Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Хаирова С. М.
зав. кафедрой управления качеством и производственными системами
Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (г. Омск),
доктор экономических наук, профессор

Шимохин А. В.
старший преподаватель кафедры технического сервиса, механики и электротехники
Омского государственного аграрного университета


Механизм отбора операций ремонта на аутсорсинг
В статье рассмотрены современные механизмы для оценки целесообразности передачи процесса ремонта на аутсорсинг. Рассмотрены такие механизмы, как: модель Boston Consulting Group, модель Price water shousecoopers, IBD, Модель Моисеевой Н.К., модель Аникина Б.А, модель Курбанова А.Х. На основе параметров трудозатрат на ремонт и коэффициента вариации наработки между ремонтами предложен механизм для отбора операций ремонта на аутсорсинг, который позволяет отобрать на аутсорсинг операции ремонта с определенной последовательностью, начиная с наиболее трудоемких работ, выполняемых на оборудовании с большим числом отказов
Ключевые слова: аутсорсинг ремонта, промышленное оборудование, процессный подход, ABC-метод, XYZ-метод
УДК 338.45; ББК 65.301   Стр: 79 - 81

В условиях современного развития отечественной промышленности, взятого курса страны на импортозамещение и модернизацию экономики вопросы организации и экономической эффективности вспомогательных бизнес-процессов, обеспечивающих бесперебойное и стабильное функционирование промышленных предприятий, приобретают особую актуальность.
Снимая технологические барьеры в передаче многих услуг на расстоянии, новые технологии открывают для них мировой рынок. Сильным стимулом развития ряда услуг послужила крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 80-е годы. В ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанных с разнообразными проблемами их реструктуризации и развития — техническими, сбытовыми, управленческими и т.д.; одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили в самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Действие перечисленных факторов проявилось в расширении спроса на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь 50–80% прироста услуг в разных странах обеспечивает спрос со стороны производства [4].
Практика функционирования промышленных предприятий позволила установить высокий уровень износа промышленного оборудования, в том числе станочного парка, который в зависимости от региона составляет от 40 до 80% [5]. Это приводит к большим затратам на техническое обслуживание и ремонт. Процесс обновления оборудования, как правило, протекает медленно, что приводит к необходимости использования оборудования с большим сроком эксплуатации.
В настоящее время на отечественном рынке промышленного сервиса, который включает совокупность специализированных компаний-поставщиков услуг по ремонту промышленного оборудования, имеются необходимые ресурсы для обеспечения качественного ремонта, включая технологии, оборудование и высококвалифицированный персонал, обладающий необходимыми компетенциями и опытом работы. Однако аутсорсеры не всегда имеют технические возможности осуществлять ремонт в полном объеме, необходимом предприятию. Лимитирование их услуг связано чаще всего со специализацией ремонта по типам оборудования. Таким образом, при наличии изношенного оборудования, ограниченного ассортимента предоставляемых услуг по ремонту становится актуальным вопрос — какие именно процессы ремонтной службы передавать на аутсорсинг. Новое современное оборудование сопровождается сервисным обслуживанием. Однако в силу различных причин, на предприятиях продолжают эксплуатировать существенный процент оборудования с большим сроком эксплуатации и уровнем износа.
Кроме того, многие отечественные заводы-изготовители оборудования претерпели реструктуризацию, разделившись на отдельные компании, в связи с чем прекратили или уменьшили выпуск оборудования, а также уменьшили географию предоставляемых услуг по ремонту.
В связи с этим многие крупные предприятия регионов, располагающие большим числом марок оборудования, осуществляют ремонт силами собственной ремонтной службы и используют услуги специализированных предприятий.
Выделение непрофильных бизнесов определяется исходя из общей стратегии компании. Один из наиболее действенных инструментов определения непрофильного бизнеса — так называемая матрица аутсорсинга. Активы компании располагаются в плоскости по двум осям. Одна ось — стратегическая важность актива для компании (соответственно, она может быть высокой, средней, низкой). Вторая — позиция этого же актива на рынке (лучше того же, как у конкурентов, или хуже). В зависимости от расположения компании в матрице, менеджер или собственник может принять решение о продаже или, наоборот, развитии определенного направления.
Аутсорсинг является одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ. К преимуществам аутсорсинга относят: концентрацию на профильной деятельности; использование наилучших методов и опыта; повышение конкурентоспособности; сокращение затрат, применение передовых технологий, улучшение сервиса, повышение гибкости производственного процесса и достижение эффекта синергии, стратегическими соображениями и т.д. В результате применения аутсорсинга сокращается потребность в капиталовложениях, повышается качество продукции, так как поставщиками становится специализированная организация, происходит концентрация управленческих ресурсов за счет уменьшения количества объектов управления [4].
Рассмотрим существующие механизмы отбора процессов на аутсорсинг, которые возможно применить к процессу ремонта оборудования промышленного предприятия [3]. Данные модели обычно представляют собой двухфакторные матричные модели.
В модели Boston Consulting Group применяются факторы: соответствие стратегической цели бизнеса и эффективность бизнес процесса по рентабельности активов.
В модели Price water shousecoopers используют параметры: конкурентность процесса и стратегическая значимость [3].
Модель Моисеевой Н.К., Малютиной О.Н., Москвиной И.А. анализирует факторы: стратегическая значимость и уровень компетенции.
В модели Аникина Б.А. используются факторы: уровень стратегической значимости и качество компетенций.
Модель Курбанова А.Х. использует два критерия: индекс целесообразности аутсорсинг/инсорсинг, уровень эффективности системы.
В модели IBD (Митрофанова Е.В.) оценивается отношение стоимости процесса внутри организации к стоимости на рынке. И сравниваются качественные характеристики процесса с рынком [3].
Матрица аутсорсинга BKG Profit Technology или матрица Хлебникова [6], оценивает целесообразность передачи процесса или конкретного вида работы на аутсорсинг по параметрам: стратегическая важность и качество компетенций в сравнении с рынком.
Применительно к процессу (ремонту), данные инструменты практически всегда определяют процесс технического обслуживания и ремонта (ТОиР) на аутсорсинг, частичный аутсорсинг. На практике зачастую происходит полный аутсорсинг ремонтной службы предприятия. Например, ОАО «Северстальмаш» [1] в 2002 году в самостоятельную организацию вывела 17 ремонтных цехов и 11000 сотрудников.
На наш взгляд [2] целесообразнее выполнять декомпозицию процесса ремонта промышленного оборудования и выделять на аутсорсинг определенные виды работ, составляющие данный процесс. Нами [2] предлагается определение операции ремонта как составной части комплекса действий, выполняемых согласно заданной технологии определенного вида ремонта промышленного оборудования или группы оборудования. Таким образом, становится возможным разработка методов для оценки целесообразности выделения на аутсорсинг определенных составных частей процесса ремонта.
Из рассмотренных механизмов (матриц) наиболее подходящими для выбора операций ремонта на аутсорсинг, на наш взгляд, являются модели IBD и BKG Profit Technology или матрица Хлебникова. Но требуется выделить параметры стоимости и качества, характеризующие операции, составляющие процесс ремонта.

Таблица 1
Использование метода XYZ для анализа коэффициента вариации наработки между остановами
Группа оборудованияКоэффициент вариацииХарактеристика оборудования
Х0–10%Оборудование, ремонт которых проводится в соответствии с графиком ППР через определенный промежуток времени/наработки, количество внеплановых ремонтов (отказов) минимальное или отсутствует, небольшой разброс значений наработки может быть связан с переносом ремонта на выходной день, незанятый производством.
Y10–25%Оборудование, с некоторым разбросом значений наработки между ремонтами, может означать нарушение правил эксплуатации, количество отказов минимально.
Zболее 25%Оборудование с частым большим разбросом наработки между ремонтами, вследствие непредвиденных ремонтов из-за отказов.

Нами [2, 7] предложено использовать параметры — трудозатраты и коэффициент вариации наработки между плановыми и неплановыми ремонтами оборудования.
С целью отбора ремонтных операций, передаваемых на аутсорсинг, предлагается использовать методы классификации (табл.1), при этом методом ABC ремонты классифицированы по параметрам трудозатрат, а методом XYZ — по коэффициенту вариации наработки между ремонтами, что позволит отразить частоту попадания оборудования в ремонт и, таким образом, решить вопрос оптимального выбора операций ремонта на аутсорсинг, основываясь на градации оборудования по указанным параметрам.
В результате совмещения ABC и XYZ методов, получаем классификацию оборудования по 9-ти группам (см. табл.2). Решение о передаче на аутсорсинг операций ремонта в первую очередь рассматривается для групп AZ, BZ и AY. Алгоритм выбора операций ремонта на аутсорсинг представлен в статье [7].
Разработанная классификация оборудования является механизмом для выбора операций ремонта на аутсорсинг по параметрам: трудозатраты ремонта и коэффициент вариации наработки между ремонтами. За счет этого механизма, в первую очередь на аутсорсинг, выделяются наиболее затратные работы по ремонту, относящиеся к наиболее трудоемким, и выполняемых на оборудовании с большим количеством отказов.
Передача таких работ аутсорсерам, предоставляющим услуги по ремонту, должна обеспечить как снижение затрат на процесс технического обслуживания и ремонт, так и уменьшить количество отказов оборудования, что повысит стабильность функционирования промышленного предприятия.
Таблица 2
Описание групп промышленного оборудования по результатам ABC и XYZ анализа


Литература
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ИНФРА-М. 2006. — 200 с.
2. Бородулина С.А., Шимохин А.В. Методы процессного управления сервисной службой промышленного предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. — СПб., Университет ИТМО. –2015. — Вып. 4(23). — №4. — C. 216–226.
3. Махмутов И.И. Методы и модели аутсорсинга / И.И. Махмутов, И.А. Муртазин, Н.В. Карпова // В мире научных открытий. — 2015. — № 1(61). — С. 80–104.
4. Хаирова С.М. Логистический сервис в глобальной экономике — М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2004. — 200 с.
5. Хаирова С.М., Шимохин А.В. Совершенствование организации услуг по ремонту оборудования // Вестник СибАДИ. — Омск: СибАДИ. — 2015. — Вып.–5(45).–№5– C.194–196.
6. Хлебников Д.К. Матрица аутсорсинга //Стратегия. — 2004. — №2. — С. 34–39.
7. Шимохин А.В. Методы отбора видов ремонта промышленного оборудования выделяемых на аутсорсинг // Вестник СибАДИ. — Омск: СибАДИ –2016. — Вып. 2(48).– №2. — C.184–189.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия