Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гаврильева С. А.
аспирант кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г.Якутск)


Образовательный туризм как способ повышения конкурентоспособности
В статье проанализировано современное состояние образовательного туризма, на примере российских ВУЗов. Приведены положительные и негативные моменты получения образования за рубежом, отражены проблемы, возникающие у студентов в связи с зарубежными стажировками
Ключевые слова: образовательный туризм, университеты-партнеры, стажировка, обменная программа, иностранные университеты
УДК 338.48; ББК 65.433   Стр: 178 - 181

Значительно повлиял на развитие туризма в России, каким мы привыкли его понимать в настоящее время, Петр I. Он, первый из царей, который покинул границы своего государства, с целями нахождения союзников в европейских странах, по противодействию Османской империи, увидеть уровень развития науки и технологии в Европе, чтобы впоследствии перенять и внедрить в России новшества. Кроме того, ему были интересны культура и нравы Запада. Первая поездка вдохновила его на последующие путешествия, помогла ему шире взглянуть на мир и принять меры по модернизации Российской империи. Именно Петру I принадлежит идея поездок за границу с целью обучения [7, 234].
В настоящее время образовательный туризм намного шире и многограннее, чем во времена Российской империи и возможность получить образование за рубежом есть не только у благосостоятельных людей. Существует множество различных программ, для любого возраста и для любых целей. Соответственно определений понятия «образовательный туризм» тоже немало. Вот некоторые из них:
– «Образовательными следует считать туры, организуемые в рамках познавательного туризма, целью которого является выполнение задач определенных учебными программами образовательных учреждений. Образовательными должны быть признаны и поездки, предпринимаемые людьми с целью самообразования (т.е. цели их не связаны с реализацией образовательных программ учебных заведений)» — Погодина В.Л. [6, 62].
– «Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» — Зорин И.В., Квартальнов В.А. [4,320] .
– «Образовательный туризм — это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности» — Щербинина А. [10]
– «Поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» — Лунин Э.А. [5, 13]
– «Образовательный туризм — поездки с целью получения образования за рубежом. Обычно здесь реализуются поездки в развитые страны с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин» — Воскресенский В.Ю. [3, 8]
– «Туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» — Сангинов Д.Ш. [9]
– «Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» -Чеботарь Ю.М. [8]
Основной составляющей образовательного туризма, безусловно, является получение каких-либо знаний за рубежом. Позволим себе не согласиться с некоторыми авторами. Образовательными можно назвать туры или поездки с любой продолжительностью, в рамках образовательной программы, вне зависимости от области получаемых знаний, при условии, что турист не переезжает на место обучения на постоянное проживание.
Разумеется, образовательная составляющая может быть не единственной компонентой данного вида туризма. Однако необходимо отметить, что именно получение знаний должно быть основной целью таких поездок.
Из всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что образовательный туризм — это поездки, основной целью которых является получение знаний в любой области, с любой продолжительностью, в рамках программы, которая предусматривает данное обучение. Однако образовательные туры, не исключают развлекательной и познавательной составляющей. По завершении, образовательный туризм предполагает получение документа, сертификата, удостоверения, диплома или свидетельства о прохождении образовательной программы.
В наше время образовательный туризм набирает все большую популярность. Молодежь стремится получить знания не только у себя в стране, но и за рубежом, получая опыт обучения в разных системах и учась адаптироваться к новым условиям.
Согласно закону об образовании Российской Федерации образование — это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
Существуют различные виды образовательного туризма, среди них можно выделить, как наиболее популярные:
– учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
– ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
– научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
– участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
– экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным природным зонам и странам [2, 201].
Образовательный туризм является отличной возможностью для тех, кто хочет получить опыт обучения в другой стране, в незнакомой среде, проверить возможность адаптации к непривычной обстановке. Для граждан России до начала 90-х годов, выезды за границу были фактически запрещены, а возможность получения образования за рубежом или стажировки была сведена к минимуму. После развала Советского Союза и открытия границ, многие наши соотечественники покинули страну, мигрировали за рубеж, но получение образования за границей все еще оставалось роскошью, которую могли себе позволить очень немногие.
Получение образования за рубежом стало набирать все большую популярность с начала 2000-ых, когда постсоветский кризис был преодолен и уровень жизни населения стал повышаться. Основной целью образовательных поездок было изучения языка. Разумеется, находясь в среде, человек проще, быстрее и эффективнее усваивает иностранный язык. Значение имеют не только занятия с носителем языка, но и общение в повседневной жизни, новые знакомства и окружение.
Позднее, когда сотрудничество в научно-образовательной среде стало расширяться, у российских вузов появилась возможность чаще приглашать к себе иностранных специалистов и отправлять свои кадры на курсы повышения квалификаций, для проведения лекций и семинаров. Университеты и другие образовательные организации стали налаживать студенческий обмен. Благодаря грантовой поддержке и ассигнованиям со стороны правительства многие страны стали приглашать к себе на стажировку студентов для прохождения обучения на безвозмездной основе.
Прохождение краткосрочных или долгосрочных стажировок весьма популярно. Языковые курсы или курсы по выбранной специальности поощряются отправляющим ВУЗом и способствуют развитию сотрудничества между университетами. Для университета это показатели академической мобильности, возможность выполнения совместных исследований и образовательных программ. Каждый университет стремится расширить круг своих партнеров и заключить соглашения с наиболее авторитетными, котируемыми в научной и образовательной среде вузами, которые предлагают определенные условия для сотрудничества.
У каждого крупного вуза есть университеты-партнеры, которые ведут с ним сотрудничество в рамках обменных, сетевых, совместных или включенных образовательных программ. Рассмотрим несколько российских вузов: Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Московский государственный институт международных отношений, Дальневосточный федеральный университет, Тихоокеанский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Сибирский федеральный университет и Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

Таблица 1
Количество университетов партнеров Российских университетов
 СПбГУМГУРУДНМГИМОДВФУТОГУНГУБФУСАФУСФУСВФУ
Страны6028626130152927253225
Университеты партнеры2305217517520013013211969101110
Источник: составлено автором на основе официальных сайтов университетов.

Как видно из таблицы, крупные университеты сотрудничают в среднем более чем со 135 университетами в 35 странах. Однако интереснее не количество университетов-партнеров, а их география. Рассмотрим партнеров российских университетов в центральной России и на Дальнем Востоке.

Таблица 2
Количество университетов партнеров Российских университетов в регионах мира
 РУДНМГИМОБФУСАФУСФУСВФУДВФУ
Страны62612725322530
Университеты партнеры17517511969101110200
СНГ28231312188Нет данных
Европа6485984346388
АТР394538315042
Лат. Америка1790010Нет данных
Сев. Америка810165141
Африка1930000Нет данных
Источник: составлено автором на основе официальных сайтов университетов.

Университеты в табл.2 можно разделить на 4 типа: Расположенные на западе страны (БФУ, САФУ), расположенные на Дальнем востоке страны (ДВФУ, СВФУ), расположенный в Сибири (СФУ) и центральные университеты, известные своим давним и крепким сотрудничеством с ведущими мировыми университетами. Примечательно то, что в среднем федеральные университеты ведут сотрудничество с приблизительно одинаковым количеством стран. Однако, если рассматривать университеты-партнеры каждого из них, можно заметить, что сотрудничество в большей степени ведется с вузами, близкими территориально, а значит и потенциально более приоритетными. СВФУ и ДВФУ имеют больше партнеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, нежели в Европе, университеты, находящиеся в центральной части России имеют больше соглашений о сотрудничестве с европейскими университетами. РУДН и МГИМО, которые давно и прочно сотрудничают с иностранными вузами еще со времен Советского Союза, отличаются наиболее обширной географией стран, в которых у них есть университеты-партнеры.
Сотрудничество с теми университетами, которые находятся ближе территориально, объясняется не только фактором расстояния, но и региональным сотрудничеством в целом. Необходимо готовить кадры, которые в последующем будут работать в партнерстве с этими странами. Маловероятно, что студенты из центральной России, из тех университетов, чьи дружественные связи сконцентрированы в Европе, массово поедут работать на Дальний Восток, где сотрудничество ориентировано на страны АТР.
В настоящее время, каждый университет сотрудничает с все большим количеством иностранных партнеров, иногда пренебрегая качеством таких учреждений. Сложно определить и выбрать себе в партнеры только те университеты, в которых действительно образовательные услуги предоставляются на качественном уровне. Существует проблема не только с обучением, его качеством и соответствием требованиям отправляющего университета, но и с предложением сопутствующих услуг, таких как проживание, оснащенность кампуса и пр. Многие, особенно «молодые» или периферийные университеты не уделяют должного внимания иностранным студентам, а условия жизни в городах, где расположены эти университеты, могут быть довольно суровыми. Прежде чем выбрать университет необходимо узнать рейтинг этого университета в стране, а также проверить информацию о его расположении и опыте работы с иностранными студентами, ознакомиться с отзывами студентов, которые уже имеют опыт обучения в этом ВУЗе.
Проблемной стороной обменных программ и стажировок в иностранные университеты является признание полученного за рубежом образования. Для полного перезачета изученных дисциплин необходимо совпадение учебных планов. Если же дисциплина не входит в перечень изучаемых в отправляющем университете, то и полученные оценки не будут зачтены и не войдут в диплом. Кроме того, существует проблема, вытекающая из предыдущей. Многие студенты расценивают стажировку за рубеж как нечто несерьезное, как шанс весело провести время, взять ненужные дисциплины, не связанные со специальностью и «прохалявить» именно из-за того, что по приезду оценки, полученные за время стажировки, не будут нигде учтены. По возвращении в родной ВУЗ, такие студенты испытывают определенные трудности, связанные со сдачей дисциплин, которые преподавались во время их отсутствия. В этой связи для повышения мотивированности студентов и для облегчения процесса восстановления после стажировки рекомендуется выбирать предметы исключительно по специальности и желательно те, которые будут вестись в отправляющем университете в период стажировки. Важным фактором в этом случае вновь становится уровень принимающего университета. Преподаватель может не принять оценку, если усомнится в ее равноценности.
В последние годы становятся популярными не просто стажировки сроком на семестр или год, а совместные образовательные программы, по завершении которых выпускники получают два диплома — один российский и один зарубежный. В связи с растущей конкуренцией практически во всех сферах, благодаря увеличению возможностей работы за рубежом, или находясь в стране, работать дистанционно, появилась необходимость в специалистах, которые имели бы соответствующий опыт и навыки для работы в разных странах. Разумеется, многие компании отдают предпочтение специалистам, имеющим не только российский диплом, но и зарубежный, в дополнение к нему. При наличии двух и более дипломов, нежелательно, чтобы рейтинг иностранного университета был ниже российского университета. Если большинство российских работодателей просто отдадут предпочтение кандидату, у которого есть иностранный диплом, то зарубежные работодатели уделяют рейтингу университета значительное внимание. При желании остаться в стране, где был получен диплом, можно только при условии, если университет считается высоко котируемым именно по получаемой специальности.
Совместные образовательные программы — это отличная возможность для студентов, во время учебы в университете, получить опыт обучения за рубежом, улучшить свои профессиональные и языковые навыки. Естественно, нагрузка на таких программах больше и требуется определенный уровень знаний и финансовых возможностей для ее успешного завершения. При условии получения двух дипломов, у выпускников повышаются шансы поступить на дальнейшее обучение (магистратура, докторантура) в зарубежные университеты и в последующем найти работу в стране обучения.
Многие родители заинтересованы, в том, чтобы их дети получили образование за рубежом. Во-первых, потому что сейчас у людей появилась возможность это сделать. Во-вторых, родители понимают, что специалисты с зарубежным образованием более конкурентоспособны, в силу того, что их меньше, плюсом является и знание минимум одного иностранного языка. Часто качество зарубежного образования кажется им лучше, потому что многие зарубежные университеты уже зарекомендовали себя в мире. Однако, многие заблуждаются, думая, что любой иностранный вуз лучше российского.
Несомненно, положительным моментом получения зарубежного образования является знакомство с представителями разных стран. Это позволяет расширить кругозор, учит толерантности по отношению к другим нациям и культурам и способствует установлению дружеских отношений между гражданами разных стран. Сегодняшние студенты — это будущие специалисты, лидеры, управленцы. Большинство лидеров стран и крупных компаний получали обучение за рубежом. В развитых государствах специалисты любой сферы работают в разных странах, смена континента для них не является стрессовым явлением. В будущем спрос на специалистов, способных работать за рубежом, повысится и в России, а значит, получение иностранного образования будет приобретать все большую популярность.
На основе проведенного исследования, можно сделать SWOT-анализ получения частичного, полного и совместного образования за рубежом:
Получение частичного образования за рубежом — стажировка (бакалавриат, магистратура)
Сильные стороныСлабые стороны
– новый опыт
– языковая среда
– широкий выбор специальностей
– бесплатное обучение
– отсутствие родительского контроля
– чужая языковая среда
– отсутствие перезачета дисциплин
ВозможностиУгрозы
– улучшение языковых навыков
– новые знания
– получение знаний не по специальности
– не быть востребованным на родине

Получение полного образования за рубежом (бакалавриат, магистратура)
Сильные стороныСлабые стороны
– качественное образование
– языковая среда
– широкий выбор специальностей
– отсутствие родительского контроля
– чужая языковая среда
– отсутствие информации о принимающем ВУЗе
– высокая стоимость обучения
ВозможностиУгрозы
– знание минимум одного ино­странного языка
– получение работы за рубежом
– востребованность
– не завершить вовремя обучение
– не быть востребованным на родине

Исходя из проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что наименее затратным является получение частичного образования за рубежом. Так как большинство программ предусматривают бесплатное обучение. Однако такие слабые стороны, как отсутствие родительского контроля и невозможность перезачета изученных дисциплин делают стажировки в иностранных университетах нежелательными для несознательных и не самостоятельных студентов.

Получение полного образования за рубежом (бакалавриат, магистратура) по совместной программе, ведущей к получению двух или нескольких дипломов
Сильные стороныСлабые стороны
– новый опыт
– языковая среда
– широкий выбор специальностей
– стоимость ниже полной программы за рубежом
– полный перезачет дисциплин
– быстрая адаптация к студенческой жизни за рубежом
– минимум два диплома на руках
– отсутствие родительского контроля
– чужая языковая среда
– необходимость выезда
ВозможностиУгрозы
– улучшение языковых навыков
– новые знания
– устройство на работу за рубеж
– не завершить во время обучение из-за нагрузки

Основной проблемой получения полного обучения за рубежом является высокая стоимость. Как правило, образовательные программы в любой стране стоят дороже, чем аналогичные программы в России. У молодых людей, поступающих на программы бакалавриата, существует риск не адаптироваться к условиям проживания и обучения в стране, что может привести к прерыванию учебного процесса и соответствующим финансовым расходам.
Оптимальными с точки зрения эффективности обучения являются совместные образовательные программы, ведущие к получению 2-х и более дипломов. Кроме таких очевидных плюсов как получение нескольких дипломов за короткий промежуток времени, отсутствует угроза невостребованности знаний, так как все изученные дисциплины перезачитываются во всех университетах.
В настоящее время совместные образовательные программы набирают все большую популярность, и многие российские ВУЗы предоставляют своим абитуриентам возможность поступления на программы, ведущие к получению 2-х и более дипломов. Единственными препятствиями на пути к реализации подобных программ являются проблемы сопоставления учебных планов и строгое образовательное законодательство Российской Федерации. За рубежом студенты вольны сами составлять расписание из перечня обязательных и факультативных дисциплин, а в нашей стране такая свобода выбора пока отсутствует.
Таким образом, наше исследование показало, что совместные программы наиболее привлекательны для студентов, поскольку в последующем они имеют возможность трудоустроиться в разных странах. Кроме того, подобные программы дешевле полного обучения за рубежом. В большинстве случаев университеты сотрудничают с теми иностранными ВУЗами, которые территориально находятся ближе и являются стратегическими партнерами региона в целом. Поэтому специалисты, имеющие один российский и один иностранный диплом, несомненно, весьма востребованы.


Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Общие положения Федерального закона об образовании 2017–2016 // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
2. Агеева О.А. Управление развитием образовательного туризма в России // Инновации и инвестиции. — 2011. — №3. — С. 201–205.
3. Воскресенский В.Ю. Международный туризм — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 232 c.
4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
5. Лунин Э.А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: Автореферат диссертации — СПб., 2009. — 23 c.
6. Погодина В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся // Известия Россий­ского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 109. — С. 43–53.
7. Соколова М.В. История туризма. Учебное пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
8. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов. — М.: Мир деловой книги, 1997. — С. 80.
9. Сангинов Д.Ш. «К вопросу о видах туризма» // http://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1347254760&archive=&start_from=&ucat=&
10. Щербина А. Образовательный туризм. // http://womanwiki.ru/w/образовательный_туризм

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия