Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Попов В. В.
старший преподаватель кафедры международных экономических отношений
Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» (г. Якутск)


Кластерный подход в развитии лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)
В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности отраслей экономики региона, в частности лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), в свете концепции кластерного развития. Дана краткая характеристика современного состояния отрасли. Указывается на необходимость кластерного подхода в ее развитии
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), кластеры, промышленные кластеры, конкурентоспособность, лесная промышленность
УДК 338.439.223(571.56); ББК 65.304.18 (2Рос.Яку)   Стр: 156 - 159

Активизация инновационных процессов в конце XX – начале XXI веков в масштабах мировой экономики, характеризуется наряду с глобализацией, все более выраженной территориальной концентрацией экономической деятельности, проявляющейся в формировании центров развития. В настоящее время это происходит через создание кластеров — новых форм интеграции предпринимательских структур, направленных на повышение конкурентоспособности участников. В экономике определенных регионов кластеры играют роль «полюсов роста» (Ф. Перру), способствуют процессу «диффузии инноваций» (Т. Хэгерстранд) на территории.
При достижении экономическими субъектами определенных преимуществ на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов, инфраструктуру, логистику, тем самым достигается синергетический эффект. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического лидера. В итоге формируется кластер — сообщество экономических субъектов, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
От других форм территориальной организации в промышленности кластер отличается наличием в своей природе внутренней конкурентной среды и сильных конкурентных позиций на рынке, и, главное — целевой предпринимательской деятельностью, ориентированной на приобретение конкурентных преимуществ. В силу этих особенностей внутренней природы, кластер имеет существенное отличие от других территориальных образований, таких как территориально-производственный комплекс (ТПК), территориально-социально-экономический комплекс (ТСЭК), или территориальные социально-экономические системы (ТСЭС), хозяйственно-территориальный комплекс (ХТК), производственно-территориальный комплекс (ПТК) и т.д.
Если говорить о промышленном кластере региона (территориальные промышленные кластеры), то в его формировании и функционировании можно выделить следующие характерные черты, такие как:
● территориальная локализация, предполагающая привязку кластера к определенному месту;
● наличие в системе прямых устойчивых, продолжительных связей между участниками совместной хозяйственной деятельности;
● наличие определенного механизма взаимодействия между участниками кластера, предполагающего сохранение статуса юридического лица, сотрудничая друг с другом, путем использования сложных комбинаций кооперации и конкуренции, без полного слияния внутри кластера;
● конкурентные преимущества в производстве и сбыте однородной (смежной) продукции.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) существуют определенные предпосылки для создания эффективных промышленных кластеров на базе имеющихся природных ресурсов и сложившейся инфраструктуры, которые по существу являются унифицированными для практически всех отраслей экономики.
Имеются различные мнения по поводу возможностей и предпосылок формирования кластеров в регионе. Так, ряд исследователей приводят весьма значимые доводы по вопросам перспектив создания эффективных кластеров в разных отраслях экономики (Егоров Е.Г, Егорова И.Е., Егоров Н.Е., Николаев М.В., Николаева И.В., Ноговицын Р.Р. Попов А.А, и др.)
В соответствии с тенденциями социально-экономического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) наиболее перспективным вариантом создания системы кластеров является формирование региональных инновационно-промышленных кластеров (РИПК) (Егоров Н.Е.), способных производить конкурентоспособную продукцию. В своей работе Н. Егоров выделяет четыре кластера, с тяготением к определенным центрам, специализирующимся на производстве той тили иной продукции [5]:
● РИПК алмазно-бриллиантового комплекса на базе АК «АЛРОСА» с центром в г. Мирный;
● РИПК топливно-энергетического комплекса на базе Южно-Якутского ТПК с центром в г. Нерюнгри (центр угольной промышленности);
● РИПК агропромышленного комплекса с центром в г. Покровске;
● РИПК лесопромышленного комплекса с центром в г. Олекминске;
Таким образом, кластер опирается на имеющуюся базовую отрасль, размещенную на территории одной или нескольких муниципальных образований (МО) республики, и функционирует как государственно-частное партнерство. Необходимо отметить значительную роль государства, которая заключается в формировании нормативно-правовой базы финансово-экономической деятельности кластера, а также через реализацию программ развития инфраструктуры в регионах.
По мнению авторов подхода к выделению кластеров на основе балансовых таблиц (Николаева И.В., Ноговицын Р.Р., 2010), в регионе целесообразна идентификация следующих кластеров:
● топливно-энергетический кластер (горючие сланцы и торф, нефтедобыча и переработка, производство тепловой и электроэнергии, газовая отрасль республики);
● минерально-сырьевой кластер: строительные материалы, продукция машиностроения, цветные металлы, угольная промышленность и др.;
● кластер пищевой промышленности: производство продуктов питания, производство сельхозпродукции, продукты лесного хозяйства, торговля;
● кластер информационного обслуживания и услуг: транспорт и связь, услуги финансового посредничества и др.;
● кластер в сфере науки и финансов: наука и научное обслуживание, геологоразведка и др.
Шестым кластером авторы считают формирующийся лесной, деревообрабатывающий и целлюлозно-бумажный, находящийся на начальной стадии своего роста [6].
В обоих подходах в определении и идентификации кластеров на территории Республики Саха (Якутия), можно проследить некое единство во мнениях о возможности существования кластера в лесной промышленности.
В Республике Саха (Якутия), обладающей колоссальными запасами полезных ископаемых, по которым определяют специализацию экономики региона, на долю лесной и деревообрабатывающей промышленности приходится лишь 2,8% от общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств (Росстат 2015 год). И это при том, что на республику приходится 2,5% мировых и около 11% всех древесных запасов России, 50,8% площади лесов и 43,3% запаса древесины Дальневосточного федерального округа, а это более 9 млрд м3 [4].
Если говорить о качестве древесного сырья, то на территории Якутии произрастают высоколиквидные породы древесины, обладающие уникальными потребительскими свойствами — лиственница Даурская, или Гмелина (Larix gmelinii), сосна обыкновенная (Pinus silvestris), которые занимают 83,5% территории региона и 61,4% от общей их площади в Дальневосточном федеральном округе. На территории трех южных районов республики, где ведутся основные лесозаготовки в регионе — Лен­ском, Олёкминском и Алданском хвойные породы представлены также кедром (Pнnus sibнrica). На мягколиственные же породы древесины приходится всего 6,5% покрытой лесом площади. Другими словами, регион очень богат лесными ресурсами при абсолютном преобладании хвойных пород древесины, которые на настоящий момент составляют основу сырьевой базы лесопромышленного комплекса Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2012 года общий запас древесины на корню оценивался 8,9 млрд куб. м, где на спелые и перестойные насаждения, разрешенные к рубке, приходится 5,3 млрд куб. м, или 62%, из них доступные для эксплуатации — 2,1 млрд куб. м.
Имея такие колоссальные запасы лесных ресурсов, по производству необработанной древесины Якутия существенно отстает от субъектов-лидеров отрасли — Хабаровского края и Приморья (рис 1.)
Рис. 1. Производство необработанной древесины в регионах ДВО за 2013 г., тыс. плотн. м3 (Росстат)

Как и во многих регионах, для предприятий отрасли характерны низкая рентабельность продукции большинства крупных предприятий, работающих на устаревшем, изношенном оборудовании, отсутствие мощностей по сушке пиломатериалов, ограниченность оборотных средств, отсутствие инвестиций для реализации крупных проектов. В комплексе, со сложными природными условиями, слабой логистикой предприятий, приводящей к значительному удорожанию местной продукции, все это приводит к незначительной доле отрасли в структуре ВРП, сокращению числа предприятий [2], (рис.2).
Рис.2. Число предприятий занятых в деревообработке (данные Росстат)

Существенным образом влияние на развитие отрасли также оказывает, также то, что продукция отрасли идет в основном на удовлетворение нужд внутреннего рынка, где около половины объема заготавливаемой древесины уходит на простое отопление жилых домов и производственных помещений. Причиной является неразвитая транспортная инфраструктура, практически отсутствующая система лесовозных дорог, сложная логистическая схема транспортировки сырья и продукции отрасли. Перспективы отрасли в этом направлении видятся в строительстве сети железных дорог, реализации государственной стратегии по развитию северного морского судоходства, которые в перспективе свяжут республику с крупными центрами, потенциальными потребителями продукции лесной промышленности Якутии. В этом случае республика получила бы реальную возможность экспорта лесной продукции через крупные морские порты Европы и Азии.
Ежегодно деревообрабатывающими предприятиями республики производится около 200 тыс. кубометров пиломатериалов, из которых на экспорт направляется менее 1%, хотя в последние годы намечается тенденция к росту объемов экспорта (рис.3).
Рис. 3. Экспорт и импорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий за 2006–2015 гг. (Без учета данных об экспорте и импорте в торговле с Республикой Беларусь и с 1 июля 2010 г. с Республикой Казахстан.)

В среднесрочной перспективе ЛПК в Республике Саха (Якутия) должно развиваться по следующим направлениям:
● восстановление и развитие инфраструктуры, строительство и ремонт лесовозных дорог, восстановление ресурсов;
● организация современных производств по глубокой переработке древесины, развитие лесохимии;
● развитие деревянного домостроения, в том числе изготовление домокомплектов, внедрение новых технологий в деревянном домостроении;
● разработка и принятие экспортной политики в отрасли, с целью выхода на крупные рынки Европы и Азии;
● разработка и внедрение системы лесной сертификации, разработка стандартов на якутскую древесину;
● развитие производств по переработке отходов деревообработки.
Эти и другие мероприятия смогут способствовать реанимации отрасли, повысить эффективность производства на предприятиях.
В рамках концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в Якутии разработаны и приняты программы комплексного социально-экономического развития, развития производительных сил. Одним из инструментов реализации этих программ стало внедрение кластерных инициатив на территории региона. В Республике Саха (Якутия), кластерная политика реализуется с 2013 г., в рамках которого образован и функционирует Центр кластерного развития «Якутия» (АО ЦКР «Якутия»)
Что характерно — первым действующим проектом центра стал кластер, объединивший производителей мебели, деревообработки и смежных отраслей, размещенный на производственной территории бывшего комбината — АО «Сахамебель», крупнейшего производителя мебельной продукции в регионе.
Стратегической целью кластера до 2020 г. определено изменение сложившейся ситуации и достижение 40% доли местной продукции на рынке мебели. Достижению этой цели должна способствовать координация усилий всех участников кластера, государственных органов, науки, образования, в соответствии со «Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», где определены основные цели [1]:
● снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение),
● повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны.
В полной мере цели создания кластера отвечают и приоритетным направлениям, определенным в этом документе, где указывается о необходимости развития мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины.
Как никакой другой, лесной отрасли свойственны такие черты, как комплексность, взаимозависимость (Рис.4). Эти черты в полной мере могут быть реализованы и могут выйти на более высокий уровень при применении кластерного подхода в развитии отрасли.
Рис. 4. Социально-экономическая значимость лесной отрасли

Особенностью кластера является ориентация на формирование системы, способствующей активизации взаимодействия между территориями через систему «поставщик-потребитель», что особенно ярко может проявиться при создании сетевых кластеров. В этом случае их роль и сфера влияния будут распространяться далеко за пределами их территориальной локализации и это, в свою очередь, во многом будет определять закономерности их развития. С этой позиции важнейшим принципом при создании кластеров является увязка стратегий и конкретных программ их развития с общегосударственными стратегическими приоритетами и комплексными программами социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, с учетом развития процессов интеграции и глобализации.


Литература
1. «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» / Приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31.10.2008. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minpromtorga-rf-n-248-minselkhoza-rf/ (дата обращения: 17.04.2017).
2. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // http://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 15.05.2017).
3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2014 года, № 719-р «Об утверждении плана мероприятий «Дорожной карты» по повышению эффективности лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)». Информационный портал органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) — http://www.sakha.gov.ru (дата обращения: 16.05.2017).
4. Госпрограмма РС(Я) «Развитие лесного хозяйства на 2012–2016 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2011 года № 947. Информационный портал органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) — http://www.sakha.gov.ru (дата обращения: 12.05.2017).
5. Егоров Н.Е. Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия) / [Егоров Н.Е. [и др]. отв. ред. Е.Г. Егоров]; М-во образ-я и науки РФ. ФГНУ ИРЭС. — Якутск: Ид-во ЯНЦ СО РАН, 2009. — 176 с.
6. Николаева И.В. Формирование и оптимизация кластерной организации экономики Республики Саха (Якутия) (на основе разработки балансовых таблиц) / И.В. Николаева, Р.Р. Ноговицын; (отв. ред. Н.В. Бекетов). — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 178 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия