Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Кущева Н. Б.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат технических наук

Терехова В. И.
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении факультета управления и медиакоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
кандидат исторических наук


Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России
В статье авторами сделан акцент на использование дистанционных образовательных технологий при обучении в вузе. Цифровое обучение и дистанционные педагогические технологии являются весьма эффективным и перспективным направлением в настоящее время. Возможности дистанционных технологий обучения постоянно расширяются за счет массового внедрения новых электронных ресурсов, число которых продолжает стремительно расти. Россия не отстает от этого процесса: активно развиваются десятки платформ онлайн-обучения, университеты и коммерче­ские структуры создают сотни онлайн-курсов по самым разным предметам. По оценкам специалистов, сегодняшний запрос на онлайн-курсы — около 1,5 млн граждан России
Ключевые слова: цифровая среда, цифровизация, образовательное взаимодействие, Интернет-ресурс, приоритетный проект, онлайн курсы, высшее оразование
УДК 378.091.3:004.77   Стр: 191 - 194

Использование дистанционных образовательных технологий — это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации преподаватель получает новую роль — роль проводника знаний, помощника и консультанта. Появление дистанционных образовательных технологий вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых [2]. Развитие онлайн-каналов — уже несколько лет главный образовательный тренд во всем мире. Благодаря агрегаторам — например, глобальным, как Coursera или edX — сегодня практически у любого человека в мире есть доступ к онлайн-курсам лучших мировых университетов по самым разным предметам. Достаточно только доступа в интернет. Собственные платформы онлайн-обучения развивают и сами университеты.
По данным исследования, недавно проведенного группой «Нетология», в 2017–2023 гг. мировой рынок образовательных технологий будет расти более чем на 5% в год [8]. Сегодня он оценивается в сумму около $165 млрд Восточная Европа — среди регионов с наиболее быстрорастущей системой онлайн-обучения. А Россия — один из драйверов этого развития. При самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%.
В современном образовательном пространстве высшей школы всё более заметной тенденцией становится развитие и внедрение дистанционного компонента образования, обеспечивающего доступность, эффективность и качество высшего профессионального образования в целом. Серьезная проблема сегодняшнего онлайн-образования в России — недостаток качественного контента, позволяющего обучающимся самостоятельно получать знания. Онлайн-курсы создаются в рамках отдельных учебных заведений и зачастую хранятся в них «за семью печатями». Получившие новый стимул развития электронные учебные курсы становятся более проработанными, появляются четкие критерии цены и качества, увеличиваются возможности выбора учебных программ, ускоряются сроки внедрения (рис.1).
На данный момент на российском рынке не достигнуто единое мнение по поводу терминологии и обозначений на рынке дистанционного обучения. Отсутствует обзор мирового и российского рынка электронного обучения и механизмы, способные обеспечить создание нормативной базы. Участники рынка оперируют такими понятиями как «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «e-learning», «система дистанционного обучения». Все эти понятия являются взаимопересекающимися и используются на российском рынке как синонимы. Но ни одно из них полностью не входит в другое и каждое из них несет свою смысловую нагрузку.
Рис. 1. Причины внедрения E-learning [7]
Сегодня во многих развитых странах мирового сообщества парадигма образования направлена на обучаемого [3]. Использование технологий дистанционного образовательного взаимодействия даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью, формирует новый характер взаимодействия преподавателя и обучающегося. На учебных сайтах размещаются:
● учебные материалы,
● задания и упражнения для слушателей,
● комментарии преподавателей к выполненным заданиям и, по решению преподавателя курса, наиболее интересные работы слушателей,
● журнал успеваемости.
Современные средства цифрового образовательного взаимодействия обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель — оперативно реагировать на запросы обучающихся, контролировать и своевременно корректировать их работу. Для того, чтобы помочь обучающимся сформировать положительный настрой на работу, преподаватель, использующий возможности цифровых технологий, должен специально продумать мотивационную сторону обучения. Как известно, мотивация у обучаемого складывается из нескольких компонентов: стремления к познанию окружающего мира (новых технических средств, идей и пр.), возможности профессионального роста, перспективы получить более престижную работу и т.д. Очень часто интерес к изучаемому предмету возникает от общения с преподавателем, который заражает обучающихся своим энтузиазмом.
Предложенный список рекомендуемой к использованию литературы, ссылки на ресурсы Интернет помогут обучающемуся самостоятельно использовать их в своей работе над разделами курса. Этот список рекомендуется регулярно обновлять в связи с тем, что постоянно появляются новые материалы, а старые ссылки нередко теряют силу.
Важным фактором выбора цифровых образовательных технологий для университета является совокупность предлагаемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли. Компании Соединенных Штатов и Европы в настоящее время доминируют на мировом рынке с 70-ти процентной долей. Есть два основных лидера на рынке — это самые популярные в мире системы Blackboard и Moodle.
Государство не может оставаться в стороне от процесса цифровизации образовательного взаимодействия. Законопроект Минобрнауки о применении Интернета для дистанционного обучения был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г. (табл.1).

Таблица 1
Основные показатели проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [5]
ПоказательЗначение
201620172018201920202025
Число обучающихся на онлайн курсах, тыс.чел.3514015203050600011 000
Число получивших онлайн аттестат, тыс.чел.2201002003001000
Количество онлайн курсов1004501500250035004000
Число обученных преподавателей    10 000 

В официальных документах этого проекта упоминается о создании нормативно-правового обеспечения развития онлайн-обучения, о создании системы оценки качества онлайн-курсов, о создании государственных сервисов и интеграционных решений — ресурса «Одного окна».
Отработка нормативно-правового обеспечения позволит вузам и обучающимся формировать индивидуальные образовательные траектории, использовать онлайн-курсы с привлечением преподавателей и передовых практик, что существенно повысит качество высшего образования.
Чтобы создать базу для академической мобильности, построения индивидуальной образовательной траектории, повышения качества образования в целом, в образовательном учреждении необходимо обеспечить возможности сравнения и выбора онлайн-курсов по разным критериям и показателям. Для этого должен быть создан реестр онлайн-курсов. Как элемент государственных услуг он должен обеспечивать надежность хранения информации об оконченных курсах и получении сертификатов по ним, возможность ее использования вузами, работодателями и другими заинтересованными сторонами.
В декабре 2017 года в тестовом режиме ресурс «одного окна» был запущен. Курсы, попадающие в этот реестр, проходят многоуровневую экспертизу: в первую очередь их проверяют на соответствие законодательству и необходимым техническим требованиям, проводится также оценка содержания онлайн-курсов со стороны ФУМО, образовательных организаций, независимых экспертов и путем рецензирования онлайн-курсов работодателями и бизнес-сообществом. На ресурсе «одного окна» слушателям предоставляются больше 200 курсов. И все они соответствуют самым высоким требованиям, как высшей школы, так и работодателей. Планируется, что к 2018 году возможностями ресурса «одного окна» воспользуются больше двух миллионов человек. Онлайн-обучение — это возможность формировать систему непрерывного образования, индивидуальные образовательные траектории. Способность к самообучению и самообразованию — сегодня одна из самых востребованных компетенций на рынке труда.
Первая задача ресурса «одного окна» — соответствие курсов всем требованиям, выдвигаемым Минобрнауки России и законодательством страны. Это как каталог лучшего образования на данный момент. Было разработано более десятка различных процедур оценки онлайн-курсов: на соответствие законодательству, со стороны пользователей, экспертов, лучших практиков и пр. Создана единая система идентификации. Для того, чтобы получить доступ к курсам, студент должен завести личный кабинет. В результате там собирается информация обо всех курсах, которые он прошел.
Сертификаты о прохождении онлайн-курсов, размещенные на ресурсе «одного окна», можно зачесть, как часть пройденного учебного курса или весь курс.
По словам А. Соболева, директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки, «на следующем этапе развития приоритетного проекта стоит бизнес, когда работодатели смогут участвовать в построении образовательных траекторий, которые позволят получить компетенции, позволяющие прийти на предприятие и включиться в рабочий процесс сразу, без дополнительного обучения» [4].
Сегодня на платформе Национальной платформы открытого образования (НПОО) размещены больше 230 открытых онлайн-курсов, на которые записаны, на 1 декабря 2017 года 412 тыс. слушателей [6]. Студенты имеют возможность пройти курсы от преподавателей из других вузов, что при огромных расстояниях нашей страны чрезвычайно важно. Не каждый университет имеет экспертов по узкоспециализированным темам, онлайн-курсы решают эту проблему. Это повышает уровень обучения и уменьшает отток студентов в столичные города и за границу. Уже сейчас 60 вузов страны пересчитывают у себя онлайн-курсы других университетов, и в будущем эта цифра будет только расти.
Возможность получения работы после прохождения онлайн-курсов — еще один из стимулов развития системы онлайн-обучения в стране. Такая возможность повышает мотивацию населения, помогает людям найти работу, соответствующую запросам.
По состоянию на 2016 год доля онлайн-обучения в системе высшего образования России достигла 1,8%. А к 2021 году она составит 4,4%. Только в 2017 году государство направит на реализацию этого проекта 1,2 млрд руб.
Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:
● повышение учебной мотивации у обучающегося;
● развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;
● стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.
Центр социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ на конференции “Образование и мировые города: smart learning и глобальные университеты”, проходившей 20.05.2017 г. в Санкт-Петербурге, представила результаты исследования отношения к дистанционному курсу его участников. В рамках этого исследования было выяснено, что стартовые мотивы к прохождению курса, как и уровень образования, не влияют на факт завершения или незавершения курса [1].
Одно из основных преимуществ электронного обучения — это экономия времени и средств. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время, затрачиваемое на обучение с помощью e-learning, меньше на 35—45%.
Грамотное сочетание дистанционных и традиционных образовательных технологий дает очевидные результаты, главный из которых — повышение учебной мотивации. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет магистранту почувствовать поддержку со стороны преподавателя, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения. В сегодняшнем понимании дистанционные курсы не замещают традиционные, скорее являются частью смешанных программ. Следующий шаг, который будет предпринят в системе российского образования — понимание, что в основе тренда развития дистанционного обучения лежит идея реализации модели мотивированного самообразования как непрерывного.
Для реализации моделей, требующих системного обучения с использованием цифровых образовательных технологий, организуются ресурсные центры дистанционных образовательных технологий. В рамках приоритетного проекта в России созданы 10 таких центров компетенций в области онлайн-обучения [9]. Перед ними стоят две основные задачи. Первая — работа с преподавателями. Преподавателям нужно соответствовать требованиям времени. И поэтому необходимо научить педагогов использовать, создавать и оценивать онлайн-курсы.
Вторая — работа со студентами. Они пока не знают о существовании большого количества современных онлайн-курсов, о том, что можно прийти с полученными сертификатами о прохождении таких курсов к преподавателю и им зачтут пройденное. Для нынешнего студента изучение предмета в цифровом формате — довольно обычная практика. Многие вузы целенаправленно занимаются популяризацией онлайн-обучения, что позволяет разгрузить преподавателя.
Ресурсными центрами могут быть образовательные учреждения, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которых достаточен для удовлетворения образовательных потребностей учащихся образовательных учреждений муниципалитета (города, района). Образовательное учреждение — ресурсный центр обучения с использованием цифровых образовательных технологий, вокруг которого формируется образовательная сеть, должен иметь следующие ресурсы (табл.2).
Одной из ключевых проблем эксперты называют отсутствие в федеральном законе определения онлайн-курса и нормативной базы для обеспечения выбора онлайн-курсов обучающимися. Чтобы онлайн-курс можно было встроить в систему традиционного образования, необходимо, чтобы он соответствовал определенным критериям качества. В настоящее время предполагается, что будет несколько уровней этой оценки. Оценивать онлайн-курс будут эксперты, сами слушатели, и работодатели.
Основной критерий эффективности дистанционного взаимодействия обучающихся и преподавателей — востребованность полученных знаний и навыков в будущей работе. Службы занятости анализируют ситуацию, складывающуюся на рынке труда, и предлагают желающим различные пути переподготовки и нахождения себя в новом качестве [10]. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы программа обучения теории и практики была сбалансирована. Активное усвоение материала возможно лишь при наличии практических заданий, решения кейсов, т.е. при возможности приложить теорию к практике и получить обратную связь от тьютора. Также повысит эффективность обучения организация групповых дискуссий по пройденной теме — т.е. должна быть площадка для общения обучающихся и тьютор — в качестве модератора дискуссии. Это даст возможность посмотреть чужими глазами на ситуацию, увидеть вопрос по-новому. Тьютор может играть разные роли — может быть тьютор-консультант, который просто отвечает на поступающие к нему вопросы, но как таковой учебный процесс не ведет. А может быть тьютор, который постоянно со всеми общается, организует разные учебные мероприятия, то есть полноценно ведет учебный процесс.
Уже сейчас ведущие позиции на рынке трудоустройства требуют высокого уровня цифровой грамотности. Сегодня ежегодный рост рынка онлайн-образования составляет 27%. В 2016 году более 50 миллионов человек обучались на дистанционных площадках, из них 800 тысяч — россияне [7].
Качественная программа цифрового образовательного взаимодействия не просто копирует программу лекций, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Производство электронных материалов требует от преподавателя новых знаний о структурных элементах онлайн-курсов и организации активного взаимодействия с обучающимися на образовательной онлайн-платформе.
Дистанционный курс всегда является авторским. Даже беря за основу общие педагогические принципы и рекомендации, преподаватели строят процесс обучения, исходя из собственного опыта, практики и личных предпочтений. В целом цифровое обучение и дистанционные педагогические технологии являются весьма эффективным и перспективным направлением в настоящее время. Возможности дистанционных технологий обучения постоянно расширяются за счет массового внедрения новых электронных ресурсов, число которых продолжает стремительно расти.

Таблица 2
Необходимое обеспечение ресурсного центра обучения с использованием цифровых образовательных технологий
Образовательный ресурсКадровый ресурсФункциональный ресурсТехнический ресурс
– дистанционные курсы в среде системы дистанционного обучения;
– педагогические кадры, подготовленные для работы в среде системы дистанционного обучения;
– педагогические кадры, обученные по технологии создания дистанционных курсов;
– банк проектных заданий;
– медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов;
– база интерактивных учебных материалов: интерактивные тренажеры, интерактивные тесты, интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа, интерактивные мультимедиа сетевые учебные курсы
– сетевые методисты;
– сетевые преподаватели;
– сетевые тьюторы;
– программисты;
– инженеры по обслуживанию техники и программ;
– лаборанты для обслуживания учебного процесса
– система дистанционного обучения;
– электронный журнал;
– форумы;
– статистическая база;
– интерактивные сайты;
– система быстрого создания сайтов;
– программные среды для разработки учебных электронных средств
– компьютеры;
– принтеры;
– сканеры;
– проекторы;
– веб-камеры;
– экраны;
– выход в Интернет с достаточно высокой скоростью;
– сервер;
– оборудование для проведения телеконференций;
– телекоммуникационное оборудование


Литература
1. В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге обсудили онлайн-образование. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://spb.hse.ru/news/206190862.html (дата обращения 01.12.2017)
2. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://mirznanii.com/a/176939/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения 30.11.2017)
3. Кущева Н.Б. Программы прикладного бакалавриата как часть третичного образования // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Гуманитарные науки. — 2012. — № 4. — С. 53–59.
4. Милкус А. Работодатели предпочитают тех, кто умеет учиться. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26773/3807177/) (дата обращения 06.01.2018)
5. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения 03.01.2018)
6. Национальная платформа открытого образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://npoed.ru/ (дата обращения 06.01.2018)
7. Обзор мирового и российского рынка электронного обучения. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=42#a1 (дата обращения 03.01.2018)
8. Официальная страница группы Нетология. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://netology.ru/ (дата обращения 06.01.2018)
9. Приказ Минобрнауки от 5.04.2017№301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // https://gubkin.ru/departaments/educational_activities/umu/files/Prikaz_301_poryadok.pdf (дата обращения 12.03.2018)
10. Терехова В.И. Информационное общество: толерантность и межкультурное взаимодействие // Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды VI Международной научно-теоретической конференции, 2013. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. — С. 175–176.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия