Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Воеводина А. А.
врач-кардиолог Немецкого медицинского центра «Amedaklinik» (г. Санкт-Петербург),
лауреат первой премии «Лучший молодой терапевт Санкт-Петербургского общества терапевтов им. С.П. Боткина 2006 г.»


К вопросу использования концепции геронтомаркетинга: предпроектное исследование создания православной клиники для обеспечения физических и духовных потребностей пациентов
В статье рассмотрены вопросы развития и совершенствования новой сферы экономической науки — геронтомаркетинга, которая, однако, до сих пор не сопровождалась разработкой исчерпывающих предложений с учетом физических и моральных потребностей пациентов. Предлагается концепция медицинского обеспечения геронтомаркетинга, как комплексный подход к осуществлению полноценных медицинских услуг для людей зрелого социального возраста (геронтовозраста) на основании классических и наукоемких подходов к лечению, профилактике и сочетанию методов укрепления физического и душевного здоровья
Ключевые слова: геронтовозраст, геронтопациент, геронтоцентр, православная клиника, медицинское обеспечение геронтомаркетинга, социальная изоляция, духовная рефлексия, высокотехнологичная медицина
УДК 339.138; ББК 65.42   Стр: 107 - 111

Как практикующий кардиолог, считаю необходимым особое внимание уделить организации эффективного функционирования медицинских услуг, ориентированных именно на геронтопациентов. Геронт — от греч. geron, gerontos — старец. Уже в глубокой древности, в Греции, старейшие, знатные по происхождению люди, становились советниками царей в управлении страной. В наше время к этой категории могут быть отнесены лица старше 60 лет, вышедшие на пенсию и/или продолжающие трудиться привнося высокий профессионализм в работу коллектива и общества в целом. Новизна нашего подхода заключается в том, чтобы сохранить и обеспечивать в дальнейшем рост производительности труда, благодаря использованию накопленных этими людьми профессиональных знаний, компетентности и ценного опыта. При этом следует учитывать особенности медицинского обслуживания в постоянно изменяющихся условиях, нацеленность на сохранение здоровья и работоспособности профессионалов, что становится важной задачей для медицинского сопровождения их жизнедеятельности в целях сохранения физического, интеллектуального, морального и духовного здоровья этой группы людей. В конечном итоге, это будет содействовать тому, что значительная доля профессионалов пенсионного возраста сможет обеспечить дополнительный рост экономики в целом.
Профессионал, достигший геронтовозраста, это, как правило, уже сложившийся компетентный специалист, ценность работы которого высока благодаря наименьшей вероятности совершения им производственных ошибок. В то же время, отдавая свою энергию и силы в процессе работы именно такие специалисты особенно подвержены риску фатальных сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктам и инсультам), которые влекут за собой полное прекращение полезной деятельности. Возможная потеря профессионалов высокого уровня понижает качество любой профессиональной деятельности и, следовательно, снижает эффективность деятельности бизнес-структур.
Данная проблематика обусловлена в данный момент отсутствием адекватных условий медицинского обслуживания для продления активной деятельности профессионалов с учетом сохранения их интеллектуальных способностей, накопленных знаний и умений. Ценность таких людей и для экономики, и для социального ареала, переоценить трудно, т.к. арсенал опыта профессиональных практик и сохранившихся интеллектуальных возможностей их применить — это то без чего экономическое и социальное развитие невозможно.
В настоящее время появление заболеваний у профессионалов обусловлено ухудшением экологии, качеством потребляемых продуктов, интоксикацией, стрессами, риском возникновения депрессии, ожиданием прекращения дальнейшей самореализации и активной деятельности, а значит, и социальной изоляцией — главной опасностью для здоровья человека, угрожающей даже больше, чем ожирение [12]. Всем известно, что потребность в общении — это фундаментальная потребность человека. Перерыв в деятельном развитии часто сопряжен с риском упадка морального здоровья, усугублением духовной рефлексии, ухудшением состояния физического здоровья, которые провоцируют дополнительную тяжесть течения уже накопленных хронических заболеваний. Это зачастую проявляется сразу после ухода с рабочего места [13]. В такой ситуации целесообразно обеспечить наилучшее медицин­ское обслуживание в свете развивающихся новейших «хай-тек» технологий с учетом необходимой физиологической и всесторонней нравственной, моральной и духовной поддержки, как комплексного подхода к сохранению физического, интеллектуального и морального здоровья.
В настоящий момент, данная проблема усугубляется в РФ и со стороны демографической ситуации, которая характеризуется ростом числа лиц среднего возраста и снижением доли молодого населения. По данным Росстата: средняя продолжительность жизни в России за последние 10 лет возросла с 66 лет до 71 года, а средний возраст возрос с 37 до 39 лет. [Росстат. См. http://www.gks.ru/bgd/free/Main.htm]. Такая динамика роста продолжительности жизни требует инновационного подхода к формированию системы медицинского обеспечения профессионалов для адекватного продления их жизнедеятельности и обеспечения активной деятельности.
Эффективным способом представляется, в том числе, создание православных медицинских лечебно-профилактических учреждений (клиник с применением принципов современного геронтомаркетинга) для оказания достаточного спектра лечебных, оздоровительных и реабилитационных услуг высокопрофессиональному населению городов, направленных на продление их активной деятельности с учетом полноты не только физических, но и духовных потребностей данного возраста.
В структуру медицинских услуг православной клиники должны входить, как медицинские услуги, так и методики, снижающие негативные последствия духовной рефлексии, преждевременного старения, укрепления возможностей социального общения, повышения культуры питания, активации адаптивных возможностей организма и энергичности людей в геронтовозрасте за счет равного внимания физической и душевной составляющей здоровья. Если будет здоровым только тело, а духовно человек останется «поврежденным», то его состояние останется неполноценным. Осуществление же всестороннего внимательного подхода обеспечит увеличение продолжительности активной деятельности профессионалов и, следовательно, рост качества жизни, радости, в том числе и увеличение покупательской способности.
Уникальность таких православных клиник в России, помимо традиционной реабилитации, физиотерапии, медикаментозного и немедикаментозного лечения, заключалась бы в возможности психологической помощи и духовного просвещения через различные формы: консультации и беседы со священнослужителями, психологические тренинги, и при необходимости, трудотерапию — сотворческий труд с волонтерами и уход за детьми. Такое восстановление морального равновесия ожидаемо гармонично укрепит и физическое состояние пациентов. Предпочтительным представляется расположение таких клиник на экологически благоприятных территориях с перспективой занимательных пешеходных прогулок на свежем воздухе, а также занятий физической культурой, проведения иппотерапии, оптимизации культуры питания на основе продуктов местных фермерских хозяйств, а также, возможностью проведения продуктивных занятий по разным видам искусств — арттерапии (например, пение и музыкотерапия) [8, 14]. При этом может быть целесообразно привлечение волонтеров-музыкантов, художников, и других мастеров для совместного творчества. Также благоприятно было бы создание загородных детских дач-домов для сирот с приобщением пациентов к играм и уходу за детьми (инфантотерапия* — оздоравливающее общение с детьми до 7 лет, предложено автором) для обоюдного всестороннего развития социальной ответственности.
Необходимо также учитывать и пространственный аспект развиваемой сферы для укрепления социальных связей и в других регионах, что позволит осуществлять медицинский и курортный туризм для активных людей с наименьшими затратами, который способствовал бы наращиванию общественных связей, помогал бы решению социальных вопросов, в том числе и государственной значимости. Как отметил В.В. Путин на встрече с представителями Русской православной церкви за границей 25.05.2017: «Живая духовная связь очень важна, особенно в современном сложном мире, полном противоречий».
Особую значимость приобретают формы комплексной организации непрерывно протекающих взаимоувязанных технологических процессов в высокотехнологичной медицине. Значимость и эффективность комплексной и системной координации деятельности ключевых звеньев медицинского рынка позволит раскрыть причины стагнации высокотехнологичного производства и наукоемких технологий в медицине и разработать комплекс рекомендаций по выходу медицинской экономики в России на мировые тренды опережающего развития. Также в России велика потребность в развитии научного, методического и информационного сопровождения сферы медицинских услуг. В этой связи целесообразность применения маркетинговых инструментов обусловлена ожидаемым улучшением качества жизни и ростом покупательской активности профессионалов, способных продолжать эффективную профессиональную деятельность в зрелом возрасте. Особую значимость в рассматриваемой сфере будет иметь концепция маркетинга взаимодействия, которая ориентирует партнеров на интеграцию интеллектуальных и информационных ресурсов в процессе купли-продажи имеющихся ценностей. При этом современное развитие экономических отношений таково, что объектом купли-продажи, обмена ценностями становятся отношения, как результат сбалансированного по спросу и предложению взаимодействия, т.е. взаимоотношения становятся продуктом (См.: Багиев Г.Л. «Социально-экономические факторы формирования и развития геронтомаркетинга») [6]. Автор считает, что главное назначение маркетинга, его миссия — формирование и постоянное развитие процесса обмена таким образом, чтобы этот обмен был взаимополезным для всех участников, и не только в материальном плане.
Наука о маркетинге, теоретические основы и концептуальные положения маркетинга эволюционно развиваются. Предпосылками развития маркетинга выступают следующие объективные факторы: общественно-политические, демографические, интернационализация и глобализация бизнес-коммуникаций, экономические (стагнация и неустойчивость динамики развития рынков), технологические (внедрение цифровых процессов, визуализация, внедрение инноваций в информационные, биологические, когнитивные и наносферные процессы) [1, 10]. Как отмечалось выше, неустойчивость демографической ситуации в мире и в России в частности требует учета сокращения численности рождаемости и процесса старения населения, который характеризуется ростом продолжительности жизни населения, возраст которого превышает 55–60 лет. На этом фоне представляет интерес концепция геронтомаркетинга (2004, Багиев Г.Л.). При этом маркетинг и его архитектура, применительно к медицинской сфере деятельности, сможет рассматриваться как конструкция для выявления способов соразмерного расположения и использования маркетингового ресурса, а также потенциала в системе медицинских услуг, перераспределения маркетингового ресурса в цепочке создания потребительской ценности. Также на основе геронтомаркетинга может быть сформирован рынок новых наукоемких медицинских услуг с учетом особенностей пациентов возраста 60+. В этом контексте миссия геронтомаркетинга состоит в повышении эффективности взаимодействия системно-пространственных образований «медицина — наука — высокие технологии — информационное обеспечение» в лечении пациентов такого возраста. И здесь маркетинг все более опирается на знания и выводы не только экономики, психологии, социологии, но и ряда других наук, к которым относится демография, антропология, культурология и медицина. В этой связи, следует ожидать разработку и внедрение государственных программ оказания и маркетингового сопровождения процесса обеспечения медицинских услуг с учетом повышения пенсионного возраста.
Маркетинговая ориентация рынка новейших медицинских технологий и услуг состоит в особом внимании к потребностям пациента, стремлении максимально удовлетворять их спрос, и представляет собой процесс формирования общественной активности, стимулирующей развитие теоретических и эмпирических основ социальных и гуманитарных знаний.[6]. Изменения в социальной сфере объективно зависят от демографических факторов. Маркетинг не может не учитывать этих изменений и объективно выделяет специальную нишу рынка геронтомаркетинга, изучающую особенности потребностей и деятельности людей в возрасте 60+.
Сочетание традиционного медицинского подхода с учетом профилактических мер механизмов старения и возможности укрепления духовного состояния, гармоничного отдыха, общения и традиционной терапии представляется наиболее эффективным способом обеспечить для профессионала геронтовозраста возможность продолжать активную деятельность, производить полезный результат своей деятельности и чувствовать себя полноценным членом современного общества. Все сферы — экономика, социальная политика, традиционная православная христианская культура нашего государства имеют прямое отношение к людям старшего поколения, которые все еще представляют в нашей стране недостаточно социально защищенную часть общества и одновременно обогащенную опытом, но потенциально очень мощную его составляющую. Старшее поколение не только может передать свои знания, многие люди пенсионного возраста еще полны сил, умения, желания быть активными. Основной задачей создания православных клиник является именно поддержание здоровой деятельной активности социально зрелого поколения.
Что касается экономической стороны данного социального сегмента, то она привязана исключительно к структуре и содержанию высокотехнологичных медицинских услуг по созданию их стоимости, в то время как геронтомаркетинг стремится выйти за рамки такого производства и концентрирует внимание на удовлетворении потребностей потребителей социально зрелого возраста. Особенности идивидуального подхода современной медицины наукоемких технологий (хай-тек технологий) потребуют выделения из общего количества пациентов определенных групп — сегментов по критериям, объединенных одинаковым отношением к свойствам медицинских услуг. [4]. Цель такого сегментирования состоит в определении реальных (целевых) рынков, выходя на которые лечебно-профилактическое учреждение (клиника) может обеспечить максимальную удовлетворенность пациентов по лечению и поддержанию здоровья. В этой связи особое внимание в применении маркетинговых технологий необходимо уделить значительной особенной группе геронтопациентов. Эта необходимость обусловлена специфическими особенностями и потребностями данного возраста, особенно в сфере создаваемого нового рынка новейших наукоемких медицинских услуг, где имеется большая потребность и одновременно большая неупорядоченность в связи с малым временем их применяемости. Таких пациентов интересуют не сами по себе «хай-тек» медицинские услуги, а те их характеристики и преимущества, которыми они обладают. Для полного анализа предложения новейших медицинских услуг недостаточно только внутренней информации, необходима и внешняя информация, которая добывается с помощью целого комплекса различных маркетинговых усилий. И здесь необходимо воспользоваться методикой, техникой, искусством проведения количественных и качественных методов сбора информации.
Из-за недостатка и неточности сведений о наукоемких медицинских услугах пациенты могут неправильно определить их ценность. И здесь мы сталкиваемся с необходимостью настройки эффективности рекламы, а значит проведения анализа восприятия различными категориями потребителей новых технологий, что предполагает использование методов тестирования, экспертных и иных качественных методов и методик. Информация актуальна как от источников производителей медицинских хай-тек технологий, так и от пациентов и конкурентов. [6]. Эффективный руководитель лечебного медицинского учреждения сможет выработать необходимую стратегию поведения своей клиники с учетом анализа информации об основных пациентах, конкурентах, стратегиях, мотивах и предпочтениях различных социальных групп, используя методы маркетинга количественного и качественного порядка. А именно, массовых опросов с помощью анкет, интервью, контент-анализа вторичных документов до проведения включенного наблюдения, индивидуальных и групповых (фокус-групп) исследований, составляющих в итоге маркетинговую картину. В связи с этим создана отдельная ветвь маркетингового взаимодействия по изучению и решению проблем пациентов геронтологического возраста — медицинское обеспечение геронтомаркетинга.
В арсенал возможного инструментария медицинского обеспечения геронтомаркетинга целесообразно включить современные достижения науки и практики хай-тек (высоких наукоемких) медицинских технологий и практики ведения хозяйственных процессов, базирующихся на методологии и принципах маркетинга, логистики и форсайт-технологий.
Дело в том, что переход к высокотехнологичной медицине, базирующейся на нанотехнологиях соответственно современной экономической ситуации, возможен, когда ключевое положение займут холистические подходы, особенно при использовании новой модели поведения экономического человека Homo creativus [9]. В этой связи маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства в экономике здравоохранения должен базироваться на его интегрированной концепции — концепции маркетинга взаимодействия, которая ориентирована на создание эффективных взаимоотношений всех субъектов рыночной экономики. Основным принципом при этом выступает не принцип конкуренции, а принцип полезного партнерства в системе поиска, производства и реализации новейших технологий в сфере медицинских услуг. Это особенно важно для эффективного обслуживания геронтопациентов с учетом присущей им затрудненной рефлексии в потреблении больших объемов информации, особенно, когда это негативно сказывается на ощущении благополучия человеком и его способности к концентрации. Важность обусловлена тем, что она является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности принимаемых решений, в том числе и в работе, поведения в обществе в целом, а также собственного развития. Особенную ценность приобретает факт рефлексии в геронтовозрасте как развившийся процесс самопознания и саморегуляции зрелым человеком своих желаний, целей, умственных действий, я-образа, переживаний и смыслов.
Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности и принимаемых решений и в отдельных элементах (факторы, цели, средства), и как единого целого (выбор поведения как целостного образования, составляющего функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свой выбор и принимать правильные решения. Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания, процесс, который неизбежен с приобретением большого жизненного опыта, проявляющийся в зрелом возрасте. Благодаря ее появлению мышление становится объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием [11]. К ним, бесспорно, относится выбор способа сохранения собственного здоровья. Автор согласна с версией, что чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития. То же происходит с личностью и в формировании потребностей. Социально зрелый человек интуитивно, а зачастую и осознанно понимает, что без душевной составляющей никакого настоящего здоровья не получится. Поэтому, именно в геронтовозрасте ожидаемо проявляются высокие способности как интеллектуальной, так и душевной рефлексии. И действительно, незащищенная душа оказывается причиной бед и телесных, и духовных, и физических.
Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов и их синтез в единую картину. В решении трудных вопросов, связанных со здоровьем и лечением, часто встречаются ситуации, когда необходимо включать разные режимы понимания происходящего. Например, когда пациент попадает к врачу, его сознание постоянно «раздваивается» или «растраивается». Он излагает свои жалобы и держит в сознании то, что хочет изложить. Это первый режим работы сознания. Одновременно с этим он наблюдает за реакцией врача, как он воспринимает, реагирует на то, что он сообщает. Таким образом, часть его сознания постоянно стремится увидеть, предугадать, насколько он достигает цели своего визита. Это второй режим работы сознания. Одновременно человек наблюдает за собой, старается понять, как выглядит со стороны, какое производит впечатление, как ожидаемый результат может соответствовать его потребностям, и вследствие этого, он в соответствии со своими мотивами и целями корректирует себя. Это третий режим работы сознания. Благодаря одновременной работе разных режимов сознания человек более тонко и адекватно видит и понимает ситуацию, в которой действует. Чем больше режимов сознания, тем больше возможностей для коррекции своих действий, а следовательно, тем в большей степени ситуация является управляемой. Такая тонкость ума, по Г.П. Щедровицкому, определяется не структурой мысли, не используемой логикой, а именно уже рефлексией. Тонким, умным, чувствующим ситуацию человеком обычно называют того, у кого развита рефлексивная способность, кто умеет видеть себя со стороны, знать и четко понимать, что он делает. Основная позиция обусловлена обязанностями, производственными взаимосвязями, опытом работы и другими факторами: наблюдением за собой как деятельным человеком со стороны, критической оценкой процесса деятельности и принятия решений, предвосхищением возможного результата и его последствий. Результатом применения рефлексивных размышлений оказывается развитие активной деятельности. Причем развитие не чисто техническое, а связанное с развитием интеллектуальных способностей и личности в целом. Каждый этап рефлексивного развития ведет к росту личности и более активной профессиональной деятельности [12]. Весь этот путь рефлексивного развития проходят не все люди. Во многих случаях условия и уровень здоровья пациента, с одной стороны, и многие внутренние качества интеллекта и личности — с другой, не способствуют занятиям рефлексии или даже создают для них препятствия, что в итоге ухудшает моральное здоровье и, следовательно, физическое самочувствие человека. Данная версия является интересной научной концепцией для дальнейших исследований на стыке медицины и психологии с возможностью привлечения маркетингового инструментария.
Минимизация препятствий для всех составляющих здоровья обеспечит качественный лечебный результат сохранения душевной и интеллектуальной гармонии и продления активной жизни человека в геронтовозрасте. Необходимо также упомянуть, что на протяжении всей истории у человечества существовало стремление к сохранению молодости. В XXI веке появилось разнообразие разработок, технологий и методик, позволяющих сделать период активной жизнедеятельности человека максимально долгим и продуктивным, улучшить качество жизни и сохранить физическое здоровье. Такие технологии получили название высокотехнологичных инновационных медицинских технологий или хай-тек технологий (табл.1). Принимая во внимание современные достижения медицины высоких технологий, есть перспектива успешно решать многие ранее недосягаемые проблемы [13].
Стремление к сочетанию методов новейшей и классической медицины с моральной и душевной поддержкой представляется наиболее полным возможным обеспечением сохранности здоровья людей. Эта практика уже распространена в настоящее время — во многих больницах, хосписах священнослужители и сестры милосердия несут свое служение у постели тяжелобольных людей, оказывая им духовную поддержку, так необходимую им в тяжелый жизненный период. Значительную помощь оказывают и добровольные помощники — волонтеры, которые проходят предварительные курсы по подготовке ухода за пациентами. Духовная поддержка может заключаться в проведении бесед с пациентами, совместной молитвы, исполнении таинства крещения, покаяния, причастия, также благотворно празднование церковных праздников. Такого рода отношения с больными помогают им, во-первых, осознавать себя нужными, причастными к общественной жизни, во-вторых, помогают преодолеть страх перед болезнью, страх перед будущим. Часто духовную поддержку нужно начинать с поддержки душевной — посидеть с больным, подержать его за руку, поговорить о семье, о его жизни до болезни, или просто вместе помолчать или выслушать самого страдающего, дать ему возможность выговориться. И только тогда, когда человек откроет свое сердце для веры, любви и надежды, можно говорить о вопросах духовных.
Таким образом, именно сочетание классического терапевтического подхода и медицинской профилактики с учетом механизмов старения, применения новых разработок в медицине для геронтопациентов, эффективной реабилитации, отдыха, общения и создания духовной поддержки, представляется наиболее эффективным способом помочь социально зрелому человеку. Потому, что только комплексная помощь всем составляющим здоровья обеспечит человеку возможность продолжать активную деятельность, производить полезный результат своей работоспособностью и чувствовать себя полноценным членом современного общества. Применение инструментов геронтомаркетинга будет способствовать формированию нового рынка медицинских услуг и позволит успешно использовать уже накопленный капитал, повысит качество жизни и укрепит социальную нестабильность геронтонаселения.
Ниже представлены основные этапы создания геронтоцентра по проекту православной клиники, сочетающей в себе вышеуказанные подходы:
1. Планирование и детальная разработка проекта, консультации специалистов, маркетинговые исследования, регистрация предприятия, лицензирование, оформление разрешений, приобретение помещения (аренда / покупка), проектные работы, перепланировка, перестройка и ремонт помещений, коммуникаций и связи, заключение договоров, закупка, доставка и монтаж медицинского оборудования, закупка расходных материалов, немедицинского оборудования, мебели, оргтехники, хозяйственного инвентаря, канцелярских товаров, обучение персонала, сигнализация, охрана, резервные средства.
2. Этап до выхода на проектируемый объем продаж (первые 10–12 месяцев от начала проекта: реклама и организация маркетинга, коммунальные платежи (если не входят в арендную плату), хозяйственные расходы, заработная плата персонала (например, 50 чел. на 12 мес.). После выхода на стабильный уровень продаж — предполагается к середине 2-го года, рассматривается предполагаемая динамика доходов клиники от реализации услуг с ежегодным приростом до 10%.

Таблица 1
Примеры высокотехнологичных наукоемких разработок 2010–2017 гг.
Год появления технологииХай-тек разработкаНовые преимущества
2013Протезирование сетчатки — в имплантации в глаз специального протеза, который принимает сигналы от внешних камер и преобразовывает их в «картинку»Восстановление утраченного зрения
2014Нейростимулятор от эпилепсии отслеживает сердечный ритм пациента, записывать электрокардиографию и вырабатывать электрические импульсы, которые блокируют эпилептические приступыПредоставляет максимально высокую эффективность использования нейростимулятора и эффективность в случаях, которые далеко не всегда удается купировать при помощи медицинских препаратов
2012Нейропротезы — устройства, считывающие сигналы мозга и передающие их роботизированным протезамТочность приборов позволяет двигать отдельными пальцами роботизированных рук и даже ходить при помощи экзоскелетов
2013Высокотехнологичный гель, похожий по строению на белковые нитевидные структуры человеческого организмаПри контакте с участками тела гель застывает и временно заменяет клетки поврежденных органов и тканей
2013–2014Специальные инъекции, снабжающие кровь кислородомБезопасный способ борьбы с удушьем вместо трахеотомии, при которой пациенту рассекают трахею и вставляют трубку, через которую в дыхательные пути попадает воздух
2012–2017Разработки нанотранспортных частиц и нанороботов размером с молекулу для лечения онкологии.Позволяют доставлять лекарства через ткани по тончайшим капиллярам, минуя барьеры печени. Наночастицы могут селективно скапливаться в них, что позволяет повысить эффективность химиотерапии или атаковать бактерии.


Статья опубликована в порядке обсуждения

Литература
1. Данные Росстата. http://www.gks.ru/bgd/free/Main.htm (дата обращения: 7.08.2017)
2. Багиев Г.Л., Мефферт Х. (научная редакция) Маркетинг взаимодействия. Концепции. Стратегии. Эффективность: Учебник для магистрантов — Спб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2011. — 672 с.
3. Маркетинг взаимодействия: новые направления исследований и инструментарий: Колл. монография. (Сотрудники кафедры маркетинга совместно сотрудниками ВШЭ, ВШМ, Сыктывкарского гос. Университета) / Под ред. Г.Л. Багиева, Ю.Ф. Поповой, 2014. — 576 с.
4. Багиев Г.Л., Шульга А.О. К вопросу формирования концепции системных свойств маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (40). — С.112–116.
5. Багиев Г.Л. Социально-экономические факторы формирования и развития геронтомаркетинга / Г.Л. Багиев, Е.Г. Богданов, А.Е. Бойцова // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 207–211.
6. Багиев Г.Л., Шульга А.О. Концепция маркетинга взаимодействия: измерение и оценка эффективности //Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2 (34). — С.50–56.
7.Багиев Г.Л., Пинчук А.В., Серова Е.Г., Шульга А.О. К вопросу формирования концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44). — С.219–224.
8. Багиев Г.Л., Козейчук Д.А. Изучение брендов в контексте пространственно-временной парадигмы // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 8 (49). — С.169–171.
9. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Мефферт Х., Фритц В. Диверсификация функций маркетинга и восприятие потребителем товарных ценностей: форсайт-технологии маркетинга в условиях пространственной и системной экономики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51). — С.205–209.
10. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития экономики Евразийского союза. — СПб., 2017. — С.18–21.
11. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций). 3-е изд., испр. и доп.— М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. — 466 с.
12. Г.П. Щедровицкий. О методе исследования мышления. — М., 2006. — 600 с.
13. Интернет-сайты: Анисимов В.Н. Горячие точки современной геронтологии // Природа. — 2007. — № 2. Артюхов И.В. Возможно ли радикальное увеличение продолжительности жизни? Артюхов И.В. Краткое руководство начинающего долгожителя. http://www.inauka.ru/blogs/article47324/print. html http://www.transhumanism-russia.ru/ Сайт Российского трансгуманистического движения. http://www.starenie.ru/ Наука против старения. http://www.cbio.ru/ Интернет-журнал «Коммерческая биотехнология». http://www.sens.org/index-ru.htm Сайт «Инженерные стратегии пренебрежимого старения» (SENS). http://www.molbiol.ru/ Методы, информация и программы для молекулярных биологов. http://www.ras.ru Сайт Российской академии наук. http://www.medlinks.ru/ http://biomolecula.ru Научно-популярное интернет-издание «Биомолекула» (дата обращения: 7.08.2017).
14. http://www.ntv.ru/video/1430944/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия