Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Сидорович А. В.
профессор кафедры государственной политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
директор Казахстанского филиала МГУ,
доктор экономических наук


Национальная экономика и экономическая безопасность.
Рецензия на книгу: Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. — СПб.: Изд-во «НПК “РОСТ”», 2016. — 336 с.
В статье анализируется взаимосвязь национальной экономической безопасности и устойчивого развития национальной экономики. Подробно анализируется монография Кротова М.И. и Мунтияна В.И. «Экономическая безопасность России: Системный подход», в которой экономическая безопасность рассматривается как системная проблема российской экономики. Определяются особенности национальной безопасности России с позиции устойчивого и самодостаточного развития, а также анализируются предложенные авторами монографии методические рекомендации оценки экономической безопасности
Ключевые слова: национальная экономика, экономическая безопасность страны, устойчивое развитие, экономиче­ская политика развития
ББК 65.9(2)   Стр: 245 - 248

Современный этап развития России показывает, что проблема национальной экономической безопасности становится жизненно важной для дальнейшего развития страны и роста благосостояния населения. Понимание этого усилилось в условиях современных экономических санкций против нашей страны и ограничения возможностей для использования внешних факторов для перевода экономики на новый технологический и организационный уровень развития.
Проблема экономической безопасности уже давно привлекала внимание исследователей, однако, в современных условиях она вызывается еще одним фактором — обострением противоречий между национальными экономиками и международными условиями их воспроизводства в условиях глобализации. Для России эта проблема перешла из области теоретических рассуждений в практическую плоскость — необходимо определить основные элементы, которые обеспечат её безопасность через устойчивость и развитие национальной экономики в условиях нарастающих внешних угроз. Понимание новой ситуации для экономической безопасности страны вызвало появление Указа Президента РФ «О стратегии экономической безопасности России на период до 2030 г.»1
Исследование национальной экономической безопасности стало в последние годы предметом большого внимания со стороны исследователей и практиков. В ряде высших учебных заведений читаются курсы по экономической безопасности. При этом обращает на себя внимание то, что данная проблема, как правило, исследуется в аспекте анализа угроз, которые создаются для развития экономики и порождают риски для ее устойчивого развития. Во многих исследованиях она связывается с обеспечением развития отдельных отраслей или отдельных сфер и видов деятельности в национальной экономике2.
Такие исследования, безусловно, важны и продуктивны, однако, они могут быть успешными и привести к выработке реалистичных рекомендаций при условии приоритетности рассмотрения национальной экономической безопасности. Лишь в рамках устойчивого и безопасного развития национальной экономики в целом могут быть реализованы на практике отдельные, частные направления экономической безопасности. Конечно, имеется и обратная зависимость, например, устойчивость банковской системы или финансовой системы в целом — один из ключевых факторов национальной экономической безопасности. Однако, неустойчивость финансовой системы, как правило, результат несбалансированного развития экономики в целом, просчетов в области кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Другими словами, требуется системный подход к национальной экономической безопасности.
В этой связи, выход в свет монографии М.И. Кротова и В.И. Мунтияна «Экономическая безопасность России: Системный подход» является своевременным и важным для переосмысливания и оценки состояния экономической безопасности3. Данная монография позволяет рассматривать проблему экономической безопасности в единстве методологических, теоретических и практических аспектах анализа, а также переосмыслить некоторые устоявшиеся представления о содержании и направлениях обеспечения экономической безопасности России.
Это выражается в том, что, во-первых, авторы исходят из необходимости системного подхода к исследованию экономической безопасности и выработке мер по её обеспечению. Обоснование этого положения в главе 1, а также других главах работы исходит из того, что «экономическая безопасность рассматривается не как совокупность составных частей, а наоборот, как полноценная сложная система, взаимодействующая с внешней и внутренней средой как целостность...» [3, 22]. Авторы исходят из того, что так как экономическая система обладает свойством саморегулируемости, в ней развиваются стабилизационные процессы. Однако, в определенных условиях самовоспроизводство системы может быть нарушено, и тогда система теряет устойчивость, становится нестабильной и может прийти даже к разрушению. Таким образом, «тайна» мер по поддержанию экономической безопасности сводится, в конечном счете, к предупреждению возникновения ситуаций, нестабильности самой системы воспроизводства национальной экономики. Такой подход отличается от традиционного подхода с позиции возникающих угроз различного рода. Безусловно, подход авторов не отвергает другие подходы, в том числе и с точки зрения угрозы безопасности. Однако, в этом случае, подход с точки зрения угроз выполняет вторичную роль по отношению к системному подходу с позиции воспроизводства национальной экономики. Имеющиеся попытки объявить о системном подходе к анализу экономической безопасности, как правило, оборачиваются анализом различных сфер экономики с точки зрения нарастания кризисных ситуаций4.
На наш взгляд, системный анализ экономической безопасности страны тесно связан с пониманием природы и содержания национальной экономики. Существующие взгляды на природу национальной экономики страдают одним существенным недостатком — по­следняя рассматривается как некий набор элементов, составляющих национальную экономику по различным признакам: региональному, институциональному, структурному, воспроизвод­ственному и т.д. Между тем, любая национальная экономика может быть понята лишь как целостная экономическая система, которая включает несколько взаимосвязанных структурных уровней государственной экономической системы. Эти уровни структурируются следующим образом: во-первых, тип экономиче­ской системы, в рамках которой воспроизводятся экономические отношения в государ­стве; во-вторых, конкретные особенности данной государ­ственной экономической системы, вызванные спецификой не­экономических факторов; и, в-третьих, специфическая для данной страны система институтов, соответствующая её особенностям и типу экономиче­ской системы5. Национальная модель экономики — это присущее только данной стране сочетание уровней экономической системы государства. Экономическая безопасность страны, следовательно, обеспечивается всеми этими уровнями государственной экономической системы в их единстве и взаимозависимости.
В ходе воспроизводства национальной экономики постоянно возникает вопрос об устойчивости ее развития. Последняя не может быть рассмотрена в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что стабильное положение страны на том или ином этапе может обеспечиваться и конъюнктурными факторами, например, ростом цен на ресурсы, и не являться следствием повышения производительности труда. Такого рода стабильность может быть разрушена после прекращения действия этих конъюнктурных факторов. Наиболее распространённым фактором такого рода является злоупотребление страной внешними заимствованиями, что неизбежно приводит к проблеме возврата внешнего долга и, следовательно, подрыву источников дальнейшего развития экономики в будущем. Следовательно, проблема национальной безопасности может быть определена только в среднесрочном и долгосрочном аспектах, что требует особого внимания к совершенствованию экономической модели национальной экономики.
В процессе эволюции государства происходит создание государственной экономической системы, в результате которой должен сформироваться такой тип экономической системы государства, который учитывает неэкономические особенности страны (естественные, исторические и цивилизационные факторы), а также должна формироваться система институтов, которая адекватна и типу этой системы, и экономическим особенностям страны. Возникновение противоречий между деятельностью институтов и объективными, специфическими, присущими только данной стране особенностями могут привести к непоправимым последствиям, которые неизбежно вызовут нарастание системы угроз и приведут к подрыву экономической безопасности страны. Одним из наиболее ярких примеров недооценки этого положения в новейшей истории России явилось использование принципов Вашингтонского консенсуса в 90-х годах при реформировании экономики. Другими словами, экономическая политика должна быть адекватна специфике национальной экономической системы. На протяжении всей работы авторы при конкретном анализе направлений обеспечения экономической безопасности особое внимание обращают на данное положение, как следует из содержания и выводов их работы.
Безусловной заслугой авторов является то, что они при анализе конкретных направлений экономической безопасности (главы 2, 3), а также геополитических аспектов безопасности, настойчиво и последовательно пытаются дать ответ на вопрос — соответствуют ли меры экономической политики России обеспечению экономической безопасности или эти меры уже вступили в серьезное противоречие с обеспечением устойчивого развития экономики, что может привести к нарастанию кризисных ситуаций.
Системный анализ национальной экономической безопасности обладает большим потенциалом при определении факторов, которые создают угрозу устойчивому развитию национальной экономики, и позволяет внести необходимые коррективы в экономическую политику страны. Здесь следует отметить преимущество анализа экономической безопасности с позиции национальной экономики по сравнению с классическим макроэкономическим подходом. Последний сводит, в конечном счете, проблему безопасности к эффективности макроэкономической политики, особо выделяя роль бюджетно-налоговой и кредитно-денежной форм политики. Однако, последний подход, как правило, оставляет в стороне конкретные особенности страны, в которой реализуется макроэкономическая политика. Макроэкономика, в конечном счете, реализует микроэкономические основы теории рационального выбора, рассматривая экономические явления через призму методологии индивидуализма. Это приводит к тому, что особенности национальной экономики остаются за пределами анализа. Между тем возможности той или иной страны в решении проблем экономического развития значительно отличаются и, следовательно, потенциал обеспечения национальной экономической безопасности за счет внутренних факторов небольших стран существенно ниже, чем для стран, обладающих необходимыми ресурсами для развития и собственного воспроизводства. В этой связи следует отметить еще одну заслугу авторов — все аспекты экономической безопасности анализируются в контексте специфики страны.
Заслугой авторов является и то, что они рассматривают проблему экономической безопасности России как особую проблему великой страны, которая объективно является одним из центров мировой хозяйственной системы. Хотя вопрос о месте России в новой мировой хозяйственной системе рассматривается авторами в заключительной главе работы (глава 4, пункт 4.1), однако, по своей значимости, постановка вопроса об особенностях экономической безопасности России характеризует, на наш взгляд, не конечный, а исходный пункт исследований авторов. На основе сравнительного анализа различных критериев значимости государств в мире, статистических данных, рейтинговых материалов показывается, что Россия занимает особое место среди великих государств, что это, с одной стороны, является важнейшим преимуществом России, а, с другой стороны, фактором активного и на определенных этапах истории агрессивного воздействия других государств на экономику России. Как справедливо отмечают авторы [3, 224–225], открытая финансовая и банковская война, объявленная России, представляет собой в современных условиях яркое проявление новых угроз российской экономике, которые возникают в процессе глобализации и открытости российской экономики.
Крупнейшие страны мира, к которым принадлежит и Россия, качественно отличаются от небольших стран с точки зрения роли и обеспечения экономической безопасности. Небольшие открытые экономики не имеют условий для самодостаточного воспроизводства по всем направлениям развития. Даже при наличии полезных ископаемых на своей территории, эти страны технологически полностью зависимы от других стран. Они, как правило, не могут развивать совокупность базовых отраслей, необходимых для жизнеобеспечения страны и совершенствования технологической базы производства. В отличие от них, такие страны как Россия, Китай, США, Индия имеют возможность самодостаточного воспроизводства, хотя они также нуждаются для обеспечения технологического развития в постоянных международных экономических связях. Большие открытые экономики при этом, как правило, имеют возможность оказывать воздействие на формирование условий мировой торговли, интеграционных связей и т.д. Таким образом, особенности положения России таковы, что проблема экономической безопасности для нее включает не только требования устойчивости экономики, но и поддержания статуса великой страны и самодостаточности воспроизводства национальной экономики. В условиях современных экономических угроз, вызванных санкциями, естественная реакция российской экономики на них — через политику импортозамещения воссоздать условия самодостаточного воспроизводства, которые были во многом разрушены в ходе реформирования на первом этапе преобразований в 90-х годах.
Заслугой авторов является то, что авторы выделяют ключевые элементы системы и стремятся дать комплексную оценку экономической безопасности России. При этом предлагаются методические рекомендации для расчета уровней экономической безопасности РФ и проводится по этой методике комплексная оценка экономической безопасности в разрезе ее подсистем за 2013, 2014, 2015 годы (Приложение 1, глава 2). Авторы за основу анализа берут девять подсистем экономической безопасности: производственная безопасность, энергетическая безопасность, демографическая, внешнеэкономическая, инвестиционно-инновационная, макроэкономическая, продовольственная, социальная, финансовая и проводят оценку безопасности путем исчисления более 130 индикаторов, хотя методикой предусмотрено выделение 300 индикаторов. На основе расчетов, авторами формируется шкала экономической безопасности, которая позволяет дать комплексную оценку состояния национально-экономической безопасности в тот или иной период времени. Анализируя состояние экономической безопасности России, они предупреждают о том, что занижение, как и завышение действительного уровня экономической безопасности весьма опасно.
Конкретные выводы авторов, произведенные на основе соб­ственных расчетов, представляют большой интерес. Среди общих выводов обращает на себя внимание то, что, по мнению авторов, в последние годы состояние экономической безопасности вызывает беспокойство, так как с 2013 по 2015 годы уровень экономической безопасности несколько снизился, хотя и имеется определенный запас прочности, отделяющий экономику от опасной зоны безопасности. При этом для России, по мнению авторов, ни одна из подсистем безопасности не находилась в оптимальной зоне. Значительное беспокойство вызывает снижение уровня инвестиционно-инновационной безопасности, которая переходит в опасную зону (по критериям авторов). Нарастание угрозы безопасности происходит и в других сферах, в частности, внешнеэкономической, социальной и финансовой. Хотя уровень данных систем безопасности находится в неудовлетворительной зоне, однако, переход в опасную зону пока не происходит. Данные выводы авторов, в целом, соответствуют анализу воспроизводственных процессов, который осуществляется в ряде работ и докладов аналитических центров.
Значимость данного подхода состоит в том, что он позволяет дать комплексную оценку безопасности с выделением определенных критериев, позволяющих дать сопоставительное измерение тенденций безопасности в различных подсистемах национальной экономики. В этом большой аналитический потенциал данной методики и данных расчетов.
На наш взгляд, можно усовершенствовать набор и структуру основных подсистем, характеризующих национальную безопасность. В этой связи могут быть выделены несколько групп показателей, которые позволяют более ясно выделить базовые, первичные элементы безопасности национальной экономики и отделить их от вторичных. В этой связи, на наш взгляд, можно выделить, во-первых, элементы, обеспечивающие уровень безопасности жизнедеятельности общества (демографическая, продовольственная, энергетическая), во-вторых, уровень состояния экономической системы государства (социальная, степень неравенства в обществе, включая межрегиональную), в-третьих, подсистема развития (инвестиционно-инновационная, финансовая), в-четвертых, внешнеэкономическая. Важно, чтобы в основу системы оценок были положены объективные данные. В последние годы резко расширилась практика использования рейтинговых оценок в международных сопоставлениях, в основу которых положены не объективные данные, а оценочные показатели. Даже, например, такой известный и общепризнанный Индекс Человеческого Развития в последние годы модифицировался за счет учета субъективных оценок неравенства. Это неизбежно приводит к условности расчетов. Заслугой исследования авторов монографии является то, что представленные данные имеют статистическую основу.
Большое влияние на уровень безопасности страны оказывает соотношение внутренних и внешних факторов развития. Экономическая безопасность России, как в принципе самодостаточной страны, требует очень внимательного анализа этого соотношения. Основа независимости страны — развитая система общественного воспроизводства на базе общественного разделения труда и тесных воспроизводственных связей между регионами. Авторы делают, на наш взгляд, справедливый вывод, что России в создавшейся современной ситуации необходимо развивать «ёмкий внутренний рынок для отечественных товаропроизводителей, что потенциал этого рынка используется явно недостаточно» [3, 110]. Они справедливо отмечают недостаточную монетизацию экономики и высокий, чрезмерный уровень долларизации [3, 98], критикуют подходы к сдерживанию инфляции, развиваемые Центральным банком и т.д. При этом авторы выдвигают предложения, которые, по их мнению, будут способствовать устойчивому развитию экономики и устранят внешние и внутренние угрозы. Особое внимание при этом уделяется финансовым аспектам экономической политики.
Однако при анализе внешних факторов, которые могут подрывать её внутренние факторы воспроизводства, следует учитывать их внутреннюю противоречивость. В условиях открытости российской экономики эти факторы могут выполнять как конструктивную, так и негативную роль. Выбор характера влияния этих факторов на экономику определяется государственной политикой страны. Управление внешним долгом, соотношением внутренних инвестиций и вложений в ценные бумаги за рубежом, последовательная борьба с оффшорами — прерогатива внутренней, а не внешней политики. При критическом рассмотрении вопросов производственной, социальной, финансовой и других форм безопасности, не следует допускать излишнего упрощения взаимодействия России с внешними экономическими партнерами. Например, [3, 225] авторы, рассматривая внешнеэкономические факторы экономической безопасности, делают вывод о том, что «все это показывает, какую опасную роль для экономической безопасности России может представлять иностранный капитал» [3,225]. Это, на наш взгляд, упрощает реальное отношение между внешними факторами и экономической политикой России. Проведенная авторами работы критика либеральных подходов экономической политики показывает, что основа недостатков современной экономической политики значительно глубже. Экономический курс на начальных этапах трансформации неизбежно предполагал реализацию мер по либерализации экономики, включая либерализацию цен, внешнеэкономических связей. Однако, к сожалению, принятый экономический курс абсолютизировал преимущества рыночной экономики и, главное, игнорировал концепцию национальной экономики как основу экономической политики. Отсюда проблема экономической безопасности России неизбежно недооценивалась. Осознание опасности такого подхода к развитию российской экономики постепенно признается на различных уровнях государственной власти. В этой связи, работа авторов способствует осознанию опасности недооценки национально-ориентированной экономической политики.
Современные трактовки сущности национальной экономической безопасности страдают некоторой усложненностью. Не избежали этого и авторы монографии — они пытаются вложить в содержание национальной экономической безопасности сочетание интересов личности, общества и государства, механизмов, инструментов, ресурсов и методы, применяемые при анализе безопасности [3, 22 и др.]. Хотя авторы в дальнейшем, при рассмотрении понятийного аппарата экономической безопасности и методических рекомендаций, дают более конкретное определение экономической безопасности [3, 255], однако, и в этом случае, содержание экономической безопасности трактуется чрезмерно расширительно.
На наш взгляд, суть мер экономической безопасности состоит в обеспечении устойчивого и самодостаточного развития экономики России при устранении угроз, которые способны нарушить эту устойчивость и непрерывность развития национальной экономической системы. Как следует из существа работы, именно такой подход преобладает в работе и несет большой конструктивный потенциал.
Исследование М.И. Кротова и В.И. Мунтияна представляет собой cерьезное исследование, которое развивает теоретические и практические принципы анализа и оценки экономической безопасности России. Выводы работы могут быть использованы в практических целях выработки действенных мер по защите экономиче­ских интересов страны, ее стабильного и устойчивого развития.


Литература
1. Дадашев А. Налоговый фактор финансово-экономической безопасности государства // Экономист, 2012. — № 8. — С. 24–29.
2. Дудин М. Мировые санкции и Россия: приоритеты и экономическая безопасность // Экономическая политика, 2014. — № 6. — С. 114–125.
3. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. — СПб.: Изд-во: НПК «РОСТ», 2016. — 336 с.
4. Кузнецова Е.Б. Экономическая безопасность: учебник практикум. — М: Юрайт, 2017. — 294 с.
5. Мониторинг экономической безопасности региона на основе индикаторов устойчивого развития / Н.А. Казакова [и др.] // Проблемы прогнозирования, 2016. — № 6. — С. 42 — 55.
6. Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. — 2010. — № 5. — С. 16–25.
7. Национальная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.В. Сидоровича. — М.: Юрайт, 2017.
8. Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности // Экономист. — 2010. — № 5. — С. 6–18.
9. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/
10. Фролов Д. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность // Экономист. — 2010. — № 12. — С. 19–25.
11. Шахов С. Место и роль налоговых рисков в современной экономике // Общество и экономика, 2013. — № 1–2. — С. 175–187.
12. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005.

Сноски 
1 Указ Президента РФ «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. 13 янв.2017 г № 208
2 Дадашев А. Налоговый фактор финансово-экономической безопасности государства // Экономист. — 2012. — № 8. — С. 24–29; Дудин М. Мировые санкции и Россия: приоритеты и экономическая безопасность // Экономическая политика. — 2014. — № 6. — С. 114–125; Корнейчук Б. Локализация хозяйственных рисков, порожденных международными санкциями // Экономическая политика. — 2014. — №  6. — С. 126–136; Мониторинг экономической безопасности региона на основе индикаторов устойчивого развития / Н.А. Казакова [и др.] // Проблемы прогнозирования. — 2016. — № 6. — С. 42–55; Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. — 2010. — № 5. — С. 16–25; Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности // Экономист. — 2010. — № 5. — С. 6–18; Стрельцов Д. Япония: новая парадигма безопасности в свете обострения территориального спроса с Китаем // МЭ и МО. — 2014. — № 1. — С. 53–62; Фролов Д. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность // Экономист. — 2010. — № 12. — С. 19–25; Шахов С. Место и роль налоговых рисков в современной экономике // Общество и экономика. — 2013. — № 1–2. — С. 175–187; Кузнецова Е.Б. Экономическая безопасность: учебник практикум — М: Юрайт, 2017. — 294 с
3 Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. — СПб.: Изд-во: НПК «РОСТ», 2016.
4 Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005.
5 Национальная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/под ред. А.В. Сидоровича. — М.; Юрайт, 2017.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия