Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Лесняк В. В.
доцент кафедры экономической безопасности, учета и права
Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону),
кандидат экономических наук


Управленческие решения в системе обеспечения экономической безопасности организации
В статье рассмотрены особенности реализации системного подхода к формированию и функционированию экономического механизма защиты организации. Дана системная характеристика экономической безопасности и процесса ее обеспечения на основе подготовки и принятия управленческих решений. Обоснована методика оценки эффективности управленческих решений в системе обеспечения экономической безопасности организации с использованием адаптивных инжиниринговых инструментов
Ключевые слова: управленческие решения, экономическая безопасность, системный подход, риски, экономический механизм защиты
УДК 005.5; ББК 65.290-2   Стр: 43 - 47

Система обеспечения экономической безопасности предприятий и организаций связана с решением расчетно-проектных, информационно-аналитических, контрольных, организационно-управленческих и правовых задач, направленных на защиту экономических интересов и прав собственности хозяйст­вующих субъектов, реализацию их защитных функций. Современные отечественные организации подвержены воздействию многочисленных внутренних и внешних угроз, экстремальных воздействий и рисков, которые приводят к негативным послед­ствиям, отрицательно сказываются на их конкурентоспособно­сти и устойчивости развития. Поэтому своевременное принятие обоснованных управленческих решений по обеспечению экономической защищенности и безопасности организаций становится одним из приоритетных направлений менеджмента.
Формирование экономического механизма защиты и безопасного функционирования предприятия предполагает поиск более совершенных, гибких технологий принятия управленческих решений в условиях многовариантности и альтернативного выбора с соответствующим информационно-аналитическим их обоснованием. Разработка, обоснование, принятие, реализация и контроль эффективности управленческих решений на всех уровнях управления (оперативном, тактическом, стратегическом) выступает одной из важнейших задач современного менеджмента. При этом на первый план выходит задача своевременного и релевантного информационно-аналитического обеспечения данных процедур и сопровождения по всей цепочке принятия решений на основе системного использования информации.
Данные обстоятельства актуализируют целесообразность системного исследования проблем формирования экономического механизма защиты на базе подготовки и принятия обоснованных управленческих решений по реализации защитных мероприятий и мер по обеспечению экономической безопасности организации, оценки и анализа их эффективности с использованием современных инжиниринговых методов, инструментов и технологий.
По мнению Э. Квейда, системный анализ представляет собой подход к рассмотрению или способ рассмотрения сложных проблем выбора в условиях неопределенности. Объектами системного анализа становятся процесс подготовки и принятия управленческих решений и различные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем [1, с. 4].
Реализация системного подхода к обеспечению экономической безопасности предполагает поиск более эффективных технологий подготовки и принятия управленческих решений с учетом новых вызовов и угроз внешней среды функционирования организаций, экстремальных воздействий и кризисных ситуаций, социально-экономического и политического состояния современного российского общества.
Сущность системного подхода может быть определена как исследование системы, в результате которого выделяются элементы, внутренние и внешние связи, изменяющие управляющую подсистему в требуемых пределах. Включенные новые обратные связи должны усиливать благоприятные и ослаблять неблагоприятные тенденции поведения системы, в конечном счете, повышая ее эффективность. В связи с этим важно правильно охарактеризовать состояние системы, т.е. выделить основные факторы, влияющие на результат, построить их иерархию в зависимости от силы их воздействия [2, с. 250], идентифицировать и оценить ключевые угрозы и их источники, определиться с инструментами их нейтрализации (отражения) и реализации комплекса защитных мероприятий, и на этой основе делать прогнозные оценки вариации уровня опасности.
Управление экономической безопасностью организации, как процесс принятия управленческих решений (организационно-правовых, социально-экономических, административно-управленческих и др.), функционально ориентирован на достижение необходимых характеристик ее безопасного состояния, обеспечивающих эффективную защиту от внутренних и внешних угроз, снижение их уровня и способствующих устойчивому развитию организации. Поэтому экономическую категорию безопасности мы представляем как нейтральное или позитивное функционирование системы управления, определяемое состоянием защищенности объектов и субъектов управления от опасностей (угроз), возникающих в результате функционирования системы. При этом, используя основные положения системного подхода, целесообразно различать:
— угрозы от ошибок в целеполагании и осуществлении других функций управленческого цикла;
— внешние угрозы системы управления (угрозы других систем);
— внутренние угрозы системы управления (взаимосвязи элементов).
Системного подхода к определению понятия экономиче­ской безопасности на микроуровне придерживались А.А. Беспалько, А.С. Власков, В.Ф. Голоненко, О.А. Грунин, Г.Б. Клейнер, М.Я. Корнилов, М.И. Королев, С.В. Лекарев, С.Л. Меламедов, Е.А. Олейников, К.С. Половнев, А.П. Судоплатов и др. Системное многоуровневое представление категории экономической безопасности определяет ее множественные характеристики, взаимосвязи и тенденции развития не только на микроуровне, но и на отраслевом (региональном), национальном и мировом уровнях экономики. При этом главенствующее значение в данном многоуровневом сложном механизме отводится первостепенным вопросам обеспечения национальной экономической безопасности.
Турбулентность, хаотичность и неопределенность современного мирового развития представляет большую опасность и в то же время большие возможности для Российской Федерации... Наша страна может и должна занять достойное место в мировом сообществе, не претендуя при этом на какое-либо доминирование, попытку развития за счет других государств. Для этого России необходимо на базе обеспечения экономической безопасности иметь достаточную способность к выживанию и высокий уровень национальной силы [3, с. 58].
В стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208, определены понятия национальной экономической безопасности, национальных интересов, угроз, вызовов и рисков в области экономической безопасности, а также цели, основные направления и задачи в сфере обеспечения экономической безопасности [4].
Принимая во внимание, используемое в стратегии понятие национальной экономической безопасности, экономическая безопасность организации представляется как состояние ее защищенности от внешних и внутренних вызовов и угроз, при которой обеспечивается ее устойчивое экономическое развитие и создаются условия для реализации стратегических целей и достижения конкурентных преимуществ благодаря эффективному использованию всех видов ресурсов.
При этом возникает необходимость оценки эффективности используемых в организации ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) в целях информационно-аналитического обоснования и поддержки процесса перехода к устойчивому функционированию и развитию, для чего необходимо определиться с целевыми ориентирами, допустимыми уровнями опасности и нормативами в обеспеченности ресурсами и организовать действенный контроль за их соблюдением на базе разработки и использования системы индикаторов безопасного состояния организации.
Обеспечение экономической безопасности предприятий и организаций представляет собой регулярный и непрерывный процесс, связанный с подготовкой, обоснованием, принятием, контролем реализации и оценкой эффективности управленческих решений, направленных на преобразование состояния опасности в защищенность за счет контроля использования ресурсов и собственности, комбинирования внешних факторов воздействия, прогнозирования и мониторинга вызовов и угроз экономической безопасности, их отражения и нейтрализации с мобилизацией имеющихся резервов, либо сведения об опасности до допустимого уровня.
Как справедливо отмечает М.И. Королев, в основе реализации экономического механизма защиты фирмы лежат защитные мероприятия по ключевым и неожиданным угрозам, вводятся в корпоративную культуру фирмы нормы и алгоритмы безопасности. Положительными эффектами защиты фирмы являются сохранение системности бизнес-процессов, ее сложившейся институциональной структуры и усиление защитной функции, минимизация трансакционных издержек и рисков [5, с. 108].
В этом отношении ключевая цель управленческих решений — обеспечить эффективное противодействие внешним воздействиям, угрозам и рискам для поддержания защищенности организации как предпосылки безопасности и основы конкурентоспособности. Механизм принятия оперативных, тактических и стратегических решений имеет комплексный характер и связан с формированием системы обеспечения безопасного развития организации:
— формулирование целей и задач развития;
— разработка, обоснование и реализация стратегии и тактики развития;
— оценка обеспеченности ресурсами;
— оценка динамики стоимости организации как базового индикатора его безопасного состояния;
— мониторинг, прогнозирование, идентификация и анализ угроз;
— оценка и реализация возможностей противодействия угрозам экономической безопасности организации, реализация защитных мероприятий;
— оценка соответствия установленным индикаторам экономической безопасности (допустимому уровню опасности);
— последующий мониторинг угроз и кризисных ситуаций.
Подготовка и принятие управленческих решений направлены на реализацию комплекса защитных мероприятий, ориентированных на:
— устранение (отражение) существующих и потенциальных угроз;
— выявление источников и предупреждение ключевых угроз;
— предотвращение ущерба от воздействия возможных угроз;
— возмещение потерь в результате действия угроз безопасности;
— использование компенсирующих риск комплексных защитных позиций и т.д.
Современные отечественные предприятия и организации функционируют и развиваются в условиях риска, неопределенности и высокой конкуренции, что и инициирует многочисленные вызовы и угрозы, которые зачастую носят комплексный характер.
Необратимые изменения мировой экономики, связанные с инноватизацией, и попадание российской экономики в режим санкций со стороны западных стран, заложили основы новой реальности — эпохи все более частых и интенсивных периодов турбулентности [6, с. 189], связанной с постоянными и непредсказуемыми переменами.
В основе любых перемен лежат инерционные и новационные процессы в экономике. При этом последние вызывают постоянные изменения внешних условий и тенденций развития организации, провоцируя защитные реакции с ее стороны, что определяет необходимость разработки и реализации экономического механизма защиты. Поскольку организация представляет собой сложную экономическую систему, интегрированную с внешней средой и развивающуюся во времени и пространстве, то целесообразно использовать основные положения системного подхода к формированию механизма защиты от угроз. С позиций системности разработка и реализация экономического механизма защиты организации включает в себя три основных этапа:
— реализация системного подхода к формированию экономического механизма защиты организации;
— построение блок-схемы экономического механизма защиты;
— разработка циклического алгоритма реализации защитных функций организации.
Реализация системного подхода к разработке защитного экономического механизма основывается на следующих принципиальных положениях:
— функциональная системность механизма заключается в охвате им всех действий, операций, бизнес-процессов и производственных циклов организации;
— структурная системность состоит в учете всех аспектов и уровней организационно-управленческой структуры организации (рабочих мест, структурных подразделений, филиалов, видов и сегментов деятельности, направлений экономической активности и т.д.), а также системных и инфраструктурных процессов;
— глобальный вектор механизма защиты строится на ориентации на постоянный мониторинг угроз, рисков и кризисных ситуаций с возможностью реализации корректирующих мероприятий;
— информационное сопровождение и поддержка экономического механизма защиты предполагает формирование и функционирование соответствующей системы учетно-аналитического и контрольного обеспечения процессов подготовки, реализации, оценки эффективности защитных мероприятий и корректировки механизма.
Основные положения реализации системного подхода к формированию экономического механизма защиты предприятия определили логику взаимосвязи и взаимодействия его базовых элементов: системы целей, субъектов защиты, объектов защиты, инструментов повышения экономической безопасности, средств проведения защитных мероприятий, методов и способов обеспечения безопасности, учетно-аналитических и контрольных инструментов, используемой системы нормативов и индикаторов, корректирующих мероприятий.
Целевая ориентация представленного механизма определяется глобальной целью механизма защиты и системой конкретных целей по выбранным объектам управления, временным горизонтам, способам и методам реализации защитных мер.
Предложенные рекомендации по реализации системного подхода к формированию экономического механизма защиты организации ориентированы на комплексное использование и оптимальное сочетание традиционных и инжиниринговых методов, инструментов и технологий обеспечения экономической безопасности в целях ее эффективного функционирования на системной основе: инструментарий системного менеджмента, инжиниринговый инструментарий ситуационного моделирования и стратегического предвидения, инжиниринговый инструментарий бухгалтерского управления экономическими процессами, адаптивные инжиниринговые инструменты обеспечения экономической безопасности.
Основные положения реализации системного подхода к формированию механизма защиты организации позволили разработать блок-схему защитного экономического механизма, итеративно воспроизводящую технологию реализации защитных мероприятий и мер по достижению безопасного состояния организации:
— мониторинг и идентификация основных угроз и их источников;
— начальный оператор в виде состояния ресурсов организации и их источников до реализации защитных мероприятий и мер;
— итеративный блок, обеспечивающий итеративное приближение исходного состояния безопасности организации к желаемым результатам защиты;
— конечный оператор, определяющий состояние ресурсов организации и источников их формирования после реализации комплексных защитных мероприятий;
— трансакционный блок, позволяющий дать комплексную оценку полученных результатов защиты — достигнутого состояния безопасности и перспектив его повышения с учетом их многовариантности и альтернативного выбора оптимального при заданных условиях варианта защитных мер с возможным внесением корректировок на базе используемой системы индикаторов по результатам последующего мониторинга.
Практическая реализация блок-схемы обеспечивается циклическим алгоритмом реализации защитных функций организации, который включает следующие основные этапы:
1ый этап: мониторинг угроз, их идентификация и ранжирование с выделением важнейших угроз и их источников (вызовов) и отбрасыванием несущественных угроз;
2ой этап: выбор форм, методов и инструментов их отражения (нейтрализации);
3ий этап: комплексная реализация защитных мер и мер по нейтрализации угроз (сведению к допустимому минимуму);
4ый этап: итерационный мониторинг угроз безопасности и диагностика кризисных экономических ситуаций;
5ый этап: принятие решений о корректировке механизма защиты организации;
6ой этап: оценка результатов защиты и состояния безопасности.
Циклический характер алгоритма определяется необходимостью регулярной и непрерывной реализации всех его этапов.
Экономическая безопасность должна обеспечиваться непрерывно, на длительную стратегическую перспективу. В противном случае достигнутое благополучие может быть быстро утрачено [7, с. 147]. Поэтому предложенный экономический механизм защиты ориентирован на организационное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение регулярного и непрерывного принятия, исполнения и оценки эффективности управленческих решений по реализации защитных функций организации, и предполагает постоянное проведение мониторинга угроз, принятие решений о необходимых корректировках механизма защиты, проведение профилактических мероприятий и превентивных мер противодействия угрозам на базе циклического итеративного процесса их прогнозирования, предупреждения и предотвращения в целях создания условий повышения эффективности деятельности организации.
Экономическая безопасность выступает одной из важнейших характеристик экономики и определяется состоянием защищенности жизненно важных экономических интересов организации. Выявление этого уровня защищенности (допустимого уровня опасности) в настоящее время является одной из самых актуальных задач. Количественное выражение безопасного состояния организации обеспечивается с помощью набора системных показателей и индикаторов и их предельных (пороговых) значений, определяющих допустимый уровень опасности. При этом пороговые значения должны фиксироваться у показателей, однозначно выражающих уровень защищенности конкретных жизненно важных экономических интересов организации.
Как правило, говоря об оценке уровня безопасности, во внимание принимают данные бухгалтерской (финансовой) отчетности и рассчитываемые на ее основе аналитические показатели: удельный вес собственного капитала в валюте баланса; показатели оборачиваемости оборотных активов; показатели рентабельности; риск банкротства и др. Данные показатели, характеризующие уровень экономической безопасности организации исходя из ее финансового состояния, позволяют провести некую его градацию (опасная зона, зоны повышенного внимания, безопасная зона, зона развития). При этом определяющим критерием безопасного состояния выступает величина собственного капитала организации.
Таким образом, при оценке уровня безопасности организации (допустимого уровня опасности) в первую очередь необходимо обращать внимание на состояние и динамику собственности, как базового индикатора экономической безопасности, определяемого показателями собственности (чистыми активами, пассивами и их производными) в текущей (рыночной, либо справедливой) оценке на основе использования адаптивных инжиниринговых инструментов в виде производных балансов.
Адаптивный инжиниринговый инструментарий представляет собой систему производных балансовых обобщений, обеспечивающих инвариантное (начальное, промежуточное, конечное) отражение и оценку состояния ресурсов организации и источников их формирования в ходе реализации защитных мероприятий и мер по предупреждению, предотвращению и нейтрализации угроз, на основе расчета комплекса взаимосвязанных показателей собственности, определяющих уровень экономической безопасности организации.
В основу технологии составления и использования адаптивных инжиниринговых инструментов были положены предложенные автором блок-схема экономического механизма защиты и детализирующий ее циклический алгоритм реализации защитных функций организации (начальный оператор; комплекс учетно-расчетных, аналитических и контрольных процедур; конечный оператор), что позволило автору разработать и предложить для практического использования компьютерную программу «Реализация адаптивного инжинирингового инструментария управления экономической безопасностью организации (секьюритологический производный баланс)» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016663484).
Адаптивный инжиниринговый инструментарий в виде секьюритологического производного баланса представляет собой интегрированный формат производных балансовых обобщений ресурсов организации и их источников, позволяющий согласованно, упорядоченно и формализовано объединить процессы получения и представления бухгалтерской (финансовой) и нефинансовой информации о реализации защитных мероприятий и мер по нейтрализации угроз в единый комплекс, обеспечивающий лиц, принимающих управленческие решения (собственников, руководство и менеджмент) своевременной, достоверной и релевантной информацией об уровне безопасности в организации.
Необходимость адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, внутренней координации и корректировки объемов и направлений использования ограниченных ресурсов на близкую и на дальнюю перспективу, требует широкого набора качественной информации, которая позволит менеджменту: многократно повысить оперативность принятия правильных и рациональных управленческих решений; оперативность и качество планирования и контроля; снизить риски и экономически правильно оценить и оперативно отреагировать на внутренние и внешние события [8, с. 111] на основе составления и использования секьюритологических производных балансов.
На преимущества использования интегрированных информационных систем в управлении экономической безопасностью организации в условиях перемен с точки зрения их адаптивных свойств, гибкости и качественных характеристик получаемой информации, указывают и многие зарубежные авторы: Т. Эллиот и Д. Герберт [9], И.К. Адизес [10], Дж. Тейлор и Н. Рэйден [11] и др.
В основе определения уровня экономической безопасности лежит оценка обеспеченности организации ресурсами, необходимыми для предотвращения и противодействия возникающим угрозам и связанным с ними рискам хозяйственной деятельности.
Представленная программа для ЭВМ обеспечивает проведение расчетно-аналитических инжиниринговых процедур по отражению реализации комплекса защитных мероприятий и мер по нейтрализации угроз на основе составления производных балансовых обобщений состояния ресурсов организации и их источников и позволяет определить рыночную (справедливую) стоимость показателей чистых активов и чистых пассивов, выступающих базовыми индикаторами экономической безопасности организации.
Сравнение этих показателей позволяет определить зону экономической безопасности исходя из имеющихся ресурсов для реализации защитных мероприятий и их источников:
— активная зона экономической безопасности: избыток ресурсов в организации;
— пассивная зона экономической безопасности: недостаток ресурсов;
— нейтральная зона: достаточность ресурсов и их источников.
С учетом многочисленных факторов, влияющих на уровень экономической безопасности организации, и соответствующих им управленческих категорий (управление финансовым состоянием организации, платежеспособностью, рисками и т.д.) определение и оценка зоны экономической безопасности может производиться по уровню финансового состояния, иммунизации (сбалансированности активов и обязательств организации), резервной защиты (комплексному использованию механизмов резервной защиты и регуляторов), уровню риска и т.д.
Сравнение получаемых по результатам проведенных расчетов показателей чистых активов и чистых пассивов с установленными нормативами ресурсов, среднеотраслевыми нормами, среднерыночными значениями, предельными (пороговыми) состояниями собственности позволяет рассчитать показатель маржи безопасности:
— активная маржа безопасности: величина ресурсов находится в пределах нормативных значений;
— пассивная маржа безопасности: превышение норматива;
— нормативная маржа безопасности: относительное равенство нормативу.
Анализ этих показателей как базовых индикаторов экономической безопасности организации позволяет получать качественную информацию для принятия обоснованных управленческих решений по повышению эффективности деятельности, реализации защитных функций организации, обеспечению устойчивого и безопасного ее развития.
Принимая во внимание системную многоуровневость и разнообразие объектов управления такой категорией, как экономическая безопасность, принятие управленческих решений может быть направлено на:
— максимизацию финансовых результатов деятельности организации, повышение ее эффективности;
— наращивание собственности и ресурсов;
— достижение необходимого уровня платежеспособности;
— реализацию защитных свойств организации и достижение достаточного уровня ее резервной защиты от угроз и рисков;
— повышение конкурентного статуса организации и т.д.
Процесс подготовки, информационно-аналитического обоснования и принятия управленческих решений происходит в условиях многовариантного и альтернативного выбора: по видам и сегментам деятельности; направлениям экономической активности организации; территориальным построениям и временным горизонтам различной продолжительности (инновационным, инвестиционным, стратегическим), прогнозным сценариям развития.
Одной из качественных характеристик системы управления экономической безопасностью выступает ее инвариантность и многоуровневость, что определяет необходимость использования информации многоаналитичного характера для принятия обоснованных решений на многих уровнях организации [12, с. 67].
Процесс принятия управленческих решений в условиях многовариантности и альтернативного выбора должен основываться на построении и использовании инструментария адаптивного инжиниринга сегментарного стратегического характера, представленного системой ситуационных, сценарных, прогнозных, альтернативных, стратегических, сегментарных, фрактальных и других производных балансов.
Исследование особенностей формирования экономического механизма защиты организации и индикаторов ее безопасного функционирования определило целесообразность выработки методических рекомендаций по оценке эффективности управленческих решений в системе обеспечения экономической безопасности на основе предложенного адаптивного инжинирингового инструментария. Инжиниринговая оценка управленческих решений производится с точки зрения эффективности использования имеющихся у организации ресурсов и их источников и предполагает расчет показателей чистых активов и чистых пассивов как индикаторов экономической безопасности:
— фактически в учетных ценах по данным начального оператора бухгалтерского баланса;
— с учетом агрегатов резервной защиты в рыночной стоимости;
— с учетом выявленных угроз и рисков в области экономической безопасности;
— с учетом реализации комплекса защитных мероприятий;
— с учетом проведенных корректировок механизма защиты организации.
При этом в основе анализа лежит рыночная стоимость организации в соответствии с реализуемыми направлениями экономического механизма защиты. Принимая во внимание его целевую ориентацию, по данным инструментария адаптивного инжиниринга может быть получена следующая инвариантность индикаторов экономической безопасности:
— балансовая стоимость чистых активов, характеризующая начальное состояние безопасности (ЧАб);
— чистые активы с учетом проводимых корректировок (ЧАск);
— чистые активы, полученные по результатам реализации комплекса защитных мероприятий и мер по нейтрализации угроз экономической безопасности (ЧАрз);
— стоимость чистых активов с учетом совокупного (интегрированного) риска в целом по организации (ЧАир);
— стоимость чистых активов с учетом влияния отдельных ситуационных рисков (ЧАср);
— стоимость чистых активов, определенная с учетом результатов использования капитала и ресурсов в целях предотвращения угроз и управления рисковыми ситуациями (ЧАир);
— стоимость чистых активов, полученная в ходе реализации реорганизационных процедур (организационно-структурных изменений) (ЧАрп);
— величина чистых активов, полученная в результате управления гарантийными отношениями (гарантии выданные, гарантии полученные, залоги и т.п.) (ЧАуг);
— чистые активы с учетом реализации стратегических инициатив и направлений стратегической активности организации (ЧАси);
— чистые активы с учетом результатов инновационной деятельности организации (ЧАид).
В качестве базового аналитического критерия обоснования эффективности управленческих решений принимается их влияние на стоимость организации [13, с. 189].
Методика оценки эффективности управленческих решений включает этапы:
— оценку управленческой ситуации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетной информации;
— корректировку бухгалтерской информации;
— отражение результатов реализации защитных функций организации;
— специфические мониторинговые расчеты по воздейст­вию ключевых угроз безопасности;
— отклонения в расчетах;
— определение показателей зоны и маржи экономической безопасности, в том числе с учетом ценовой составляющей;
— оценку эффективности принятых управленческих решений и проведение необходимых корректирующих воздействий.
Отклонения по каждому фактору рассчитывается сравнением чистых активов, определяющих безопасное состояние с учетом проводимых защитных мероприятий и мер по нейтрализации угроз (ЧАрз) с соответствующими специфическими факторами, отражающими влияние угроз и рисков:
— интегрированный риск в организации: ЧАрз – ЧАир = ±ЧАир;
— отдельные ситуационные риски: ЧАрз – ЧАср = ±ЧАср;
— риски использования капитала и ресурсов в целях предотвращения угроз: ЧАрз – ЧАир = ±ЧАир;
— реорганизационные процессы: ЧАрз – ЧАрп = ±ЧАрп;
— управление гарантийными отношениями: ЧАрз – ЧАуг = ±ЧАуг;
— стратегические инициативы и направления стратегиче­ской активности организации: ЧАрз – ЧАси = ±ЧАси;
— инновационная деятельность: ЧАрз – ЧАид = ±ЧАид.
Оценка эффективности принимаемых управленческих решений предполагает соизмерение чистых активов с учетом резервной защиты с чистыми активами по каждой из представленных ситуаций . Ценовая составляющая рассчитывается по показателю чистых пассивов по каждому представленному фактору на основе реализации гипотетических процессов продажи активов и удовлетворения обязательств в справедливой стоимости (с учетом защитных резервов).
В целом эффективность принимаемых управленческих решений в системе обеспечения экономической безопасности организации рассчитывается по формуле: .

Выводы. Предложенная методика оценки эффективности управленческих решений на основе составления и использования адаптивных инжиниринговых производных балансовых обобщений ресурсов организации и их источников позволяет оценить состояние безопасности путем многовариантного исчисления показателя чистых активов с учетом проводимых защитных мероприятий и мер по нейтрализации угроз и их соизмерения с результатами, полученными в ходе реализации отдельных рисковых ситуаций управленческого характера, ориентирована на будущее, основана на получении многовариантных решений, что позволяет оценить перспективы повышения безопасности и достижения устойчивого конкурентного преимущества.
Представленные рекомендации по формированию и функционированию экономического механизма защиты организации на базе использования адаптивного инжинирингового инструментария обеспечивают организационно-методическую и информационную основу современного менеджмента в части использования инжиниринговых технологий системной подготовки, информационно-аналитического обоснования, реализации и оценки эффективности принимаемых управленческих решений в системе обеспечения экономической безопасности организации, реализации ее защитных функций и устойчивого развития на долгосрочную перспективу.


Литература
1. Голубков Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. — М.: Экономика, 1977.
2. Лактионов М.В. Системный подход в менеджменте. — М.: Генезис, 2000.
3. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Россия в мировой архитектуре: национальная мощь и способность к выживанию // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2.
4. Указ президента РФ от 13.05.2017г. № 208 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года». — Электронно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http:/www.consultant.ru/online.
5. Королев М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии. — М.: Экономика, 2011.
6. Кормановская И.Р. Устойчивость развития региональных социально-экономических систем в условиях турбулентности // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 4.
7. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. — М.: Изд-во РАГС, 2010.
8. Трушевская А.А., Кретова Н.Н. Интегрированная бизнес-отчетность в системе стратегического управленческого учета // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2.
9. Tr. Elliott, D. Herbert. Joined-Up Systems: Building the Integrated business. — Cap Gemini Ernst & Yong UK PLc, 2002.
10. I. Adizes. Mastering Change: The Power of Mutual Trust and Respect in Personal Life, Family Life, Business and Society. — V.R.: Adizes Institute Publications, 2007.
11. J. Taylor, N. Raden. Smart (Enough) Systems: How to Deliver Competitive Advantage by Automating the Decisions Hidden in Your Business. — N.Y.: Pearson Education Inc., 2009.
12. Лесняк В.В., Селезнева Е.М. Сегментарное прогнозирование и анализ в системе управления экономической безопасностью организации // Сборник статей международной исследовательской организации «Cognitio» по материалам XXVIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки XXI века», часть 1. — М.: Изд-во Cognitio, 2017.
13. Крохичева Г.Е., Лесняк В.В., Аракельянц Э.С., Музыка Т.Н. Адаптивные учетно-аналитические системы стратегического управления организацией: монография. — Ставрополь: Ставролит, 2016.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия