Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Алексеева К. И.
аспирант Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Данилова Л. И.
профессор кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли
Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук


Роль агропрофилированных школ в социально-экономическом развитии сельских территорий
В статье рассмотрены место и роль агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) в системе подготовки кадров для экономики села. Важным моментом здесь является непрерывная подготовка кадров. Особое место в системе непрерывного агрообразования занимают сельские школы с агротехнологическим профилем образовательной программы, деятельность которых обеспечена нормативно-правовой базой, включающей законы Республики Саха (Якутия)
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), сельские территории, агропрофильное образование, государственная поддержка
УДК 338.431; ББК 65.321.9   Стр: 188 - 190

Особенностью Республики Саха (Якутия) является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в общем числе жителей (35% или 332,2 тыс. человек на 1 января 2015 года при среднем в других северных регионах России — 8%). Из 409 муниципальных образований на уровне поселений 361 — сельские поселения.
Перспективы развития сельских территорий во многом зависят от того, будет ли там жить и работать молодежь. Исследования по стране показали, что только 17% выпускников сельских школ намерены связать свою судьбу с работой в сельском хозяйстве. После получения профессионального образования в сельскую местность собираются поехать работать только 10% выпускников аграрных вузов; 26% — лишь при условии предоставления им комфортных условий для проживания; 45% не намерены связывать свою жизнь с сельским хозяйством [10, с. 190]. В этих условиях возрастает роль непрерывного аграрного образования, нацеленного на подготовку квалифицированных кадров для агробизнеса.
Система непрерывного аграрного образования Республики Саха (Якутия) включает в себя агропрофилированные школы, средние специальные учебные заведения, Якутскую государственную сельскохозяйственную академию, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова. В Финансово-экономическом институте СВФУ для реализации целей и задач комплексного развития сельских территорий начата подготовка высококвалифицированных специалистов для агропромышленного сектора экономики, способных решать задачи в организационной, производственной, педагогической деятельности, самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу путем реализации основных общеобразовательных программ аспирантуры «Региональная экономика», магистратуры «Экономика агропромышленного комплекса». Планируется открытие профиля «Экстремальная агроэкономика» в рамках программы магистратуры.
Особое место в системе непрерывного агрообразования занимают сельские школы с агротехнологическим профилем образовательной программы. В 1988 году Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) были созданы первые агрошколы: Диринская средняя школа Чурапчинского района и Эльгяйская средняя агрошкола 2–3 ступени Сунтарского района.
В настоящее время функционирует 99 агропрофилированных школ. Агрошколы подразделяются на пять зон: западная, вилюйская, центральная, южно-якутская, северная и арктическая.

Таблица 1
Динамика количества агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) за 1988–2016 годы
1988 год2000 год2016 год
22499

Цель агропрофилированных школ обозначена как обеспечение разностороннего развития обучающихся и их подготовка к активной самостоятельной жизни. Для достижения этой цели агрошколы решают комплекс задач: создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного, физического развития всех учащихся и для самореализации каждого из них; воспитание основ национального и гражданского самосознания; развитие потребности в здоровом образе жизни, профессиональная ориентация учащихся на сельскохозяйственные и другие специальности.
Деятельность агрошкол республики обеспечена нормативно-правовой базой, включающей законы Республики Саха (Якутия), постановления Правительства Республики Саха (Якутия) и другие документы.
В 2015–2016 учебном году из 96 общеобразовательных учреждений агротехнологического профиля в 30 муниципальных образованиях и в г. Якутске полнокомплектными являются — 67, малокомплектными — 29. По сравнению с предшествующим учебным годом количество учреждений увеличилось на 17 агрошкол и география их месторасположения расширена за счет школ в северных, арктических улусах, таких как Аллаиховский, Анабарский, Жиганский, Оймяконский, Эвено-Бытантайский улусы.
Обучающиеся в агрошколах Республики Саха (Якутия) осваивают образовательные программы по следующим направлениям: животноводство (крупный рогатый скот, коневодство, оленеводство, кролиководство, звероводство), овощеводство, охота, рыболовство, собирательство дикоросов, земледелие, пчеловодство, пекарское дело. В агрошколах реализуются программы профессионального образования по 22 специальностям: водитель, тракторист, сельский механизатор, рыбовод, животновод, модистка головных уборов, овощевод, полевод, столяр, обувщик, оператор ЭВМ, швея и другие.
Основой учебно-воспитательного процесса является сельскохозяйственный труд. Школы выбирают традиционные виды хозяйственной деятельности, связанные с реализацией образовательных программ. Имеют место такие особые направления, как пчеловодство (Октемская СОШ), пекарское дело (Абыйская СОШ), звероводство (Урасалахская СОШ). Учащиеся охвачены трудом в лагерях труда и отдыха, пришкольных участках, учебно-производственных бригадах, тепличных хозяйствах, животноводческих фермах, школьных СХПК, семейных бригадах. Увеличивается количество ученических производственных бригад. Если в 2011–2012 учебном году было 5 ученических производственных бригад, то в 2014–2015 учебном году — 39. Из года в год возрастает количество живности агрошкол, что укрепляет их материальную базу.
За последние три года доля выпускников, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования сельскохозяйственной направленности, повысилась с 22,7% в 2014 г. до 31,9% в 2016 г.
В республике реализуются меры государственной поддержки агропрофилированных школ, мотивирующие на повышение качества учебно-воспитательной деятельности.
Во исполнение пункта 3.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2009 г. № 107 «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)» Министерством образования РС (Я) и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) в 2013, 2014 годах проводился республикан­ский смотр-конкурс деятельности агропрофилированных школ по основным критериям: учебно-материальная база, материально-техническая база, кадровый состав, учебно-трудовое воспитание, учебно-научная деятельность, производственная деятельность, доля поступления выпускников в ВУЗы и ССУзы. Школы распределили на 3 группы: в 2014 году по опыту работы — от 10 до 25 лет; от 5 до 10 лет; до 5 лет, а в 2014 году по численности обучающихся — до 100 детей; от 101 до 200 детей; от 201 и выше.
В 2014 г. Министерством образования РС (Я) проведен очный конкурс общеобразовательных организаций агротехнологического профиля для дополнительного финансирования в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы» по четырем группам улусов: Арктическая и северная, Вилюйская, Заречная и Центральная. Оценка производилась по 7 критериям: обоснование и обязательства агрошколы; учебная деятельность агрошколы; кадровое обеспечение; организация трудового воспитания обучающихся; участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах; производственная деятельность агрошколы; материально-техническая база.
С 2015 года практикуется оценка показателей эффективности и качества деятельности агропрофилированных школ. В первый год оценка производилась по 15 критериям, распределенным по 3 блокам. В 2016 г. перечень существенно скорректирован и состоит из 29 показателей. Исключены такие критерии, как средний балл по иностранному языку, доля учителей с первой и высокой квалификационной категорией, доля обучающихся, охваченных спортивными секциями, доля детей 1 и 2 группы здоровья. Перечень дополнен показателями, характеризующими особенности учебно-воспитательного процесса в агропрофилированных школах.
Одним из приоритетных направлений развития экономики Республики Саха (Якутия) является формирование органического сектора сельского хозяйства как конкурентного преимущества отрасли для позиционирования региона как производителя экологически чистой продукции. Для этого привитие теоретических знаний и практических навыков у юных аграриев начинается со школы.
Одним из уникальных видов деятельности региона, создающих предпосылки для развития органического сектора сельского хозяйства, является табунное коневодство, базирующееся на круглогодичном содержании лошадей на незагрязненных природных аласных, мелкодолинных пастбищах. Мясо якутской лошади обладает особенными питательными свойствами. Поскольку на рынке имеет место неудовлетворенный спрос на эту продукцию, в том числе за пределами республики, страны, одним из основных источников доходов сельхозпроизводителей становится производство и реализация мяса якутской лошади.
Из года в год в Якутии увеличивается поголовье лошадей при снижении поголовья крупного рогатого скота. Если в 1991 году численность поголовья только в хозяйствах населения в целом по республике составляла 31 620 голов, то в 2001 году — 51 824, 2015 году — 52 316, 2016 году — 57 787 голов [9].
В этих условиях для привития чувства хозяина земли и навыков предпринимательской деятельности школьники 58-ми агропрофилированных школ республики занимаются табунным коневодством и в настоящее время содержат более 700 голов лошадей.
В арктической и северной группе улусов занимаются коневодством 13 школ, вилюйской группе — 13, заречной группе улусов — 23, в центральной группе — 9. При этом школы занимаются не только разведением лошадей, но и реализуют интересные проекты, в том числе инновационные для условий Крайнего Севера.
В Тыарасинской средней общеобразовательной школе Таттинского улуса в рамках проекта «Социальное партнерство с фермерскими хозяйствами и мастерами наслега» (наслег — это муниципальное образование на уровне сельского поселения) с 1994 года введены учебные предметы «Агрономия» и «Коневодство», работает клуб любителей лошадей «Дьөһөгөй». Школа является учредителем сельскохозяйственного потребительского кооператива «Утум». Планируют организовать переработку мяса по современным технологиям, производство кумыса.
В Урасалахской средней школе Абыйского улуса, расположенного в 1748 км наземным путем от административного центра республики — города Якутска для идентификации и отслеживания точных координат нахождения табуна лошадей, в целях экономии использования топлива для буранов в условиях тундры, внедрили применение ГЛОНАСС-ошейников микрочипированием лошадей. Также для экономии топлива портативного бензинового генератора осуществляют получение необходимого электричества из тепла дровяной печи для подключения ламп, телевизора со спутниковым приемником, радиоприемника, зарядки аккумуляторов ноутбука, мобильника, навигатора и т.д. Это позволяет привить школьникам практические навыки применения современных технологий.
Таким образом, агропрофилированные школы занимают определенное место в системе образования республики. Учитывая, что для повышения потенциала сельских территорий в целях их социально-экономического развития большое значение имеют трудовые традиции, производственный опыт и производственная культура, воспитание местного населения, необходимо совершенствовать подходы к организации механизма государственной поддержки агропрофилированных школ, прежде всего, направленных на оснащение материально-технической базы с учетом выбранного профиля. Создание профессионально ориентированной новой организационной модели образования в сельской местности, включающей дополнительное профессиональное образование, позволит решить задачи теоретической, практической и социальной подготовки выпускника, конкурентоспособного на рынке сельского труда, способного адаптироваться в сельском социуме.


Литература
1. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года №1401-З N 359-V (статья 11). http://www.garant.ru/hotlaw/yakut/
2. Закон Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2000г. № З-N 169-II «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности» (статья 4.1.). http://www.garant.ru/hotlaw/yakut/
3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. №406 «Об утверждении нормативов финансирования и методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях». https://minobr.sakha.gov.ru/
4. Постановление Правительства РС (Я) от 24 марта 2009г. № 107 «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)». https://minobr.sakha.gov.ru/
5. Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. N 373). https://minobr.sakha.gov.ru/
6. Показатели эффективности общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы агротехнологической направленности (приказ МО РС (Я) от 30.04.2015. №01–16/1918). https://minobr.sakha.gov.ru/
7. Устав Союза агрошкол РС (Я). https://minobr.sakha.gov.ru/
8. Приказ МО РС (Я) от 21 марта 2012 г. № 01–16/ 1443 О внесении дополнений в приказ Министерства образования РС (Я) от 25.11.2011 г. №01–26/ 2924 «О внесении изменений в состав секций учебно-методического совета Министерства образования РС (Я) по образовательным областям». https://minobr.sakha.gov.ru/
9. Статистический сборник №16/491, г. Якутск, 2016. — 58 с.
10. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства.- М.: ИНФРА-М, 2014. — 352 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия