Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (62), 2017
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ашурова Г. А.
ст. научный корректор Научного центра Азербайджанской Национальной Энциклопедии (г. Баку),
диссертант Института экономики Академии наук Азербайджанской Республики


Некоторые вопросы оценки конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается необходимость поэтапной оценки конкурентоспособности предприятия в комплексном виде, которая формируется под влиянием множества факторов, критериев и показателей оценки, обеспечивающих возможность выживания и развития предприятия на конкурентном рынке
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, оценка конкурентоспособности
УДК 330.145; ББК 65,291, 572   Стр: 295 - 297

На современном этапе развития мировой экономики углубление процессов глобализации ведет к формированию новой экономики, особенностями которой являются концентрация товарных рынков в руках больших компаний, рост влияния финансовых ресурсов в формировании конкурентоспособного производства, наблюдается повышение роли банков и финансовых организаций в стабильном устойчивом развитии предприятий, усиливается конкуренция на товарных рынках. Существенно изменяется деятельность предприятия, совершенствуется процесс управления, более широко используются достижения научно — технического прогресса в виде инноваций. В этой связи, весьма важным для каждого предприятия является вопрос оценки конкурентоспособности, которая позволяет предприятию определить свое положение на товарном рынке, стратегию и тактику своей деятельности, применять эффективные стратегии развития.
Следует отметить, что в экономической науке отсутствуют единые подходы, единая методология оценки конкурентоспособности предприятия. Также сложились разные подходы к определению факторов формирования конкурентоспособности предприятия, характеризующих показатели и критерии оценки. В этой связи, процесс оценки конкурентоспособности предприятия, привлекает все больше внимание специалистов и ученых. На наш взгляд, при оценке конкурентоспособности предприятия в основу должны браться не факторы, влияющие на ее формирование, а показатели ее характеризующие. Чтобы определить эти показатели, необходимо выяснить, что дает предприятию конкурентоспособность и какой при этом конечный результат достигается. Для этого каждый показатель, характеризующий конкурентоспособность предприятия должен оцениваться в отдельности.
Необходимо также оценить степень влияния отдельных факторов на формирование конкурентоспособности предприятия. Это дает предприятию возможность определить, за счет каких факторов была достигнута конкурентоспособность, оценить потенциальные возможности, слабые и сильные стороны своей деятельности, изменить свое поведение на рынке, применять соответствующие стратегии для получения конкурентного преимущества.
Важным условием оценки конкурентоспособности предприятия является правильное определение и оценка показателей, характеризующих конкурентоспособность. Для определения таких показателей в экономической литературе существует много различных подходов. Ряд специалистов отмечают четыре группы показателей или критериев конкурентоспособности предприятия [6,7]:
1. Эффективность производственной деятельности предприятия.
2. Финансовое состояние предприятия.
3. Организация продажи и продвижение товаров.
4. Конкурентоспособность товара.
К первой группе относят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных расходов, эффективность использования основных фондов, рентабельность продукта, производительность труда и др.
Ко второй группе относят эффективность управления оборотными средствами, отсутствие зависимости от внешних финансовых источников, платежеспособность и др. К третьей группе — показатели, характеризующие эффективность управления сбытом и продвижения товаров. К четвертой — показатели, характеризующие конкурентоспособность товара.
Некоторые показатели и критерии этой системы выступают как факторы, влияющие на их формирование, другие — как факторы, характеризующие конкурентоспособность предприятия и товара, позволяющие оценить конкурентоспособность. В условиях конкуренции на товарных рынках конкурентоспособность предприятия можно оценивать как эффективное осуществление хозяйственной деятельности и достижение прибыльного результата. Эффективная деятельность предприятия обеспечивается комплексным влиянием всех средств, имеющихся у предприятия и характеризуетсярядом показателей, которые необходимо проанализировать и учестьпо отдельности.
Наличие множества показателей и критериев, характеризующих конкурентоспособность предприятия, привело к тому, что в экономической литературе сформировалось много различных подходов к ее оценке.
Из существующих подходов к оценке конкурентоспособности самым оптимальным, на наш взгляд, является подход Т. Философовой, где сводными показателями оценки конкурентоспособности предприятия являются объем продаж и сумма прибыли. В самом деле, данные показатели больше чем другие характеризуют эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Однако правильного результата можно добиться лишь тогда, когда эти показатели рассматриваются как в целом по предприятию, так и по отдельным товарам.
Одновременно следует отметить, что показатель объема продажи в индивидуальном порядке не всегда может охарактеризовать конкурентоспособность предприятия. Этот показатель может считаться эффективным лишь тогда, когда он сопровождается ростом или сохранением достигнутого уровня доли рынка. Так как даже при сохранении достигнутого уровня продажи или определенного его роста, доля рынка предприятия может уменьшаться. В этой связи, показатель доли рынка предприятия выступает как показатель оценки конкурентоспособности предприятия, нежели, как фактор его формирования.
Многие ученые, при оценке конкурентоспособности предприятия в основу берут конкурентоспособность товара как показателя, характеризующего его и как один из основных методов оценки [2, 5, 7]. При этом к определению показателей, характеризующих конкурентоспособность товара, выбору и применению методов оценки конкурентоспособности, применяются разные подходы. Для оценки конкурентоспособности предприятия, в основном, применяются:
1. метод, основанный на конкурентоспособности товара;
2. метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
Сущность первого метода заключается в том что, производственное предприятие считается конкурентоспособным тогда, когда его продукты являются конкурентоспособными. Показателем оценки конкурентоспособности товара при этом считается оптимальный уровень сравнения ценовых и качественных характеристик товара. Следовательно, в этом случае, основными показателями оценки конкурентоспособности товара являются цена и качество товара. Недостаток этого метода заключается в том, что показатели характеризующие конкурентоспособность предприятия значительно ограничиваются.
На наш взгляд, при оценке конкурентоспособности товара также целесообразно использовать те же два показателя — объем продажи и сумму прибыли. При этом, объем продажи, как отмечалось выше, должен рассматриваться вместе с долей рынка товара, а сумма прибыли с уровнем рентабельности продукции. Такой подход обоснован тем, что, во-первых, качество и цена товара выступают как факторы, формирующие конкурентоспособность товара, нежели как основные показатели оценки конкурентоспособности. Во-вторых, на товарном рынке на объем продаж качественного товара оказывают влияние множество факторов: иногда даже качественный товар может быть слабо реализован, поэтому, быть качественным не значит быть конкурентоспособным. В-третьих, предприятия, на свои качественные товары могут установить различные цены, следовательно, на качественный товар не всегда устанавливается высокая цена.
Предприятие при определении цен может поставить перед собой разные цели: максимизацию прибыли или увеличение объема продаж. В этих случаях применяются разные стратегии цен. В связи с этим, на наш взгляд, нецелесообразно считать цену показателем оценки конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность предприятия может существовать более длительный период, нежели конкурентоспособность его товара. Конкурентоспособность товара под влиянием научно-технического прогресса и других внешних факторов может быстро меняться и охватывать довольно короткий период времени. Кроме того, каждый товар имеет свой жизненный цикл, а значит, период конкурентного преимущества товара на рынке тоже ограничен. Товар в течение определенного периода времени утрачивает свое рыночное положение и с входом в кризисный период у предприятия начинаются сбытовые проблемы: товар начинает терять свою конкурентоспособность и для разрешения возникших проблем предприятие принимает соответствующие действия. Одновременно, несмотря на возникшие проблемы в связи с потерей конкурентоспособности товара предприятие, в большинстве случаев сохраняет свою конкурентоспособность.
Сущность метода, основанного на теории эффективной конкуренции, заключается в том, что, предприятие считается конкурентоспособным, если деятельность всех его подразделений организована лучше и является более эффективной. Оценка эффективности работ этих подразделений предусматривает оценку эффективности использования ими ресурсов. Эффективность использования ресурсов, в свою очередь, рассматривается в рамках организации бизнес-процессов. С этой точки зрения, показатели, характеризующие эффективность основных бизнес-процессов принимаются как показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия. Основными бизнес-процессами предприятия являются маркетинговые, производственно-технологические, финансово-экономические и организационные. По каждому из этих видов бизнес-процессов имеются многочисленные показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия. Однако большинство из них являются производными, рассчитанными на основе тех показателей, которые характеризуют результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Оценка конкурентоспособности предприятия является сложным процессом, охватывающим многочисленные показатели. При оценке конкурентоспособности предприятия учитывается производство и реализация конкурентоспособного товара, характеризующая его сильное рыночное положение, анализируются способность эффективного использования финансовых, производственных, маркетинговых, организационных и трудовых ресурсов, возможность проведения эффективной хозяйственной деятельности и достижения его прибыльного результата.
Таким образом, это позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность предприятия формируется под влиянием множества факторов и существует много критериев и показателей его оценки. Это, в свою очередь, делает необходимым осуществлять оценку поэтапно, в комплексном виде рассматривать ее как процесс. Процесс оценки конкурентоспособности предприятия можно рассмотреть на рис.1.
В первую очередь, определяются основные показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия, а затем эти показатели и производные от них анализируются. Следует отметить, что производных показателей оценки конкурентоспособности предприятия достаточно много. Основными из них являются доля рынка, рентабельность продажи и производительность труда, производные от объемов продажи, а также, уровень рентабельности, рентабельность производства и продукта, платежеспособность, производные от суммы прибыли.
Рис.1. Процесс оценки конкурентоспособности предприятия
После анализа данных показателей, на очередном этапе процесса оценки конкурентоспособности предприятия осуществляется анализ факторов, формирующих конкурентоспособность. С учетом множества этих факторов и индивидуального влияния каждого из них на формирование конкурентоспособности, очень важно оценить их влияние в отдельности.
При этом на длительный период целесообразно обеспечить сохранение влияния на конкурентоспособность тех факторов, которые оказывают на нее сильное влияние, а факторы, слабо влияющие на конкурентоспособность использовать как резервные источники повышения конкурентоспособности предприятия.
На последнем этапе процесса оценки конкурентоспособности предприятия выбираются и применяются методы оценки конкурентоспособности. При выборе методов учитываются результаты анализа факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности. При этом следует отметить, что если при формировании конкурентоспособности предприятия большую роль сыграла конкурентоспособность товара, то необходимо использовать метод, основанный на конкурентоспособности товара. Но если формирование конкурентоспособности предприятия произошло за счет хорошей организации деятельности всех его подразделений, то в этом случае целесообразно применять метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
При высокой роли маркетинговых стратегий в формировании конкурентоспособности предприятия, использование качественных методов (SWOT-анализ, матрица Мак-Кинзи, метод группы Бостон-Консалтинг) считается более эффективным.
После выбора метода оценки конкурентоспособности предприятия, на его основе проводят расчеты и определяют интегральный показатель конкурентоспособности. По всем этапам процесса оценки конкурентоспособности предприятия, полученные результаты комплексно анализируются, и затем выводится общий результат. Таким образом, оценку конкурентоспособности предприятия целесообразно определить на основе двух показателей: объема продаж и суммы прибыли, с учетом других производных показателей, в комплексе.
Для более четкой оценки конкурентоспособности предприятия очень важно определить конкурентное преимущество предприятия по сравнению с конкурентами по каждому основному фактору, формирующему конкурентоспособность. С этой точки зрения, используя средние показатели по каждому фактору, формирующему конкурентоспособность, анализируется — какое предприятие имеет большее конкурентное преимущество. После этого, по отдельным факторам, используя средние показатели в интервале 1–10, определяются индивидуальные рейтинги предприятий. Далее, по факторам конкуренции сводятся индивидуальные рейтинги предприятий и конкурирующие на рынке предприятия по уровню своего рейтинга, классифицируются. Предприятие, имеющее самый высокий общий рейтинг, считается имеющим сильное рыночное положение и конкурентное преимущество. Оно считается более конкурентоспособным, если между уровнем его общего рейтинга и рейтинга предприятий-конкурентов имеется большая разница [5, с.249].
Следует отметить, что между факторами, формирующими конкурентоспособность предприятия и показателями, ее характеризующими, имеется взаимосвязь. Иногда один и тот же фактор может выступать как формирующий конкурентоспособность, так и ее характеризующий (конкурентоспособность товара, цена, качество, доля рынка и др.). Именно это осложняет вопрос оценки конкурентоспособности предприятия и делает необходимым комплексно подходить к его изучению.
На современном этапе большинство стран интегрированы в мировую экономическую систему и в таких условиях местные производственные предприятия вынуждены обеспечить конкурентоспособность не только на уровне местного рынка, но и на международном уровне. Если предприятие не входит на международные рынки, то на местном рынке оно все же встречается с конкуренцией иностранных фирм. Значит, предприятие, осуществляющее деятельность на внутреннем рынке должно обратить внимание на международный уровень конкурентоспособности и должно обеспечить соответствие международному уровню не только конкурентоспособностью товара, но и других бизнес-проектов.
Таким образом, усиление процесса глобализации экономики, борьбы за рынок, развитие научно–технического прогресса значительно увеличивает роль и значение конкурентоспособности на всех уровнях, превращает его в один из основных факторов, обеспечивающих развитие рыночной экономики.


Литература
1. Антипова О.В. Теоретико-методические аспекты оценки конкурентоспособности хольдинговых структур. — М.: Креативная экономика, 2012.
2. Левшина О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. Изд. Юриспруденция, 2011
3. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учеб. Пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
4. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 1996. — №3. — С 33–39.
5. Философова Т.Г., Быков В. Конкуренция, инновация, конкурентоспособность. Изд. Юниити-Дана, 2012.
6. Царев В.В., Контаревич А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология. — М.: Юниити-Дана, 2011.
7. Юсупов А.А. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе инноваций: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.э.н. — Казань, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия