Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ермолаев К. А.
старший преподаватель кафедры инноваций и инвестиций
Казанского (Приволжского) федерального университета

Кузьмин М. С.
аспирант кафедры инноваций и инвестиций
Казанского (Приволжского) федерального университета


Использование проектного подхода в управлении инновационной деятельностью в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности
В статье проведен анализ сложившейся российской практики управления энергосбережением и повышением энергоэффективности на основе исследования существующей нормативно-правовой базы, результатов мониторинга проводимой региональной политики в рассматриваемой сфере и опросов руководителей крупных промышленных предприятий. Выявлены особенности существующей законодательной базы, ограничивающие возможности активизации инновационной деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В качестве одного из возможных решений выявленных проблем предложено использование проектного подхода, а также обоснована необходимость адаптации его методов и инструментов к специфике рассматриваемой сферы деятельности. Сформулированы требования к построению процессов принятия решений и к формированию структуры управления проектами по созданию, внедрению и коммерциализации энергоэффективных инноваций. Результаты проведенного исследования могут быть положены в основу совершенствования методической базы проектного управления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на различных уровнях управления экономикой
Ключевые слова: проектное управление, проектный офис, энергосбережение, энергоэффективность, инновации, региональная политика
УДК 338.242; ББК 65.9(2Рос)01   Стр: 36 - 40

Введение
Высокий уровень энергоемкости валового внутреннего продукта ВВП России по сравнению с развитыми странами предопределяет необходимость активизации проводимой государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности (рис. 1). Одно из возможных направлений её активизации может быть основано на ранее выявленном нами эффекте взаимного влияния процессов инновационного развития и процессов энергосбережения и повышения энергоэффективности [1, 2]. Суть его состоит в том, что, с одной стороны, использование инновационных технологий, оборудования и материалов создает качественно новые возможности для реализации процессов энергосбережения и повышения энергоэффективности [3, 4]. С другой стороны, рассмотрение процесса энергосбережения и повышения энергоэффективности в качестве приоритетного направления развития экономики формирует вектор для развития инновационных технологий с высокими показателями энергоэффективности [5]. Реализация выявленного эффекта потребует внесения серьезных изменений в систему государственного управления в рассматриваемых сферах деятельности.
За последние годы все более широкое распространение в практике активизации инновационной деятельности различных хозяйствующих субъектов получает использование методов проектного управления. Однако до настоящего времени целый ряд нерешенных проблем методического и организационного характера сдерживает их широкое использование применительно к решению различных задач повышения энергоэффективности российской экономики.
Рис. 1. Энергоемкость по странам мира в 1990, 2000, 2010 и 2016 гг., тонн нефтяного эквивалента на 1000 USD [6, 7]

Сложившаяся практика управления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на различных уровнях управления экономикой
Энергосбережение и повышение энергоэффективности является одним из приоритетных направлений развития российской экономики на протяжении целого ряда последних лет [8]. Сложившаяся нормативно-правовая и законодательная база для его реализации отличается разной степенью регламентированности и методической обеспеченности на различных уровнях управления российской экономикой и по-прежнему находится в процессе формирования. Следует отметить, что энергосбережение и повышение энергоэффективности является одним из ключевых элементов реализации Энергетической стратегии России до 2030 года [9]. К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти сформирован и реализуется целый ряд механизмов по стимулированию развития процессов энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая поддержку региональных и муниципальных программ в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, стимулирование разработки и использования объектов и технологий, обладающих высокой энергоэффективностью и т.д. При этом для всех уровней управления определены требования к системе планирования и реализации мероприятий по достижению целей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и (или) показателей энергоэффективности производимых товаров и услуг.
На региональном уровне управления практически в каждом субъекте Российской Федерации (РФ) разработана собственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Во многом благодаря этому за последние пять лет во всех регионах РФ наблюдалось снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП) в текущих ценах. Как показал анализ полученных результатов, около трети всех регионов страны снизили энергоемкость ВРП в 2015 году по сравнению с 2012 годом на 30% и более [10]. При этом на реализацию региональных программ выделяются целевые субсидии за счет средств федерального бюджета при условии их софинансирования со стороны региона и наличия структуры, распределяющей бюджетные средства на конкурсной основе. В результате проведенного анализа региональных программ было выявлено, что основное внимание при их разработке и реализации было уделено бюджетному и жилищно-коммунальному секторам экономики, а мероприятия по повышению энергоэффективности в промышленности в имеющихся программах практически не представлены. Кроме того, существующие региональные программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности не сориентированы в достаточной степени на поддержку и развитие инновационной деятельности.
На уровне компаний с государственным участием и государственных корпораций широко применяется практика формирования и реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с требованиями, разработанными на федеральном уровне. При этом для реализации энергосберегающей деятельности практически во всех компаниях используется процессный подход к управлению, описанный в международном стандарте энергоменеджмента ISO 50001, на базе которого был создан российский национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 50001–2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» [11]. По результатам проведенных опросов руководителей промышленных предприятий было выявлено, что большая часть реализуемых энергосберегающих проектов — малозатратные и (или) быстроокупаемые, а подавляющее большинство опрошенных руководителей российских предприятий достаточно консервативно оценивают потенциал энергосбережения [12, 13]. Во многом сложившаяся ситуация может быть объяснена тем, что в стандартах энергоменеджмента задаются лишь общие требования к организации процессов управления энергосбережением. В них не учитываются отраслевые особенности различных хозяйствующих субъектов, не содержатся методические рекомендации по применению процессного подхода в конкретных ситуациях, не рассматриваются принципы и правила принятия управленческих решений в сфере энергосбережения и т.д.
В отличие от государственных компаний, организация деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности частных компаний построена, в большей степени, в форме требований к результату их деятельности, включая требования к энергоэффективности товаров, работ и услуг [14, 15]. Однако до настоящего времени все еще отсутствуют методические рекомендации и требования к планированию и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, адаптированные применительно к условиям функционирования частных компаний. При этом к их деятельности нельзя напрямую применить методические подходы, созданные специально для компаний с государст­венным участием и государственных корпораций. Это обусловлено тем, что в компаниях с государственным участием интересы собственника и регулирующего органа власти, как правило, совпадают в отличие от ситуации с частными компаниями. Поэтому разработка ими программных документов в рассматриваемой сфере является скорее исключением, чем общепринятой практикой.
Результаты проведенного анализа существующей практики управления энергосбережением и повышением энергоэффективности позволили сформулировать следующие проблемы, ограничивающие возможности активизации инновационной деятельности. Во-первых, до настоящего времени энергосбережение и повышение энергоэффективности как на уровне регионов, так и на уровне предприятий по-прежнему связано только лишь с решением текущих задач развития, оставляя вне сферы своего внимания стратегические приоритеты инновационной модернизации. Во-вторых, практически отсутствуют механизмы стимулирования развития и использования новых энергетических технологий, создающих продукцию с качественно новыми потребительскими свойствами. В-третьих, не сформирована полноценная система регламентов, стандартов и норм, направленных на методическое сопровождение инновационных проектов в рассматриваемой сфере.

Структура управления проектной деятельностью на различных уровнях управления
Одно из возможных направлений решения выявленных проблем может быть связано с активизацией инновационной деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на основе внедрения в управленческую практику инструментария проектного менеджмента. В таблице 1 представлено сравнение существующего (процессного) и проектного подходов к управлению.

Таблица 1
Сравнительный анализ процессного и проектного подходов к управлению
Критерий сравненияПроцессный подход
к управлению
Проектный подход
к управлению
Цель и срокиОриентация на достижение целевых показателей процесса за определенный период времениОриентация на заранее определенную цель — уникальный конечный результат в рамках строгого ограничения по времени его достижения
ФинансированиеСметное финансированиеПоэтапное финансирование на конкурсной основе под конкретный конечный результат
ОтветственностьРаспределение ответст­венности между членами коллектива за отдельные показатели процессаОтветственность за получение конечного результата на руководителе проекта
РезультатДостижение целевых показателей выполнения процессовПолучение заданного конечного результата
Источник: составлено авторами

При процессном подходе к организации управления каждая структурная единица участвует в реализации одного или нескольких процессов. Такой подход в наилучшей степени адаптирован применительно к условиям регулярной операционной деятельности и рассчитан на периодическую повторяемость выполняемых процессов. В рамках проектного управления особое внимание уделяется достижению конкретно поставленной цели по получению уникального конечного результата в строго определенные временные сроки, что становится особенно актуальным при создании инновационных решений в любой отрасли экономики. Поэтому в Послании Федеральному Собранию РФ на 2015 год Президентом РФ особенно подчеркивалась важность внедрения проектного управления в органах исполнительной власти.
На федеральном уровне управления в конце 2016 года Постановлением Правительства РФ утверждена функциональная структура управления проектной деятельностью, которая подразумевает создание, во-первых, постоянных органов управления проектной деятельностью, включая федеральный проектный офис, ведомственные координационные органы, проектные офисы федеральных органов исполнительной власти; во-вторых, временных органов управления проектной деятельностью, формируемых в целях реализации проектов (программ), в том числе проектные комитеты, руководители проектов, рабочие органы проектов и т.д.; в-третьих, обеспечивающих и вспомогательных органов управления проектной деятельностью, включая общественно-деловые советы, экспертные группы, центр компетенций проектного управления. Функциональная структура управления проектной деятельностью представлена на рис. 2. При этом уже создан и начал функционировать федеральный проектный офис при Правительстве РФ, который сориентирован на выполнение широкого ряда функций по обеспечению формирования и ведению портфеля приоритетных проектов РФ, обеспечению методического сопровождения проектной деятельности в Правительстве РФ, обеспечению внедрения и развития системы стимулирования государственных гражданских служащих, участвующих в проектной деятельности и т.д.
Необходимо отметить, что разработанная функциональная структура управления проектной деятельностью не охватывает региональный уровень управления экономикой. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано организовать проектную деятельность на региональном уровне, руководствуясь указанными выше требованиями к функциональной структуре. С 2016 года проводится пилотная апробация системы проектного управления в органах исполнительной власти 6 регионов РФ. Каждый из пилотных регионов самостоятельно адаптирует предложенные рекомендации под сложившуюся региональную структуру управления или использует сложившиеся организационные структуры для управления проектной деятельностью. Таким образом, проектное управление в органах исполнительной власти РФ находится в настоящее время пока лишь на стадии формирования, а методическая база проектного управления на начальных этапах ее разработки.
Рис. 2. Функциональная структура управления проектной деятельностью. Источник: составлено авторами на основе [16]

Адаптация проектного подхода для управления инновационной деятельностью в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности
Адаптация проектного подхода для управления процессами создания, распространения и коммерциализации энергоэффективных инноваций должна учитывать уже сформировавшуюся структуру управления как в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, так и в сфере инновационной деятельности. На федеральном уровне за эти направления деятельности отвечают структурные подразделения Министерства энергетики РФ и Министерства экономического развития РФ, соответственно. Следует отметить, что и на уровне региона за реализацию указанных направлений государственной политики отвечают различные подразделения, которые формируют самостоятельные региональные программные документы и определяют целевые индикаторы развития, регламентируют процедуры планирования, реализации и мониторинга их исполнения, определяют методы и формы организационной, финансово-экономической и правовой поддержки принимаемых решений, и, в конечном счете, независимо друг от друга отвечают за результаты выполнения принятых стратегий и программ развития. Именно поэтому активизация инновационных процессов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности является прерогативой деятельности сразу двух указанных структур управления одновременно, несогласованные действия которых оказывают непосредственное влияние на достижимость поставленных в этой части целей.
Для устранения выявленных проблем были предложены следующие решения. Во-первых, необходимо четко определить область взаимного пересечения приоритетов двух рассматриваемых направлений государственной политики как «энергоэффективные инновации». Во-вторых, представляется целесообразным интегрировать функции управления энергосбережением и повышением энергоэффективности и управления инновационным развитием в рамках проектного управления. Подобный подход можно реализовать на основе регионального проектного офиса, который будет отвечать за проведение всего комплекса работ по управлению проектами создания, внедрения и коммерциализации энергоэффективных инноваций. При этом создание аналогичной структуры на федеральном уровне управления представляется избыточным. С одной стороны, такой структуре пришлось бы конкурировать за финансовые, кадровые и административные ресурсы с уже существующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, с позиции региональных структур управления инновационными проектами, более предпочтительным является наличие на федеральном уровне единого центра принятия стратегических решений и определения приоритетов инновационного развития.
Региональный проектный офис может стать такой организационной структурой, которая позволит интегрировать управление в сфере повышения энергоэффективности и инновационного развития в рамках единого контура управления и обеспечит принятие управленческих решений в соответствии с установленными приоритетами. Построение такого организационного механизма может базироваться на использовании «классической» структуры проектного офиса, который осуществляет функции организации, планирования и контроля проектной деятельности, внедрения, административной поддержки и развития проектно-ориентированной системы управления. Однако использование «классической» структуры построения проектного офиса для управления проектами по созданию, внедрению и коммерциализации инновационных решений в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности потребует расширения традиционного функционала проектного управления дополнительными специфическими функциями (рис. 3).
Одним из ключевых условий эффективного функционирования регионального проектного офиса по созданию, внедрению и коммерциализации энергоэффективных инноваций является его тесное взаимодействие с промышленными предприятиями региона на основе использования различных механизмов стимулирования и информационного обеспечения рассматриваемого направления деятельности. Речь, прежде всего, может идти о том, чтобы четко определять потребно­сти в энергоэффективных инновациях и оценивать потенциал проектных решений с позиции достижения стратегических целей развития промышленных предприятий. Такой подход позволит преодолеть имеющийся разрыв между готовностью энергоэффективных инноваций и их применением в производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В свою очередь, это накладывает определенные требования на «зеркальные» изменения в системе управления промышленными предприятиями в части организации проектной деятельности. При этом большинство исследователей склоняется к выводу о том, что методы проектного управления и без внешних требований достаточно широко применяются в различных отраслях российской промышленности. В этой связи, по нашему мнению, основные усилия по использованию проектного подхода к управлению энергоэффективными инновациями необходимо сосредоточить, прежде всего, на региональном уровне управления. Такой подход позволит обеспечить максимальную концентрацию ресурсов, повышение эффективности системы управления и активизацию деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Рис. 3. Функции проектного управления по созданию, внедрению и коммерциализации энергоэффективных инноваций
Источник: составлено авторами.

Выводы
В результате проведенного исследования рассмотрены существующие подходы к управлению энергосбережением и повышением энергоэффективности на различных уровнях российской экономики. Выявлены проблемы, ограничивающие активизацию инновационной деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также обоснованы преимущества проектного подхода к управлению энергоэффективными инновациями. Анализ существующей нормативно-правовой базы позволил сделать вывод о том, что проектное управление в органах исполнительной власти РФ находится в настоящее время пока лишь на стадии формирования, а методическая база проектного управления на начальных этапах ее разработки. Для активизации инновационной деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в субъекте РФ предложено создание регионального проектного офиса, сориентированного на координацию соответствующих проектов. Среди основных функций такого проектного офиса: определение потребности в энергоэффективных инновациях; оценка потенциала проектных решений с позиции достижения стратегических целей развития промышленных предприятий; обеспечение конкурсного финансирования проектов по созданию, внедрению и коммерциализации энергоэффективных инноваций; стимулирование экспорта энергоэффективных технологий за рубеж и т.д. Сформулированные предложения по адаптации принципов проектного управления к созданию, внедрению и коммерциализации энергоэффективных инноваций сориентированы на активизацию проводимой государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Таким образом, предложенные направления совершенствования организации проектного управления могут быть положены в основу проведения государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, рассматриваемого в качестве приоритетного направления модернизации российской экономики, а также использованы при разработке методического обеспечения проектного управления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на различных уровнях управления экономикой.


Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10227).

Литература
1. Мельник А.Н., Ермолаев К.А. Концептуальная модель формирования механизма активизации энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики // Экономика и управление. — 2016. — № 12 (134). — С. 70–76.
2. Ермолаев К.А. Влияние процессов инновационного развития на повышение энергоэффективности функционирования регионального промышленного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 12 (459). — С. 84–96.
3. Мельник А.Н., Лукишина Л.В. Методические основы оценки влияния энергетического фактора на результаты деятельности предприятия // Вестник Уральского государственного технического университета УПИ. — 2010. — №2. — С. 68–78.
4. Melnik A.N., Lukishina L.V., Sadriev A.R. Formation of the system of indicators to assess the impact of energy efficiency on the innovative development of the enterprise // International Journal of Applied Engineering Research. — 2015. — Т. 10. — № 20. — С. 40991–40997.
5. Садриев А.Р., Кузьмин М.С. Направления государственной поддержки инновационного развития отечественной экономики в условиях формирования нового технологического уклада // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 4 (60). — С. 20–24.
6. OECD (2016), «Energy intensity», in OECD Factbook 2015–2016: Economic, Environmental and Social Statistics, OECD Publishing, Paris. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/factbook-2015–40-en.
7. BP Statistical Review of World Energy. June 2017. [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf, свободный. (дата обращения: 6.09.2017). — Загл. с экрана.
8. Мустафина О.Н. Организация функционирования конкурентного рынка электрической энергии и мощности в современных условиях // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. — 2011. — № 5–6. — С. 114–120.
9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026, свободный. (дата обращения: 6.07.2017). — Загл. с экрана.
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения: 6.09.2017). — Загл. с экрана.
11. ГОСТ Р ИСО 50001–2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200096140, свободный. (дата обращения: 9.10.2017). — Загл. с экрана.
12. Энергосбережение в зеркале промышленной политики [Электронный ресурс] // Аналитические и информационно-справочные материалы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации — 2014. — Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/3017.pdf, свободный. (дата обращения: 12.10.2017). –Загл. с экрана.
13. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/5197, свободный (дата обращения: 3.10.2017). — Загл. с экрана.
14. Мельник А.Н., Садриев А.Р. Влияние мирового финансового кризиса на развитие отечественной электроэнергетики // Проблемы современной экономики. — 2010. — №1. — С. 21–26.
15. Садриев А.Р. Перспективы инновационного развития электроэнергетики // Экономика и управление. — 2010. — № 11. — С. 42–52.
16. Об утверждении мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2016г. №2165-р. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://government.ru/docs/24918/, свободный. (дата обращения: 9.10.2017). — Загл. с экрана.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия