Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Юань Чжэн
аспирант кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского
государственного университета промышленных технологий и дизайна


О некоторых вопросах развития легкой промышленности в условиях глобализации
В статье рассматриваются вопросы развития легкой промышленности, как отрасли национальной экономики, и предлагаются методы, подходы и механизмы поддержки национальных производителей в условиях, когда характер глобализационных процессов приобретает все более неконтролируемый характер
Ключевые слова: легкая промышленность, национальный производитель, глобализация
УДК 338.45; ББК 65.011.4   Стр: 293 - 294

Исчерпание возможностей развития мировой экономики в рамках концепции глобализма в нынешнем его виде предопределяет переход мировой экономики к новой модели. Отличительной чертой этой модели является защита национальных интересов, в первую очередь национального производителя. В рамках этой концепции каждая страна вынуждена будет формировать свою экономическую и промышленную политику исходя из сохранения рабочих мест и привлечения бизнеса, который призван не только насытить внутренний рынок, но и минимизировать безработицу, с одной стороны, а с другой — форсировать экспорт той продукции, по которой у страны имеется конкурентное преимущество. С этой точки зрения легкая промышленность является весьма привлекательным сектором экономической деятельности, так как является важнейшим многопрофильным сектором экономики.
Деятельность предприятий легкой промышленности предопределяется следующими особенностями:
– продукция предприятий легкой промышленности является товарами длительного пользования;
– использование товаров легкой промышленности конечными потребителями носит сезонный характер;
– товары легкой промышленности подвержены скорее моральному, чем физическому износу, что определяет необходимость быстрого обновления номенклатуры выпускаемой продукции;
– конечный потребитель согласен платить более высокую цену за известность производителя товара, что должно свидетельствовать о высоком качестве продукции;
– конечный потребитель заинтересован в оригинальности продукта, что снижает серийность выпуска и требует большего разнообразия продукции;
– производство продукции легкой промышленности является крупносерийным;
– при переходе от одной серии к другой, как правило, не требуется обновления или модернизации производства;
– доля издержек на оборудование в себестоимости уменьшается для единицы продукции из натуральных волокон в связи с ростом цен на сырье и уменьшается для продукции из искусственных волокон в связи с опережающим ростом цен на оборудование.
В то же время в рамках национальной экономики развитие легкой промышленности:
– способствует увеличению занятости экономически активного населения, так как продукция этой промышленности является трудоемкой;
– непосредственно удовлетворяет потребности населения и способствует развитию производства товаров производственного назначения, так как производит необходимые компоненты для этих товаров;
– стимулирует рост потребления и объема производства;
– способствует экономическому росту, позволяя быстро увеличить национальный доход и экспорт;
– обеспечивает наполняемость бюджета, что способствует социальной стабильности общества.
Что касается предпринимательского сектора, то для него этот сегмент промышленной деятельности:
– является высокорентабельным и привлекательным в сфере инновационного развития;
– может быть размещен на любой территории, т.к. отсутствуют существенные ограничения по энергоресурсам и транспортной доступности;
– характеризуется относительной стабильностью, несмотря на острую конкуренцию, существование рыночных ниш, обеспечивающих выход на рынок;
– пользуется поддержкой законодательных и исполнительных территориальных органов власти, заинтересованных в росте занятости экономически активного населения.
Большая часть рынка легкой промышленности работает на индивидуального потребителя, его платежеспособность и предпочтения, ориентируется на доступность товаров, их качество и дизайн, а также предпродажное обслуживание и рекламу.
С точки зрения эффективности работы легкой промышленности, важным является сохранение в объеме выпуска доли товаров народного потребления [1]. Таким образом, отрасль является привлекательным сегментом рынка и с чисто финансовой точки зрения, и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса. Однако, как показывает практика многих развивающихся стран, весьма значимой для отрасли является проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых, например, в России, более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта, и достигает 43% [1].
В попытках конкурировать с теневой экономикой, контрабандной и контрафактной продукцией отечественные производители вынуждены идти на снижение цен, следствием которого является ухудшение качества товара, снижение спроса, уменьшение прибыли и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней власти. Кроме того, такая недобросовестная конкуренция может вести к снижению занятости трудоспособного населения и платежеспособности потенциальных потребителей. Поэтому, руководствуясь защитой национальных интересов, государство должно стремиться развивать внутренний рынок за счет поддержки отечественного производителя, регулируя импорт, который должен, прежде всего, дополнять национальный рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров, устанавливая добросовестную конкуренцию. В то же время необходим доступ на национальный рынок и иностранных производителей, чтобы избежать монополизма, следствием которого могут быть такие негативные последствия, как завышение цен, снижение качества.
Серьезной проблемой для отрасли является своевременное оснащение новым оборудованием и обновление технологии и организации производства, его автоматизация за счет собственных и привлеченных средств предприятий. На заседании президиума Государственного совета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников», которое состоялось 20 июня 2008 г, подчеркивалось, что в развитых странах коэффициент обновления оборудования в среднем составляет 15–17% в год, т.е. период амортизации оборудования гораздо меньше 10 лет. В развивающихся странах, например в России, коэффициент обновления оборудования на российских предприятиях составляет 3–4% в год [2]. Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей. С другой стороны, обновление оборудования способствует развитию отечественного машиностроения, тем самым также способствуя увеличению темпов экономического развития страны. Целью обновления является снижение издержек, повышение рентабельности и конкурентоспособности предприятий отрасли. Эта политика должна быть тесно связана с инвестиционной поддержкой со стороны государства, заинтересованного в развитии легкой промышленности. Устаревание производственно-технологической базы предприятий легкой промышленности приводит к снижению объема продаж, а значит и объемов выпуска и, как следствие, потере доли рынка. Кроме того, такая техническая политика свидетельствует об отставании в уровне организации производства, слабом уровне менеджмента и управления предприятиями, неэффективной работе маркетинговых служб предприятий, слабой кадровой политике, приводящей к потере компетенций персонала, росту текучести кадров.
Отсутствие динамичного развития легкой промышленности приводит к негативным последствиям и в других отраслях, таких как сельское хозяйство, машиностроение, химическая промышленность (производство сырья, красителей, текстильно-вспомогательных веществ (ТВВ)). Отставание в развитии легкой промышленности приводит к увеличению себестоимости из-за роста энергетических затрат для эксплуатации устаревшего оборудования. Как следствие наблюдается рост импорта продукции не только легкой, но и других отраслей промышленности.
Проведенный нами анализ динамики развития сектора за последние пять лет показал, что низкий по сравнению с передовыми странами уровень инновационной и инвестиционной деятельности в легкой промышленности обусловлен:
– отсутствием необходимых инвестиций для проведения модернизации предприятий легкой промышленности на основе новых «прорывных» инновационных технологий, касающихся, как продукции, так и производства;
– сокращением объема финансирования НИОКР, приводящего к снижению результативности научно-исследовательских разработок, а также потере научных кадров, способных генерировать нововведения (научные разработки способствуют созданию новой технологической основы, которая стимулирует расширение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции);
– низким уровнем освоения в промышленности результатов научных разработок и инноваций, что отрицательно сказывается на издержках, рентабельности, объеме выпуска и обновлении ассортимента продукции.
Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности для национальной экономики, а также масштабы и глубину системных проблем, необходимо, на наш взгляд, применение следующих методов и механизмов их решения:
– совершенствование законодательной базы в сфере производства, торговли, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, взаимодействия отраслей легкой промышленности с поставщиками сырья и оборудования;
– поддержка государственных институтов при проведении технического перевооружения и модернизации производства;
– поддержка развития как отраслевой науки и ее научно-экспериментальной базы, так и осуществления проектов развития предприятий отрасли;
– законодательная защита отечественных товаропроизводителей от контрабандной и контрафактной продукции, создание условий для эффективного функционирования цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры;
– своевременное совершенствование таможенно-тарифного законодательства для расширения торгово-экономического сотрудничества при уточнении перечня стран, пользующихся тарифными преференциями в одностороннем порядке [3].
Большинство стран уделяют особое внимание развитию легкой промышленности, оказывая ей существенную инвестиционную поддержку. С этой целью необходимо уделять постоянное внимание совершенствованию законодательства, обеспечивающего эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти с предпринимательскими и финансовыми структурами, для мониторинга и развития сферы деятельности малого и среднего бизнеса, включая легкую промышленность.
Для совершенствования системы достижения цели в легкой промышленности России, на наш взгляд, необходимо определить ряд задач, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.
Первая задача затрагивает решение проблем развития легкой промышленности и заключается в определении перечня перспективных стратегических зон хозяйствования [4], прогноза их емкости, а также возможной доли, на которую рассчитывает предприятие. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) — отдельный сегмент рынка, характеризующийся однородностью запросов потребителей с точки зрения определенной продукции, на котором предприятие осуществляет или намеревается осуществлять реализацию своей продукции.
Вторая задача заключается в определении видения [5] предприятий, т.е. такого состояния предприятия, которое в наибольшей степени соответствует потребности рынка в объеме и ассортименте выпуска его продукции в соответствии с прогнозируемым спросом. При этом, в соответствии с концепцией перехода от узкой специализации к вертикальной интеграции по цепочке добавленной стоимости предполагаемых к выпуску продуктов, предприятия могут включать несколько бизнес-единиц, каждая из которых специализирована на одной из операций. Результаты выполнения этих операций должны обеспечивать выполнение последующих операций цепочки добавленной стоимости.
Третья задача состоит в определении такой инвестиционной и инновационной политики, которая обеспечит эволюционное преобразование архитектуры предприятия в соответствии с видением из текущего состояния, исходя из минимизации привлекаемых инвестиций.


Литература
1. Литвинова А.Г. Проблемы развития легкой промышленности в РФ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2012.
2. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников» http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/486 (Дата обращения 01.02.2017).
3. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010 г.)
4. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 2013. — 285 с.
5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Стратегическое виденье и стратегия предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. — 2011. — № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия