Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дражанова М.
директор Института экономических исследований и аналитики, Академия STING (г. Брно, Чешская Республика),
доцент, кандидат экономических наук

Садовски З.
ректор Академии STING (г. Брно, Чешская Республика),
доцент, кандидат экономических наук


Стратегические приоритеты развития малых и средних инновационных предприятий Чешской Республики в условиях реализации Концепции «Промышленность 4.0»
Данная статья является результатом поэтапного выполнения Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04–01, проводимого Институтом экономических исследований и аналитики Академии STING.
Статья акцентирует внимание на актуальных стратегических приоритетах ЕС в области исследований, разработок и инноваций (И&Р&И), на первоочередных направлениях реализации в Чешской Республике Концепции «Промышленность 4.0», реагирующей на 4-ю промышленную революцию, и Концепции поддержки малых и средних предприятий (МСП), включая инновационные, как основы проводимых трансформационных процессов. Рассмотрены механизмы функционирования МСП и управления ими в рамках инновационного цикла, включая МСП-разработчиков инноваций и МСП, использующих инновации, разработанные в других отраслях. Подчеркнута необходимость введения неординарных методов и инструментов для повышения эффективности управления, предложена интегрированная система контроллинга, позволяющая повысить обоснованность принимаемых решений.
Ключевые слова: Чешская Республика, концепция «Промышленность 4.0», стратегические приоритеты, малые и средние предприятия, инновационный цикл, инновационная среда, инновационные предприятия, малый и средний бизнес
УДК 330; ББК У03(4Че)   Стр: 85 - 89

Глобализация и конкуренция за ограниченные ресурсы вывели процесс исследований, разработок и инноваций (И&Р&И) на международный уровень, требуют концентрации инновационного потенциала, создания новых стратегий, адаптации политики и системы управления к нестабильным, постоянно изменяющимся экономическим условиям ЕС и в мире. Притом на первый план выходят, с одной стороны, проблемы создания собственного научно-исследовательского потенциала в странах-членах ЕС и стратегическое управление данным процессом, с другой стороны, необходимость управления инновационным циклом на международном уровне, организация для этих целей оптимальных институциональных структур, концентрация необходимых ресурсов на конкретных И&Р&И, в рамках меняющегося законодательства и предписаний. Как показали наши многолетние исследования, к решению указанных проблем необходимо подходить комплексно, рассматривая сферу И&Р&И как часть инновационного цикла [1], [2].
Как известно [5], исследования, разработки и инновации (И&Р&И) относятся к главным приоритетам стратегии ЕК «Европа 2020» (2010–2020г.г.), посвященной устойчивому хозяйственному росту на основе повышения эффективности инвестиций в образование, исследования, разработки и инновации, развитие конкурентоспособности промышленности. Одной из главных инициатив стратегии ЕК «Европа 2020» в данном направлении является создание Инновационного союза, способного конкретизировать цели в сфере И&Р&И и обеспечить концентрацию ресурсов, в т.ч. финансовых, с целью реализации инноваций, ориентированных на организацию новых рабочих мест, повышение благосостояния и качества жизни населения.
К главным препятствиям динамического развития инноваций в ЕС были отнесены: недостаточный объем инвестиций стран-членов ЕС в создание и укрепление базы знаний; высокая степень распыленности ресурсов, инвестирование в решение незначительных задач, что не позволяет аккумулировать ресурсы на главных направлениях И&Р&И. Для устранения указанных препятствий в рамках Инновационного союза намечены следующие цели: дальнейшее инвестирование в образование, исследования, разработки и инновации, как на уровне ЕС, так и национальных государств; реформирование сферы И&Р&И для укрепления взаимосвязей структурных звеньев, устранения распыленности ресурсов, обеспечения эффективности управления; осуществление модернизации системы образования; стимулирование повышения инвестиций приватного сектора в систему инноваций; усиление сотрудничества общественного и частного сектора в области трансфера знаний и выведения инновационных продуктов на рынок, укрепление инновационной базы малых и средних предприятий. Предполагается, что устранение вышеприведенных препятствий, реформирование политики стран — членов ЕС в сфере образования, исследований, разработок и инноваций, сопровождаемое повышением уровня инвестиций в И&Р&И до целевой границы 3% ВВП ЕС до 2020 г., будет способствовать созданию 3,7 млн новых рабочих мест и повышению годового ВВП почти на 800 млрд EUR до 2025 г. [5].
Одним из ключевых инструментов финансирования Инновационного союза является Рамочная программа ЕС по науке и инновациям на период 2014–2020 гг. «Горизонт 2020» («Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation») [10], утвержденная в декабре 2013 г., которая предполагает объединить средства поддержки И&Р&И (Рамочной программы научно-технологического развития ЕС, программы «Конкурентоспособность и инновации», средства Европейского института инноваций и технологий) и упростить условия участия и финансирования малых и средних предприятий и научных организаций. Предполагаемый бюджет данной Рамочной программы составляет 80 млрд EUR. Предложение финансовой поддержки предоставит возможность ведущим специалистам в сфере И&Р&И объединить усилия в поиске решения самых актуальных проблем современности, таких как энергетика, производство пищевых продуктов, изменение климата, здоровье и старение населения.
Философия концепции «Промышленность 4.0» (4-й промышленной революции) [7] затрагивает: огромное количество областей, связанных с развитием промышленности, научных исследований, разработок и инноваций (И&Р&И); системы образования; правовых вопросов; безопасности и сохранности информации; технической стандартизации; рынка труда; социальной системы; этики и морали. C одной стороны, это ведет к формированию комплекса требований, необходимых для трансформации этих областей, с другой, формирует интегрированную инновационную среду, дающую малым и средним предприятиям (МСП) исключительные возможности для своего развития, повышения эффективности и конкурентоспособности.
Как показали исследования [7], сформированные в настоящее время концепции, реагирующие на 4-ю промышленную революцию, проходящую в различных странах под различными названиями: в Германии — под названием 4. Industrie, в США- Industrial Consortium Smart Manufacturing Leadership Coalition, а также в Японии, Китае и др. — это, прежде всего, новая философия системного использования, интеграции и взаимного проникновения новейших технологий при их постоянном и непрекращающемся развитии.
На уровне правительства ЧР [7], возникло понимание того, что сравнительные преимущества, существующие в настоящее время в промышленности, носят кратковременный характер. В результате к первоочередным направлениям трансформации было отнесено: создание информационной и коммуникационной инфраструктуры; переориентация системы образования; внедрение новых инструментов рынка труда; адаптация общественного сознания к протекающим процессам; создание механизма фискальной системы поддержки МСП в случае инвестирования в новые технологии и know-how.
Инициатива Промышленность 4.0, с системной точки зрения, опирается на три ключевых подхода:
– Подход горизонтальной интеграции всех подсистем — в системы, обеспечивающие принятие и подтверждение заказа, его реализацию в производстве и отправку продукции, обеспечение гарантийного и после гарантийного сервиса, а также завершения жизненного цикла производимого продукта.
– Подход вертикальной интеграции всех подсистем — от нижнего уровня автоматического управления физическими процессами (требование реакции по времени составляет десятки миллисекунд) через управление производственными единицами до планирования ресурсов предприятия в ERP-системе (Enterprise Resource Planning) с временными параметрами в течение нескольких часов и дней.
– Подход полной компьютерной интеграции всех инженерных процессов — от общего задания через дизайн, разработку, внедрение, тестирование, верификацию и планирование жизненного цикла продукта.
Предполагается, что элементы физического мира будут связаны друг с другом через подключение в Интернете, где каждый такой физический элемент будет иметь свой индивидуальный IP-адрес, и представлять Интернет вещей (Internet of Things — IoT). Программные модули, представляющие физические элементы в виртуальном пространстве, будут совместно решать необходимые задачи, координировать свою деятельность и принимать решения с использованием услуг, которые они будут предоставлять друг другу, или вызывать через Интернет услуг (Internet of Services — IoS). Для роботов и людей будут созданы специальные системы на основе мобильной связи, использования речи, визуальной информации, т.е. возникнет третий тип — Интернет людей (Internet of People — IoP). При таком подходе необходимо учитывать установление связей и взаимодействие двух миров — мира реальных физических объектов (машин, оборудования, роботов, продукции, людей) и мира виртуального.
Проведение изменений будет основано на принципах развития промышленности, образования, права, И&Р&И, технической стандартизации, безопасности, рынка труда, социальной системы, этики и морали; совокупности принципов формирования и функционирования открытых систем, а именно: взаимодействия, стандартизации, расширяемости, виртуальной мобильности, дружественности к пользователю, позволяющих создать интегрированную виртуальную среду, включающую в себя программные и аппаратурные средства, системы, службы и протоколы связи, интерфейсы, форматы данных. Базой такой среды будут развивающиеся доступные и общепризнанные международные стандарты, что позволит обеспечить значительную степень взаимодействия (Interoperability), переносимости (Portability) и масштабирования (Scalability) приложений и данных.
Указанные подходы коренным образом меняют механизмы функционирования МСП и управления ими с точки зрения комплексности и системности, встроенности в инновационную среду, развития реальных и виртуальных отношений в условиях глобализации. Для реализации вышеприведенных изменений в ЧР была разработана и утверждена Концепция поддержки МСП 2014–2020 [11], устанавливающая новые стратегические приоритеты, направленная на расширение инновационных ресурсов и инфраструктуры МСП, укрепление инновационного потенциала предприятий и предпринимателей, в т.ч. повышение значимости технического и естественнонаучного образования, усиление сотрудничества между предприятиями, академической и исследовательской сферой, с новым подходом к результативности и качеству предоставляемых услуг, уровню ответственности и компетенций, а также возможностей выхода на зарубежные рынки. Стратегические приоритеты Концепции ежегодно актуализируются и дополняются Министерством промышленности и торговли ЧР в Планах действий по поддержке МСП [9], фиксирующих актуальные потребности малых и средних предприятий, в т.ч. и расширение законодательной базы проводимых изменений. Реализация концепции поддержки МСП 2014–2020 будет обеспечиваться в рамках финансирования Операционной программы «Предпринимательство и инновации для конкурентоспособности (OP PIK) [8], Европейского фонда регионального развития (ERDF) [4], а также других национальных и европейских программ и проектов.
Как показали поэтапные результаты наших исследований в рамках Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04–01 [3], в настоящее время в ЧР действуют малые и средние организации и предприятия инновационного характера следующего типа: научно-исследовательские, проектные, инжиниринговые и технологические центры, научно-технические парки, инкубаторы, кластеры, стартапы, и др. Их функционирование на этапах инновационного цикла носит двойственный характер: с одной стороны они используют инновации, созданные и уже существующие на этапах инновационного цикла, приспосабливая их для своих потребностей, с другой стороны, выдвигают требования, формируют инновационный цикл в пространстве и во времени и являются движущей силой его развитии (рис.1, 2).
Рис.1. Структура инновационного цикла для МСП — разработчика инноваций
Рис.2. Структура инновационного цикла для МСП — пользователя инноваций

Каждый новый виток развития инновационного цикла в МСП отталкивается от новых знаний, полученных на разных его этапах, от информационной составляющей и добавленной стоимости продуктов, технологий, материалов, а также полученного опыта. Данный процесс был и в настоящее время остается сложным, многоаспектным с высокой степенью неопределенности, с возможностью достижения отрицательного результата. Необходимо подчеркнуть существование обратной связи между этапами инновационного цикла. Развитие науки должно в значительной степени опережать разработку инноваций и производство, но одновременно промышленное производство и сфера потребления продуктов с высокой добавленной стоимостью, новых материалов и технологий должны быть гибкими, способными использовать полученные результаты и измениться под их влиянием. Причем сфера применения не только требует решения возникающих проблем, удовлетворения потребностей в системе инновационных технологий, новых материалов, в продуктах с высокой добавленной стоимостью (или при аппликации в социоэкономической области), но и создает основу для их реализации, формируя внутреннюю структуру сферы И&Р&И, способствуя развитию функциональных элементов: целей; процессов их достижения; ресурсов; результатов; представляющих подсистемы с явно выраженными локальными свойствами, сложной структурой и связями между ними.
Следует подчеркнуть, что реализация вышеприведенных потребностей вызывает необходимость в проведении комплекса научно-исследовательских программ и проектов: мега проектов, международных программ и проектов, в т.ч. европейских, программ и проектов национальных государств. В инновационных МСП, в рамках матричной организационной структуры, творческие коллективы выполняют как инвестиционные, так и дотационные программы и проекты. Причем следует учитывать, что на каждом этапе инновационного цикла одновременно могут существовать как отдельные программы и проекты с разным уровнем новизны, научной значимости, приоритетов, финансового обеспечения, продолжительности проведения, так и циклы программ и проектов, конкурирующих за ограниченные ресурсы, вызывающих турбулентности, которые могут тормозить развитие данного направления.
Как показали наши исследования, введение в практику МСП инновационных продуктов, технологий, средств коммуникации и др. (табл.1) меняет содержание процесса управления, позволяя вывести его на новый уровень развития, с одной стороны, облегчая работу владельцев, исполнительных директоров, менеджеров проектов, которые могут выступать в одном лице. С другой стороны, предъявляет повышенные требования к уровню их аналитического мышления, компетентности, специализации, требуя ускорения и оптимизации принимаемых решений.

Таблица 1
Некоторые современные технологии и инновации в практике менеджеров
ИнновацииПрименениеПреимуществаНедостатки
«Умный» мобильный телефонКоммуникация с окружением (коллеги, заказчики и др.)Ускорение связи, постоянный источник информацииСнижение безопасности, потеря конфиденциальности, потеря информации без резервирования
НоутбукОформление документов, поиск информации, расчеты, коммуникацияУскорение реакции на события, концентрация информации, работ, расчетов, результатов в одном местеСнижение безопасности, Потеря информации без резервирования
Планшет (таблет)Портативный ПК без клавиатуры, применение как у ПКПортативность, те же функции как у ПК, простота обслуживанияОграниченная емкость аккумулятора, управление прикосновением, что усложняет введение информации
Skype (Скайп)Средство коммуникацииМеждународная телефонная связь, видеопереговоры без ограниченийВозможность прослушивания, снижение скорости связи
Облачное (cloudy) хранилище данныхХранение на серверах в сети больших объемов данных и их обработкаКонфиденциальность; надежность хранения; удобство пользования; высокая скорость поиска; разграничение доступа для пользователей, отказоустойчивостьОпасность отчуждения информации, снижение безопасности, невозможность использования в местах, где нет Интернета
Навигаторы для мобильных телефонов / автомашинУказание направления и трассы на карте в т.ч. и голосомУказывают трассу, время приезда, проблемы, пункты отдыха, заправки и др.Указание ошибочной и неоптимальной трассы
Банковские карты (в т.ч. бесконтактные)Используются для безналичной оплаты товаров и услуг, в т.ч. через Интернет, и снятия наличности.Удобство, универсальность, скорость платежа, пополнение счетаСнижение безопасности, лимиты, курсовая разница, сложность применения, комиссия
Чиповые картыСлужат для доступа в здания, комплексы или ареалыУдобство, заменяют связку ключей, простота идентификации доступаОпасность потери, механического повреждения, кражи кода доступа
Системы видеонаблюденияОхрана зданий, канцелярий, ареалов, с помощью системы видеонаблюдения 24 часа в суткиДоступ по интернету, возможность наблюдения, сохранение записи в случае проникновения, автоматическое сообщение охране, полиции и др.Уничтожение камер наблюдения преступниками, срок годности оборудования, вмешательство в записи камер

Следует подчеркнуть, что одной из важнейших задач руководства инновационного МСП является принятие стратегических решений, используя механизмы не только этапов инновационного цикла, но граничных состояний и переходов между ними, а также связей с конкурентной рыночной средой. Менеджмент на этапах инновационного цикла в каждом своем решении должен объединять цели, процесс их достижения, ресурсы и результаты, анализировать условия деятельности инновационного предприятия. Система управления инновационным циклом должна способствовать: формированию инновационно-креативного потенциала; созданию организационной системы, объединяющей участников инновационного процесса и поддерживающей их креативность; системы сбалансированного (непрерывного) планирования И&Р&И с установлением сферы полномочий и ответственности; менеджерской информационной системы и единой системы документации, поддерживающих принятие решений с обратной связью; формированию системы мотивации и стимулов достижения результатов установленного качества и в срок.
В таких условиях должна быть создана система неординарных методов и инструментов управления, позволяющая менеджменту повысить эффективность деятельности организаций-участников на этапах инновационного цикла и достичь в рамках программ и проектов уникальных результатов при создании инновационных продуктов, к ним относится контроллинг [6], [12]. Интегрированная система контроллинга, кроме своих классических задач, должна сосредоточить внимание на границах и связях между этапами инновационного цикла и коммуникации участников И&Р&И, в т.ч. и вспомогательных подразделений. Ядром контроллинга является аналитическая работа, направленная на диагностику тенденций, предупреждение кризисных ситуаций, установление будущих результатов и поиск методов и инструментов, позволяющих влиять на них в необходимом направлении. В целом организационная деятельность изначально ориентирована на достижение результатов высокого качества в установленные сроки, активное использование творческого и инновационного потенциала и формирование интегрированной системы. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, комплексность, многогранность и многократное использование результатов в сфере потребления, с другой, изначальное действие предписаний, стандартов, норм и ограничений в различных странах при реализации международных проектов. Контроллинг включает в себя большое количество методов и инструментов, использование которых зависит от сферы деятельности МСП, позволяет сформировать цепочки методов и инструментов стратегического, нормативного и оперативного контроллинга для оценки реализации проектов на этапах инновационного цикла и деятельности МСП в целом.

Предлагаем следующие виды анализа, методов и инструментов оперативного контроллинга для обоснованности комплекса принимаемых решений МСП:
Анализ АВС как инструмент установления приоритетов позволяет провести классификацию групп услуг, проектов, поставщиков, заказчиков, структурных подразделений и территорий, установить главных из них и разработать стратегии. В случае большой загрузки тайм-менеджмент позволит установить приоритеты и распределить задания, с т.з. их важности и срочности.
– Проведение анализа объема заказов дает возможность выявить малые заказы и разработать стратегию снижения их количества.
Анализ затрат позволяет сформировать систему затратных или прибыльных центров.
Анализ скидок является базой для разработки политики предоставления скидок и выбора необходимых видов.
Расчет и анализ хозяйственных результатов дает возможность установить прибыль и осуществить анализ прибыльности групп услуг, заказчиков, структурных подразделений и территорий, разработать план устранения недостатков.
Система целевого управления хозяйственными результатами как комплекс взаимосвязанных расчетов и анализов относится как к оперативным, так и стратегическим инструментам, направлена на формирование ценовой политики, оптимизацию затрат (затрат времени и ресурсов) и обеспечение финансирования.
Система целевого расширения услуг, как комплекс взаимосвязанных расчетов и анализа, относится как к оперативным, так и к стратегическим инструментам, дает возможность установить — какой вариант с точки зрения потенциала будет для фирмы приоритетным.
Анализ системы вознаграждения собственных и внешних сотрудников позволяет установить критерии оценки, связанные с результатами и качеством.

Предлагаем следующие виды анализа, методов и инструментов стратегического контроллинга для обоснованности комплекса принимаемых решений МСП:
Анализ потенциала фирмы позволяет установить структуру потенциала и критерии его оценки, создать стратегию его развития и повышения эффективности использования.
Анализ сильных и слабых сторон позволяет разработать каталог критериев, провести анализ, установить возможности предоставления услуг в рамках ЕС и создать программу устранения недостатков.
Анализ конкуренции дает возможность разработать каталог критериев, провести анализ и создать программу устранения недостатков.
Анализ предоставления собственных услуг или использования чужих сравнивает альтернативы и предоставляет базу для принятия решения.
Опытная кривая позволяет установить взаимосвязь времени и появления опыта у работников, сформировать систему эффективного использования времени.
Стратегический разрыв — интервал между желаемым и вероятным развитием позволяет откорректировать существующие стратегии и др.

Таким образом, как показали наши исследования, реализация сформированных в ЕС и ЧР стратегических концепций, приоритетов и целей, реагирующих на 4-ю промышленную революцию, коренным образом меняет подходы к развитию экономики и требует: трансформации промышленности; развития научных исследований, разработок и инноваций (И&Р&И); новых подходов к системе образования, в частности, технического; решения правовых вопросов, проблем безопасности и сохранности информации; формирования на новых принципах системы стандартизации, рынка труда и социальной сферы, функционирующих с учетом этики и морали. C одной стороны, это позволяет сформировать комплекс требований, необходимых для проведения изменений, с другой стороны, дает исключительные возможности инновационным МСП обеспечить повышение творческого и инновационного потенциала. Отправной точкой устойчивого развития и конкурентоспособности МСП на современном этапе является способность использования на практике возможностей созданной инновационной среды, достижений сферы исследований, разработок и инноваций, развития инновационного менеджмента, поиск нетрадиционных путей, методов и инструментов для решения конкретных проблем.


Статья является результатом поэтапного выполнения Международного междисциплинарного научного проекта «Факторы развития конкурентоспособности и эффективности управления малыми и средними предприятиями (МСП) в локальной и глобальной среде», № MGA 04-01, проводимого Институтом экономических исследований и аналитики Академии STING.

Литература
1. Алымов А.Н., Гончарова Н.П., Дражан М.Г. (с 1993 г. Дражанова M.), Черванев Д.Н. Управление инновационным циклом. — Киев: Наукова думка, 1993. — 190 с.
2. Dražanová M. Konkurenceschopnost a vybrané aspekty strategických rozhodnutí na etapách inovačního cyklu // Sborník mezinárodní vědecké konference „Nová teorie ekonomiky a management organizací. Nová ekonomika, nové přístupy?“. — Praha: VŠE Oeconomica, CD ROM, 2011.
3. Drazanova M., Sadovsky Z., Marek K. New strategies EU and creation of system to manage R&D&I // Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings, proceedings of the 4th International scientific conference. — N.Y.: Cibunet Publishing, 2013. — p.135–138.
4. Европейский фонд регионального развития (ERDF). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/ (дата обращения: 12.07.2017)
5. ЕК «Стратегия Европа 2020»: цели, приоритеты, главные инициативы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/europe2020/ (дата обращения: 12.07.2017)
6. Eschenbach R., Siller H. Profesionální controlling, 2. přepracované vydání. — Praha: Wolters Kluwer ČR, a.s., 2012. — 392 s., ISBN: 978–80–7357–918–0.
7. Mařik V. a kol. Národní iniciativa „Průmysl 4.0“. — Praha: Ministerstvo průmyslu a obchodu, 2015. — 42 s. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mpo.cz/dokument162351.html (дата обращения: 12.07.2017)
8. Операционная программа «Предпринимательство и инновации для конкурентоспособности (OP PIK). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oppik.cz/ (дата обращения: 12.07.2017)
9. План действий по поддержке малых и средних предприятий на 2016 г., 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mpo.cz/dokument167374.html
10. Рамочная программа ЕС по науке и инновациям на период 2014–2020 гг. «Горизонт 2020» («Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation»). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.evropskyvyzkum.cz/cs/nastroje-spoluprace/ramcove-programy/horizont2020
11. Стратегия поддержки малых и средних предприятий 2014–2020, 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mpo.cz/dokument119071.html
12. Vollmuth, H.J. Nástroje controllingu od A do Z, 2. vyd. — Praha: Profess Consulting, 2004. — 357 s.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия