Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе)

Гафаров Ф. М.
старший преподаватель кафедры экономики и управления
Технологического университета Таджикистана (г.Душанбе)


Роль свободных экономических зон в развитии инвестиционного потенциала региона (на примере Республики Таджикистан)
В статье рассматривается роль свободных экономических зон, находящихся в Хатлонской области Республики Таджикистан, в активизации инвестиционных процессов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования СЭЗ. Сделаны авторские выводы и предложения по улучшению инвестиционного потенциала региона и обеспечения стабильного функционирования СЭЗ
Ключевые слова: Таджикистан, Хатлонская область Республики Таджикистан, инвестиции, инвестиционная активность региона, свободные экономические зоны, СЭЗ, инвестиционный потенциал региона, производственно-экономическая деятельность
УДК 330.322:332.1 (575.3)   Стр: 194 - 197

Анализ мирового опыта показывает, что сбалансированный рост экономики отдельных регионов, а также страны, достижим лишь при условии повышения инвестиционной активности на базе широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов. Самой эффективной формой стимулирования инвестиционной активности и инвестиционной деятельности, как показал опыт многих стран, является создание и использование свободных экономических зон. Наличие особых налоговых и таможенных режимов (льгот), дешевизна рабочей силы, упрощенный порядок ввоза и вывоза сырья и производимой продукции привлекают иностранных и отечественных инвесторов.
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению *. В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом. Мировая практика показывает, что наличие СЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%. В этой связи происходит рост экспорта в целом в республике, при этом в основном увеличивается экспорт продукции со значительной долей добавленной стоимости.
В мировой практике существуют множество разновидностей СЭЗ, каждая из которых, наряду с общими чертами, имеет свою специфику. Специфика СЭЗ определяется: местоположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ; наличием и качеством производственных ресурсов; особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются; задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при её создании; функции, которые были ему делегированы для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ; национальная принадлежность территории и т.д.**
Роль СЭЗ в развитии инвестиционного потенциала региона очень значима и является важнейшим фактором развития. Так, с целью обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, управленческого опыта, создания современной и социальной инфраструктуры, решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест, а также насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского, производственного назначения и повышения уровня жизни населения, был принят Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан» и «Положение о свободных экономических зонах в Республике Таджикистан», что дает инвесторам гарантии для осуществления своих идей и инвестиционных проектов в регионах страны. Во исполнение данного Закона в настоящее время на территории Республики четыре свободные экономические зоны: «Сугд», «Панч», «Дангара» и «Ишкашим». Две из них: «Дангара» и «Панч» находятся в Хатлонской области.
СЭЗ «Дангара» на территории Дангаринского района Хатлонской области создана в соответствии с постановлением Правительства РТ от 2 февраля 2009 года № 74 «О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»«. Зона формируется как производственно-инновационная.
СЭЗ «Дангара» создается в южной части административной границы поселка Дангара на расстоянии 120 км от г. Душанбе. Территория зоны первоначально была определена площадью 195 га, а в последующем увеличена до 521 га.
Автомагистраль республиканского значения Куляб-Курган-Тюбе и Куляб-Душанбе проходит вблизи от территории СЭЗ. Автомагистраль Куляб-Душанбе, проходя через территорию Дангаринского района по дороге Дарвоз-Хорог-Ишкашим-Мургаб, через перевал Кульма-Каракурум, выходит к границе с Китайской народной Республикой. Автомагистраль Куляб-Дангара-КурганТюбе-Нижный-Панч через мост «Нижний Панч» соединяет зону с Исламским Государством Афганистан.
Основными целями создания СЭЗ «Дангара» являются:
– стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;
– обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;
– эффективное вовлечение экономики региона и страны в целом в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;
– развитие градостроительства на территориях прилегающих к СЭЗ «Дангара», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;
– обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения и решение других социально-экономических задач региона.
СЭЗ «Панч» была создана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 227 от 2 мая 2008 года. Положение «О Свободной экономической зоне «Панч»« было утверждено 29 октября 2008 года Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики за № 1147. Зона формируется по комплексному типу.
В Положении определены следующие основные цели создания СЭЗ «Панч»:
– стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;
– эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;
– развитие градостроительства на территориях, прилегающих к СЭЗ «Панч», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;
– организация сети экологически чистых производств, создание производства по выпуску конкурентоспособной продукции и товаров, ориентированных на экспорт;
– обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения, повышение покупательной способности, роста доходов работников СЭЗ «Панч» и решение других социально-экономических задач региона;
– переработка сельскохозяйственной продукции, производимой в Хатлонской области.
СЭЗ «Панч» образована в массиве Карадум южной части Кумсангирского района Хатлонской области на расстоянии 24 км от райцентра, 85 км от областного центра — г. Курган-Тюбе, 184 км от столицы — г. Душанбе. Расстояние до железнодорожной станции «Колхозабад» составляет 62 км.
Целесообразность создания СЭЗ «Панч» исходит из географического расположения зоны, расположенности вдоль автомагистралей и пограничной территории, соседства с Афганистаном и Китаем, что создает условия для функционирования зоны комплексного, в том числе торгового типа, развития промышленности по переработке и производству продукции из местного сырья (хлопковолокна, кожевенного сырья и др.).
Торговые отношения могут получить развитие в рамках реализации проекта «Инициативы Таджикистана и Афганистана по снижению уровня бедности», осуществляемого при поддержке Программы Развития ООН и финансовой поддержке Правительства Японии субпроекта «Развитие приграничной и транзитной торговли предпринимателей Таджикистана и Афганистана в Хатлонской области РТ». Созданные для этих целей Центры поддержки бизнеса и приграничного сотрудничества «Рохи абрешим» (в Кумсангирском районе) и «Эхсон» (в Фархорском районе) имеют целью объединение усилий таджикских и афганских бизнесменов по развертыванию оптовой торговли через логистические центры СЭЗ «Панч», проведение совместных выставок — ярмарок и пр. Эти меры служат предпосылкой для достижения целей свободной зоны.
Производственно-экономическая деятельность СЭЗ «Панч», являющейся зоной комплексного типа, объединяет два вида деятельности — торговую и промышленную. Торговый сектор зоны размещается на площади 186,0 га, а промышленный сектор — на площади 215,6 га.
СЭЗ являются площадкой для апробирования новых технологий, привнесения инноваций в производство, освоения выпуска новой продукции, отладки механизмов взаимодействия между государством, внутренним бизнесом и внешними инвесторами.
Наиболее важным фактором для инвесторов являются налоговые и таможенные льготы, предоставляемые субъектам СЭЗ. Так, субъекты СЭЗ исполняют роль налоговых агентов по удержанию и выплате в бюджет социального налога и налога на доходы физических лиц для работников — субъектов СЭЗ, являющихся налогоплательщиками Таджикистана. Уместно отметить, что прибыль, полученная иностранными инвесторами и заработная плата иностранных работников, полученная в иностранной валюте, может беспрепятственно перевозиться ими за границу и при вывозе за границу налогами не облагается.
Другим же фактором для привлечения потенциальных инвесторов в СЭЗ являются таможенные льготы. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ Таджикистана, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Таджикистан, что позволяет ввозить товары из-за рубежа без уплаты импортной пошлины и НДС. Таким образом, ввоз на территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров, производственного и строительного оборудования осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. При вывозе товаров с территории СЭЗ за пределы Республики Таджикистан не взимаются налоги и таможенные пошлины, за исключением сборов за таможенное оформление, и не применяются запреты и ограничения экономического характера. При вывозе товаров с территории СЭЗ на территорию Таджикистана не взимаются таможенные пошлины, НДС оплачивается со стороны покупателя. Определение страны происхождения по отношению к товарам, производимым в СЭЗ и ввозимым в нее, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.
Необходимо отметить, что в 2016 г. в СЭЗ «Дангара» зарегистрированы 27, а в СЭЗ «Панч» 11 отечественных и иностранных компаний (табл.1). Из общего числа зарегистрированных компаний в СЭЗ «Дангара» 3 полностью ведут деятельность по производству, предоставлению услуг, экспорту и импорту товаров.
В настоящее время в СЭЗ «Дангара» действуют несколько крупных компаний и реализуются инвестиционные проекты на сумму свыше 800 млн. долл. США, их срок завершения намечен на 2016–2018 гг., о чем свидетельствуют данные табл.2.

Таблица 1
Количество зарегистрированных субъектов в СЭЗ находящихся в Хатлонской области на период 2011–2016 гг.
СЭЗГоды
 2011  2012  2013  2014  2015  2016 
«Дангара»2416212627
«Панч»2788811
Всего41124293238
Источник: www.gki.tj

Таблица 2
Крупные компании СЭЗ «Дангара»
Наименование компанииНаправления деятельностиИнвестирование согласно бизнес плану (прогноз), млн долл. США
ООО «ТК-ОЙЛ»Производство нефти500
ООО «Гаюр-семент»Производство цемента160
ООО «Пак-семент»Производство цемента100
Предприятие по производству керамикиПроизводство керамики16
Предприятие по производству стеклаПроизводство стекла80
Источник: www.gki.tj

В свободной экономической зоне «Пяндж» зарегистрировано 6 субъектов, где производство товаров пока не зарегистрировано (табл.3.).

Таблица 3
Субъекты СЭЗ «Панч»
Наименование компанииНаправления деятельностиИнвестирование согласно бизнес плану (прогноз), тыс. долл. США
ООО «Милал интер чоинт»Строительство завода (по производству сэндвич панелей и черепицы)1050
ЗАО «Внешторговая компания «Бурок»Строительство объекта для хранения, расфасовки, упаковки сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также представление логистических и других видов услуг535
ООО «Ромит-Сервис»Наименование выпускаемой продукции: стекло и стекольный продукт5106,7
ООО «Сантехник-Сервис»Наименование выпускаемой продукции: котельное оборудование350 (на период 2012–2014 гг.)
ООО «Абдурасул»Производство строительных материалов (брусчатка, тротуарные бордюры, мозаика и железобетонные столбы).500
ООО «Човид Ориё»Предприятие по производству профиля, металличе­ских труб.828 (на период 2015–2022 гг.)
Составлено по: www.fezpanj.tj

Необходимо подчеркнуть, что общая доля четырех СЭЗ страны во внешнеторговом обороте и импорте страны остается очень низкой. Так, доля СЭЗ страны во внешнеторговом обороте по итогам 2015 года составила 0,2 млн. долл. США, а в импорте 0,1 млн. долл. США и для улучшения этих показателей необходимы государственная поддержка и развитие инфраструктуры для полного и стабильного функционирования СЭЗ.
Для выявления слабых и сильных сторон СЭЗ «Дангара» и «Панч» попытаемся провести SWOT-анализ в отдельности для каждой из этих зон.
Наиболее отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность СЭЗ «Панч» оказывает общественная и военно-политическая обстановка Афганистана. SWOT-анализ данной зоны представлен в табл.4.

Таблица 4
SWOT-анализ СЭЗ «Панч»
Сильные стороныСлабые стороны
– наличие налоговых и таможенных преференций;
– географическое расположение вдоль границы и выход в соседнюю страну;
– наличие богатых природных ресурсов;
– благоприятные климатические условия;
– дешевая рабочая сила;
– наличие потенциала для развития портового хозяйства и транспортно-логистической отрасли.
– дефицит электроэнергии, особые ограничения в зимний период;
– неразвитость инфраструктуры;
– неполнота информации в Интернете о деятельности зоны;
– слабая агитация администрации зоны для отечественных и иностранных инвесторов;
– отсутствие развитых институтов привлечения инвесторов.
ВозможностиУгрозы
– строительство ж/д Таджикистан – Афганистан – Иран;
– развитие приграничных рынков и торговли;
– учреждение отечественных компаний;
– создание новых рабочих мест;
– большой новый рынок сбыта для производимой в регионе продукции;
– снижение уровня безработицы в регионе;
– привлечение отечественных и иностранных инвестиций.
– дестабилизация и военно-политическая обстановка в Афганистане;
– природные стихии, наводнения;
– прекращение государственного финансирования в условиях внутреннего бюджетного дефицита;
– резкие изменения цен и падение курса сомони по отношению к иностранной валюте.
Составлено авторами

СЭЗ «Дангара» является наиболее привлекательным, как для иностранного, так и для отечественного инвестора. Однако, для стабильного функционирования этой зоны необходима реализациия определенных мер по ее развитию. SWOT-анализ данной зоны позволить нам оценить ситуацию относительно сильных и слабых ее сторон (табл.5).

Таблица 5
SWOT-анализ СЭЗ «Дангара»
Сильные стороныСлабые стороны
– благоприятные природно-климатические условия для развития АПК;
– наличие налоговых и таможенных преференций;
– наличие ряда природных ресурсов (газа, песка, гравия и др.);
– дешевая рабочая сила;
– функционирование нескольких крупных компаний в зоне;
– транзитный потенциал региона;
– культурно-исторический потенциал развития территории.
– нехватка квалифицированных кадров для работы в зоне;
– относительно слабая обеспеченность территории электроэнергией и водой;
– относительно низкое государственное финансирование развития инфраструктуры зоны;
– слабая PR-компания и неполнота информации о деятельности и возможностей зоны в сети Интернет.
ВозможностиУгрозы
– освоение новых земель территории;
– создание и функционирование ряда ВУЗов в Дангаре для дальнейшего обеспечения региона высококвалифицированными кадрами;
– строительство ж/д Таджикистан – Афганистан – Иран;
– развитие транспортной инфраструктуры;
– привлечение отечественных и иностранных компаний.
– прекращение государственного финансирования в условиях внутреннего бюджетного дефицита;
– резкие изменения цен и падение курса сомони по отношению к иностранной валюте;
– природные стихии, наводнения.
Составлено авторами

Таким образом, полное и стабильное функционирование СЭЗ является важным для динамичного развития национальной экономики страны и обеспечения экономического роста его регионов, а также повышения статуса регионов и страны в целом по привлечению иностранных и отечественных инвестиций. Стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч», находящихся в Хатлонской области, с одной стороны, позволяет решить проблемы региона, в частности, ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п., а с другой — обеспечивает решение общегосударственных задач, т.е. привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и др.
Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ в регионах страны приводит к стихийности в их образовании, превалировании местного творчества в их функционировании. В этих случаях создание СЭЗ рассматривается многими региональными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. Цели создания СЭЗ варьируются в широких пределах в зависимости от экономических и социальных условий региона и делается акцент на расширение и стимулирование инвестиционного потенциала на основе привлечения иностранного капитала, передовых технологий и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения ее структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров. Имеются в регионе большие возможности роста инвестиционного потенциала, когда с СЭЗ конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологий. Экономика региона на основе развития СЭЗ обеспечивает высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятны для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Анализ проведенных исследований показывает, что стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч» позволит улучшить инвестиционный потенциал Хатлонской области. Во-первых, это стимулирует экономический рост региона, в процессе которого применяются новые технологии. Во-вторых, это развивает промышленное предпринимательство и производство, что позволяет производить импортозамещающую продукцию. В-третьих, позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат и повышать уровень инвестиционного потенциала для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.


Литература
1.Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — 215 с.
2. Морозова Т. Региональная экономика: Учеб.пособ для ВУЗов. — М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. — С.158.
3. О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.02.2009 г. № 74.
4. Об утверждении Положения свободной экономической зоны «Дангара»: Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20.01.2010 г., № 1545 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — Душанбе. — 2010. — № 1. — С.65.
5. Говоров Д.С. Создание особой экономической зоны на территории Городского округа «Город Якутск» // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2 (54). — С.255–256.
6. Раджабов К.К. Обеспечение стабильного функционирования свободных экономических зон на начальных этапах их развития (на материалах Республики Таджикистан): дисс. канд. экон. наук. — Душанбе, 2016. — С.64–77.
7. Шоидарвозова М.С. Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан: автореф. ... канд. экон. наук. — Хорог, 2005. — 27 с.
8. Статистический сборник. Таджикистан 25 лет государственной независимости. — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. — С.358, 368.
9. www.fezpanj.tj
10. www.gki.tj
11. www.wikipedia.org

Сноски 
* www.wikipedia.org
** См.: Морозова Т. Региональная экономика: Учеб. пособ для ВУЗов. — М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. — С.158.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия