Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (64), 2017
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Кудрин А. В.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Влияние инновационной среды на основные элементы экономической безопасности: конкурентоспособность и экономический рост
В статье анализируется влияние научно-технических инноваций на устойчивый экономический рост и глобальную конкурентоспособность страны, которые являются основными элементами экономической безопасности государства. Для достижения высокого уровня глобальной конкурентоспособности на основе научно-технических инноваций требуется преобразование нынешнего состояния экономики в экономику, базирующуюся на знаниях. Предложена схема взаимосвязей факторов обеспечения экономической безопасности, а также схема формирования инновационной среды и взаимосвязей между элементами инновационной системы
Ключевые слова: инновации, экономический рост, глобализация, человеческий капитал, инновационная система, образование, государственная политика
ББК У29(0) + У5–13 +У9(2)-55 +У29(2)   Стр: 257 - 259

В последнее время все чаще проводятся дискуссии о перспективах макроэкономического роста, его источниках и резервах [1, 3, 7 и др.]. При этом проблемы поступательного развития и такие проблемы, как безработица, снижение реальных доходов населения рассматриваются как внутренние проблемы, в значительной степени отделенные от соображений национальной безопасности. Считаем, что мировое сообщество существенно изменилось: глобализация, рост экономики Китая, перспектива неустойчивого долгового бремени, значительный дефицит федерального бюджета, дисбалансы в международной торговле и потоках капитала, высокий уровень безработицы привели к тому, что экономический рост стали связывать с обеспечением национальной безопасности.
Традиционно вопросы национальной безопасности стали предметом научных дискуссий с точки зрения обеспечения военной безопасности государства: финансирование обороны, эффективность оборонной промышленной базы, использование экономических санкций и других инструментов в качестве механизмов ведения государственной политики. В дальнейшем стало понятно, что долгосрочная эффективность поддержания жесткой власти во многом зависит от способности страны обеспечить ее благодаря постоянно растущей и инновационной экономике.
Национальная безопасность зависит также от мягкой силы, способности страны генерировать и использовать свою экономическую мощь, сохраняя свои национальные ценности. Таким образом, с точки зрения нации в целом, экономическая безопасность приобретает более широкий смысл. В этой статье рассматривается роль экономики в обеспечении национальной безопасности, как с макроэкономической, так и с микроэкономической точек зрения. Макроэкономические проблемы сосредоточены на сокращении государственных расходов и дефицита бюджета. Микроэкономические вопросы направлены на обеспечение общего благосостояния людей и поддержку других компонентов национальной безопасности.
Это, в свою очередь, зависит от долгосрочных факторов, которые способствуют экономическому росту и увеличению общей ресурсной базы, доступной не только для обороны, но и для обеспечения экономической безопасности в форме доходов и возможностей для бизнеса и физических лиц. Экономический рост зависит от человеческого капитала (качества специалистов), а также от науки, технологий и инноваций. Кроме того, усиление интеграции национальных экономик и нарастание системных кризисов на глобальном уровне позволяет делать вывод о том, что безопасность связана с глобальной экономической стабильностью, сбалансированной международной экономикой, способностью координировать ключевые аспекты экономической политики с другими ведущими странами и сдерживать угрозы международной финансовой системы.
Основным фактором долгосрочного роста государств во всех современных экономических теориях являются технологические изменения и инновации [2, 8]. С другой стороны, источник технологических изменений и инноваций — это научные разработки. В этом контексте страны должны разрабатывать экономическую политику таким образом, чтобы развивать научно-технологическую инновационную среду в обществе и экономике, обеспечивая устойчивый рост и глобальную конкурентоспособность [10]. Экономика, основанная на знаниях, представляет собой явление, предназначенное для описания тенденций в странах с развитой экономикой в направлении большей зависимости от знаний, информации и высокого уровня квалификации трудовых ресурсов, а также растущей потребности в доступе к ним для частного и государственного секторов. Знания и технологии становятся все более сложными, повышая важность связей между организациями в качестве способа приобретения специализированных знаний.
Инновации оказывают очень важное влияние на конкурентоспособность и устойчивый экономический рост, как на уровне микроэкономики, так и на макроэкономическом уровне [7]. В связи с этим понятно, что инновации очень важны для конкурентоспособности стран, поскольку они способствуют повышению конкурентоспособности за счет снижения затрат, увеличения производительности и разнообразия продуктов в условиях глобального рынка. Инновации, повышающие производительность труда, являются основными источниками конкурентоспособности наций с факторными возможностями, которые приводят к процветанию [8].
В последние годы наблюдается осознание важности инноваций, они признаются инструментом, позволяющим довести результаты научных исследований и разработок (как на внутреннем, так и на внешнем рынках) до практического применения и перевести их в экономические и социальные ценности. Для этого чрезвычайно важно создание соответствующей среды с интеграцией различных знаний.
Кроме того, осознавая, что основой инноваций являются знания и человеческий капитал, а превосходные знания при этом являются самым большим ресурсом в XXI веке, мир перешел в эпоху интенсивной международной конкуренции за лучшие знания. Если университеты, корпорации и другие субъекты взаимодействия не будут добровольно реагировать на такую международную тенденцию и готовиться к быстрому накоплению знаний, то они не смогут в будущем обеспечить ресурсы, которые будут играть ведущую роль. Таким образом, инновации являются жизненно важным компонентом экономической и общей национальной безопасности страны.
Следует отметить, что сегодня проблемы обеспечения экономической безопасности России порождаются следующими глобальными изменениями:
– Во-первых, это характер внешней угрозы физической безопасности — рост терроризма и воинствующего псевдоислама.
– Во-вторых, это последствия глобального финансового кризиса, которые отразились на значительном дефиците федерального бюджета и медленных темпах его восстановления.
– В-третьих, растущее присутствие экономик таких стран как Китай, Индия и Бразилия.
Кроме того, можно отдельно выделить внутренние проблемы, которые также ограничивают возможности конкурентоспособности и стабильного функционирования российской экономики [4, 8]. Это:
– структурные диспропорции отраслей производства, невысокая доля предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
– зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов, которая усугубляется низкими ценами на нефть;
– постоянное ухудшение инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, связанное в том числе с утечкой инноваций в страны, где на данный момент сформировались благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности и максимальной реализации потенциальных возможностей для экономических субъектов.
Эти изменения создали пробелы развития экономики, которые, возможно, подрывают чувство безопасности. Полагаем, что яркая, растущая и доминирующая экономика может устранить множество проблем. Экономическая проблема сегодняшнего дня заключается в том, чтобы понять, какие меры следует предпринять, чтобы вернуть экономику к ее долгосрочному росту и сократить разрыв между потенциальным и фактическим уровнем валового внутреннего продукта.
Можно выделить два основных подхода, рассматривающих данные вопросы с различных сторон. Первый — кейнсианский подход к росту, который заключается в продолжении расходов государственного дефицита в период рецессии и первоначального восстановления, чтобы компенсировать снижение потребления домохозяйствами и снизить уровень инвестиций со стороны предприятий. Когда экономика восстанавливается, дефицит может быть уменьшен.
Второй подход — со стороны предложения, который заключается в сокращении дефицита федерального бюджета сейчас, поскольку дефицит может препятствовать инвестициям, вызывая неопределенность в отношении будущих изменений политики, которые потребуются для восстановления бюджетного баланса. При подходе со стороны предложения снижаются налоги на предпринимателей, чтобы побудить их больше инвестировать в производственные мощности и создавать больше рабочих мест. В каждом подходе долгосрочная безопасность нации во многом зависит от динамичной и растущей экономики, при этом государственная политика играет важную роль в каждом элементе национальной безопасности. Будь то политика, связанная с экономикой, бюджетом, образованием, экономическим ростом, технологией, международными отношениями или открытием рынков за границей.
Проведенное исследование позволило выделить зависимость между экономической безопасностью государства и инновационной средой. На рис.1 представлена схема взаимосвязей обеспечения экономической безопасности в современных условиях.
Рис.1. Схема взаимосвязей обеспечения экономической безопасности в современных условиях
Источник: составлено автором

Согласно предложенному подходу основными элементами обеспечения экономической безопасности являются экономические возможности создания рабочих мест, безопасность доходов населения, долгосрочный экономический рост, конкурентоспособность экономики. Для достижения указанных целей необходимо поддержание в эффективном состоянии промышленной базы, системы образования, человеческих ресурсов, функционирование конкурентных отраслей, грамотная и сбалансированная финансовая, денежно-кредитная и промышленная политика, развитие и использование инноваций, науки и технологий, доля национальной экономики в мировых потоках капитала (инноваций), их направление и масштаб.
В этом контексте становится понятной значимость механизма передачи инновационной политики в области научно-технических разработок в целях экономического роста, развития и повышения благосостояния.
На рис. 2 представлена схема формирования инновационной среды и взаимосвязей между элементами инновационной системы.
Предложенная схема формирования инновационной среды и взаимосвязей между ее элементами демонстрирует важность национальной экономической безопасности, основанной на инновациях, знаниях, квалифицированных трудовых ресурсах, интегрирующей действия всех субъектов инновационной деятельности. При условии эффективного функционирования данной инновационной среды, у России должны появиться реальные возможности обеспечения превосходства и устойчивых конкурентных преимуществ, приводящим к росту богатства страны и благосостоянию ее граждан.
Рис. 2. Схема формирования инновационной среды и взаимосвязей между элементами инновационной системы


Литература
1. Бондаренко Н.Е. Инновационное развитие как фактор институциональных сдвигов в экономике: теоретические аспекты // Экономика образования. — 2015. — №1. — С.38–43.
2. Бузаев П.С. Инновационная среда: структура и объекты // Известия ОГАУ. — 2013. — №3 (41). — С.195–197.
3. Варламов М.Г. Инновационная среда Франции, Германии, России: сравнительный анализ // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — №9. — С.307–310.
4. Веселовский М.Я., Абдулвагапова А.А. Формирование инновационной среды в регионе как ключевой фактор осуществления эффективных технологий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — №1 (29). — С.96–104.
5. Егорова М.С. Формирование и развитие инновационной среды в современных условиях // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — №1(20). — С.10.
6. Исламутдинов В.Ф. Сущность и классификация институтов институциональной среды инновационной деятельности // JIS. — 2014. — №2. — С.79–90.
7. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Выбор источника финансирования инновации на разных этапах ее жизненного цикла: объем финансирования и качество инновации //Вопросы радиоэлектроники. — 2016. — № 1. — С. 78–80.
8. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов //Вопросы радиоэлектроники. — 2015. — №4(4). — С. 193–198.
9. Овчинников В.Н., Кетова Н.П. Системодополняющий эффект взаимодействия инновационного потенциала и институциональной среды региона // Экономика региона. — 2016. — №2. — С.537–546.
10. Ромашкина Г.Ф., Вылегжанина А.О. Резервы развития инновационной среды Ямало-Ненецкого автономного округа // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2015. — №4–1(24). — С.88–96.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия