Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бястинова Л. М.
старший преподаватель Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск)


Подходы к оценке эффективности освоения бесплатного предоставления земельных участков гражданам РФ на Дальнем Востоке
В статье дается оценка реализации бесплатного предоставления земельных участков гражданам России, а также рассматриваются возможные подходы к оценке эффективности освоения бесплатного предоставления земельных участков на Дальнем Востоке. Обозначены проблемы и предложены мероприятия для повышения эффективности реализации Законопроекта. Статья подготовлена по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)», Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленной на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016–2022 годы
Ключевые слова: землепользование, дальневосточный гектар, научная экспедиция, земельная рента, картография, Дальний Восток России
УДК 349.42:332 (571.56)   Стр: 141 - 145

Возникновение и развитие промышленности, внутреннего рынка, с одной стороны, дальнейшая централизация Русского государства, усиление его роли на международной арене и участие России в мировой торговле — с другой, вызвали в XVIII веке необходимость исследования производительных сил, потребность в использовании неисследованных ресурсов страны, изучении хозяйства, быта и обычаев подчиненных народов. В связи с этим Якутский край, бывший до этого объектом единичных и случайных наблюдений, вместе со всей Сибирью, начал подвергаться более организованному, чем раньше, научному обследованию. В 1733–1743 гг. развернулась деятельность Второй Камчатской экспедиции. В 1832 г. отправилась экспедиция на Вилюй. В середине и в конце XIX в. весьма успешно работала грандиозная экспедиция, названная Сибиряковской. Перечисленные экспедиции ставили на первый план задачу естественно-научного изучения края, его природных богатств, его климатических условий.
Вопросы изучения аграрных отношений за этот период не привлекали к себе внимания исследователей. Это объясняется тем, что аграрный вопрос носил довольно острый характер, но все же сравнительно легко разрешался благодаря обилию незанятых в тот ранний период скотоводами сенокосных и пастбищных земель в бассейнах Олекмы, Вилюя и отдаленных северо-восточных рек Якутии.
К концу XIX в. положение вещей в Якутии изменилось в значительной мере. Захват крупными скотовладельцами общинных земель, начавшийся до прихода на Лену русских, продолжавшийся во все последующие годы, к концу XIX в. привел к концентрации огромного большинства лучших сенокосных и пастбищных угодий, а также хлебопахотных земель в руках зажиточного слоя населения и к обезземелению значительной массы бедного населения. Аграрный кризис XIX в. явился одной из главных причин того, что история аграрных отношений должна была стать одним из основных объектов научного исследования [1].
Первым исследователем, обратившим внимание на земельные отношения якутов, был Павлинов Д.М. В своем основном труде «Об имущественном праве якутов» он писал о земле, как об одном из важных источников правовых имущественных отношений у якутов. Ценность его труда состояла в том, что он впервые указал на деятельность Первой Ясачной комиссии, как на владение землей с ясаком и на основе статистических данных о судебных делах показал важное значение земли для хозяйственной и обычно-правовой жизни якутов [1].
В дальнейшем всестороннем развитии региона сыграла важнейшую роль первая комплексная научная экспедиция по изучению экономического потенциала Якутии, организованная Академией наук СССР в 1925–1930 годах. На территории Якутии работала комплексная академическая экспедиция, уникальная по составу, масштабам и широте исследований [2].
Опыт Якутии по организации комплексной научной экспедиции является уникальным, поскольку объединяет усилия фундаментальной и прикладной науки. В силу этого была поддержана вторая комплексная научная экспедиция, которая прошла под эгидой РАН [2]. В рамках данной экспедиции «Оценка состояния, анализ основных тенденций изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016–2022 годы, изучался вопрос реализации проекта бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке с выработкой рекомендаций по направлениям и механизмам хозяйственного освоения земельных участков [3].
Для анализа реализации проекта бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе была использована нормативно-правовая база, регламентирующая землепользование. При проведении исследования были применены методы горизонтального, вертикального, сравнительного анализа, сопоставления. Для анализа и оценки реализации данного проекта использован метод мониторинга земель. Фактиче­ское состояние земель оценено с помощью анализа ряда последовательных наблюдений, направленности и интенсивности динамики и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения, а также нормативного значения.
Порядок и условия получения земельных участков гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке регламентированы Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В 2012 году Правительство России поставило перед собой задачу разработки и дальнейшей реализации соответствующих государственных программ. Так, Минвостокразвития обозначило свои взгляды в отношении трудовых ресурсов на Дальнем Востоке, основным стимулирующим фактором которого будет являться бесплатное предоставление земельных участков («дальневосточный гектар»). Таким образом, началось планирование вступления в силу Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Об особенно­стях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)» (далее — Федеральный закон).
Для решения соответствующих задач для реализации нового законопроекта была внедрена федеральная информационная система (ФИС) для предоставления гражданам земельных участков — «На Дальний Восток». Данная система предполагала слаженную и организованную работу с представителями субъектов России на территории Дальневосточного федерального округа в ходе реализации Федерального закона и по вопросам реализации данной информационной системы.
Далее, осенью 2015 года был внесен законопроект № 930602–6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Государственную думу, который был принят в окончательном третьем чтении в апреле 2016 года.
Законопроект и право на получение бесплатного земельного участка вступили в законную силу 1 июня 2016 года для жителей Дальневосточного федерального округа, в дальнейшем были внесены и соответствующие поправки к нему, дающие уточнение в части тех территорий земель, которые не могут подпадать под его действие. Следующие правки расширили перечень территорий, на которых возможно предоставление земельных участков.
Основная цель закона — привлечь внимание и ресурсы граждан к освоению территорий Дальнего Востока и снизить отток населения с окраины страны. Самый значительный отток населения с Дальнего Востока произошел с 1991 по 2011 год. На начало 2012 года здесь проживали 6,26 млн человек. По данным Института экономических исследований, ДФО за 20 лет потерял 1,8 млн человек, или 22% населения.
Закон предполагает возможность бесплатного получения гражданину России 1 га земли на Дальнем Востоке один раз в жизни для следующих целей: жилое строительство, фермерское хозяйство или предпринимательская деятельность. Площадь предоставляемого земельного участка не может превышать 1 га на человека, но может быть меньше. При этом независимо от родства несколько граждан могут объединиться и получить один земельный участок для общих целей. Для получения участка не требуется переезжать на постоянное проживание в дальневосточные регионы.
В соответствии с п.3 ст. 2 Закона заявителям могут предоставляться участки, расположенные вне границ городских округов, городских поселений, а также сельских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов. Здесь четко прописаны нормативные расстояния от населенных пунктов, в зависимости от численности жителей.
Гражданин имеет возможность оформить участок в аренду или собственность лишь на шестой год (земель лесного фонда — после 15 лет) его использования, если он «использовался для осуществления любых видов деятельности, не запрещенной российским законодательством», в том числе разрешено продавать лес с участков лесного фонда. Карта-схема для реализации Закона представлена на рисунке.
Рис. 1. Карта-схема Дальневосточного федерального округа (ДФО): 1) Амурская область, 2) Еврейская автономная область, 3) Камчатский край, 4) Магаданская область, 5) Приморский край, 6) Республика Саха (Якутия), 7) Сахалинская область, 8) Хабаровский край, 9) Чукотский автономный округ
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, проект «Дальневосточный гектар» вызвал большой интерес среди россиян: каждый пятый житель страны допускает участие в программе и последующий переезд в дальневосточные регионы, а 61% опрошенных дальневосточников считают, что инициатива повысит уровень жизни в регионе.
Второй этап реализации проекта бесплатного предоставления земельных участков гражданам России на Дальнем Востоке начался 1 октября 2016 г., который предполагает возможность получения участка жителями Дальнего Востока на всей территории ДФО. Третий этап стартовал с 1 февраля 2017 года, в соответствии с которым каждый россиянин может претендовать на получение гектара. Основные условия предоставления, а также порядок оформления участка обозначены в Законе.
В настоящее время в муниципальных районах Якутии наблюдается значительная активность граждан по предоставлению заявок на бесплатное получение земельного участка. Выбор того или иного участка обусловлен природно-климатическими условиями, географическим месторасположением, преобладанием лесного фонда в общих земельных ресурсах, активным освоением недропользователями лицензионных участков. Наибольший интерес населения направлен на земельные участки Центральной экономической зоны Якутии (табл. 1).

Таблица 1
Сводная оценка реализации бесплатного предоставления бесплатных участков гражданам в разрезе экономических зон Республики Саха (Якутия) (по состоянию на 01.11.2017 г.) [3]
п/пЭкономическая зонаКоличество заявокКоличество зарегистрированных договоров% зарегистрированных договоровРейтинг экономической зоны по количеству заявокРейтинг экономической зоны по % зарегистрированных договоров
1Центральная14 822384125,914
2Западная2809107438,222
3Южная4597416,135
4Арктическая28712041,941
5Восточная2597930,553
Итого18 6355 18827,8--


Особого внимания при реализации Закона заслуживает подробное изучение земель, подпадающих под Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». В настоящее время в Республике Саха (Якутия) решениями органов местного самоуправления образованы 59 ТТП местного значения, из них поставлены на учет в государственный кадастр 55.
Территории традиционного природовользованя и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) — это особо охраняемые территории, которые образованы для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера Республики Саха (Якутия). Все места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) подпадают под особый правовой статус территорий традиционного природопользования, что обеспечило исключение их из реестра передаваемых земель в соответствии с законом «о дальневосточном гектаре».
Таким образом, возникает вопрос оценки потенциала земель в целях определения эффективности освоения бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке, а также экономического потенциала конкретного региона, деталей, которые приводят к его нынешнему экономическому состоянию.
В данное время разработаны четыре критерия для оценки освоения «дальневосточного гектара». Предполагается, что эти критерии будут указаны в специальной декларации, которую будут заполнять граждане через три года после получения земельного участка. При подаче отчетных документов они будут отмечать — в соответствии с какими критериями или в какой части проект по освоению земли был реализован:
наличие объекта капитального или незавершенного (не менее 50%) строительства на участке;
наличие признаков хозяйственной деятельности (обработано не менее 50% участка);
вложение средств в освоение земли (более 50 тыс. руб. за 5 лет);
наличие доходов от осуществления деятельности на земельном участке за 5 лет (более 30 тыс. руб.).
По первому критерию пользователь «дальневосточного гектара» должен будет предоставить декларацию об объекте недвижимости, свидетельство о регистрации права на объект имущества.
Для отчета о наличии хозяйственной деятельности потребуется справка от региональных властей или местного самоуправления с приложением фотоматериалов или фотоматериалы, заверенные властями. При использовании земли под выпас скота нужно будет предоставить выписку из журнала регистрации сельскохозяйственных животных. При ведении лесного хозяйства нужно будет составить отчет об использовании лесов, описать охрану и защиту лесов и рассказать о мерах по их восстановлению.
При вложении средств в освоение земли пользователь в качестве подтверждения предоставляет налоговую декларацию с указанием расходов, в том числе уплаченных налогов от деятельности на «дальневосточном гектаре».
По четвертому критерию пользователь земельного участка должен предоставить декларацию с указанием доходов от использования полученной земли. Выбор деятельности не ограничен. Человек может выращивать клубнику, строить дом, выращивать овощи, заниматься пчеловодством. Одним словом, можно делать все, что не запрещено российским законодательством. Выбирая землю, гражданин может в дополнение к земельному участку получить ту или иную поддержку со стороны государства: поддержку для начала фермерского хозяйства, либо подъёмные на переселение, либо льготную ипотеку для строительства своего дома [5]. Стоит отметить, что данные критерии учитывают наличие объекта капитального строительства, признаков ведения хозяйственной деятельности, объем вложенных средств и получаемый доход, но не позволяет оценить перспективу эффективности освоения земельного участка.
В целях оценки эффективности освоения бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке на перспективу мы предлагаем классический затратный метод освоения природных ресурсов, в частности, рентный метод, который позволяет всесторонне оценить эффективность освоения того или иного земельного участка. Он предполагает оценку дохода от эксплуатации земельного участка, а также использование смешанного метода и основывается на анализе и оценке суммы вложений труда и средств воспроизводства земельных ресурсов. Целесообразно производить оценку в разных временных рамках: текущий, перспективный и долгосрочный.
Рента — это доход, являющийся прибавочной стоимостью, получаемый владельцем денежного капитала или земли и не требующий от получателя предпринимательской деятельности. Земельная рента — дифференциальная или разностная рента (разница между ценой производства при лучших сельскохозяйственных условиях и ценой производства при худших условиях [7].
На практике текущая оценка эффективности использования земельных участков имеет вид:
ЭТ = (Р · С2Н · УИ · КЦ) / СИ , руб./га,
где Р — народно-хозяйственная эффективность вложения капитала, в долях единиц;
УИ — производительность (урожайность) продукта землепользования на конкретном земельном участке, ц/га;
СИ и СН — индивидуальная и народно-хозяйственная себе­стоимость единицы продукта землепользования, р./ц;
КЦ — коэффициент потребительской ценности земли, доли ед.
Долгосрочная экономическая оценка может быть оценена по следующей формуле:
ЭД = Σ ЭТ / (1 / (1 + r)t) ,
где 1 / (1 + r) — дисконтный множитель, который позволяет привести разновременные экономические величины к определенному моменту времени;
r — годовая норма дисконта времени, %;
t — время, в календарных годах.
Если исходить из простого способа, экономическую оценку земельного ресурса можно определить как отношение текущей оценки эффективности использования земельных участков на годовую норму дисконта.
Также возможно применение другого варианта оценки земельных ресурсов — рентный способ:
RД = Σ Rr / (1 / (1 + r)t)
Здесь годовая земельная рента (R) определяется по формуле:
Rr = Ц · У · (1 – d) · (1 – Я) ,
где У — урожайность сельскохозяйственной культуры, ц/га;
Ц — утренняя цена единицы сельскохозяйственной продукции, руб./ц;
d — доля издержек производства в стоимости сельскохозяйственной продукции, доли ед. (0,4–0,8 от цены);
Я — удельный вес ренты, изымаемой государством, доли ед.
Долгосрочная земельная рента или цена земли представляет собой капитализированную ренту, т. е. она определяется как Rr/r [6].
Для оценки эффективности использования земель конкретного землевладения, землепользования можно рассчитывать следующие показатели:
– стоимость земельного участка;
– затраты на освоение данного участка;
– размер налогов;
– срок окупаемости затрат;
– стоимость работ на данном участке;
– урожайность сельскохозяйственных культур;
– чистый доход, дифференциальный доход;
– стоимость валовой продукции, произведенной на земельном участке;
– убытки производства.
Следовательно, эффективность управления земельными ресурсами можно повысить за счет таких мероприятий, как сокращение сроков наращивания производительности труда работников за счет снижения потерь рабочего времени, повышения эффективности принятия управленческих решений, оптимизации документооборота, автоматизации обработки информации и повышения качества управления за счет более полного и своевременного сбора, анализа информации для проектов, гибкой финансовой политики в области управления ресурсами и устранения лишних звеньев аппарата управления [4].
Прежде чем проводить экономическую оценку земельных участков, необходимо определять потенциал того или итого региона для освоения данного Законопроекта. Потенциал зависим от ряда проблем, выявленных в ходе исследования, а именно:
– низкая картографическая изученность в целом территории Дальнего Востока. Подобные карты делались лишь в Европейской части России, что обусловлено недофинансированием данной сферы. Так, значительная часть земельных участков Якутии, внесенных в кадастр и имеющих кадастровый номер, не имеют границ на местности;
– часть территории заведомо непригодна для хозяйственного освоения — это земли министерства обороны, земли для государственных нужд, болотистые и холмистые земли;
– гражданин после заключения договора о бесплатном предоставлении земельного участка на конкретной территории для оформления документов на строительство объектов во многих случаях не имеет возможностей получить разрешение, поскольку выданные участки близ населенных пунктов расположены в зоне рекреации и градостроительные планы многих населенных пунктов ранее утверждены, изменение которых невозможно в силу закона;
– возникают проблемы с участками, которые пересекаются с лесным фондом, где нельзя строить объекты и вести хозяйственную деятельность;
– с 1 октября 2017 г. под раздачу бесплатных земельных участков подпадают охотничьи угодья, большинство угодий в Республике Саха (Якутия) используются кочевыми родовыми общинами коренных малочисленных народов, однако, если община не имеет правоустанавливающих документов на охотничьи угодья, она лишается угодий и соответственно не может добывать зверя, пушнину чтобы прокормить членов семьи. С другой стороны территории традиционного природопользования КМНС (национальные районы и наслега) исключены из земель для раздачи под дальневосточный гектар, но в реальности община может иметь охотничьи угодья на территории других наслегов, не входящих в перечень ТТП. В этом случае возникают проблемы конфликта интересов;
– наложение выделенных по программе земельных участков на земли местного населения либо на муниципальные земли;
– многие граждане, имеющие в собственности землю, не оформили ее должным образом, а именно — не провели межевание и установление границ. Эта проблема связана с реализацией федерального закона № 93-ФЗ, также известного как закон о «дачной амнистии», согласно которому основанием для регистрации участка в собственность служит предоставление документа, подтверждающего право гражданина на эту землю. Тем самым, население получило возможность оформить свои участки без бюрократических проволочек. Однако все это создало такую ситуацию, что земельные объекты в настоящий момент не оформлены должным образом. Это приведет к тому, что Росреестр, распределяющий бесплатные гектары, неизбежно будет отдавать и те земли, которые уже кем-то используются, но не зарегистрированы в Кадастровой палате, не отмечены на карте. Как следствие, возможны конфликты между «старыми» и «новыми» хозяевами, перерастающие в судебные тяжбы;
– слаборазвитая инфраструктура региона: транспортной, энергообеспечивающей сети, связи, интернета;
– на территории муниципальных районов, где сельское хозяйство относительно развито, свободных земель практически не осталось. Альтернативные виды использования гектара — лесоводство, животноводство — требуют больших и долгосрочных капиталовложений, часто неподъемных для российских семей.
Кроме того, имеются следующие трудности в реализации проекта:
– отсутствие у уполномоченных органов электронного взаимодействия с органом, осуществляющим постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, в связи с чем, утвержденные схемы размещения земельных участков записываются на электронный носитель (CD-R диск) и подаются сотрудниками непосредственно в кадастровую палату;
– кадастровые кварталы населенных пунктов, как и отдельных земельных участков, на государственной кадастровой карте установлены со смещением. Границы населенных пунктов на кадастровом плане территории отсутствуют, но есть наложение кадастровых номеров участков или их дублирование в государственном кадастровом учете, отсутствие космоснимков в виде подложки в публичной кадастровой карте некоторых наслегов;
– неготовность наслегов в части документов по планировке территории, т.к. большинство генпланов наслегов находятся на этапе корректировки. Из-за этого их границы не внесены в публичную карту;
– на сервере федеральная информационная система «https://надальнийвосток.рф/» в разделе «Карта» имеется некорректное выделение территорий, в результате чего назначение сервером уполномоченных органов происходит некорректно. В отдельных случаях система направляет в кабинет уполномоченного органа заявления граждан, указавших земельные участки в других районах республики, что добавляет дополнительную нагрузку в части обработки и дальнейшего перенаправления в соответствующий уполномоченный орган, а также вводит в заблуждение граждан;
– нестабильная работа сервера Федеральной информационной системы «https://надальнийвосток.рф/», преимущественно после 14:00 по якутскому времени, что также отражается на качестве предоставления услуги, т.е. работу системы необходимо оптимизировать;
– отсутствие на карте ФИС местоположения отдельных линейных объектов магистральных газопроводов, линий электропередачи и иных объектов, в том числе охранных и санитарных зон этих объектов, что в свою очередь вводит в заблуждение заявителей, изъявивших желание получить земельный участок;
– значительное смещение координат характерных точек местоположения существующих земельных участков на карте ФИС, что вводит в заблуждение заявителей;
– низкая пропускная способность сети «Интернет» в большинстве уполномоченных органов, что затрудняет обработку заявлений граждан в установленные законом сроки.
Потенциальными свободными земельными участками для бесплатного предоставления гражданам являются земли лесного фонда, которые в силу труднодоступности, отдаленности от населенных пунктов, транспортной сети, отсутствия инфраструктуры являются малопривлекательными для граждан, о чем говорят сведения о реализации ФЗ № 119 на территории многих муниципальных районов Якутии. В то же время активное освоение территории, как следствие, совершенствование инфраструктуры, прежде всего, строительство дорог, развитие лесной отрасли позволит повысить привлекательность земель лесного фонда, прежде всего, для коллективного пользования.
Земли сельскохозяйственного назначения в основном все осваиваются, продолжается процесс юридического закрепления за их владельцами. Залежи земель сельскохозяйственного назначения требуют значительных финансовых вложений для их восстановления, проведения мелиоративных работ.
Подводя итог, можно отметить, что мероприятиями, способствующими повышению эффективности реализации Законопроекта о «Дальневосточном гектаре» могут быть:
1. Разработка методических подходов для оценки эффективности реализации бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке;
2. Унификация системы показателей, позволяющих сделать оценку управления земельным фондом;
3. Разграничение полномочий уполномоченных органов, осуществляющих учет и контроль, мониторинг земельных фондов;
4. Прогнозная оценка потенциала земельных ресурсов во взаимосвязи с основными прогнозными индикаторами уровня социально-экономического развития субъектов Дальнего Востока до 2030 г.


Литература
1. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (XV–XVII — середина XIX в.) в двух томах / Предисл. В.Н. Иванова; Примеч., коммент. Н.Г. Башариной, Г.В. Башариной. Отв. ред. В.Н. Иванов. — М.: Арт-Флекс, 2003. — 448 с.
2. Вторая комплексная научная экспедиция по изучению экономического потенциала Якутии нужна // Якутия медиа, электронное издание. — 2017. URL: http://yakutiamedia.ru/news/634508/.
3. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия, направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016–2022 годы. — Якутск: 2017.
4. Оценка эффективности использования земель. О. Артамонова. URL: http://mega-e.su/info/zakonodatelstvo/otsenka-effektivnosti-ispolzovaniya-zemel/.
5. Разработаны критерии освоения «дальневосточного гектара» // Новости Дальнего Востока. — 2017. URL: https://27r.ru/news/far-east/83221-razrabotany-kriterii-osvoeniya-dalnevostochnogo-gektara.
6. Салихов В.А. Экономика природопользования: метод. указ. для студентов специальности 080502 — «Экономика и управление на предприятии (промышленности)» и студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (профиль 080100.62 — «Экономика предприятий и организаций»), а также студентов специальности 020804. 65 — «Геоэкология» и студентов, обучающихся и по направлению подготовки 022000.62 — «Экология и природопользование» / В.А. Салихов ; НФИ КемГУ. — Новокузнецк, 2014. — 46 с.
7. Ушаков Дмитрий Николаевич [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Версия 10529869, сохран. в 12:55 UTC 18 августа 2008 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2008. URL: http://ushakovdictionary.ru/about.php.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия