Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Жиленкова Е. П.
доцент кафедры экономики, оценки бизнеса и бухгалтерского учета
Брянского государственного инженерно-технологического университета


Оценка формирования и развития человеческого капитала: статистика образования и науки Брянской области
В статье проведена оценка процессов формирования человеческого капитала региона в сфере образования, а также его развитие и использование в научно-технической деятельности. Определены сложившиеся тенденции в сфере подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также кадров высшей квалификации. Проведен анализ уровня инновационной активности предприятий региона и их включенность в сферу научных исследований и разработок
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, наука, аспирантура, подготовка кадров, повышение квалификации, Брянская область
УДК 332+378+37.03; ББК 65.9   Стр: 197 - 199

Для обеспечения экономического и социального прогресса, в обществе в настоящее время стремительно возрастает роль человеческого капитала. Причем речь идет, прежде всего, о знаниях, то есть информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей работать в инновационной экономике, воспринимать, производить, изучать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок [3]. Современное развитие общества определяется не вековым саморазвитием природы, а вставшим на научный фундамент — «разумным» человечеством (В.И. Вернадский), его наукой и трудом на основе ее фундаментального развития [4]. На данном этапе можно говорить об интеллектуализации экономики, базирующейся на знаниях, на инновационно-цифровой экономике.
Качественные изменения в экономике непосредственно связаны с человеческим фактором. Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического потенциала страны и региона. Их численность, структура, качество подготовки существенно влияют на возможности дальнейшего общественного развития. Вклад человеческого капитала как фактора, от которого во многом зависит динамика развития экономики, увеличивается с каждым годом. Значимость работника как носителя человеческого капитала и уровень его оплаты находятся в прямой зависимости от качества полученного образования и даже от того, какое учебное заведение он закончил.
Осуществление научных исследований и разработок и практическая реализация их результатов подразумевает реализацию ряда других видов деятельности, обладающих научной основой и выполняющих функции по обслуживанию процесса создания и использования научных знаний. Аналогичные виды деятельности объединяются категорией научно-технической деятельности, под которой подразумевается систематическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, формированием, распространением и применением научно-технических знаний абсолютно во всех сферах науки и техники.
Научно-техническая деятельность, как объект статистики, охватывает следующие ее виды (рис.1).
Говоря о формировании и развитии человеческого капитала, прежде всего, необходимо вычленить тот сектор, который является источником этих знаний. В первую очередь имеется в виду выполнение научных исследований и разработок, а также сфера формирования интеллектуального капитала — образование.
Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.
Рис. 1. Элементы научно-технической деятельности как объект статистики
Статистика образования изучает количественные и качест­венные стороны образовательной деятельности, как в рамках организаций, реализующих конкретные образовательные программы, так и за их пределами в течение всей жизни человека, в том числе обучение в организациях без отрыва от производства на различных курсах повышения квалификации или посредством самообразования.
Система образования выступает основой для научно-технического и социально-экономического развития страны. Конкурентоспособность выпускников образовательных организаций является результатом деятельности системы образования, что дает возможность оценить её состояние.
Важными статистическими характеристиками состояния и развития системы образования являются число образовательных организаций, а также контингент учащихся и студентов. В таблице 1 [2] представлена статистика образовательных учреждений региона, а также численности студентов и учащихся.

Таблица 1
Государственные высшие и средние специальные учебные заведения
 Высшие учебные заведенияСредние специальные учебные заведения
Число заведенийЧисло филиаловОбщая численность студентов, чел.Число заведенийв них
учащихся, чел.
2010/2011413465622318872
2011/2012412423822217724
2012/2013412395162717265
2013/2014410351513016396
2014/2015410321502917085
2015/201649279173318646
2016/201748262953423276

В период с 2011 по настоящее время заметна тенденция к снижению количества филиалов вузов на территории Брянской области, что обусловлено ростом требований к эффективно­сти образовательных организаций. При этом, в данный период времени наблюдается увеличение числа средних специальных учебных заведений и, как следствие, числа учащихся в них.
Численность студентов за 2010/11–2016/17 уч. гг. имела тенденцию к снижению. В целом за период произошло уменьшение численности студентов на 43,5%, (20,3 тыс. чел.). Такое изменение обусловлено влиянием различных факторов, таких как: демографический фактор; ценовой фактор; отток потенциальных абитуриентов в столичные вузы.
Распределение студентов и учащихся, приходящихся на одно высшее или среднее учебное заведение, представлено на рис.2.
Рис. 2. Распределение студентов и учащихся, приходящихся на одно высшее или среднее учебное заведение
В высших учебных заведениях произошло заметное сокращение числа студентов. Если в 2010/11 учебном году на один вуз приходилось 2,74 тыс. студентов, то в 2016/17 учебном году произошло сокращение до 2,19 тыс. студентов, на 548 человек. Аналогичная тенденция (за исключением 2016/2017 уч. года) наблюдается и по средним специальным учебным заведениям, но там это может быть связана с расширением сети ССУЗов в регионе.
Динамика приема и выпуска в государственных высших и средних специальных учебных заведениях представлена на рис.3.
Количество принятых студентов в высшее учебные заведения на протяжении анализируемого периода уменьшается год от года, при этом положительный тренд данного показателя наблюдается при приеме в учреждения среднего профессионального образования. Данные тенденции отражаются и на количестве выпущенных специалистов со средним и высшим образованием. Так в расчете на 10000 чел. населения в 2017 году в Брянской области было выпущено 58 чел. с высшим образованием (в 2016 г. — 72 чел.) и 46 человек со средним профессиональным образованием (в 2016 г. — 31 чел.). Это является отражением политики продвижения среднего профессионального технического образования.
Уровень инновационной активности предприятий Брянской области характеризуется как крайне низкий. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций в регионе в 2015 году составил 7,7%. Это свидетельствует о том, что более низкую активность в ЦФО по сравнению с Брянской областью имеют лишь Курская (7,3%), Смоленская (7,3%) и Ивановская (4,4%) области.
Научные исследования и разработки выступают как основной вид научно-технической деятельности и главный объект наблюдения в статистике науки. Отличительным критерием, позволяющим отделить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической и производственной деятельности, является присутствие в них значительного элемента новизны.
В 2015 году 19 организаций и предприятий выполняли научные исследования и разработки, что на 13,6% меньше, чем в предшествующем году (в 2014 г. — 22%).
В 2015 году по сравнению с 2014 годом на 13,5% или на 126 человек уменьшилась численность работников основной деятельности, выполнявших научные исследования и разработки (рис.4).
Рис. 3. Динамика приема и выпуска в государственных высших и средних специальных учебных заведениях Брянской области
Рис. 4. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Брянской области
Под влиянием многих экономических факторов в настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась доля численности исследователей в общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки на 19,5 п.п. При этом в 2015 году увеличилась доля численности работников, имеющих ученую степень доктора, либо кандидата наук в общей численности исследователей на 29,3 п.п.
В настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики, возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров. Основным видом послевузовской подготовки научных и научно-педагогических кадров является обучение в аспирантуре и докторантуре. Согласно ст. 33 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] аспирантом является лицо, обучающееся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
На конец 2016 года в аспирантуре при высших учебных заведениях в Брянской области обучалось 313 человек, в том числе 156 (49,8%) — с отрывом от производства (очная форма обучения).
За прошедшие семь лет (2010–2016) снижается престиж послевузовского образования, о чем свидетельствует устойчивая динамика уменьшения числа аспирантов, а также количества успешно защищенных диссертаций (рис.5). Численность аспирантов уменьшилась за период с 2012 по 2016 гг. более чем в 1,8 раза, а число защищенных диссертаций снизилось на 44% (27 — в 2012 г., 14 — в 2016 г.).
Рис. 5. Численность аспирантов в Брянской области
В последние годы интенсивность снижения численности заметно увеличилась. Если в 2011 по сравнению с предшествующим, снижение численности аспирантов составило 6,6%, то в 2016 в сравнении с 2015 аналогичное снижение составило уже 14,9%.
В большей степени изменение численности аспирантов обусловлено снижением числа обучающихся по очной форме обучения. Так, в 2016 году этот показатель был равен 156 человек, что более, чем в 2,8 раза меньше, чем в 2010 году (рис.6).
Структура аспирантского состава изменилась в сторону выбора заочной формы обучения, что может быть связано, с одной стороны, с тем, что интерес к обучению в аспирантуре проявляют люди уже имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности и осознанно делают свой выбор в пользу дальнейшего обучения, а с другой стороны, это может быть связано с сокращением числа бюджетных мест.
Рис. 6. Численность аспирантов по формам обучения в Брянской области (на конец года)
Результативным завершением аспирантской подготовки является защита диссертации. В 2016 г. относительно 2012 г. выпуск с защитой диссертации уменьшился на 3,6 п.п., что является негативным моментом качественного результата деятельности аспирантуры. Из численности общего выпуска в 2012 г. диссертацию защитили 27 аспирантов, что составляет 16,3% от общего выпуска или была защищена каждая шестая диссертация, а в 2016 году — 14 аспирантов и 12,7% от выпуска (каждая восьмая диссертация) соответственно.
В регионе также ведется подготовка кадров высшей квалификации в докторантуре. Но количественные и качественные показатели, характеризующие ее функционирование, имеют резкую тенденцию к снижению. Так, в 2016 году численность докторантов составляла только 2 человека (рис.7). Выпуск докторантов с защитой диссертации в регионе был отмечен в последний раз в 2012 году — 1 защита.
Рис. 7. Численность докторантов в Брянской области (на конец года)
В настоящее время за счет накопленного научного потенциала поддерживаются существующие научные школы, созданные учеными с мировым именем. Однако, снижение престижа послевузовского образования, недофинансирование технической и технологической базы многих научных учреждений, отток молодых ученых в столичные регионы привели к уменьшению показателей функционирования аспирантуры и докторантуры в регионе.
Развитие человеческого капитала посредством непрерывного обучения, повышения квалификации, проведения научных исследований являются не только источником новых идей, но и могут решать проблемы на различных этапах инновационного процесса.
В 2016 году в регионе проводилось обследование по вопросам прохождения повышения квалификации специалистов и служащих предприятий различных форм собственности. По результатам обследования повышение квалификации в 2016 году прошли 19,1% от числа опрошенных, наибольшее число повысивших квалификацию находились в возрасте от 40–49 лет (27%). Обучение проходили как руководители (26,5% от их общего числа), так и специалисты (24,1%), служащие (6,5%) и рабочие различных квалификаций (15,9%).
Брянский регион обладает существенным инновационным потенциалом, требующим значительных изменений по целому ряду направлений, для того чтобы достигнуть поставленных целей инновационного развития. Однако, на пути инновационного развития региона и роста его инновационного потенциала стоит ряд проблем. Прежде всего, это проблема кадров, т.е. недостаточное количество работников, занятых научными исследованиями и разработками, а также неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в связи с чем, имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.


Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Федерального государственного бюджетного учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований» № 17-12-32002 «Повышение конкурентоспособности предприятий лесопромышленного комплекса региона (на примере Брянской области)».

Литература
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 29.07.2017 № 216-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/. Дата обращения 12.03.2019.
2. Брянская область в цифрах.2016: Стат.сб./ Брянскстат. — Брянск, 2016. — 426 с.
3. Жиленкова Е.П., Буданова М.В. Человеческий капитал как фактор повышения конкурентоспособности региона: эмпирический анализ // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9–1 (86–1). — С.317–321.
4. Кулагина Н.А. Исследование современной экономики и глобализации в условиях социально-техногенного развития мира в трудах Е.А. Дергачевой // Научное обозрение. Экономические науки. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1822246 — Саратов: ООО «Научно-издательский центр «Академия Естествознания». — 2017. — №2. — С. 58–70.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия