Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бястинова Л. М.
аспирант Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» (г. Якутск)


Особенности и проблемы книгораспространения на Дальнем Востоке
В статье рассматриваются региональные аспекты российского книгоиздания и книгораспространения. Изложены основные проблемы и тенденции регионального книгоиздания. Предложены возможные пути решения проблем в региональном книгоиздании
Ключевые слова: книгоиздание, книгораспространение, региональные особенности книгораспространения, Дальний Восток России
УДК 002.2 (571.6); ББК 76   Стр: 190 - 193

В настоящее время книгоиздание, как одна из самостоятельных, социально ориентированных отраслей экономики России, испытывает определенные трудности, связанные с несовершенством государственной поддержки и нормативно-правового регулирования. Данные регрессионные процессы наблюдаются и на Дальнем Востоке России, одном из крупнейших регионов страны.
После глобальных перемен в экономике после 90-х годов прошлого столетия отрасль книгоиздания претерпела изменения организационного и финансово-экономического характера. В большей степени эти изменения коснулись региональных издателей. Ранее существовавшие издательские комплексы страны подверглись негативным последствиям рыночных изменений и были вынуждены сокращать масштабы направлений своей деятельности: крупные издательские комплексы преобразовались в небольшие издательства. Полиграфия, сбыт и распространение издаваемой продукции стали отдельной частью или отдельным элементом издательского рынка. Таким образом, произошло разукрупнение издательского сектора.
В целом российская отрасль книгоиздания испытывает в настоящее время сложные времена, как и вся экономика страны в целом. В 2016 году объем выпуска книг продолжил снижаться. Этот спад начался после кризиса 2009 года и в настоящее время тенденция сохраняется (рис.1).
Рис.1. Динамика количества выпуска книг и брошюр в РФ за 1940–2016 гг., единиц наименований
Рис.2. Динамика тиражей выпущенных книг в РФ за 1940–2016 гг., тыс. экз.

Также наблюдается снижение показателей по тиражу (рис.2). Относительно стабильный рост тиражей выпускаемых книг наблюдался с 1990 по 2010 годы, но последние 6 лет идет спад. Нынешние объемы тиражей можно сравнить с показателями 40-х годов прошлого столетия. Таким образом наблюдаются циклические изменения в отрасли.
Рассмотрим тенденцию отрасли российского книгоиздания в разрезе Дальневосточного федерального округа (табл.1, табл.2). Данные таблицы характеризуют состояние регионального книгоиздания в общероссийских масштабах как нестабильное. Наиболее ярко данная тенденция наблюдается в Северо-Западном и Дальневосточном Федеральных округах, где издается лишь 1,5% всех книг, выпускаемых в стране. Тогда как территория ДВФО составляет 36% территории нашей страны, а проживает в нем лишь 4,4% населения России.

Таблица 1
Выпуск книг и брошюр в РФ за 1940–2016 гг. [7]
ГодЧисло книг и брошюр, печ. ед. (РФ)Общий тираж, тыс. экз. (РФ)Численность населения РФ, млн чел.Количество наименований на 1 млн чел. (РФ)Количество книг на 100 чел. (РФ)
194032545353505110,1296321,1
195028486646798101,4281637,9
196048940990228119411832,1
1970500401005785129,9385774,3
1980495631393226,5138,43581006,7
199047733421496,4147,7323285,4
200059543471192,4146,9405320,8
200170332542335,9146,3481370,7
200269749591338,4145,2480407,3
200380971702307,4145558484,3
200489066685881,3144,3617475,3
200595498669401,8143,8664465,5
2006102268633524,1143,2714442,4
2007108791665682,7142,8762466,2
200812333676043,9142,886453,3
2009127596716553,1142,7894502,1
2010121738653843,7142,9852457,6
2011122915612506,3142,9860428,6
2012116888540466,3143817377,9
2013120512541747,1143,3841378,1
2014112126485499,4143,7780337,9
2015112647459423,9146,3770314,0
2016117076446274,4146,6799304,4

Особенно остро этот вопрос стоит на Дальнем Востоке, который имеет свои особенные географические и климатические условия — отдаленность городов и административных районов, слабая инфраструктура, низкая плотность населения.
Издательское дело в России централизовано в основном в двух городах — Москва и Санкт-Петербург. На долю дальневосточного региона приходится ничтожно малая часть финансовых потоков, которые имеются в книжной отрасли. В силу этого, основную долю выпускаемых книг в регионе составляют книги регионального, исторического характера. Региональная тематика является неким «потолком», выше которого таким издательствам прыгнуть не представляется возможным. Также необходимо отметить второй важный показатель, как число наименований изданий на 1 млнчеловек. В Дальневосточном регионе издается 298 новых наименований книг на 1 млнчеловек, что является существенно малой величиной. В среднем по России издается 799 наименований. Количество тиража составляет: в ДВФО — 36 книг на 100 человек в год, в РФ — 304 книги на 100 человек в год.

Таблица 2
Выпуск книг и брошюр в ДВФО за 2001–2016 гг. [7]
ГодЧисло книг и брошюр, печ. ед. (ДВФО)Общий тираж, тыс. экз. (ДВФО)Численность населения ДВФО, млн чел.Кол. наим. на 1 млн чел. (ДВФО)Кол. книг на 100 чел. (ДВФО)
200111726096,832171,59
200216289256,693243,214
200313659476,68204,314
200414997476,634226,011
2005147410376,593223,616
2006163110866,547249,117
2007192212076,509295,319
2008169910886,486261,917
2009232134926,46359,354
2010168011326,293267,018
2011243413116,285387,321
20126,266
20136,251
20146,227
20156,211
201618502206,736,194298,736

Одной из основных особенностей для книгоиздателей дальневосточного региона является низкая плотность населения (1 чел. на 1 кв. м), вследствие чего издательства вынуждены выпускать книги небольшими тиражами, поскольку региональная книга по большей части распространяется только в своем регионе. Эта проблема касается многих региональных издателей — отсутствие или низкие показатели продаж за пределами издаваемого региона.
Немаловажным является низкая конкурентоспособность производимой в регионе издательской продукции с высокой долей добавленной стоимости, что приводит к высоким ценам на конечную продукцию. Прожиточный минимум здесь больше среднероссийского уровня на 40%, тогда как в регионе производится всего лишь 5% общероссийской суммы ВРП[4]. Издатели пытаются удерживать отпускные цены на свою продукцию, используя и внедряя различные методы в управлении, поиска надежных и выгодных поставщиков, снижая средние наценки для удержания контингента читателей. Но это, в конечном счете, не дает ожидаемого экономического эффекта, поскольку в ДВФО существуют демографические потери, причиной которых является миграционный отток населения. Это, в первую очередь, связано с невысоким уровнем социально-экономического развития региона.
Проблемы, которые стоят перед всеми региональными издательствами можно разбить на несколько составляющих: отсутствие государственной поддержки в распространении и реализации выпускаемой литературы; отсутствие налоговых и иных льгот; слабая материально-техническая база; отсутствие единого стандарта по комплектованию муниципальных и школьных библиотек не только социально значимой литературой, но и краеведческой, научно-популярной, исторической и прочей, которую выпускают издательства помимо государственного заказа за свой счет, так как являются привлекательными для отдельных читателей.
Более подробно хочется остановиться на основной, особо нуждающейся в решении, проблеме. Это вопрос распространения издаваемых книг региональными издательствами, который касается практически всех региональных издателей, находящихся на периферии. Следует отметить, что, если за последние несколько десятков лет на книжном рынке так и не была создана эффективная система дистрибуции, то можно сказать, что этого не произойдет и в ближайшем будущем. Полагаем, что это происходит вследствие географических особенностей региона, неэффективной логистики, налоговых обременений. Возможно, что именно книгораспространение нуждается в тесном участии государства. Почти все эксперты сходятся в том, что неэффективность системы распространения является основной проблемой книжной отрасли России в целом.
Современное книгоиздание невозможно без соответствующей, работоспособной системы сбыта издаваемой продукции. Это обуславливает стагнацию развития, не дает возможности для ускорения оборачиваемости издаваемой продукции на книжном рынке. Подобные акценты ежегодно ставятся на проводимых Ассоциацией книгоиздателей России конференциях региональных издателей, которые из в года в год цитируя друг друга обозначают важность решения данной проблемы.
Если говорить о книгораспространении глубже, следует разделять и анализировать оптовую торговлю и розницу как отдельно существующие направления, поскольку существует специфика продаж по вышеуказанным каналам.
Особого внимания требуют изменения в законодательстве. Например, в Федеральном законе о государственных закупках оптовые продажи усложняются тем, что ранее существовавшая и ориентированная связь издатель — оптовый посредник — покупатель, которая функционировала исключительно по заказам оптовых покупателей, то сейчас эта система практически не может существовать. Законодательные нормы государственных закупок повлекли за собой невозможность предугадывания и прогнозирования оптовых закупок на будущие периоды. В первые годы, в период адаптации к новым изменениям в законодательстве, издательства понесли огромные убытки, в частности из-за перепроизводства книг, которые так и не были проданы прогнозируемым оптовым покупателям, поскольку по закону право на оптовую поставку приобретали те, кто указывал наименьшую цену. В результате современный издатель страхует свои тиражи, а это, в свою очередь, ведет к снижению тиража.
Данное обстоятельство усугубляется особенно для таких отдаленных регионов как Дальний Восток, где слабо развита инфраструктура и имеются большие транспортные расстояния.
Для преодоления существующих негативных тенденций региональные книгоиздатели вынуждены прибегать к методам ценообразования (использование плавающих наценок в зависимости от «продаваемости» тех или иных номенклатурных групп), формированию некнижного ассортимента (порядка 1/3 площади книжных магазинов отводится на прочий ассортимент), внедрению программ лояльности, клубных (дисконтных) карт и т.д.
Дискуссия о падении книжного рынка России, как в целом, так и Дальнего Востока ведутся уже давно. На ежегодно проводимых конференциях книгоиздателей, выставках отмечают следующие причины этой тенденции. Первая причина — снижение количества читающих, вторая — влияние электронного контента, третья причина — уменьшение площадей специализированных книжных магазинов.
К указанным причинам следует добавить еще такие, как отсутствие или слабое вложение средств в отрасль книгоиздания, не достаточная профессиональная квалификация сотрудников, управленческого звена, слабая государственная поддержка, особенно в области книгораспространения, отсутствие налоговых льгот для субъектов книжного сбыта.
На наш взгляд, возможны следующие пути решения проблемы:
– субсидирование реализации и распространения региональной литературы, хотя бы в части транспортных расходов, принятие соответственной государственной программы, направленной на поддержку распространения и реализации региональной литературы. Периферийный книжный рынок низкорентабелен и не может на равных конкурировать с другими рынками, особенно остро это проявляется в северных регионах. Проблема сбыта книжной продукции является самым актуальным и требующим принятия неотложных мер вопросом для всего регионального книгоиздания. Стабильное развитие книгораспространения на региональном уровне возможно только в случае проведения специальной государственной политики и целевой поддержки всех участников книжного рынка, в том числе и библиотек не только со стороны федеральных, но и региональных, муниципальных государственных органов законодательной и исполнительной ветвей власти;
– создание крупной книготорговой сети (государственно-частное партнерство) при участии государства позволило бы взять под контроль процесс ценообразования, обеспечить продажу книг с фиксированной наценкой (для данного региона, для данной региональной зоны или даже для всей страны). Монополизация книжного рынка крупнейшими издательствами стала бы невозможной, а недобросовестная конкуренция — малоэффективной. Книги сделались бы более доступными, а доходы издательств возросли бы за счет увеличения объема продаж [1];
– помощь библиотек в книгоиздании — от подбора текстов, предполагаемых к изданию, фотоматериалов до рекомендаций по поводу того, какие книги пользуются большим спросом, но практически отсутствуют в библиотеках. Это создает основу для системного профессионального сотрудничества с библиотечным сообществом. Раньше связь издательств и библиотек была опосредована. Издательства работали по заранее утвержденному тематическому плану, а библиотеки могли строить свой план работы, опираясь на планы издательств. В начале 90-х годов эта система была разрушена. Встал вопрос об ориентировании библиотек в огромной массе издаваемой литературы. В данное время эта проблема решена только частично. Следует отметить немаловажную отрицательную сторону современного взаимодействия издателей и библиотек. Это наличие государственных закупок, что зачастую приостанавливает работу, приводит к удорожанию книги как продукта, заставляет прилагать значительные усилия для оформления необходимого пакета документов, а в итоге получить продукт низкого качества по низкой цене [6].
– в многонациональных регионах должен быть не только сохранен, но и увеличен государственный заказ на издание социально значимой литературы, краеведческой литературы. Государственная поддержка издателей также может быть в форме государственных грантов на отдельные проекты, вследствие чего последние могли бы иметь возможность проявить свой потенциал. Сохранение и увеличение существующей в настоящее время системы для многих регионов России — государственный заказ на издание социально-значимой литературы, является одной из наиболее оптимальных вариантов развития.


Литература
1. Глубоко и бесповоротно // Независимая газета, 28.04.2010 г.
2. Книжный рынок России 2013–2014: статистика, тренды, прогноз. Аналитический обзор / Книжная индустрия. — М., 2014. — 109 с.
3. Кузнецова Н.В. Проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока: тезисы доклада / Информацонно-аналит. сетевое издание Дальневосточного консалтингового центра. — Владивосток, 2009. URL: http://www.dkcenter.ru/analitics/detail.php?id=132. Дата обращения: 10.02.2017.
4. Региональное книгоиздание в России: сб. /Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Ассоциация книгоиздателей (АСКИ); отв. за вып. В.К. Солоненко. — М.: МГУП, 2012. — 176 с.
5. Региональное книгоиздание в России: сб. / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Ассоциация книгоиздателей (АСКИ); отв. за вып. В.К. Солоненко. — М.: МГУП, 2009. — 156 с.
6. Роль регионального издательства в современном российском книгоиздательском процессе /Сибирское университетское издательство. — Новосибирск, 2009 // URL: http://www.sup99.ru/news/279. Дата обращения: 10.02.2017.
7. Печать Российской Федерации: статистический сборник / Российская книжная палата. — М.: РКП, 2017. URL: http://bookchamber.ru/statistics.html. Дата обращения: 10.02.2017.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия