Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гусев Е. Г.
доцент кафедры математики и моделирования
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук


Факторы развития туризма в Приморском крае
В статье рассматривается возможность применения корреляционно-регрессионного анализа для оценки факторов, влияющих на развитие туристической отрасли в регионе. Показано, что актуальным является анализ взаимосвязи факторов и показателей для программного развития туристической деятельности. Для решения данной проблемы, на основании изучения научных источников, была представлена группировка факторов и предложены показатели результативности, характеризующие каждую из групп
Ключевые слова: туризм, факторы развития туризма, туристическая отрасль, Приморский Край
УДК 332; ББК 65.43   Стр: 181 - 184

Развитие туризма на Дальнем Востоке ставится государством как один из приоритетов совершенствования региональной политики, способный дать положительный эффект развитию территории в целом.
При этом предприятия туристической отрасли, в настоящее время, вынуждены вести конкурентную борьбу, основная цель которой не столько привлечь новых клиентов, сколько удержать старых, особенно в условиях изменения ориентации потребителей на внутренний туризм. В свою очередь, в последнее время растет интерес к Дальневосточным территориям у иностранных туристов, что ставит задачу повышать качество внутреннего туризма до международного уровня.
Стоит отметить, что повышение эффективности развития туристической отрасли, это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность предложить продукт с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не предложения конкурента. В связи с чем, главная задача — это не столько поддерживать предприятия, но и развитие конкурентоспособности территории [1].
На развитие туризма влияет ряд факторов, которые в научной литературе исследователями представляются в разной степени важности. Изучая современные публикации по данной тематике, можно отметить, что в целом на данную отрасль хозяйствования действуют различные факторы, группировку которых можно представить в формате, обозначенном ниже.
Инфраструктурные. В рамках данной группы исследователи рассматривают такие факторы, как: качество и достаточность средств размещения [2]; наличие компаний, обеспечивающих качественные транспортные услуги, информационную и техническую обеспеченность туристического процесса [3].
Следующей группой являются факторы экономические, рассмотрение которых целесообразно проводить с двух аспектов личностного и общего. К личностным могут быть отнесены факторы, влияющие непосредственно на принятие решения человеком о туристической поездке. К общим относятся те, которые отражаются и регулируются на государственном уровне.
Еще одна группа факторов — это географические и социо-культурные. Это достаточно широкая группа, так Хачатарян А.А. [3] указывает, что факторы данной группы являются определяющими в выборе у туристов. Но не стоит забывать, что достаточно много территорий при соответствующем подходе могут позиционироваться как перспективные для туризма. Ярким примером может служить развитие туризма в г. Мышкин, в котором удалось после проведения реконструкции и использования механизма брендирования территории создать стабильный туристический поток в 140 тыс. чел. ежегодно, менее чем за 10 лет. Таким образом, данный фактор, хоть и является важным, но может быть создан искусственно.
Одной из самых важных задач при изучении факторов, влияющих на развитие туризма является понимание и умение учитывать, что на различных территориях их влияние будет различным. В целом авторы работ, посвященных развитию туризма в Приморском крае выделяют следующие факторы, представленные ниже [4].
Во-первых, низкое качество туристических продуктов и недостаточно профессиональное проведение досуга [5]. Зачастую следствием этого является высокий уровень рисков потери здоровья. Как отмечается в работе Гатауллиной С.Ю. и Косолаповой Е.В., именно это и отсутствие сопутствующего сервиса мешает развитию экстремальных видов туризма в Приморском крае, хотя природные условия для этого являются подходящими [6].
Во-вторых, высокая стоимость туристических услуг, сопо­ставимая со стоимостью в центральной части России.
В-третьих, информационная закрытость объектов туризма, уникальных мест, которые зачастую скрыты не только от туристов, но и от местного населения.
Четвертая проблема — это низкий уровень сервисных услуг, квалификация гидов, экскурсоводов, качество и достаточность недорогих средств размещения. Эта проблема негативно сказывается, в первую очередь, на развитии делового и событийного туризма [7].
Современная экономика основывается на программно-целевом методе управления, в связи с чем правомерно ставить вопрос о необходимости выбора факторов, воздействие на которые будет максимально оптимальным, при этом они должны быть представлены в количественном выражении.
В ходе работы нами были проанализированы основные программы развития туристической отрасли и выделены показатели, предлагаемые органами власти, характеризующие развитие туризма. Далее был выбран показатель, являющийся, по нашему мнению, результативным и наиболее точно отражающим результативность деятельности компаний. Было проанализировано влияние выбранных факторов на результативный показатель на примере Приморского края.
В результате анализа программ были отобраны следующие показатели:
– оборот туристических услуг;
– количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения;
– поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: гостиницы и рестораны;
– численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности;
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания);
– число туристских фирм;
– число турпакетов, реализованных населению.
Соотнесем представленные показатели с предложенными группами факторов (табл.1).

Таблица 1
Соотнесение показателей и факторов развития туристической отрасли
Группа факторовПоказатель
Инфраструктурные– количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения
– численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания)
– число туристских фирм
экономические (личностные)– число турпакетов, реализованных населению
экономические (общие)– оборот туристических услуг
– поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: гостиницы и рестораны
Географические и социо-культурные 

В табл.2 представлена динамика выбранных показателей в период с 2009–2016 гг. в Приморском крае.

Таблица 2
Динамика показателей развития туризма Приморского края с 2009–2016 гг.
Показатель20092010201120122013201420152016
Оборот туристических услуг, млрд руб.3,333,264,294,935,667,3611,7013,11
Количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.1,631,897,788,218,9511,6315,3118,60
Поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны, млрд руб.0,460,440,560,610,670,871,401,46
Численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности, тыс. чел.5,85,87,37,989,3412,7821,5524,03
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), млрд руб.0,161,051,683,690,151,651,58 1,5
Число туристских фирм11811214212614712887 85
Число турпакетов, реализованных населению, тыс.290307336,5255,2282,4121,2161,6 157,2

Анализ представленных показателей позволяет сделать вывод о нестабильности развития туристической отрасли. Кризисные явления и переориентация потребителей негативно отразились на деятельности туристических компаний Приморского края. Проанализируем какой из факторов, скоррелированный с показателями, представленными выше, максимально воздействует на полученные результаты.
Изучение литературы позволило выделить основные методы учета и анализа факторов:
1) метод экспертных оценок;
2) SWOT-анализ;
3) корреляционно-регрессионный анализ.
Метод экспертных оценок является наиболее популярным, так как позволяет оценивать факторы, которые невозможно представить в количественном выражении. Также предлагается при учете факторов использовать метод SWOT-анализа. Результаты анализа сводятся в матричную форму и позволяют наглядно определить основные проблемы, на которые должны быть направлены мероприятия. В отличие от рассмотренного метода экспертных оценок, корреляционно-регрессионный анализ основан на математических расчетах, он снижает степень субъективности оценок, но требует выражения всех факторов через количественные показатели.
Представим выбранные показатели через следующие обозначения:
– количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения (У);
– поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны (Х1);
– численность высококвалифицированных работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности (Х2);
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания) (Х3);
– число туристских фирм (Х4);
– число турпакетов, реализованных населению (Х5).
Уравнение множественной регрессии представим в виде формулы (1):

Частный коэффициент эластичности показывает, насколько процентов в среднем изменяется признак-результат у с увеличением признака-фактора хj на 1% от своего среднего уровня при фиксированном положении других факторов модели. В результате были получены следующие данные:
– частный коэффициент эластичности |E1| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y;
– частный коэффициент эластичности |E2| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.
– частный коэффициент эластичности |E3| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.
– частный коэффициент эластичности |E4| < 1. Следовательно, его влияние на результативный признак Y незначительно.
– частный коэффициент эластичности |E5| > 1. Следовательно, он существенно влияет на результативный признак Y.
– частный коэффициент эластичности |E6| < 1. Следовательно, его влияние на результативный признак Y незначительно.
Стандартизированные частные коэффициенты регрессии — β-коэффициенты (βj) показывают, на какую часть своего среднего квадратического отклонения S(у) изменится признак-результат y с изменением соответствующего фактора хj на величину своего среднего квадратического отклонения (Sхj) при неизменном влиянии прочих факторов (входящих в уравнение).
По максимальному βj можно судить, какой фактор сильнее влияет на результат Y. В нашей модели, характеризующей влияние факторов развития туристической отрасли, непосредственное влияние фактора x1 на результат Y в уравнении регрессии измеряется βj и составляет -1.558, что является наиболее значимым.
Взаимосвязь между факторами и результативными показателями — доказана. Наиболее значимым является фактор Х1 — поступления в бюджеты разных уровней Российской Федерации по виду экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны.
Следует отметить, что органы власти зачастую рассматривают фактор налогообложения как ключевой и принимают меры по снижению. Так, вновь создаваемые компании могут действовать в рамках режима Свободный порт. Кроме того, в июне 2017 г. ряд предприятий гостиничного бизнеса, смогли получить льготу по налогу на прибыль, хотя данная мера является достаточно спорной, так как большинство компаний находятся на упрощенной системе налогообложения и поэтому данная льгота распространяться на них не будет. Однако, только снижение налогов не будет достаточно эффективным шагом. Исходя из представленной модели, значимым является и повышение эффективности инвестиций, но в настоящее время достаточно эффективных механизмов их распределения пока нет.


Литература
1. Кварчия О.В. Оценка проблем конкурентоспособности территориальной экономики // Фундаментальные исследования. Изд-во: Издательский Дом «Академия Естествознания». — 2016. — №9–1. — С 130–136.
2. Дейко В.И., Ленкова М.И. Организационные и финансово-экономические аспекты проекта агротура «вдали от суеты — наедине с природой» (село Тенгинка Туапсинского района) // В сб.: Актуальные проблемы развития сельского (аграрного) туризма в условиях современных геополитических и социально-экономических вызовов: Матер. всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — С. 130–134.
3. Хачатрян А.А. О факторах, влияющих на развитие туризма и гостиничного бизнеса за рубежом // Инновационная экономика и современный менеджмент. — 2015. -№6(7). — С. 14–17.
4. Шеретова В.А., Латкин А.П. Статистические и социологические исследования проблем и тенденций развития въездного туризма в Приморском крае: Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного ун-та экономики и сервиса. — 2015. — №4 (31). — С. 57–61.
5. Мамаева А.Р., Забелина Т.И. Анализ предпосылок развития социального туризма в моногородах приморского края // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — №4–1. — С. 103–105.
6. Гатауллина С.Ю., Косолапова Е.В. Развитие экстремальных видов туризма в Приморском крае // Проблемы и перспективы современной науки. — 2015. — №9. — С. 165–168.
7. Крупянко Ю.С. Перспективы развития делового и событийного туризма в Приморском крае // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. — 2016. — №4–5. — С. 96–100.
8. Вяцкова Н.А. Экспертная оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятий строительного комплекса Пензенской области // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 61. — С. 71–82.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия