Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Симченко Н. А.
заведуюший кафедрой экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь),
доктор экономических наук

Цёхла С. Ю.
заведуюший кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук

Романюк Е. В.
доцент кафедры экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук


Институт социальной ответственности в регулировании интересов работодателей и работников на рынке труда
В статье уточнено определение «институт социальной ответственности». Исследованы сущностные характеристики социальной ответственности работодателей и наемных работников на рынке труда. Проведен анализ некоторых показателей, характеризующих социально ответственное регулирование на рынке труда Республики Крым. Выделены основные структурные составляющие института социальной ответственности. Предложены направления концепции формирования института социальной ответственности в регулировании интересов работодателей и работников на рынке труда, которые могут быть полезны при разработке государственной политики занятости
Ключевые слова: институт социальной ответственности, рынок труда, работники, работодатели, концепция
УДК 331.5.024; ББК 65.012.22   Стр: 30 - 34

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью роли института социальной ответственности в регулировании перманентных трансформаций на рынке труда. Эффективно функционирующий, цивилизованный и гибкий рынок труда – это одно из важных условий развитой и успешной экономики государства. Направленность функционирования института социальной ответственности на рынке труда в значительной степени определяет развитие дальнейших социально-трудовых, экономических отношений между наемными работниками и работодателями. Институт социальной ответственности ориентирован на обеспечение ответственного отношения работодателей и наемных работников к выполнению своих функций и трудовых обязанностей с целью роста производительности труда и снижения социальной напряженности.
Целью данной статьи является исследование сущностных характеристик института социальной ответственности в регулировании интересов наемных работников и работодателей на рынке труда.
Вопросами институционального регулирования рынка труда занимаются многие ученые, среди которых следует выделить: Асаула А.Н. [1], Биксину Н.А. [2], Дармава Я.Б. [3], Дырхеева А.В. [3], Змияка С.С. [4], Золина И.Е. [5], Мухторову У.К. [6], Немерюка Е.Е. [7], Рассадину И.И. [10], Строеву Г.Н. [12], Шахову И.В. [15] и других.
По мнению Строевой Г.Н., социальные институты рынка труда характеризуются направленностью на регулирование занятости населения, отношений между работодателями и наемными работниками, а также на хранение и переработку информации о состоянии рынка труда [12, c. 91]. Хохидра С.В. проводит анализ следующих институциональных структур, к которым относит: систему трудового законодательства, регламентирующую условия найма, оплаты и увольнения наемных работников; различные учреждения и службы регулирования занятости; государственные программы в области труда и занятости; профсоюзы и другие организации наемных работников различных уровней [14, c. 201].
По нашему мнению, институт социальной ответственно­сти включает в себя определенные институции в виде правил, норм, традиций, ценностей, определяющие трудовое поведение и согласованное сотрудничество между основными субъектами рынка труда, а также представляет социальную систему конкретных структур, обеспечивающих организацию, руководство, контроль и надзор за социально-трудовыми отношениями наемных работников и работодателей. В основе деятельности института социальной ответственности лежит дифференцированный подход к различным категориям наемных работников и работодателей, учитывающий ряд социальных, правовых, демографических, экономических и иных признаков. На современном этапе развития рынка труда работодатели и наемные работники находятся не в равных условиях, как и различные группы наемных работников по отношению друг к другу. В связи с этим ключевая функция института социальной ответственности заключается в регулировании и контроле социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, обеспечивая равные возможности по уровню качества жизни. Социально ответственное регулирование рынка труда позволит преодолеть скрытую и хроническую безработицу, минимизировать случаи нарушения социально-трудовых прав трудящихся. Наемные работники должны быть удовлетворены результативностью вложенных услуг труда в виде достойной заработной платы и благоприятных условий работы, а также иметь возможность профессионального карьерного и трудового роста.
Сущностные характеристики социальной ответственности работодателей на рынке труда включают: производство и выпуск продукции, работ, услуг высокого качества; создание новых рабочих мест в приоритетных сферах экономики; своевременную выплату заработной платы, обеспечение безопасных условий труда, предоставление полных социальных пакетов наемным работникам; соблюдение требований налогового, экологического и трудового законодательства; участие в программах социального партнерства и социально значимых проектах развития государства. Социальная ответственность наемных работников на рынке труда определяется следующими характеристиками: выполнение качественной работы и в полном объеме; рост производительности труда наемных работников; повышение квалификации и обеспечение непрерывного профессионального обучения наемных работников; соблюдение требований трудового законодательства и правил внутреннего распорядка хозяйствующего субъекта; участие в программах развития частного бизнеса; посещение семинаров, мастер-классов, тренингов по повышению эффективности трудовой деятельности наемным работником.
Следует отметить, что между работодателями и наемными работниками должна быть тесная взаимосвязь и согласованность действий по реализации своих обязанностей, связанных с социальной ответственностью перед обществом. Социальная ответственность работодателя, как и наемного работника, на рынке труда заключается в их социальной значимости и творческом росте. Перед работодателем стоит главная задача – это оказание различных видов помощи: материальной, духовной, моральной в решении социальных проблем, как общества в целом, так и наемного работника, в частности. Перед наемным работником лежит социальная ответственность как перед работодателем, в частности, так и перед обществом в целом. Наемный работник в первую очередь производит полезный конкретный товар, продукцию, работы или услуги, благодаря которым общество получает социально-экономический эффект. Также наемный работник несет социальную ответственность перед своей страной, предприятием, работодателем, коллегами по работе, потребителями товаров, работ или услуг, перед семьей и последующими поколениями граждан.
Важным моментом в формировании социальной ответственности работодателя является создание рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями. Инвалид, работая на таком рабочем месте, может создавать для общества социально полезную продукцию высокого качества и уникальности. В данном случае предприниматель может оказать материальную помощь в открытии социального предприятия для лиц с ограниченными физическими возможно­стями, которое будет сотрудничать с отдельными мастерами и объединениям инвалидов. Продаваемая продукция, сделанная инвалидами, позволит выполнить социальную миссию – оказать материальную помочь нуждающимся, а покупателям – приобрести необходимые качественные товары.
Перед работодателем также стоит задача в обеспечении рабочего места наемного работника необходимой техникой и программным обеспечением, что позволяет улучшить работу и повысить производительность наемного работника. С помощью информатизации и компьютеризации рабочих мест происходит смена технического оснащения рабочего места, меняется его структура и форма, а также упрощаются рабочие задачи и деятельность по их выполнению. В свою очередь, наемный работник на компьютеризированном и информатизированном рабочем месте качественно и оперативно выполняет поставленную задачу руководителя, снижая при этом затраты времени.
Кроме того, работодатель должен обеспечить наемного работника таким рабочим местом, которое отвечает нормативам техники безопасности, уровню экологии, что позволит обезопасить трудовую деятельность наемного работника и сохранить его физическое состояние здоровья. В свою очередь, наемный работник, занимаясь трудовой деятельностью на безопасном рабочем месте, не подвержен нервным стрессам и переживаниям, выполняет работу по целевому назначению, сосредотачиваясь на качественном конечном результате своего труда.
Сегодня работодатель должен активно участвовать в программах социального развития региона, при этом оказывать добровольную социальную помощь, спонсорскую помощь, закладывая в свой бизнес социально ответственную значимость и формирование социальной ответственности перед обществом. Работник совместно с работодателем оказывает организационную помощь в реализации программы социального развития региона, повышая при этом свою социальную ответственность перед обществом.
Развитие института социальной ответственности на рынке труда Республики Крым характеризуется рядом показателей, представленных в табл.1. Анализируя показатель – финансирование на охрану труда организациям с вредными условиями труда, мы видим, что данный показатель увеличился в 2016 г. по отношению к 2015 г. на 368,9 млн рублей или на 158,57%.
Положительной тенденцией на рыке труда региона является и то, что уменьшилась просроченная задолженность по заработной плате перед наемными работниками в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 25181 тыс. рублей или на 70,38%. Соответственно, сократилась и численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 192 чел. или на 92,62%. В регионе в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников на 2804,7 рублей или на 112,50%. В 2016 г., по сравнению с 2015 г., увеличился среднереспубликанский показатель трудоустройства инвалидов на 87 чел. или на 121,32%.
Вместе с тем, в 2015 г. в Республике Крым институтом социальной ответственности предложено работодателям создавать рабочие места для слабозащищенной категории граждан – лицам с ограниченными физическими возможностями. Согласно приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым № 15 от 23 января 2015 г. установлено создание минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Крым на 2015 г. в соответствии со среднесписочной численностью работников на предприятии, а именно: от 35 до 100 работников – 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников – 2 специальных рабочих места; от 301 до 500 работников – 3 специальных рабочих места; свыше 500 работников – 4 специальных рабочих места. Работодателю будут возмещены затраты на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 20.12.2014 г. № 1432, которым установлен средний размер возмещения 72,69 тыс. рублей [13].
Следует обратить внимание на то, что главным направлением деятельности института социальной ответственности на рынке труда является разработка и проведение мер, направленных на регулирование интересов работодателей и наемных работников с помощью различных инструментов, рычагов и средств воздействия. В таблице 2 показана характеристика составляющих института социальной ответственности.
В институт социальной ответственности в регулировании интересов работодателей и работников входят: институты определения и распределения прав собственности на услуги труда; институты трудового законодательства; институты социального партнерства; институты подбора и поиска рабочего места или наемного работника; институты надзора и контроля за соблюдением трудовых контрактов; институты социальной защиты; институты регулирования спроса и предложения на рабочую силу; институты профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Институты определения и распределения прав собственности на услуги труда включают в себя различные нормы, традиции, ценности, определяющие трудовое поведение и согласованное сотрудничество наемных работников и работодателей.
К институтам трудового законодательства относятся, во-первых, законодательные и нормативные акты Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, во-вторых, нормативные документы, принятые на уровне хозяйствующего субъекта, среди которых можно выделить: правила внутреннего распорядка, коллективные договоры, в-третьих, трудовой договор, договор гражданско-правового характера. Если рассматривать Кодекс законов о труде Российской Федерации, то можно отметить, что его нормы регламентируют основания и порядок прекращения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, а также предусматривают компенсации при увольнении работника, ограничивают условия привлечения к материальной ответственности работника, а также виды дисциплинарных взысканий.
На рынке труда наемный работник выступает менее сильным партнером по отношению к работодателю, в связи с чем институты трудового законодательства устанавливают гарантированные трудовые права и обязанности, а также установленные правила приема и увольнения наемного работника. Работодатель не может нарушать трудовые договоры (соглашения, контракты), ущемлять социальные, экономические и трудовые интересы наемных работников, в связи с тем, что он несет административную и уголовную ответственность. Система коллективных договоров не дает возможности работодателям просто уволить наемного работника. В коллективные договора входят правила найма и увольнения, помощь по безработице, применение разных форм и видов занятости и другое.
Между работодателями и наемными работниками заключаются трудовые соглашения (контракты), гарантирующие соблюдения прав и обязанностей. При нарушении прав и обязанностей работника или работодателя возникают различные споры и конфликтные ситуации, в связи с чем необходимы институты профессионального партнерства. Формирование института социального партнерства базируется на принципе взаимного компромисса и сотрудничества, в основе которого лежит социальный диалог между представителями работников и работодателями при участии государства. Подчеркнем, что одним из важных регуляторов интересов наемных работников и работодателей выступает социальный диалог. Так, например, на уровне правительства и профсоюзов сокращение рабочего времени без снижения оплаты труда с целью снижения безработицы будет служить диалогом с работодателями. Если сравнивать зарубежные страны, то с целью компромиссного решения в некоторые коллективные договора включают положения о сокращении рабочего времени при повышении гибкости его использования. Поэтому в зависимости от колебаний спроса меняется продолжительность рабочего времени в течение трудового года [10, c. 126].
В институт подбора и поиска рабочего места или наемного работника включаются государственные центры занятости и негосударственные кадровые агентства, оказывающие услуги населению в поиске работы и занимающиеся подбором кадров по заявкам работодателей, а также средства массовой информации, деловые контакты и связи, каналы информации, рекомендации и репутация.
Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляет трудовая инспекция.
Институты социальной защиты включают в себя совокупность внутренне взаимосвязанных дифференцированных институтов, решающих конкретные задачи и выполняющих определенный ряд функций. Среди институтов социальной защиты можно выделить: службу занятости, систему страхования по безработице, органы контроля за условиями труда наемных работников. Институты социальной защиты необходимы для того, чтобы безработица не переходила в стадию массовой и хронической. Система социальной защиты представляет собой необходимое условие воспроизводства рабочей силы [7, c. 75; 8]. Институты социальной защиты ориентированы в первую очередь на поддержание занятых работников, в частности, менее защищенных на рынке труда – женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями. Следует обратить внимание на то, что в основе социальной защиты лежит социальное страхование безработицы. Вместе с тем, социальная защита выражена в обеспечении всех членов общества прожиточным минимумом и минимальной заработной платой, а также в оказании материальной помощи гражданам, которые нуждаются в этом. На данном этапе стоит острый вопрос о защите от таких негативных факторов, которые ухудшают уровень жизни граждан. В силу объективных причин важным является и то, что создаются наемным работникам такие условия, которые позволяют им обеспечить себя и свою семью жизненно необходимыми средствами для реализации своих трудовых, экономических, социальных, правовых и прочих потребностей. Социальная защита является необходимым инструментом экономической и социальной политики.
Институты регулирования спроса и предложения на рабочую силу включают в себя центры занятости, которые отвечают за предоставление рабочих мест и трудоустройство безработных граждан.
Институты профессиональной подготовки и переподготовки кадров являются важными структурами, обеспечивающими обучение и переобучение незанятых и наемных работников с целью ориентации на потребности работодателей и перспектив развития современной экономики.
В настоящее время в рамках модели социального партнерства между институтом социальной ответственности и работодателями происходит взаимовыгодный обмен различного рода ресурсами. Как институт социальной ответственности, так и работодатели обладают определенными ресурсами, доступ к которым может быть выгоден каждой из сторон. Институт социальной ответственности располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а работодатели – финансовыми, экспертными и инновационными. В формировании модели социального партнерства обмен вышеуказанными ресурсами является основой взаимодействия института социальной ответственности и частного бизнеса. Рассматривая социальную ответственность, в первую очередь, целесообразно определить принципы социальной ответственности бизнеса, сформулировать приоритетные направления развития частного предпринимательства в социальных программах, проанализировать главные факторы воздействия на реализацию социальных программ. Асаул А.Н. подчеркивает, что социальная ответственность бизнеса – это система социального партнерства бизнеса и общества, которая реализуется через инвестиции и бизнес-проекты, чаще всего связанные с охраной здоровья, здоровым образом жизни, безопасностью труда, развитием персонала, т.е. с внутренними вложениями в социальные активы [1, c. 5]. Институт социальной ответственности в регулировании интересов работодателей должен быть ориентирован на разработку новых бизнес-проектов, направленных на развитие социально-трудовой сферы.
Современные реалии функционирования рынка труда обуславливают внедрение нового подхода к формированию социальной ответственности на рынке труда, в связи с чем, предлагается разработанная концепция, цель которой заключается в обеспечении стабильного и эффективного функционирования рынка труда на основе сбалансирования интересов наемных работников и работодателей, формирования ответственности, налаживания социального партнерства и социального диалога. Задачи концепции: достижение качественного и высококвалифицированного уровня подготовки наемных работников; развитие социального партнерства по принципам социальной ориентированности, равенства и ответственности; формирование социального диалога между наемными работниками и работодателями; эффективная деятельность службы занятости на рынке труда; рост новых рабочих мест и сохранение действующих.
Среди основных направлений концепции формирования института социальной ответственности в регулировании интересов работодателей и работников на рынке труда можно выделить следующие:
– участие в процессе социального партнерства по принципам социальной ориентированности, равенства и ответственности с целью организации и регулирования отношений социальных партнеров – наемных работников и работодателей, стимулирование коллективно-договорного регулирования, обеспечение достижения равенства социальных партнеров с помощью разработки и внедрения определенных гарантий для представителей наемных работников;
– формирование социального диалога между наемными работниками и работодателями с помощью переговоров и консультаций для дальнейшего заключения соглашений;
– совместное сотрудничество представителей органов государственной власти и управления, частного бизнеса и общества по поводу формирования социально ответственного трудового поведения и деятельности в сфере труда;
– государственная финансовая поддержка, предоставление специальных льготных кредитов, льготное налогообложение частного бизнеса, который участвует в реализации общегосударственных целевых программ и проектов, одной из важных задач которых является создание новых рабочих мест, финансирование инновационных, инвестиционных проектов, проведение конкурсов среди работодателей на получение средств из фонда службы занятости в целях организации рабочих мест;
– стимулирование предпринимательской активности и инициативности, в частности, у молодых предпринимателей с целью создания и увеличения рабочих мест с помощью предоставления различных льгот в виде определенных дотаций и субсидий, а также налоговые льготы при найме и трудоустройстве наемных работников с учетом количества созданных рабочих мест, финансирование общественных работ и стимулирование самозанятости населения;
– разработка специальных дистанционных курсов и качественных инновационно-новых программ с гибкими формами профессионального обучения, подготовки и переподготовки наемных работников под потребности работодателей и действующих рабочих мест, а также применение системы постоянного (пожизненного) обучения наемных работников с целью повышения конкурентоспособности и качества рабочей силы;
– формирование у наемных работников и работодателей нового социально-ответственного образа мышления, который подразумевает постоянную работу над саморазвитием их личностных и профессиональных трудовых качеств;
– создание условий для повышения трудовой и творческой активности наемных работников;
– повышение эффективности социальной защиты наемных работников, с помощью законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций;
– согласование интересов работодателей с интересами общества в целом в рамках функционирования, выработанных институтом социальной ответственности механизмов регулирования трудовых процессов;
– регулирование банкротства хозяйствующих субъектов с помощью мер и мероприятий, направленных на активизацию организации инвестиционных торгов, конкурсов, подготовку альтернативных вариантов инвестиционных предложений и проектов. Направления мероприятий ориентированы на социальную поддержку граждан, которые менее конкурентоспособны на рынке труда, а также на поиск российских и зарубежных инвесторов с целью перепрофилирования предприятий-банкротов;
– регулирование своевременности выплаты заработной платы наемным работникам и предоставление работодателями рабочих мест с благоприятными условиями труда;
– создание новой институциональной базы, отвечающей адаптационным требованиям современного рынка труда, потребностям наемных работников и работодателей;
– внесение существенных корректив и изменений с целью проведения необходимых мер по реализации законов и постановлений на федеральном уровне, определяющих регулирование социально-ответственного бизнеса и формирование социальной ответственности у работодателей;
– расширение сферы социально полезной хозяйственной деятельности с учетом экономически целесообразных рабочих мест.
Итак, в научном исследовании рассмотрен институт социальной ответственности, регулирующий рынок труда, упорядочивающий трудовые, социальные, экономические отношения между наемными работниками и работодателями, что позволяет разрешать конфликтные ситуации, снизить трудовую напряженность, а также согласовать спрос и предложение рабочей силы. В работе показано, что институт социальной ответственности включает: институты определения и распределения прав собственности на услуги труда; институты трудового законодательства; институты социального партнерства; институты подбора и поиска рабочего места или наемного работника; институты надзора и контроля за соблюдением трудовых контрактов; институты социальной защиты; институты регулирования спроса и предложения на рабочую силу; институты профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Уточнено, что институт социальной ответственности представляет собой определенные институции в виде правил, норм, традиций, ценностей, определяющие трудовое поведение и согласованное сотрудничество основных субъектов рынка труда, а также включает социальную систему конкретных структур, обеспечивающих организацию, руководство, контроль и надзор по формированию социально-трудовых отношений наемных работников и работодателей. Управление и современные реалии функционирования рынка труда вызывают необходимость разработки новой концепции формирования института социальной ответственности в регулировании интересов работодателей и работников, которая ориентирована на сбалансирование интересов наемных работников и работодателей, налаживание социального партнерства по принципу социальной ориентированности и социального диалога.

Таблица 1
Некоторые показатели, характеризующие социально ответственное регулирование на рынке труда Республики Крым

п/п
ПоказателиЕд. изм.ГодаСтруктурные изменения
абсолютные (+, -)относительные (%)
2015 г.2016 г.2016 г. к 2015 г.2016 г. к 2015 г.
1.Финансирование на охрану труда организациям с вредными условиями трудамлн руб.629,8998,7368,9158,57
2.Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной платечел.26002408-19292,62
3.Просроченная задолженность по заработной плате работниковтыс. руб.85000,059819,0-25181,070,38
4.Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работниковруб.22440,325245,02804,7112,50
5.Среднереспубликанский показатель трудоустройства инвалидовчел.40849587121,32
Источник: составлено авторами на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [13].

Таблица 2
Характеристика составляющих института социальной ответственности на рынке труда
№ п/пСоставляющие института социальной ответственностиХарактеристика составляющих
1.Институты определения и распределения прав собственности на услуги трудаНормы, традиции, ценности, определяющие трудовое поведение и согласованное сотрудничество наемных работников и работодателей
2.Институты трудового законодательстваЗаконодательные и нормативные акты Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; нормативные документы, принятые на уровне хозяйствующего субъекта: правила внутреннего распорядка, коллективные договоры; трудовой договор, договор гражданско-правового характера
3.Институты социального партнерстваПредставительные органы, выражающие интересы сторон в переговорном процессе: профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями, органы исполнительной власти всех уровней
4.Институты подбора и поиска рабочего места или наемного работникаГосударственные центры занятости и негосударственные кадровые агентства, оказывающие услуги населению в поиске работы и занимающиеся подбором кадров по заявкам работодателей, средства массовой информации, деловые контакты и связи, каналы информации, рекомендации, репутация
5.Институты надзора и контроля за соблюдением трудовых контрактовОсуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивает трудовая инспекция
6.Институты социальной защитыВ системе институтов социальной защиты ведущим является служба занятости, система страхования по безработице, органы контроля за условиями труда наемных работников
7.Институты регулирования спроса и предложения на рабочую силуВключают центры занятости, которые отвечают за предоставление рабочих мест и трудоустройство безработных граждан
8.Институты профессиональной подготовки и переподготовки кадровЧастные и государственные центры, службы профессионального обучения и повышения квалификации
Источник: составлено авторами


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Развитие социальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым», №15-02-00150

Литература
1. Асаул А.Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем // Экономическое возрождение России. – 2010. – № 2. – С. 4–7.
2. Биксина Н.А. Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России // Актуальные проблемы экономики и права. – 2009. – № 1. – С. 32–36.
3. Дармава Я.Б., Дырхеев А.В. Государственное регулирование занятости населения на примере Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. –2016.– № 4. – С. 48–59.
4. Змияк С.С. Проблемы и перспективы государственного регулирования рынка труда в контексте возникновения новых экономических условий (на примере Ростовской области) // Современная наука. –2015.– № 3. – С. 18–21.
5. Золин И.Е. Рынок труда в России: новые реалии и национальные приоритеты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. –2013.– № 21. – С. 60–67.
6. Мухторова У.К. Перспективы развития и регулирования рынка труда в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика // Экономика и бизнес: теория и практика. –2017. – № 4. – С. 108–111.
7. Немерюк Е.Е. Социальное управление и регулирование российского рынка труда // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: социология. – 2007. – № 1. – С. 73–80.
8. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Т. 1. Вып. 2. М., 1993. – С.69–91.
9. Официальный портал правительства. О создании специальных рабочих мест. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovmo.rk.gov.ru/rus/info.php?id=611392. (дата обращения: 27.06.2017 г.).
10. Рассадина И.И. Современные тенденции государственного регулирования рынка труда стран ЕС // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. – № 1. – С. 116–141.
11. Слесарчук О.М. Формирование социального партнерства и ответственности бизнеса на рынке труда России // Вестник Калужского университета. – 2014. – № 3(24). – С. 77–78.
12. Строева Г.Н. Институциональные аспекты регулирования регионального рынка труда //Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – №  4. – С. 89–94.
13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. Официальная статистика. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/ (дата обращения: 27.06.2017 г.).
14. Хохидра С.В. Роль государства в регулировании рынка труда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Право. – 2002. – № 1. – С. 201–208.
15. Шахова И.В. Некоторые аспекты регулирования занятости населения и рынка труда (на примере Калининградской области) // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий и управления и экономики. – 2010. – № 4(30). – С. 12–18.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия