Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (63), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Пилявский В. П.
ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций»,
доктор экономических наук, профессор

Павленко И. Г.
доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук


Модернизация туристского образования как основа инновационного развития индустрии гостеприимства
В статье отражены проблемы развития и направления модернизации туристского образования в Российской Федерации. Показано, что качественное туристское образование является ключевым моментом инновационного развития отечественной индустрии гостеприимства
Ключевые слова: модернизация образования, индустрия гостеприимства, инновационное развитие, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, национальная система профессиональной квалификации
ББК Ч518.14(0)я73   Стр: 200 - 202

Индустрия гостеприимства является одним из регуляторов занятости населения. Экономическая деятельность, связанная с туризмом, предоставляет работу более 12 миллионам человек в Европейском союзе. Почти 7 миллионов из этих людей работают в пищевой промышленности, а 2 миллиона — на транспорте. На сектор размещения (не включая недвижимость) приходится 2,4 млн рабочих мест в ЕС; туристические агентства и туроператоры трудоустраивают почти полмиллиона человек. В трех отраслях, деятельность которых почти полностью связана с туризмом (жилье, туристические агентства / туроператоры, воздушный транспорт), в ЕС работает 3,3 миллиона человек. В целом, на индустрию туризма приходится 22% людей, занятых в секторе услуг. Рассматривая общую нефинансовую экономику бизнеса, в отраслях туризма приходится 9% занятых [3].
Создание рабочих мест в гостиницах и ресторанах в развитых странах, согласно данным Международной организации труда (МОТ), росло темпами, вдвое превышающими объем всей экономики в период с 2009 по 2013 год. В 2015 году туризм напрямую произвел 2,5 миллиона новых рабочих мест по всему миру, достигнув в общей сложности 108 миллионов прямых рабочих мест (3,6% от общего объема глобальной занятости и 3% от общего ВВП). Принимая во внимание ее обширные воздействия на другие сектора экономики (включая прямые, косвенные и индуцированные) в 2015 году на индустрию туризма пришлось: почти 10% от общего объема ВВП в мире, 1 из 11 рабочих мест по всему миру, одно рабочее место в секторе туризма создает около 1,5 дополнительных или косвенных рабочих мест в отраслях экономики, связанных с туризмом [2].
Подготовка квалифицированного персонала для туристского бизнеса признается значимым условием развития экономики государств во всем мире. По данным ВТО, в начале 90-х годов XX века в Европе насчитывалось 105 высших и 139 профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов туристического профиля, 6 и 17 — в Америке и 13 и 35 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно. Большинство учебных заведений, обучающих персонал для индустрии туризма, расположено в Великобритании (37), Испании и Италии (по 28), Канаде (25), Франции и США (по 22), Австралии (16), Чили (12), Китае (6), Филиппины (5) и Япония (4).
По оценкам экспертов, в Российской Федерации, которая ходит в десятку самых посещаемых стран мира [4], по оценкам ВТО, в настоящее время потребности специалистов всех подразделений туристической отрасли удовлетворяются только на 55%. Около 80% туристических кадров являются специалистами среднего звена. По данным Федерального агентства по туризму, функционирует 401 высшее и профессиональное образовательные учреждения, которые обучают персонал тури­стической отрасли. Российские университеты ежегодно обучают около 25 000 специалистов в сфере туризма. Около трети всех образовательных учреждений расположены в Центральном федеральном округе, около 17% — в Южном федеральном округе и 13% — в Приволжском федеральном округе [1].
Важным условием формирования экономики инноваций выступает модернизация существующей системы профессионального образования — основы динамического социально-экономического роста и условия качественного развития общества, ключевого фактора обеспечения текущего благополучия граждан и основы безопасности государства. Конкуренция в системах образования становится неотъемлемым элементом глобальной конкуренции, которая требует постоянного обновления существующих технологий, более ускоренного освоения и внедрения инноваций, своевременной и оперативной адаптации к запросам и требования динамично развивающегося рынка и, в частности, рынка туризма и рекреации [11].
В сегодняшних непростых условиях развития российской туристической индустрии, которая оказалась перед долговременными системными вызовами, наша страна испытывает потребность в создании гибкой системы подготовки кадров, адаптивной к требованиям рынка туристских услуг. С целью решения обозначенной проблемы указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 был основан национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), который, в частности, координирует работу по приведению федеральных государственных образовательных стандартов в соответствие с профессиональными стандартами и формирование системы независимой оценки профессиональной квалификации.
Целью настоящего исследования является изучение вопросов модернизации туристского образования как основы инновационного развития туриндустрии.
В настоящее время такие важные в системе образования понятия, как «квалификация работников» и «профессиональный стандарт» раскрыты в Трудовом Кодексе РФ [12] Ст. 195.1 отмечает, что квалификация работника представляет собой объективное отражение уровня знаний, умений и профессиональных навыков, а также опыта работы.
Необходимо соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных описаний, что обеспечивает прозрачность квалификации и позволяет создавать новые траектории периода от образования к трудовой деятельности.
Актуальность вопросов подготовки кадров для туристской индустрии в России в последние годы обусловлена целым рядом причин и факторов, основными из которых являются следующие:
– модернизация всего российского образования, возрастание его роли и значения в связи с усилением социально-экономических процессов в обществе, предъявляющих к образованию новые требования (обновляемости содержания, технологий, методики, организационных форм, гибкости и т.д.);
– интеграция отечественного высшего образования в европейское пространство в сфере образования (Болонский процесс) и особенно вступление России в ВТО, что неминуемо повлечёт за собой как положительные, так и отрицательные последствия;
– повышение роли персонала в обеспечении конкурентоспособности компаний, в улучшении качества продукций и услуг. Как известно, спецификой туристского продукта, отличающей его, прежде всего, от промышленных товаров, является то, что люди (персонал) составляют его значительную часть. Именно они предоставляют туристические услуги (услуги туристских операторов и агентов, предприятий гостеприимства, транспорта, аттракций и др.), являющиеся важнейшим компонентом турпродукта;
– ухудшение экономических показателей российского туризма, проявляющееся в частности, в росте дефицита платёжного баланса (соотношение экспорта/импорта услуг) РФ по статье «Поездки».
В 2011 г. Российская Федерация перешла на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Для обеспечения этого перехода были разработаны принципиально новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), предоставляющие вузам ранее невиданные академические свободы в разработке основных образовательных программ (ООП).
Теперь не менее 50% учебного времени в бакалавриате и не менее 70% в магистратуре отводится на вариативную (вузовскую) часть для создания соответственно профильной подготовки бакалавров и магистерских программ.
Существующие на сегодняшний день профили бакалавриата по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» соответствуют современным образовательным и рыночным требованиям не в полной мере, т.к. представляют собой стандартный перечень основных видов деятельности вне зависимости от потребностей конкретных российских регионов.
Потребности туристского рынка в кадрах определяют:
– необходимость создания базовых кафедр, объединяющих учебные, научные и производственные комплексы, обеспечивающих взаимосвязь всех сторон образовательного процесса, отраслевой науки и турбизнеса, которые позволят в учебном процессе отрабатывать производственные профессиональные навыки на рабочих местах и внедрять в систему подготовки кадров инновационные технологии;
– потребность совершенствования и внедрения в широкую практику дополнительного профессионального образования путем организации краткосрочных целевых стажировок, тренингов, мастер-классов с применением модульной системы формирования учебных программ для наибольшего удобства обучающихся и повышения эффективности освоения программ с увеличением их количества и направлений для расширенной подготовки кадров, имеющих базовое начальное и среднее профессиональное образование;
– необходимость формирования условий для осуществления тесного взаимодействие отечественных и зарубежных образовательных центров и учебных заведений в целях передачи опыта, обмена используемыми методиками и формирования современных технологий подготовки кадров;
– создание образовательных кластеров, включающих все уровни профессионального образования, систему дополнительного образования и работодателей [10].
Сегодня все без исключения эксперты в области высшего образования (в частности специалисты по разработке и реализации ФГОС) заявляют о необходимости согласования профилей подготовки, их целей и содержания ООП, с объединениями работодателей, обеспечения востребованности заявленных профилей обучения региональным рынкам труда. Данные рекомендации выданы вузам, УМО, разработчикам ФГОС и федеральным органам исполнительной власти для внедрения в практику работы [7]. В течение 2015 года в рамках реализации этих положений было сделано следующее:
– согласно данным изучения приемной кампании, проводимой в рамках 2015–2016 учебного года на обучение в 12 образовательных организациях по практико-ориентированным программам высшего образования принято 39 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета — 33,4 тысячи человек, что в 1,4 раза больше, чем аналогичный показатель 2014 года.
– осуществлялась методическая поддержка совершенствования системы сетевого взаимодействия образовательных организаций и работодателей, были разработаны и утверждены 28.09.2015 г. № АК 2563/05 методические рекомендации по организации образовательного процесса при применении сетевых форм осуществления образовательных программ [8].
Решению проблемы профилирования подготовки должно помочь массовое и ориентированное на отдельные регионы внедрение программ «прикладного бакалавриата» как высшего образования. В данном случае под программой «прикладного бакалавриата» подразумевается программа высшего образования первого уровня, ведущая к получению профессиональной квалификации наряду со степенью бакалавра. Выпускники такого вида бакалавриата будут обладать практико-ориентированным характером полученных знаний и умений, которые будут обеспечены в том числе посредством увеличения объема практик в 3–4 раза [6].
В некоторых вузах уже сейчас функционируют самостоятельные лаборатории и производственные базы, в которым могут получать знания и умения бакалавры. Академические и прикладные студенты первые несколько семестров будут учиться по одинаковой программе, что позволит им в будущим сделать более осознанный выбор между академическим образованием или прикладным. Согласно планам Минобрнауки к 2020 году около 30% студентов будут учиться по программам прикладного бакалавриата [5].
Анализ перечня вузов, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», размещенного на сайте Ростуризма, показывает, что подготовку студентов по данным направлениям осуществляют более 300 вузов и более 160 филиалов [9]. Априори можно сказать, что значительное количество филиалов (57,3 % от числа вузов) не способствует повышению качества подготовки кадров для туриндустрии. Подавляющее число филиалов, как и самих головных вузов, не являются профильными туристскими образовательными учреждениями, а представляют образовательные организации гуманитарного и педагогического профиля, классические университеты, технические, транспортные, сельскохозяйственные и др. вузы.
При такой массовости подготовки кадров для индустрии туризма, к сожалению, невозможно обеспечить ее достойное качество. Необходимость в оптимизации численности вузов, в ужесточении требований к открытию туристских программ (особенно в непрофильных вузах) давно назрела.
Из ведущих классических и исследовательских университетов эта подготовка должна быть удалена как несоответствующая миссии и целям этих вузов, как имеющая прикладной характер и недостаточную наукоёмкость по сравнению с другими ООП, реализуемыми в этих университетах.
Учитывая, что туристское образование у нас в подавляющем большинстве платное, целесообразно эту подготовку осуществлять в крепких негосударственных вузах, уже не одно десятилетие успешно работающих на данном поприще. С учетом обязательного доступа этих вузов к бюджетному финансированию на основе честной конкуренции с государственным сектором.
С 2016 г. совместно с объединениями работодателей планировалось обеспечение формирования и развития национальной системы профессиональных квалификаций, создание сети сертификационных центров, независимых от системы образования и конкретных работодателей.
Государство (в лице соответствующих министерств) совместно с работодателями и образовательными учреждениями должно и далее разрабатывать и совершенствовать профессиональные стандарты, требования к профессиям и должностям, а далее синхронизировать их с ФГОС. Необходимо исключить ситуации, когда ФГОС разрабатывались без учета профессиональных стандартов.
К числу основных мероприятий реформирования системы туристского образования на ближайшие годы необходимо отнести следующие:
– дальнейшую качественную, количественную и территориальную оптимизацию сети туристских вузов;
– введение программ прикладного бакалавриата с ориентацией на региональные рынки труда и повышения специализации данных программ;
– введение независимой внешней оценки уровня знаний студентов — единый бакалаврский экзамен (после 2-го курса и после выпуска);
– внедрение общественной и профессионально-общественной аккредитации вузов и образовательных программ;
– структурный пересмотр ФГОС по мере внедрения профессиональных стандартов;
– совершенствование негосударственного сектора высшего туристского образования и т.д.
Таким образом, реализация вышеуказанных мероприятий может стать основой модернизации системы туристского образования в стране и тем самым способствовать развитию всей индустрии.


Настоящая работа выполнена при поддержке Программы развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015–2024 годы в рамках реализации академической мобильности «Академическая мобильность молодых ученых России — АММУР» в Санкт-Петербургском институте бизнеса и инноваций.

Литература
1. Bakieva G. R. Organizing training of personnel for tourist enterprises /G.R. Bakieva. — Transfer inovбciн — 2014. — 29. — p. 22–25
2. Tourism at a glance. Fact sheet provides information and data on the tourism sector [Электронный ресурс]: Sectoral policies department. International Labour Organization (ILO)- Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_dialogue/---sector/documents/publication/wcms_544196.pdf
3. Tourism industries prove resilient to the economic crisis and provide jobs for women and young people [Электронный ресурс]: Statistics Explained. Official Eurostat website».- Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Tourism_industries_-_employment#The_tourism_industries_employ_12_million_people_in_the_EU/ (дата обращения: 01.07.2017)
4. UNWTO Tourism Highlights /World Tourism Organization:Madrid, Spain, 2016. — 16 p.
5. Власова Т.И. Инновационные технологии в туризме: монография. — СПб.: Д.А.Р.К. 2013. — 160 с.
6. Дмитриев В.Я., Пилявский В.П., Рожков И.И. Профессиональное признание как инструмент оценки качества образовательных услуг // Вестник Национальной академии туризма. — 2011.- № 4. — С. 96–100.
7. Котлобовский И.Б. и др. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС: задачи и критерии // Высшее образование в России. — 2012. — № 8–9. — С. 3–14.
8. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «развитие образования» на 2013–2020 годы в 2015 году [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации.- Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/8257
9. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140208/ (дата обращения: 26.11.2016).
10. Павленко И.Г. Обеспечение процессов модернизации индустрии туризма и гостиничного хозяйства //Многоуровневая система подготовки экономических кадров в концепции устойчивого инновационного развития страны: колл. моногр. /Под науч. ред. Н.В. Парушиной. — Орёл, 2014. — С.164–177.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). [Электронный ресурс]: справочная система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 26.11.2016).
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). [Электронный ресурс]: справочная система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 26.11.2016).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия