Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Нгуен Тхи Нян
аспирант Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова

Лесной сектор экономики Вьетнама: пути модернизации и совершенствование государственной политики
В статье рассматриваются особенности «новой индустриализации», специфика и особенности, пути модернизации и совершенствования государственной политики в области лесного сектора экономики Вьетнама. На базе прогноза последствий на лесной сектор предложен ряд конкретных мероприятий, которые позволят избежать наиболее серьезного негативного влияния на состояние природных ресурсов. Среди них: изменение институциональной системы управления лесными, водными и пространственными ресурсами; разработка мер по ликвидации сезонной занятости в лесном хозяйстве за счет широкого использования кооперативных форм хозяйствования. Предлагаются меры помощи государства по изживанию черт традиционной занятости и традиционного быта, переходу к модернизации сельского пространства
Ключевые слова: Вьетнам, лесной сектор экономики, лесное хозяйство, экологический налог, новая индустриализация, природные ресурсы
УДК 630; ББК 49   Стр: 160 - 162

По отношению к лесному хозяйству, как и вообще к деревенскому пространству, по нашему глубокому убеждению, неправомерен ни узко-статистический, ни узкоотраслевой подходы. Их недостатком является недоучет главной жизнеобеспечивающей энергии леса: чистота воздушного и водного бассейнов, достижение душевного равновесия, укрепление и восстановление физического здоровья. Эти функции леса не имеют полноценной, комплексной стоимостной оценки. Но от этого важность леса в жизни человека и, тем более, современного человека, окруженного техносферой, умалить невозможно.
Значит, к проблеме модернизации лесного сектора в условиях «новой индустриализации» нужно подходить комплексно, учитывая ещё и фактор человеческого ресурса, проживающего и трудящегося в деревенском пространстве, в котором лес — это очень важная составляющая жизни этих людей.
То, что «новая индустриализация» захватит и изменит жизненные и социальные условия жизни этих людей, сомневаться не приходится, если обратиться к опыту и истории стран, уже прошедших индустриальную стадию.
Вьетнаму необходимо сформулировать такой путь модернизации лесного сектора и деревенского пространства в целом, который бы ввёл в это пространство возможности индустриального преображения страны, сразу показав положительные возможности стратегии «новой индустриализации», а, с другой стороны, не спешить с преобразованиями и новшествами, дать время привыкнуть к ним. [1] Сельское население всегда и во всех странах отличалось настороженным, недоверчивым отношением к тем изменениям, которые приходят в их жизнь в связи с прогрессом производительных сил.
Лесное хозяйство и сельское хозяйство находятся издавна во взаимном противостоянии. Но, одновременно их объединяет два главных компонента: обе отрасли существуют и дейст­вуют как системные элементы природы и второе качество: обе эти отрасли существуют в одном пространстве: сельском, деревенском, с особым миром сосуществования семейных сообществ, объединенных разнообразными родственными связями, жизнью «по соседству», совместными интересами и возможностями.
Модернизация, т.е. адаптация, приспособление к новым, зачастую жёстким условиям современной жизни, даёт результат при политике, которая сразу способна обеспечивать позитивные изменения в жизни сельского населения.
Итак, модернизация сельской жизни пойдёт успешно, если будут обеспечены:
– электрификация всех сельских поселений;
– газификация жилых строений;
– устройство водопроводов и нормального водоснабжения;
– локальная канализация (канализация в масштабе сельских поселений с единым очистным сооружением для всех землевладений);
– всеобщая телефонизация.
Технически такая задача вполне решаема, но все такие мероприятия затратны, даже если учесть все удешевляющие факторы Вьетнама. Значит, все улучшения такого рода коснутся лишь более благополучных поселков, население которых не зависит от занятий в низкооплачиваемом лесном секторе.
Значит, проблема состоит в такой модернизации лесного хозяйства, которая приведет к росту доходов занятых в нём.
Конечно, строительство различных объектов промышленности, энергетики и сферы услуг оттянет часть сельских жителей на объекты строительства, но это путь длительный и не всегда эффективный.
Преодолеть изоляцию сельского пространства и создать новые рабочие места, требующие высокой квалификации, лучше всего способно строительство дорог, которые эффективнее и проще других усилий, «втянут» деревню в условия цивилизованной жизни, позволят сократить сезонную низкооплачиваемую занятость и повысить уровень доходов.
Другим направлением модернизации лесного сектора можно считать повышение продуктивности лесов за счет селекции эндемичных пород древостоя, изучение возможностей развития ввозных высокопродуктивных сортов деревьев и большой работы по вовлечению в хозяйственный оборот «бесплодных» земель.
Серьезным шагом по включению деревенского пространства в «новую индустриализацию» можно считать создание на базе деревень кооперативов, задачей которых будет вовлечение в хозяйственный оборот соседствующих «неудобий». Начинать деятельность этих кооперативов, очевидно, следует с наименее сложных объектов. Здесь, конечно, будет нужна помощь специалистов-строителей, специалистов по взрывному делу (ликвидация скальных выступов, выравнивание крутых склонов, прокладка трасс будущих дорог, и т.д.). Создание кооперативов, при поддержке предприятий по производству стройматериалов, по дорожному строительству, и др. позволит ликвидировать сезонные перепады в занятости деревенских жителей, даст дополнительный стимул по получению профессиональных знаний и навыков. Создание таких кооперативов должно получить поддержку со стороны властей провинций и местных органов власти. Абсолютно необходимо строгое соблюдение принципа добровольности при вступлении в кооператив и выходе из него, чтобы не было ассоциаций с принудительной коллективизацией.
Для кооперативов такого рода необходимо представлять нужную технику в лизинг или на условиях проката. Им нужно предоставлять льготы при выдаче банковских кредитов.
Кооператив выполняет работы по культивации «неудобных земель» по договору с властями провинции (если у провинции есть плановое задание по такому виду работы) или с местной властью (если такая имеет под своей юрисдикцией территории с «неудобными землями»). Договор должен предусматривать переход окультуренной земли в собственность кооператива на льготных условиях или бесплатно, а также иной вид использования в соответствии с волеизъявлением членов кооператива.
В иных случаях (например, строительство дороги местного значения или, к примеру, закупка камнедробильной установки на период ликвидации скального утёса) кооператив может быть распущен после выполнения своей основной задачи. При возведении насыпной площади в случае ликвидации болота или мангровых зарослей, не имеющих перспективы хозяйственного использования, целесообразно передавать окультуренные земли в собственность кооператива.
Деревенское пространство (а лесные угодья и входят в таковое) должно пользоваться преимуществами в размещении там детских специальных учреждений, домов отдыха для заслуженных пенсионеров. Тем самым в социальной структуре деревни появятся новые профессиональные группы (медики, младший и средний обслуживающий персонал и др.).
Особое внимание должно быть уделено сельской школе. В ней уже нужно предусмотреть начало профессионального обучения и профориентации с учетом «новой индустриализации». Это обучение нужно вести на основе национальной системы общего образования и национальных традиций семейной жизни. Можно спорить по поводу целесообразности половых различий в системе начальной профориентации, но очевидно, что, например, обучение приготовлению блюд национальной кухни можно преподавать ученикам обоих полов. Тоже относится к умению управлять средствами личного транспорта, к простейшим операциям по пользованию электробытовыми приборами, средствами мобильной связи, пользованию сетью «интернет» и т.п.
Преподавание в сельской школе должно сопровождаться льготами учительскому персоналу (по количеству учеников в классе, по возведению жилья для педагогических работников, и пр.).
Учреждение предпринимательских структур в сфере бытового обслуживания также должно носить режим благоприятствования (прачечные, пошивочные ателье, мастерские по ремонту бытовой техники, ателье проката наиболее востребованных вещей в быту: велосипедов, детских колясок, садово-огородной техники, и др.).
Социальная структура деревни в принципе должна быть более разнообразной и многослойной, что придаст деревенской жизни необходимую инерцию модернизации. В систему образования, конечно, нужно включать и элементы современных знаний по истории, географии, мировой литературе, искусству, основам знаний иностранных языков.
В лесной сфере остро стоит проблема взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур, именно в силу специфики лесного сектора. Условия, которые государство ставит перед частнопредпринимательскими структурами, предусматривают, что вполне естественно, меры контроля за соблюдением обязательств хозяйствующих субъектов. Понятно, что в лесном пространстве обеспечить полноценный контроль за соблюдением договорных условий довольно затруднительно, т.е. исключить возможность отступлений от условий договора, или предотвратить злоупотребления в этом секторе экономики бывает сложно.
Чтобы определить направления совершенствования социальной структуры лесного хозяйства, следует выделить основные группы, занятые в этой сфере:
1. Группа сельских жителей, главная занятость которых состоит именно в лесном хозяйстве, и значительная часть интересов которых направлена на пользование ресурсами лесного пространства (например, нуждаемость в дровах);
2. Социальная группа лиц, занятых работой по сохранности лесных запасов от пожаров, незаконных порубок и т.п., а также занимающиеся посадками леса на местах прошедших лесозаготовок, содержание лесопитомников, учётом древостоя, состоянием фауны;
3. Группа специалистов, организующих и контролирующих проведение сезонных работ (сбор живицы и латекса, сбор полезных растений, проведение санитарных рубок, выделение лесорубочных делянок, очистка леса от последствий стихийных бедствий;
4. Предпринимательские структуры, занятые обслуживанием нужд лесоводства, а также учреждающие предприятия сферы услуг в зонах массового отдыха местных жителей и иностранных туристов;
5. Конечно, необходимо учитывать то обстоятельство, что в сельском пространстве функционируют самые различные хозяйствующие субъекты, но главный отраслью деревни остается сельское хозяйство.
В деревнях также проживают и трудятся работники государственных структур, работники образования, здравоохранения, и др.
Все эти группы объединены жизнью в сельском пространстве, и уже по одному этому обстоятельству имеют много совпадающих интересов по достижению более комфортных условий своего проживания.
Сельские жители, занятые в лесном хозяйстве, относятся к наименее обеспеченным гражданам страны и находятся в зоне «медленно исчезающей бедности».Интересы этой группы заключаются в желании иметь доходы в виде заработной платы и различных форм социальной помощи, чтобы обеспечить достаточный, с их точки зрения и с учетом их трудовой квалификации и сложившихся привычек, уровень жизненного благосостояния. Им безразлично, кто будет выступать их работодателем. Они готовы добросовестно выполнять свои обязанности даже при очень низком уровне оплаты их труда.[2]
Реформы в лесном хозяйстве нужно проводить с учетом различий в социальной структуре «лесного сектора» вьетнамской деревни. Однако, может так произойти, что именно эти низшие социальные группы вьетнамской деревни будут исчезать довольно быстро. Значит, это нужно иметь ввиду соответствующим государственным органам. «Обезлюдение» лесного хозяйства может дорого обойтись стране.
Лес, вода и территория для хозяйственной деятельно­сти — суть важнейшие природные ресурсы, стоящие в основе человеческой жизнедеятельности. Конечно, качество природных ресурсов находится в зависимости от результатов достигнутого уровня социально-экономического развития конкретных человеческих сообществ.
Указанные природные факторы, бесспорно, являются составными частями национального богатства любой страны. Они не всегда входят в состав валового национального продукта и национального дохода, но, что совершенно очевидно, без них немыслимо ни получение ВВП, ни НД, ни формирование других стоимостных показателей.
Это качество природных ресурсов, безусловно, учитывается в деятельности любого государства, но стоимостной оценочный подход по отношению к лесным, водным и территориально-пространственным ресурсам ослабляет внимание к ним при формировании стратегических перспектив развития.
Опасность такой недооценки природных ресурсов таится в определении целей и задач «новой индустриализации». История индустриализации других стран показывает, что первыми жертвами и источниками индустриальных преобразований всегда становились лесное хозяйство и сельское пространство с его воздушным бассейном и водными ресурсами. Ставшие развитыми индустриальными государствами, последние в последующем платили высокую цену за свою первоначальную беспечность.
Вьетнам имеет шансы избежать таких рисков индустриализации. По нашему мнению, для этого необходимо провести следующие мероприятия:
Во-первых, нужно завершить (или провести заново) составление земельного, лесного и водного кадастров, дать стоимостную оценку каждому из этих ресурсов;
Во-вторых, изменить институциональное управление этими ресурсами, для чего учредить специальное МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, в ведение которого должны войти леса, водные ресурсы и территориальное планирование.
В-третьих, продумать введение экологического налога со всех юридических лиц за пользование упомянутыми ресурсами, исходя из уровня потребностей в земельном пространстве, водных ресурсах, степени влияния на состояние воздушной среды и количества отходов. Такой налог будет нацеливать хозяйствующих субъектов на безотходные технологии, экономное расходование природных ресурсов, поэтапную ликвидацию неиспользуемых земель, прирастание лесных угодий и окультуренных земельных пространств, а также оптимальное использование морской экономической зоны.
В-четвертых, внести во все школьные программы, программы среднего специального профессионального обучения и в программы вузовской подготовки курсы по природоохранной тематике и пропаганде бережного отношения к окружающей среде (разумеется, нельзя превышать разумные пределы налогообложения, чтобы не «переместить» интересы инвесторов в более «благоприятные налоговые гавани»);
В-пятых, обеспечить преимущественное внимание к программам общеобразовательной школы в сельской местности, в частности, предоставляя льготы учительскому и медицинскому персоналу по возведению жилья в сельской местности, особенно в районах проживания малых народностей. Ввести в школьные программы технический всеобуч, т. е. преподавание правил обращения с электрическими и газовыми приборами, с необходимым ручным инструментом, правилам управления механическими транспортными средствами. Поощрять обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, выполнения сельскохозяйственных работ, устраивать демонстрацию лесных операций. Задачей таких школьных предметов должна быть первоначальная профориентация сельской молодёжи, воспитание уважительного отношения к труду.
Государству необходимо поощрять кооперативные формы использования технических средств для выполнения лесных операций, предоставляя таким кооперативам льготы по условиям кредитования.
Большую помощь лесному сектору и состоянию водных ресурсов могут оказать консультационно-демонстрационные центры показа современных технических средств ухода за деревьями и кустарниками, для посадки рассады древесных пород в лесопитомниках и лесных плантациях, для проведения рекультивации лесорубочных делянок. В такой работе вьетнамское государство может рассчитывать на помощь международных природоохранных организаций, научных центров при соответствующих университетах стран запада, на помощь вьетнамских диаспор за рубежом.[3]
Выводы. На основе анализа мирового опыта индустриального преобразования общества сделан детальный прогноз возможных последствий «новой индустриализации» на состояние природных факторов, а также на социальную и демографическую ситуации в деревенском пространстве, в котором преобладающую роль играют лесное хозяйство и аграрное производство.
На базе прогноза последствий «новой индустриализации» на лесохозяйственный сектор предложен ряд конкретных мероприятий, которые позволят избежать наиболее серьезного негативного влияния на состояние природных ресурсов. Среди них:
1. Изменение институциональной системы управления лесными, водными и пространственными ресурсами;
2. Разработка мер по ликвидации сезонной занятости в лесном хозяйстве за счет широкого использования кооперативных форм хозяйствования.
3. Изменения в системе школьной подготовки и низших звеньев профессионально-технического обучения по созданию более благоприятных условий для миграции трудовых ресурсов в промышленность, строительство и сферу услуг.
4. Создание благоприятных условий для сохранения высокой доли сельского населения в общем объеме занятости, что будет способствовать социальной стабильности и снижению затрат на расширение социальной инфраструктуры.
5. Предлагаются меры по созданию дополнительного количества рабочих мест в сельской местности.
6. Предлагаются меры помощи государства по изживанию черт традиционной занятости и традиционного быта, и переходу к модернизации сельского пространства.


Литература
1. Нгуен Ван Лок. Лесопромышленный комплекс Вьетнама в системе мирохозяйственных связей: современное состояние и тенденции развития: Автореф... канд. дисс. — СПб, 2016.
2. Концепция развития лесного комплекса Вьетнама на период 2006 — 2020 гг. (перевод с вьетнамского). https://www.mard.gov.vn Дата обращения: 10.10.2017.
3. Вебсайт генерального управления лесного комплекса Вьетнама.- Режим доступа: www.mard.gov.vn. Дата обращения: 10.10.2017.
4. Нгуен Т.Н. Лесохозяйственный сектор и «новая индустриализация» в Cоциалистической Республике Вьетнам // Управленческое консультирование. — 2017. — № 12. — С. 120–124.
5. Нгуен Т.Н. Методика оценки и пути повышения уровня эффективности комплексного использования древесных ресурсов в лесном комплексе Вьетнама // Управленческое консультирование. — 2017. — № 4. — С. 120–124.
6. Нгуен В.Л., Нгуен Т.Н. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса во Вьетнаме // Управленческое консультирование. — 2016. — № 10. — С. 253–262.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия