Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Благих И. А.
профессор кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


Современная экономическая политика Республики Беларусь
Рецензия на книгу: Мясникович М.В. Актуальная повестка развития белорусской экономики в условиях интеграции. — Минск: Беларуская навука, 2017. — 278 с.

Рецензируемая научная монография М.В. Мясниковича, причастного к управлению экономикой Республики Беларусь, не является книгой кабинетного ученого. В ней теория идет к практике, обогащается ею, и вновь возвращается к теории, диалектически развивая и дополняя ее.
Монография состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается белорусская модель экономического развития. Во второй главе, которая называется «Административные структурные реформы: теория и практика» проводится сравнительный анализ проведения реформ в Республике Беларусь в связи с международным опытом. В третьей главе рассматривается опыт интеграции Белоруссии в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства России и Белоруссии. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях. Также в монографии анализируются развитие связей Беларуси и России в торгово-экономической сфере и основные направления по их реализации, а также перспективы развития международного и межгосударственного сотрудничества Республики Беларусь. М.В. Мясникович безусловный сторонник развития тесных отношений Беларуси и России.
Четвертая глава посвящена перспективам белорусско-китайского сотрудничества, реализации интеграционных планов, совместных инфраструктурных проектов, в частности в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и других форм взаимодействия Белоруссии в интеграционных процессах на азиатском направлении.
Анализ белорусской экономической модели автор начинает с поставленных целей и научного определения приоритетов экономического развития. Для читателей книги Мясниковича не лишним будет напомнить, что Республика Беларусь обладает развитыми машиностроением и сельским хозяйством. Значительная часть продукции этих отраслей экономики экспортируется. Важнейшим партнером Белоруссии по внешней торговле является Российская Федерация, на долю которой в 2016 году приходилось 46,2% всего экспорта товаров из республики и 55,5% всего импорта, что обусловлено исторически сложившейся взаимодополняемостью промышленных и аграрных комплексов. Развитию экономики способствует развитая транспортная сеть на территории Белоруссии, хорошие дороги, строительству и своевременному ремонту которых в республике уделяется значительное внимание.
М.В. Мясникович отмечает, что через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, связывающие РФ и другие государства СНГ со странами Западной и Центральной Европы. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования примерно пять с половиной тысяч километров, в т.ч. электрифицированных около 900 км; протяжённость автомобильных дорог общего пользования 80,0 тыс. км, в т.ч. с твёрдым покрытием более 70,3 тыс. км. Протяжённость международных автомагистралей 1600 км. Трубопроводный транспорт включает сеть нефте- и газопроводов; по территории Белоруссии проходят магистральные нефтепроводы и газопровод «Ямал — Европа».
Промышленный сектор преобладает в структуре экономики Белоруссии. Именно он обеспечивает большую долю белорусского экспорта в ВВП республики и является одним из главных факторов роста экономики страны, наращивания экспорта. В Белоруссии производится широкий спектр машиностроительной продукции. Это грузовые автомобили (МАЗ, БелАЗ), автобусы (МАЗ, Неман), троллейбусы (Белкоммунмаш), тракторы (Минский тракторный завод, Могилёвский автомобильный завод), телевизоры (Горизонт, Витязь), холодильники (АТЛАНТ), станки с программным управлением, металлорежущее оборудование, инструментальная сталь и многое другое. Белорусский автомобильный завод, производящий автомобили марки БелАЗ, является крупнейшим в мире производителем карьерной техники. Производство промышленной продукции и инновационная деятельность инженеров, электронщиков и рабочих, является безусловным приоритетом и решающим фактором развития белорусской экономики, считает М.В. Мясникович.
Однако любое производство включено в экономическую систему. С этой точки зрения главной целью, направленной на длительную перспективу, является формирование «новой экономики». «Новая экономика, — по определению Мясниковича, — это экономика, которая интересна для молодежи, которая базируется на новых знаниях, на образовании, причем на «образовании через всю жизнь», на информатизации, на интернационализации труда, когда принципы глобализации не только не отрицаются, а принимаются как данность при формировании конкурентоспособности, когда учитываются подъемы и кризисы, позиции сильных и догоняющих.. «новая экономика» — это безусловное соблюдение норм экологии, гармонии человека и его деятельности с природой. Следует понимать, что «новая экономика» — это экономика интенсивного труда, высокой производительности, быстро меняющихся условий» (с.14).
Любой ученый, работающий в сфере экономических наук и пытающийся пояснить значение его собственной интеллектуальной позиции, непременно окажется лицом к лицу с дилеммой между желанием и пониманием, действием и объяснением, практическим поиском человеческих ценностей и теоретическим анализом неразрывных и бесконечных цепей причин и следствий. Ни один политический деятель не сможет избежать столкновения с ними, как только он попытается встать на позицию ученого-общественника, чтобы обеспечить окружающих его людей полезными знаниями. Одним из примеров возможного конфликта между аналитическим объяснением, исходящим из фактического знания, с одной стороны, и целенаправленной общественной деятельностью, основанной на обдуманном сознательном выборе — с другой, является та особая роль, которую играет в современной экономике государственное управление.
Управление, по Мясниковичу, включает планирование и контроль, организацию, учет и прогнозы. К процессу производства отнесены снабжение и логистика, экономика производства, маркетинг, инвестиции, финансирование, стратегическое планирование и управление. Даже простое перечисление глав и параграфов рецензируемой монографии свидетельствует о том, что представленная концепция новой экономики предполагает освоение новых, «междисциплинарных» задач, такой подготовки специалистов-управленцев, которые способны практически воплощать новые теоретические и практические планы и решать сложнейшие экономические задачи (с.29–30).
Для интенсивного развития новой экономики, для повышения конкурентоспособности Белоруссии, — считает Мясникович, — «нужно провести реформу системы управления экономикой. Следует разделить функции государственного управления и хозяйственной деятельности. Реформирование и системы управления государственного управления предприятиями предполагает передачу функций управления от отраслевых министерств и ведомств органу, осуществляющему функции государственного собственника, а за министерствами и ведомствами целесообразно оставить функции регуляторов для всех субъектов, занятых в отрасли, независимо от вида их собственности» (с.125).
Под административными реформами, не стоит понимать лишь односторонние действия, направленные на повышение эффективности управления социально-экономической сферой государства. Они гораздо шире. Это и административно-территориальное устройство, и национальная безопасность, и государственный контроль и надзор, и кадровая политика, и национальное и международное законодательство, и учет национального менталитета, и многое другое, что может влиять на модернизацию общества и государства в связи с современными требованиями (с.80).
Чтобы обосновать свои выводы, автор исследовал международный опыт проведения административных и структурных реформ Бразилии, Германии, Польши, Великобритании, США, Франции. Особенно подробно был исследован опыт Восточно–Европей­ских стран, которые практически одновременно с бывшими республиками СССР осуществляли переход к рыночной экономике. Вместе с тем, автор пришел к выводу, что для Белоруссии более всего подходит опыт стран ЕАЭС: России и Казахстана (с.92–93). Материал второй главы монографии разделен на три системообразующих блока:
— зарубежный опыт;
— административное реформирование государственной соб­ственности в Республике Беларусь;
— реализация структурных реформ.
Проведение в Беларуси структурных реформ, способных обеспечить устойчивое повышение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, — считает М.В. Мясникович, — должно основываться на объективном анализе сильных и слабых сторон национальной экономики, представленном в социологических исследованиях, в данных международных рейтингов, докладах международных организаций, рекомендациях экспертов и т.д. Сложность анализируемых проблем подтверждается реалиями хозяйственной жизни и теми задачами, которые решались в течение последнего десятилетия — на этапе перехода к иным принципам организации и управления. Как свидетельствуют материалы Национальной академии наук Республики Беларусь, по ведущим международным рейтингам пока не достигнуты ранее запланированные цели: по вхождению республики Беларусь в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка и по Глобальной конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума (с.99).
В то же время нельзя не отметить, что в Глобальном индексе инноваций Беларусь прибавила 5 позиций и добралась до 53-го места, продолжив положительную тенденцию 2014 г., когда был совершен рывок на 19 пунктов. А в Индексе развития электронного правительства Республика переместилась на 6 мест вверх — до 55-го. Согласно данным опубликованного в декабре 2015 г. отчета ООН, Белоруссии удалось достичь цели вхождения в топ-50 стран по Индексу человеческого развития.
В будущем, также как и в прошлом, развитие реального сектора экономики стран, ставших на путь рыночных реформ, а значит — на путь «догоняющего развития», окажется скованным рамками знаний и потенциальных возможностей. Существует точка зрения, что даже если «новые капиталистические страны» получат в свое распоряжение существующие и вновь создаваемые технологии развитых стран Запада, у них попросту не хватит ресурсов для обеспечения «западного» уровня индустриальной эксплуатации в масштабах 4–8-миллиардного населения. Если человек не может освободиться от ограничений, накладываемых на его образ жизни законами природы, то в состоянии ли он, тем не менее, направлять хозяйственную и политическую систему (ранее говорили — политико-экономическую систему или общественную формацию) в целом к произвольно выбранным целям посредством сознательного и рационального контроля человеческих факторов? Или же система оказывается в этом отношении открытой только лишь потому, что общественные науки не вывели до сих пор недостающие человеческие соотношения? Эти соотношения могут оказаться такими же жестко заданными, как и установленные уже ограничительные условия. Это не праздные вопросы, они требуют и философского и самостоятельного экономического осмысления.
Пока что ситуация выглядит так. Несмотря на то, что по уровню благосостояния за последние два десятилетия разрыв с лидерами мирового сообщества уменьшился по многим социально-экономическим параметрам (к примеру, по уровню развития человеческого капитала Республика Беларусь вошла в группу передовых стран), по уровню экономической эффективности отставание сохранилось, более того, налицо риски его нарастания, и только реализация интеграционного и инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. Поэтому, рассматривая укрупнено управленческие приоритеты, можно выстроить следующую иерархию приоритетов:
— проведение структурных реформ в соответствии с национальными особенностями;
— стимулирование развития путем активной инвестиционной деятельности с привлечением прямых иностранных инвестиций, а также средств от приватизации, мотивации проектов государственно-частного партнерства и иных не эмиссионных и не бюджетных капитальных вложений;
— содействие росту экспорта;
целенаправленная работа по созданию новых рабочих мест, в первую очередь в высокотехнологичном секторе;
— развитие сферы услуг, малого и среднего бизнеса.
Реализация экономической модели Республики Беларусь, также как и выполнение государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, имеет много особенностей и региональной специфики. Автор подробно анализирует особо важные особенности экономического развития Республики, ее экономический потенциал, внешнеторговую политику на современном этапе и другие специфические механизмы. Анализируя аспекты, связанные с современным состоянием экономики, автор нередко обращается к российскому опыту, но при этом ключом к пониманию многих явлений и процессов, происходивших в Беларуси, выступает не сравнительный, а собственный институциональный анализ. В частности, рассматривая перипетии банковской сферы, «не следует драматизировать ситуацию с банкротством и экономической несостоятельностью отдельных хозяйствующих субъектов,- говорит М.В. Мясникович,- так устроен мир: тот, кто не выдерживает конкуренции, кто приносит убытки собственнику, должен сойти с дистанции. Другое дело, если процесс банкротства носит массовый характер. В этом случае необходимо корректировать макроэкономические условия, в которых работают предприятия. Необходимо также строго руководствоваться базовыми показателями национальной безопасности, своевременно принимать управленческие решения для перехода в стабильную зону тех из них, которые по пороговым значениям выходят за опасные пределы» (с. 124).
Государственные органы Беларуси проводят мероприятия, направленные на защиту внутреннего рынка, по четырем основным направлениям:
— таможенно-тарифное регулирование;
— техническое регулирование, а также санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль;
— защитные меры экономического характера;
— контрольные мероприятия.
В этом отношении их действия согласованы в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Вместе с тем, в формировании нормативно-правовых основ функционирования Союзного государства имеются нерешенные проблемы. В Союзном государстве до сих пор не принят Конституционный акт, определяющий его государственное устройство и правовую систему, не образованы Парламент, Суд, и Счетная палата, не учреждена Комиссия по правам человека. Пока что существует Договор, которым закрепляется ряд целей, направленных на создание Союзного государства. Среди них:
— формирование единого экономического пространства, проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны, создание единой правовой системы демократического государства;
— проведение согласованной социальной политики, направленной на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека,
— обеспечение безопасности союзного государства и борьба с преступностью.
При этом в Договоре закреплено поэтапное достижение целей Союзного государства с учетом приоритета решения социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств-участников (с.108–109).
Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. Она функционирует на базе Договора о Союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года и образована на фундаменте Таможенного союза и Единого экономического пространства. Создание общего рынка ЕАЭС без изъятий и ограничений, считает Мясникович, должно решаться быстрее, организованнее. На законодательном уровне должны сниматься препятствия во взаимной торговле.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) была проделана большая работа, результатом которой стала выработка собственной классификации понятий барьеров, изъятий и ограничений. В ходе согласования позиций государств-членов был составлен список из 422 изъятий. Договором о ЕАЭС пока что снимается только 71. Остальные должны устраняться активнее. Кроме того, имеется порядка 290 барьеров, изъятий и ограничений, по которым должно быть проведено дополнительное изучение. Для достижения указанной цели ЕЭК и государствам-участникам важно сконцентрироваться на выполнении Рабочего плана разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС, а также договориться о механизме принятия национальных законопроектов, чтобы они не были дискриминационными по отношению к партнерам по ЕАЭС.
Необходимо, — считает М.В. Мясникович, — принять также меры по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной и агропромышленной политике, развитию промышленной кооперации, реализации совместных инвестиционных проектов как внутри Союза, так и за его пределами (с.143).
Рассматривая перспективные направления промышленного сотрудничества Республики Беларусь и членов ЕАЭС, автор считает, что именно промышленный комплекс является основой развития экономик государств — членов Евразийского экономического союза. Здесь сконцентрировано около 20% рабочих мест, 30% валовой добавленной стоимости, более 80% экспорта в третьи страны и 96% взаимной торговли государств-членов ЕАЭС. При этом производительность труда в промышленном секторе ЕАЭС в полтора раза превышает средний показатель по экономике.
В то же время в Договоре этот вид деятельности имеет самую слабую степень интеграции. Так и записано: государства-члены самостоятельно разрабатывают и реализуют национальные промышленные политики.
Как известно, сегодня ЕЭК разработаны и вынесены на широкое обсуждение основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, которые охватывают три блока промышленной интеграции: использование общего рынка для стимулирования данной сферы производства, углубление промышленной кооперации и использование научно-технического сотрудничества.
Однако этого уже недостаточно. Необходимы конкретные действия, вплоть до разработки и подписания отдельного договора или другого нормативно-правового акта по промышленной политике. Промышленный Союз должен быть локомотивом, драйвером развития Евразии в широком смысле. Еще раз подчеркнем, что промышленный сектор ЕАЭС по производительности труда уже сегодня в полтора раза превышает средний показатель по экономике ЕАЭС.
Как уже говорилось, автор отдельно выделил Белорусско-Китайское сотрудничество, которое, по его мнению, имеет значительные перспективы. Но на данный момент у Белоруссии « высок только уровень внешнего долга Китаю и импорт из Китая. Во всех остальных сферах уровень сотрудничества очень низкий» (с.172). При этом перспективы сопряжения ЕАЭС и ЭПШП (Экономиче­ского пояса шелкового пути) весьма положительны в следующих сферах:
— развитие железных дорог и автодорог — для транзита китайских товаров в Европу, Закавказье и на Ближний Восток;
— поставки энергоресурсов в Китай, в частности, газа и нефти, причем приоритет в силу специфики новой энергетической политики Китая отдается газу;
— совместные индустриальные проекты — в основном китайские предприятия на территории ЕАЭС для экспорта продукции в Китай или потребления на местном рынке:
— инвестиции из Китая в страны ЕАЭС;
— совместные инфраструктурные проекты, предусматривающие развитие сети железных дорог, трубопроводов и портов, а также логистической инфраструктуры;
— торговля стран ЕАЭС с Китаем;
— приграничное сотрудничество на границе Казахстана, России и Кыргызстана с Китаем.
При этом «большое количество грузов из Китая в Европу делает перевозки из Европы существенно дешевле для стран ЕАЭС» (с. 173).
В заключение работы автор справедливо указывает, что в настоящее время потенциал не прошедших модернизацию производств практически исчерпал себя, что поставило перед Республикой новые вызовы и задачи. Новое звучание приобрела тема сотрудничества Беларуси и России, взаимодополняемости экономик и совместного извлечения выгод из интеграции. Именно Россия являлась и является основным торгово-экономическим партнером Республики, удельный вес которой во внешнеэкономической деятельности до сих пор столь велик, что сопоставим с долей участия в торговле с Белоруссией всех стран Евросоюза вместе взятых. Без тесного взаимодействия с Россией стагнация экономики Беларуси была бы безальтернативной и возможно даже более стремительной, чем в других постсоветских республиках.
Содержание каждого раздела рецензируемой монографии отвечает общей концептуальной логике работы. Структура работы последовательна и выдержана в соответствии с общецелевой позицией автора. В целом монография представляет собой интересное в научном и практическом отношении исследование, привлекает внимание к проблемам развития предприятий и отраслей в Республике Беларусь, направлений и приоритетов их государственной поддержки, институциональной среды интеграционного и инновационного развития белорусской экономики, финансового обеспечения инновационных экономических процессов. Изучение проблем и тенденций развития процессов экономической интеграции является необходимым и важным направлением исследований в современных условиях Республики Беларусь.
По сути и стилистике подачи материала, работа ориентирована на экономистов, специалистов научно-исследовательских структур и органов государственной власти, специализирующихся в области информационно-аналитического обеспечения управленческих решений, а также преподавателей и экспертов, занимающихся экономической проблематикой. Работа также будет интересна всем тем, кто самостоятельно изучает теоретическую экономику и интересуется проблемами и новыми тенденциями в современном экономическом образовании.
Книга М.В. Мясниковича снабжена глоссарием (с.209–271), который содержит широкий перечень терминов экономической теории, основанных на Методологических пояснениях Национального статистического комитета, актах законодательства Республики Беларусь, отечественных и зарубежных научных источниках, авторских работах.
Глоссарий дает системное представление о современной экономике, включая вопросы уставных решений, правовой формы, финансовой отчетности, маркетинга, менеджмента. Учитывая, что монография содержит примерно 2000 общеэкономических и специальных терминов и понятий, помощь глоссария в овладении материалом, представленном в книге, может оказаться незаменимой. При этом автором подчеркивается: глоссарий не заменяет первоисточника, напротив, он предполагает постоянное обращение к нему. Вместе с тем глоссарий имеет самостоятельное значение, которое определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, являясь активным участником процесса экономических преобразований, автор хорошо знает проблемы и больные места российско-белорусского экономического образования, зачастую пренебрегающего методологическими аспектами, и ориентирующегося в основном на описательную сторону дела.
По-своему расставляя акценты в понятийном аппарате, автор тем самым подчеркивает, что глоссарий выявляет некоторые проблемы изложения экономического материала, в том числе несоответствия понятий и представлений, пробелы в понятийном аппарате. Изучение национальной экономики в русле концепции, предложенной автором, позволяет решить важнейшую задачу социально ориентированной рыночной экономики — превращение частных целей в общественно значимые. Поэтому использование монографии при изучении национальной экономики в современных условиях просто необходимо, а привлечение для этой цели глоссария облегчает и ускоряет овладение интересным, но сложным и объемным материалом. Библиография использованных источников насчитывает 85 наименований.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия