференции сформирован сборник материалов конференции для электронного издания в СПбГУ: «Актуальные проблемы менеджмента: управление внутренними резервами развития регионов в РФ» / Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 11 ноября 2016 г. Изд-во: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016. ISBN 978-5–288-05706-9. Сборник размещен на сайте https://dspace.spbu.ru/handle/11701/5838.
Материалы конференции планируется использовать в учебном и научном процессах и направить в регионы для дальнейшего использования.
На конференции было также обеспечено взаимодействие кафедры с Владимирским государственным университетом им. А.Г., Н.Г. Столетовых (ВГУ) в рамках договора между СПбГУ и ВГУ:
1. Участие в Программном комитете приняла член Программного комитета Филимонова Н.В., профессор Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
2. В сборнике материалов конференции представлены материалы докладов к.э.н., доцента Ловкова Е.С. и магистрантов Владимирского государственного университета им. А.Г., Н.Г. Столетовых.
Нам представляется целесообразным сформулировать ряд выводов и рекомендаций по наиболее важным направлениям конференции:
1. Управление внутренними ресурсами регионов представляет собой важную, но недостаточно исследованную проблему, от решения которой зависит эффективность и устойчивость экономики РФ в целом. В настоящее время возможности привлечения регионами внешних ресурсов все более сокращаются, что связано с действием ряда факторов: дефицитом бюджета, вместо его профицита, как это было в прошлые годы, сокращением затрат по основным статьям бюджета РФ, старением техники и технологий, инфраструктуры, необходимостью модернизации систем жизнеобеспечения, замедлением роста предпринимательства, ухудшением перспектив пенсионного обеспечения.
При этом с каждым годом регионам РФ требуется все больше средств для обеспечения темпов экономического развития, обновления инфраструктуры, решения социальных проблем. Но во многих регионах, по-прежнему, сохраняется ориентация на развитие за счет внешних источников финансирования, как это было в прошлые периоды. Внутренние же ресурсы остаются большей частью недоиспользуемыми и вне внимания руководителей различных уровней управления регионов.
2. В регионах остается нерешенной проблема преодоления низкого уровня инновационной деятельности по сравнению с регионами — мировыми лидерами. Под видом модернизации средства часто направляются на замену изношенного оборудования, выпускающего не инновационную, устаревшую продукцию. Мало используются такие важные инновационные резервы развития как биотехнологии, возобновляемые источники энергии (ветровые, водные, биомассы), инновации в строительстве, промышленности, образовании. Бизнес все еще не заинтересован в использовании научных ресурсов регионов, в том числе ресурсов знаний университетов и их научного потенциала, что существенно могло бы повысить его эффективность.
3. Сложность формирования сбалансированной региональной политики государства определяется большим числом и разнообразием субъектов власти, решающих эту задачу. В составе РФ функционируют 85 субъектов федерации и более 22,4 тыс. муници­пальных образований. Федеральный закон №  172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» практически не обеспечен необходимыми научно-методическими и научно-исследовательскими разработками. В связи с этим необходимо государственное финансирование научных исследований по научно-методическому обеспечению стратегического управления развитием регионов РФ.
4. Необходимо включить в планы регионов новые целевые программы поиска и стимулирования их внутренних резервов, которые сегодня отсутствуют. Также необходима разработка новых маркетинговых стратегий развития и продвижения регионов, пересмотр и изменение существующих неэффективных концепций продвижения регионов как инвестиционно привлекательных территорий, учет новых глобальных трендов развития, пересмотр направлений инвестирования и отказ от проектов, не дающих ощутимых результатов. Следует перейти к стратегическому бенчмаркингу эффективности регионов РФ, сравнивая их результаты с наиболее развитыми регионами мира, не ограничиваясь сравнением внутри страны.
Условием решения проблемы использования внутренних резервов регионов является ускоренная переподготовка руководителей, управленческих работников и специалистов регионов в области стратегического менеджмента и стратегического маркетинга с помощью ведущих российских университетов, в том числе СПбГУ.
5. Следует постоянно анализировать и использовать опыт других стран в решении проблем развития. В том числе следует тщательно изучить опыт Японии в области повышения качества жизни в условиях снижения темпов экономического роста, привлечения и закрепления молодежи в регионах, создании инфраструктуры нового типа.
6. В развитии городов регионов целесообразно использовать концепцию «умного города». При этом необходимо соразмерять поставленные цели и доступные ресурсы для их достижения. Сегодня в ряде городов развиваются крупные проекты с неопределенными сроками окупаемости и неясными результатами, требующие крупных инвестиций, превышающих экономические возможности регионов, что в итоге ведет к потере дефицитных ресурсов и снижению темпов экономического роста регионов.
7. В управлении развитием высшей школы увеличиваются системные риски развития, включающие необоснованный выбор важнейших и приоритетных точек роста для развития российской высшей школы, чрезмерное вмешательство государства в управление российской высшей школой на всех уровнях, неспособность создать свою собственную благоприятную систему управления в российских вузах, которая способствует развитию талантов, формированию коллективов преподавателей материально и морально мотивированных в эффективном развитии.
Материальное стимулирование преподавателей необходимо увеличить с учетом их квалификации выше среднего уровня оплаты труда в промышленности. Годовые контракты не стимулируют эффективный труд, препятствуют развитию перспективных работ.
Рекомендуется ввести дифференцированные сроки контрактов. Минимальный срок — 3 года для молодых преподавателей, 5 лет для работников со стажем более 10 лет. Для профессоров и доцентов, имеющих большое значение для научных школ университетов и с учетом опыта других стран, в том числе США, целесообразно ввести пожизненные контракты. Необходима минимизация рисков развития высшей школы на основе разработки стратегии развития высшей школы.
8. В целях успешного развития социально-экономической сферы регионов следует:
– разработать методику оценки возможностей регионов по использованию внутренних ресурсов, в том числе, в области развития и поддержки инновационного предпринимательства;
– создать механизмы открытой объективной оценки приоритетов социально-экономического развития и соответствующих проектов, которые будут отклонять неэффективные и не отвечающие интересам регионов проекты и, наоборот, создавать условия для внедрения наиболее эффективных и конкурентоспособных;
– разработать целевые региональные программы внедрения и создания инноваций по наиболее важным направлениям развития;
– создать региональные инновационные программы, обеспечивающие экономический рост преимущественно за счет инноваций;
– внедрить системы оценки и продвижения кадров, способных обеспечить экономический рост, профицит бюджетов и инновационное развитие в администрациях регионов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия