Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кузминых Ю. В.
профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук

Попова Е. Н.
магистрант Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

Риски реализации инновационных проектов в лесной промышленности Российской Федерации и способы их минимизации
В статье проведён анализ рисков, возникающих в ходе реализации инновационных проектов в российской лесной промышленности. С учётом специфики лесной отрасли России построена классификация рисков для различных этапов инновационного проекта, определены возможные пути минимизации их негативных последствий
Ключевые слова: лесная промышленность, риски, инновационный проект
УДК 338.1; ББК 65.34   Стр: 113 - 117

В Российской Федерации лесная промышленность является одной из самых перспективных отраслей для развития. Россия находится на первом месте по площади лесов и втором месте по запасам древесины, но потенциал лесопромышленного комплекса (ЛПК) не используется в полной мере. Медленные темпы развития российской лесной промышленности обусловлены высокой степенью износа производственных мощностей, низким уровнем инвестиций в высокотехнологичное оборудование, высокими рисками реализации инновационных проектов. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью формирования механизма выявления, предотвращения и минимизации рисков для повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках. Комплексное управление рисками в системе мероприятий по развитию лесной промышленности позволит увеличить глубину переработки древесины, изменить структуру экспорта и расширить поставки готовой лесопромышленной продукции на внутренний рынок с высокой добавленной стоимостью. Авторы исследования ставят своей целью определить возможные риски, связанные с реализацией инновационных проектов в лесной отрасли, а также пути их минимизации. Методологической основой исследования выступают научные методы, с помощью которых был проведён многофакторный анализ рисков и причин их возникновения. В работе были применены метод анализа статистических данных, классификации и систематизации, метод сравнения и сопоставления показателей и параметров, метод обобщения полученных результатов исследования.
Ускоренное развитие российской лесной промышленности может быть осуществлено за счёт реализации инновационных проектов, которые подразумевают внедрение ранее не используемого оборудования и передовых технологий. Обновление производственного процесса, как правило, сопровождается рисками. Под риском понимают вероятность наступления неблагоприятного события, в результате которого достигнутые результаты и показатели не совпадают с плановыми значениями [1, 2]. Особенность инновационных проектов заключается в формировании дополнительных рисков, связанных с неопределённостью внешней среды и новизной реализуемого проекта. Классификация рисков, характерных для инновационных проектов, представлена в табл.1 [3, 4].
Инновационный проект подразумевает введение технологических, маркетинговых, продуктовых новинок, в связи с этим риски могут возникнуть на каждом этапе реализации проекта. При несовершенной системе выявления и предупреждения рисков снижается рентабельность производства, увеличиваются сроки реализации проекта, формируются дополнительные издержки. Для эффективного управления рисками и минимизации негативных последствий целесообразно использование следующих методов: предупреждение и избежание рисков, их локализация, диверсификация вложенного капитала, создание резервных фондов, страхование, формирование сети венчурных фирм с ограниченной ответственностью. Снижение отрицательного влияния возможно при создании системы управления рисками, которая устанавливает допустимые уровни рисков и предотвращает их внезапное появление [5].

Таблица 1
Риски инновационной деятельности
Стадия проектаВид рискаПричины возникновения риска
ПредпроектнаяНаучно-исследовательскийНесоответствие заявки на получение патента установленным требованиям, нарушение условий договора с правообладателем
ТехническийПогрешности в производственных расчётах
КоммерческийПогрешности в определении величины рыночного спроса, нарушение запатентованных прав
Выпуск продукцииТехническийПогрешности в расчётах использования основных фондов и новых материалов
ЭкономическийОшибочное определение цен на ресурсы
Реализация продукцииКоммерческийИзменение состава и структуры рынка сбыта, появление конкурентов
МеждународныйУстановление торговых санкций и ограничений

Российская лесная промышленность — это отрасль, в которой реализация инновационных проектов сопряжена с высокими рисками в силу специфики самой отрасли: большой территориальный разрыв между районами лесозаготовки и перерабатывающими предприятиями, сезонный характер заготовки древесины, небольшая глубина ее переработки, преобладание сырьевого экспорта. Совокупность рисков, которые могут возникнуть в процессе внедрения инноваций в отрасли, условно можно поделить на две группы: риски подготовительного этапа и производственные риски. Ввиду того, что продукция лесной промышленности в большинстве случаев представлена товарами конечного спроса, которые не нуждаются в послепродажном обслуживании, авторы выделили только два этапа.
Подготовительный этап включает в себя анализ рыночной конъюнктуры, поиск поставщиков ресурсов, изучение рынка сбыта, анализ деятельности конкурентов и технико-экономических характеристик их продукции, непосредственно разработку инновационного проекта, определение возможных рисков, привлечение инвесторов. На подготовительной стадии могут возникнуть транспортные риски, риски роста цен на услуги естественных монополий, финансовые риски, риски рентабельности проекта, управленческие риски, риски сотрудничества с контрагентами, экономические и налоговые риски.
Планирование производственного процесса сопровождается возникновением транспортных рисков. В Российской Федерации отмечается низкая обеспеченность лесной транспортной инфраструктурой. Менее всего развита сеть лесных дорог, под которыми понимаются дороги на землях лесного фонда, обслуживающие потребности лесной промышленности и лесного хозяйства, обеспечивающие своевременный доступ к лесным массивам [6]. В Российской Федерации (РФ) средняя плотность лесных дорог 1,2 км/тыс.га. В Финляндии значение данного показателя зафиксировано на уровне 12,3 км/тыс.га. Плотность лесных дорог в России является недостаточной для эффективного освоения лесного массива и перехода к круглогодичной лесозаготовке. Следует отметить, что выход древесины с одного гектара леса находится в прямой зависимости от уровня развития транспортной инфраструктуры. Низкая плотность лесных дорог в Российской Федерации уменьшает выход древесины с одного гектара леса, в то время как развитие транспортной инфраструктуры способно обеспечить рост данного показателя и включить в лесозаготовку труднодоступные лесные массивы.
Рис. 1. Выход древесины в зависимости от плотности лесных дорог, м3 с 1 га леса в год [6]
В Швеции и Финляндии осуществляется строительство густой сети лесных дорог высокого качества, что увеличивает доступность лесов и позволяет использовать их эффективно. Развитая транспортная инфраструктура в указанных странах обеспечивает выход древесины с одного гектара леса в 12–13 раз больше, чем в России. В РФ доля экономически недоступных ресурсов из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры по-прежнему остаётся на высоком уровне: от 20% до 80% в зависимости от региона страны.
Для повышения инвестиционной привлекательности лесных инновационных проектов необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Густая сеть лесных дорог сократит транспортные риски, а также уменьшит вероятность срыва срока реализации проекта (сократится расстояние перевозки, оптимизируется использование автопарка) и предотвратит потерю качества круглых лесоматериалов (покрытие транспортными путями всей площади лесов обеспечит поступление свежей и неповреждённой древесины на перерабатывающие заводы).
Транспортные риски инновационных проектов в лесной промышленности также связаны с перегруженностью железных дорог и дефицитом подвижного состава. С 2013 г. наблюдается плавный рост объёма перевозок заготовленной древесины и пиломатериалов (в основном за счёт увеличения поставок древесного сырья на российские деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия). Увеличение объёмов транспортировки лесоматериалов не сопровождается ростом единиц подвижного состава.
Необходимо отметить, что в РФ отсутствует достаточное количество всесезонных лесных дорог, что означает доступность наибольшей части лесосек для заготовки древесины только в зимнее время. Из-за невозможности транспортировать лесоматериалы непосредственно после вырубки появляется необходимость их складирования до весеннего периода. Вывоз лесоматериалов осуществляется, в основном, в марте-апреле, но к указанному периоду происходит потеря части сырья вследствие его хранения, а в период транспортировки отмечается нехватка перевозочных платформ. Весной 2017 г. проблема обострилась за счёт списания большого количества полувагонов. Сложившаяся ситуация усиливает в том числе логистические риски, минимизировать которые можно за счёт обновления и расширения подвижного состава, консолидации перевозок у одного системного оператора, оптимизации вагонопотоков [7].
Непосредственно из транспортных рисков формируются риски роста цен на услуги естественных монополий, прежде всего, на железнодорожные перевозки. С 2007 г. тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом нестабильны: в 2008 г. наблюдался резкий рост тарифов на 14,4%, к 2014 г. последовало плавное снижение цен на перевозку на 19,8%, а в 2015 г. снова был зафиксирован рост тарифов на 10,6% [8]. Рост железнодорожных тарифов, а также цен на тепло- и электроэнергию опережает рост цен на продукцию лесопереработки. Это приводит к увеличению совокупных затрат, снижению добавленной стоимости и падению инвестиционной привлекательности отрасли.
Реализация инновационного проекта сопровождается значительными капитальными вложениями. В связи с этим на подготовительном этапе возникают финансовые риски. По оценкам экспертов, в лесной промышленности самыми перспективными являются инновационные проекты по организации переработки технического сырья, созданию древесностружечных производств и выпуску пиломатериалов, фанеры, шпона [9]. Но указанные проекты являются дорогими, а срок их окупаемости не менее 5 лет. Рынок долгосрочных инвестиций в Российской Федерации развит слабо, поэтому финансовый фактор становится определяющим в решении вопроса о реализации проекта. Для разработки инновационного проекта, как правило, необходим капитал не менее 60 млн долл. США. Фаза инвестирования в среднем длится два года, что означает необходимость осуществления финансовых вложений со стороны инвестора в размере 30 млн долл. США ежегодно. С учётом рентабельности проекта от 5 до 15% в докризисный период инвестированием подобных проектов могли заниматься только крупные вертикально-интегрированные структуры или иностранные компании. Увеличение доступности капитала можно обеспечить за счёт проектного кредитования с системой EPCM-контрактов (engineering, procurement, construction management — инжиниринг, поставки, управление строитель­ством) [9]. Но для успешного применения данного механизма необходимо иметь стартовый капитал для покрытия расходов при составлении проекта (в среднем 10% от общей стоимости).
Финансовые риски формируют группу рисков рентабельности проекта. Для выявления наиболее прибыльного производства инвесторы проводят комплексный анализ и изучают мнения аналитиков. Последние исследования показали, что иностранные и российские эксперты по-разному оценивают рентабельность проектов лесопромышленного комплекса. Зарубежные аналитики считают, что в 2017–2018 гг. доходы от инновационных проектов в ЛПК вырастут. Российские эксперты полагают, что в течение трёх лет инвестиционная активность будет низкой. Инвесторы отказываются от вложений в лесную промышленность из-за недостаточной оптимизации затрат. В 2016 г. 75% опрошенных руководителей предприятий ЛПК указали на спад в отрасли, неэффективную систему аутсорсинга, рост издержек вследствие нерационального использования ресурсов и слабой технической оснащённости [10]. Одной из ключевых проблем отрасли остаётся нестабильность обменных курсов: 77% респондентов отметили высокую волатильность курсов главной причиной роста рисков реализации долгосрочных инновационных проектов.
На подготовительной стадии большое значение имеют управленческие риски, так как использование инноваций будет успешным при назначении высококвалифицированного персонала на главные управленческие позиции. Сложность, а иногда и невозможность подбора такого персонала приводят к возникновению рисков, механизмом минимизации которых можно считать использование уже упомянутой системы EPCM-контрактов, а также организация обучающих курсов для персонала, повышение квалификации сотрудников.
Для инновационных проектов, особенно в области деревопереработки, существенными являются риски сотрудничества с контрагентами, осуществляющими поставку древесного сырья, т.е. лесозаготовителями. Инновационный проект успешно реализуется, если в производство вовлекаются качественные ресурсы. Исходя из этого, на подготовительном этапе следует тщательно проанализировать рынок поставщиков сырья, установить партнёрские отношения с подходящими контрагентами и оптимизировать систему поставок по количественному и временному параметрам.
Использование современных технологий приводит к появлению нового продукта на рынке, который может быть высоко востребован. Принимая во внимание рост спроса и соответствующее увеличение прибыли, производитель может принять решение об увеличении объёмов производства, для чего потребуется дополнительное сырье. В РФ увеличение объёмов поставок сырья возможно за счёт вырубки лесных участков, расположенных в азиатской части страны. В сложившихся условиях риск сотрудничества с контрагентами возрастает, так как значительное расстояние перевозки увеличивает риск срыва срока реализации проектов. В целях минимизации рисков на предприятия деревопереработки может поставляться сырьё из европейской части России. Однако лесные массивы данного региона представлены во многих случаях недостаточно качественными, разобщёнными насаждениями, поэтому их использование не способно обеспечить эффективное внедрение инноваций.
На подготовительной стадии инвестиционная привлекательность формируемого инновационного проекта также снижается под влиянием экономических рисков: скачкообразного развития рынков лесных товаров, массовой ликвидации неконкурентных производств, роста производственных затрат. Неопределённость в развитии ЛПК повышают налоговые риски, геополитическая нестабильность, коррупция, неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам в форме краткосрочного пользования лесными участками, что не способствует притоку крупных инвестиций в производственную инфраструктуру.
После составления инновационного проекта, определения нормативных показателей, контрольных точек и допустимых уровней риска осуществляется непосредственно производство и реализация продукции. На данном этапе повышается вероятность наступления производственных рисков, в числе которых выделяют риск неконкурентоспособности, риск неэффективной структуры производства и экспорта, риск незаконной вырубки лесов, природные риски, законодательный риск и риск износа основных фондов.
Достижение плановых показателей в значительной степени зависит от конкурентоспособности производства и степени востребованности продукции на рынке. Следует указать, что рентабельность продукции предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева в 2016 г. составила 11,6%, а рентабельность продукции целлюлозно-бумажного производства — 20,1% [11]. Начиная с 2006 года показатель рентабельности для предприятий деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности нестабилен, и только в течение последних трёх лет он превышает среднее значение по всем видам деятельности в РФ (см. рис. 2) [12].
Рис. 2. Динамика рентабельности продукции в РФ 2006–2015 гг. (%)
В европейских странах высокая рентабельность предприятий ЛПК достигается за счёт эффективного внедрения инноваций, позволяющих использовать в производстве сырьё разного качества, а также благодаря применению энерго- и ресурсосберегающих технологий (например, в Финляндии модернизация целлюлозно-бумажных комбинатов снизила энергоёмкость производства на 40%) [13].
Низкая рентабельность предприятий определяет высокую долю убыточных организаций. В 2015 г. в РФ 32,6% от совокупного числа предприятий (по всем видам экономической деятельности) были отнесены к категории убыточных со средней суммой убытка 5 151 млрд руб. [14]. В период 2006–2015 гг. удельный вес убыточных организаций колеблется на уровне 30% с небольшими отклонениями, при этом величина суммы убытка имеет тенденцию к росту.
Риск конкурентоспособности продукции усиливается за счёт высоких затрат на производство и продажу продукции. Высокозатратными являются производство древесно-стружечных плит (затраты составляют 97,3 коп. на рубль произведенной продукции) и древесных панелей (соответственно — 90,2 коп./ руб.). Низкой рентабельностью отличается производство бумаги и картона, а также изделий из них. Следует отметить, что в российской лесной промышленности имеются нерентабельные производства. К числу неокупаемых относится производство сборных деревянных строений, где затраты составляют 100,6 коп. на 1 рубль произведенной продукции и производство столярных изделий (100,4 коп./руб.) [15]. Высокие затраты на производство продукции ЛПК во многом связаны с использованием устаревшего оборудования. Увеличивающийся объём выпуска при фиксированном объёме используемых материалов и потребляемой энергии может быть обеспечен за счёт использования зарубежной инновационной техники и технологии. Но в таком случае возникает риск увеличения издержек приобретения технологических комплексов из-за высокой волатильности курсов валют. В конечном итоге низкая рентабельность предприятий ЛПК заставляет инвесторов направлять финансовые потоки в другие отрасли.
Производственный этап сопровождается риском неэффективной структуры производства и экспорта: вследствие малой глубины переработки сырья на экспорт поступает продукция с низкой добавленной стоимостью. Падение инвестиционной привлекательности и повышение рисков реализации инновационного проекта связаны с незаконной вырубкой лесов, вынужденной конкуренцией и контрабандой древесины.
При разработке инновационных проектов в ЛПК не следует исключать природные риски, связанные с чрезвычайными антропогенными ситуациями, в первую очередь, с лесными пожарами. Природные риски трудно поддаются прогнозированию, предупреждению и управлению, но развитие системы страхования и совершенствование государственной охраны лесов от пожаров сократят негативные последствия.
В ходе реализации инновационного проекта высока вероятность наступления законодательных рисков. Лесозаготовительная промышленность во многом зависит от длительного цикла воспроизводства лесных ресурсов: временной промежуток между вырубкой древесины на одном и том же участке варьируется от 60 до 100 лет. Для реализации инновационного проекта и введения в эксплуатацию деревоперерабатывающего предприятия понадобится от двух до десяти лет, а окупаемость проектов в среднем 4–8 лет. Отсюда следует, что для эффективной реализации инновационных проектов необходима стабильная законодательная база. Но нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятий ЛПК, ежегодно обновляются. В таких условиях снижение законодательных рисков возможно за счёт формирования национальной лесной политики, обеспечивающей предсказуемость нормативно-правовых изменений в долгосрочной перспективе.
Лесная промышленность отличается большими перспективами развития за счёт высокого качества древесины и ее крупных запасов на севере европейской части и в азиатской зоне. Успешная реализация имеющихся преимуществ на практике возможна при использовании обновлённого оборудования. К моменту завершения производственной стадии увеличивается риск износа основных фондов. В 2016 г. степень износа основных фондов предприятий лесной промышленности составила 41,2%, средний срок службы — 16 лет [16]. В странах с высокоразвитым ЛПК указанные показатели ниже. Как следствие, риск износа оборудования повышает риск нерентабельности производства. Связано это с тем, что в современных условиях растут цены на сырьё и энергию, а использование устаревших технологий и изношенных фондов повышает себестоимость производства при неизменно низком качестве продукции. В то же самое время иностранные производители поставляют на российский рынок высококачественные виды лесопродукции и конечной продукции из древесных материалов. В конечном итоге экспорт готовой лесной продукции сокращается, российские компании покидают внутренний рынок из-за отсутствия конкурентных преимуществ перед иностранными производителями.
Итоги исследования рисков инновационных проектов в ЛПК, возможных путей их предотвращения и минимизации, обобщены и представлены в табл.2.
Анализ особенностей внедрения инновационных проектов в лесной промышленности позволил выявить риски, препятствующие эффективной реализации проектов и повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Формирование комплекса мероприятий по развитию лесной промышленности, а также применение системы предупреждения и минимизации рисков обеспечат рост инвестиционной активности и крупномасштабное внедрение инноваций в отрасли. Повышение рентабельности предприятий ЛПК произойдёт после освоения технологий производства готовой лесной продукции с высокой добавленной стоимостью (в том числе с использованием низкокачественного сырья), обновления основных фондов, роста доступности капитала, разработки и внедрения системы предотвращения рисков, реализации инновационных проектов на предприятиях лесозаготовки и деревопереработки. Успешное решение поставленных задач повысит качество готовой лесной продукции, увеличит экономический эффект от экспорта товаров лесной промышленности, превратит РФ в высоко конкурентного участника на мировом рынке.

Таблица 2
Классификация рисков инновационных проектов в лесной промышленности
Вид рискаМероприятия по минимизации риска
ТранспортныйСтроительство сети всесезонных лесных дорог, увеличение единиц подвижного состава, консолидация перевозок у одного системного оператора
Рост цен на услуги естественных монополийФормирование системы льгот и скидок при крупно объёмных перевозках, установление долгосрочных партнёрских отношений производителей и перевозчиков
ФинансовыйПривлечение частного капитала, снижение процентных ставок по долгосрочным кредитам
Низкая рентабельность проектаФормирование эффективной системы аутсорсинга, оценка рынка сбыта, величины издержек, срока окупаемости
УправленческийИспользование зарубежного опыта, повышение квалификации персонала
Сотрудничество с контрагентамиАнализ рынка поставщиков сырья по количественным и качественным параметрам
ЭкономическийАнализ рынка лесопродукции в кратко- и долгосрочной перспективе, учёт волатильности курсов валют
НалоговыйОперативное отслеживание налоговых изменений
Конкурентоспособность производстваСокращение затрат на производство продукции в расчёте на один рубль произведенной продукции, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий
Неэффективная структура производства и экспортаУвеличение глубины переработки древесины, экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью
Незаконная вырубка лесовСовершенствование системы государственной охраны лесов
ПриродныйПрименение системы страхования и государственной защиты лесных участков
ЗаконодательныйПроведение предсказуемой национальной лесной политики
Износ основных фондовСвоевременное обновление основных средств


Литература
1. Владимиров В.В., Моор И.А. Виды рисков при реализации инновационных проектов // Уральская школа регионам: сб. докладов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2017. — С. 707–708.
2. Левкович А.И., Соменкова Н.С. Виды инновационных рисков на промышленных предприятиях // ИТПОРТАЛ. — 2014. — №4 (4). — С. 1.
3. Кутузова К.А., Вахромеева М.П. Риски наиболее характерные для инновационной деятельности // Инновации в науке и практике: сб. статей по материалам I международной научно-практической конференции, 2017. — С. 91–96.
4. Кочекова В.К., Бянкин А.С. Понятие и виды инновационных рисков // Научно-техническое творчество аспирантов и студентов: сб. материало 46-й научно-технической конференции студентов и аспирантов, 2016. — С. 312–314.
5. Галиева Г.М. Организация системы управления рисками на российских предприятиях // Финансы и кредит. — 2011. — № 34(466). — С. 57–64.
6. Богомолова Е.Ю., Давыдова Г.В. Влияние плотности лесных дорог на объём и качество лесопромышленных и лесохозяйст­венных работ // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — № 26(2). — С. 284–290.
7. Фокус на клиента // www.rzd-partner.ru. Информационное агентство «РЖД-Партнёр.ru». URL: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/fokus-na-klienta/ (дата обращения: 17.12.2017).
8. Индексы тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом по РФ // www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/trans/tab-gruz1.htm (дата обращения: 17.12.2017).
9. Назарова В.В. Оценка рисков реализации инвестиционных проектов в лесном секторе России // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4(44). — С. 431 — 435.
10. ЛПК стабилизируется // www.lesindustry.ru. Электронный журнал «Лесная индустрия». URL: http://www.lesindustry.ru/issues/li_n98/LPK_stabiliziruetsya_1303/ (дата обращения: 17.12.2017).
11. Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // www.consultant.ru. Информационный портал нормативно-правовой документации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 26.12.2017).
12. Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации // www.gks.ru. www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/# (дата обращения: 24.12.2017).
13. Российским ЦБК придётся искать новые ниши // spb.rbcplus.ru. РБК. Целлюлозно-бумажная промышленность, выпуск № 1, 30 марта 2016 года. URL: http://spb.rbcplus.ru/news/56fbbfac7a8aa917cd3e61e1 (дата обращения: 24.12.20170.
14. Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации // www.gks.ru. www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/# (дата обращения: 24.12.2017).
15. Затраты на производство и продажу продукции в расчёте на 1 рубль произведённой продукции в Российской Федерации // www.gks.ru. www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 24.12.2017).
16. Основные фонды // www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 17.12.2017).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия