Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Бедяева Т. В.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук

Сандрина В. Е.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук


Современные тенденции подготовки магистров по направлению «гостиничное дело»
В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии. Высокопрофессиональные специалисты гостиничной индустрии могут быть подготовлены благодаря высокому уровню качества высшего образования, которое может и должно быть частью государственных программ
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, инновации, магистерские программы
ББК У44(2)135   Стр: 200 - 202

Необходимость подготовки инновационного кадрового потенциала в гостиничной индустрии выявила проблему подготовки выпускников магистратуры в соответствии с международными стандартами формирования инновационных кадровых ресурсов. Современное состояние формирования и развития кадрового потенциала заключается в обеспечении экономики Российской Федерации профессиональными специалистами, демонстрирующими возможности в реализации политики индустриально-инновационного развития в периоды глобальных процессов экономической интеграции.
Сфера деятельности в гостиничной индустрии требует подготовки нового выпускника вуза, способного к инновационной деятельности, имеющего системно организованные общепрофессиональные, профессиональные и общекультурные компетенции, позволяющие успешно организовывать свою трудовую деятельность. Многие исследователи предпринимают попытки выделить «ключевые», основополагающие качества, формирование которых влечет за собой формирование других профессионально важных качеств [1]. Модернизация системы высшего профессионального образования в связи с введением ФГОС ВПО нового поколения способствует подготовке квалифицированных специалистов, которые способны работать в динамично изменяющихся условиях цифровой экономики.
В Докладе о мировом развитии «Цифровые дивиденды» (2017) Группы Всемирного банка отражено, что «для максимального использования потенциала цифровой революции, странам необходимо заниматься и «аналоговыми дополнениями»: совершенствовать законодательство, обеспечивающее конкуренцию между компаниями, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики и обеспечивать подотчетность институтов». Согласно докладу, следует уделять особое внимание следующим факторам:
1. Развитию коммуникаций, удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в рабочей силе и роли частного сектора в совершенствовании программ, используемых высшими учебными заведениями;
2. Развитию профессиональной подготовки и технологий передачи информации, а также жизненно важным социальным и эмоциональным навыкам, которые могут помочь персоналу реагировать на различные непредвиденные изменения рынка.
В частности, по мнению экспертов Группы Всемирного банка, данные факторы благотворно влияют на долгосрочные цели в области занятости, повышают профессиональную мобильность и способствуют инвестициям и дальнейшей реформе системы высшего профессионального образования.
Высокопрофессиональные специалисты гостиничной индустрии могут быть подготовлены благодаря высокому уровню качества высшего образования, которое может и должно быть частью государственных программ.
Проблема заключается во взаимодействии в процессе профессиональной подготовки специалистов гостиничной индустрии вузов и представителей профессионального сообщества, а также координации деятельности с Министерством образования и науки Российской Федерации. Следует более активно развивать сотрудничество между профессиональным сообществом и министерством и осуществлять совместные программы различных ведомств, поскольку деятельность в этой области требует больших усилий и отнимает много времени.
Имеет смысл подчеркнуть, что эта проблема существует длительный период внутри отечественного научного и экспертного сообщества. Особую значимость приобретает формирование кадрового потенциала с точки зрения стратегии ускоренной индустриально-инновационной модернизации и перехода от «сырьевой экономики» к экономике с приоритетным развитием высокотехнологичных отраслей. Это связано с необходимостью модернизации системы образования на основе анализа существующего потенциала, стратегических задач, а также достижений лучшей международной практики в этой области.
В Российской Федерации система образования развивается в контексте рыночных изменений из-за социально-экономических условий развития общества, и эта новая реальность оказывает сильное влияние на развитие образования. В то же время эксперты отмечают, что до 40% валового национального продукта большинства развитых стран направлено на развитие высшего образования. По оценкам эксперта (Maree Ann Walo), один доллар, потраченный в системе образования, дает прибыль в размере 3–6 долларов [3].
Все это накладывает определенные требования на совершенствование методов обучения в процессе получения образования в магистратуре. Магистратура выступает основным элементом образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Одна из тенденций инновационного развития экономики связана с системным подходом к созданию человеческого капитала, который позволит учитывать совокупность как внутренних, так и внешних факторов развития.
Более того, ряд экспертов (Maree Ann Walo, Jonathan Sallet) говорят о «кластерном подходе» в образовании, полагая, что целью образовательного кластера является эффективное функционирование рынка высшего образования за счет максимального использования внутренних и внешних факторов его развития. Таким образом, цель образовательного кластера раскрывается в его миссии как инновационной форме интеграции науки и образования для решения сложных проблем в процессе профессиональной подготовки и развития компетентных специалистов, предоставления образовательных услуг заинтересованным потребителям.
В современной науке довольно успешно используется кластерный подход, в котором возникает необходимость учета множественных взаимосвязей между элементами, объединенными в единое целое (Jonathan Sallet, Cooke P., Sцlvell Ц). Кластер (от английского cluster-скопление) — это «объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами». Термин «кластер», применяемый в области информационных технологий, последнее время активно стал использоваться в отечественном образовании.
Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо-и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом.
В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. выявление и стимулирование развития возникающих территориально-производственных кластеров рассматривается как одно из важнейших направлений. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям среднего и высшего профессионального образования, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики.
В этой связи «кластер образования» должен обеспечить непрерывное «погружение» магистрантов в сферу их будущей профессиональной деятельности, позволит изучить, синтезировать и оперативно реагировать на достижения науки, обновлять и обобщать организацию и содержание образования. К преимуществам образовательного кластера относят: высокий уровень подготовки, непрерывность, доступность, конкурентоспособность образования.
В настоящее время мы видим интеграционный процесс формирования инфраструктуры науки, университетов и бизнеса. В частности, инновационный образовательный кластер может быть реализован при подготовке магистрантов к инновационной деятельности по двум направлениям: первый — передача и коммерциализация технологии путем распространения результатов собственных исследований на рынок; а во-вторых — привлечение предприятий, в том числе иностранных, к созданию научных подразделений, высокотехнологичных компаний в зоне университета.
Ряд зарубежных исследователей отмечают, что следует создавать в ведущих университетах такие образовательные кластеры как:
– Медицинский образовательный кластер в медицинских университетах;
– Технический образовательный кластер на базе технических университетов;
– Экономический образовательный кластер и т.д.
Глубокая интеграция образования, науки и промышленности должна осуществляться в ведущих университетах страны, что является эффективной формой реализации конкурентных преимуществ для социально-экономического развития страны в целом.
В этом случае стратегическое партнерство кластерного типа в отличие от обычного сотрудничества университетов и предприятий, в том числе и гостиничной индустрии должно основываться на следующих принципах.
Первый принцип — это сотрудничество группы экспертов в области образования, которое осуществляется по нескольким направлениям подготовки магистрантов. В этом случае профессиональная подготовка в магистратуре происходит на основе единой материально-технической базы с одним преподавательским составом для подготовки квалифицированных кадров на высоком профессиональном уровне. Это позволит подготовить квалифицированных специалистов мирового уровня на основе совмещения образовательного процесса с наукой и промышленностью и позволит формировать профессиональные компетенции, проводить исследовательские проекты, которые способны обеспечить инновационный прорыв в стране. Приоритет также направлен на сохранение и воспроизводство научной элиты.
Следующий принцип — коммерциализация образования, а именно увеличение предоставления платных услуг в образовании до уровня, позволяющего получить прибыль учредителям образовательных учреждений. Следует иметь в виду, что университеты в большинстве европейских стран являются ключевым элементом не только образования, но и системы научных исследований. Но в эпоху формирования экономики знаний ограниченные бюджетные ресурсы недостаточны для полного финансирования образования, «обучения на протяжении всей жизни» всех желающих и способных для такого обучения, обеспечения необходимой индивидуализации образовательных программ на рынке труда для повышения роли образовательных учреждений в инновационном развитии экономики [4].
В то же время стремление Российской Федерации к интеграции в рыночную среду образования привело к чрезмерной коммерциализации сферы подготовки специалистов для экономики с уменьшением их уровня качества и структурных диспропорций профессий.
В этой связи и с точки зрения совершенствования управления человеческим капиталом в высшем профессиональном образовании необходимо искать «золотую середину» между формированием человеческого капитала и эффективной коммерциализацией рынка образования.
Что касается активного формирования «новой экономики» и усиления конкуренции на мировых рынках, особенно высоких технологий, следует отметить интеграцию науки и образования в единый комплекс. Наиболее рациональный подход к дальнейшему институциональному развитию науки и образования — создание условий для появления ряда различных интегрированных структур в виде образовательных кластеров для обеспечения высокого уровня и передового характера обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов в перспективных областях науки и техники, повышения качества образования и эффективности исследований.
Таким образом, для организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии следует ориентироваться на:
1. Общенациональные цели и задачи в образовании, связанные с развитием научно-образовательного комплекса;
2. Наиболее эффективные формы интеграции науки, образования и гостиничной индустрии;
3. Создание условий для развития эффективных форм интеграции науки, образования и гостиничной индустрии [3].
Российские ученые и эксперты в области образования также ставят вопрос об интеграции науки и образования. В частности, развитие инновационной деятельности в стране напрямую связано с состоянием фундаментальных, прикладных научных и коммерческих, научно-технических разработок. Основными ориентирами становятся творческое мышление, умение создавать новые решения, технологии и инновации. Это требует новых методов, новых форм обучения в магистратуре, новых экспертов. Без инноваций в образовании, творческих и амбициозных менеджеров, мы не сможем создать новую экономику. Страна, не способная развивать знания в XXI веке, обречена на стагнацию, поэтому следует сформировать кадровый резерв для высокотехнологичных и наукоемких отраслей будущего. В то же время, приоритетом должно быть: первое — образование, наука, второе и третье — инновационная экономика [3]. Основными условиями для решения таких амбициозных целей и задач является необходимость интеграции науки, образования и промышленности. Именно в рамках сотрудничества между преподавателями и ведущими менеджерами гостиничной индустрии прослеживается возможность сохранения ведущих научных школ, повышения качества образования, формирование новых подходов к подготовке выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии.


Литература
1. Бедяева Т.В. Формирование профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования в системе «колледж-ВУЗ»: автореф. дисс... на соискание уч. степ. канд. пед. наук. — СПб., 2005.
2. О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации // Комитет Государственной Думы по образованию. Парламентские слушания. 18 февр. 2016 г. — М., 2016. — 13 с.
3. Jonathan Sallet and Ed Paisley Innovation Clusters Create Competitive Communities. Huff Post Social News September 21, 2009.
4. Cooke P. Regional Innovation Systems: General Findings and Some New Evidence from Biotechnology Clusters // The Journal of Technology Transfer. 2002. Jan. Vol. 27. No. 1.
5. OECD (2016), Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital Technologies and Skills, OECD Publishing, Paris //http://dx.doi.org/10.1787/9789264265097-en
3. Maree Ann Walo (BBus) The Contribution of Internship in Developing Industry-Relevant Management Competencies in Tourism and Hospitality Graduates, 2000
4. Measuring the Impact of University Business Cooperation (EAC/23/2012) Case Studies, Project Number: 2014.3254 Catalogue Number: NC-04-14-302-EN-N
5. INCHER-Kassel: Higher Educatio n Research — A Compilation of Journals and Abstracts 2013.
6. Sölvell Ö. Clusters — Balancing Evolutionary and Constructive Forces. — Ivory Tower Pub. — Stockholm, 2009.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия