Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (65), 2018
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ушанков В. А.
доцент кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


К вопросу экономического содержания понятия «ценность»
В статье предпринята попытка раскрыть экономическое содержание понятия «ценность». Отправным пунктом рассуждений становится характеристика хозяйства как особой отрасли жизнедеятельности человека. Экономическое содержание ценности проявляется как результат оценки полезности благ, полученный в процессе их сопоставления и сравнения
Ключевые слова: ценность, экономическая ценность, начало хозяйства, меновая ценность, хозяйственный принцип
УДК 330.13; ББК 87.7   Стр: 227 - 228

Ценность как понятие. Выражая собой важное явление в человеческой жизни, ценность проявляется во многих специальных областях знания. Как объект рассмотрения ценность рассматривается в этике, эстетике, социологии, и конечно же, в экономической сфере. Очевидно, что в каждой из названных специальных областей знания, явление ценности рассматривается в контексте их исходных исследовательских задач. В этом кроется объяснение того, что на самом деле нет единого универсального понимания того, что представляет собой ценность. Одно дело, когда ценность представляет собой выражение эстетического образа в искусстве или выражение ценности в сфере нравственности, и совсем другое дело, когда ценность предстает как цена (денежное выражение ценности).
Не случайно явлению ценности посвящен целый раздел в философии. Выясняя сущность ценности, аксиология предлагает нам целый ряд различных подходов (объективистских, психологических, трансцендентальных и интуитивистских), каждый из которых претендует на то, чтобы быть истинным. Не покушаясь на правомерность иных подходов к пониманию ценности, в основу наших рассуждений в настоящем изложении положим ту позицию, которая в наибольшей степени позволит нам подойти к решению задач, стоящих перед хозяйственной сферой.
Приступая к определению ценности как понятия хозяйственного, следует с самого начала определиться в понимании хозяйства как особой сферы жизнедеятельности человека. Очевидно, что хозяйство как особая сфера жизнедеятельности человека имеет свои принципиальные отличия. Отличие хозяйства от других, таких же особых, т.е. не сводимых друг к другу сфер (власть, религия, искусство), с которыми оно сосуществует, состоит в том, что общую задачу — обеспечение жизни и выживания человека и общества, оно решает специфиче­ским, только ему присущим способом. Обеспечение жизни и выживания человека и общества в хозяйстве происходит в соответствии с только ему присущим хозяйственным принципом деятельности.
Хозяйственный принцип поведения означает, что все действия хозяйствующего субъекта, направленные на обеспечение человека и общества всеми необходимыми им вещами, происходят рациональным способом. Рациональность — это выбор наилучшего варианта использования полезностей вещей. Результат сравнительной оценки полезности благ становится здесь основным критерием рационального выбора.
Итак, исходя из особенности хозяйства как особой сферы жизнедеятельности, можно сделать вывод о том, что результат сравнительной оценки, а именно ценность, и составляет содержание ценностного суждения. Понимание ценности как результата оценки позволяет нам отразить специфическую особенность хозяйственной сферы. Суть хозяйственной ценности — результат сопоставления, сравнения полезности вещей между собой, обеспечивающий рациональный выбор наилучшего варианта их применения.
Ценность как оценка. Мир человека состоит из окружающих его вещей. Судить об окружающих вещах или явлениях, значит иметь суждение о них как о желательных или нежелательных, как о надобном или ненадобном, необходимом или бесполезном, стоящим чего-либо или не стоящим. Все, что желательно, важно или необходимо в жизни человека, все это приобретает для него значение ценности. Ценностные суждения потому и ценностные, что они обеспечивают осознание важности, надобности чего-либо. От способности человека иметь адекватные оценочные суждения о вещах и явлениях окружающего мира зависит обеспечение жизни человека, его выживание и благополучие.
Ценность, как понятие хозяйственное, имеет принципиальные отличия от тех оценок, которые даются в других сферах жизнедеятельности человека (искусство, религия, нравственность, политика). Ценность в хозяйственной сфере идет дальше простой оценки восприятия вещи и впечатления о ней (эстетика), отличается от оценки «что такое хорошо и что такое плохо» (нравственность). Отличие ценности в хозяйственной сфере состоит в том, что результат оценки определяется в ходе сопоставления, соизмерения полезности (надобности, важности) благ, и здесь он получает свое количественное выражение.
Именно количественное выражение результата оценки (ценность), полученное при сопоставлении и сравнении полезности благ, проводит грань между хозяйственными и нехозяйственными ценностями.
Конечно, следует помнить, что ценность как результат оценки не всегда принимает количественное выражение. Суждение о полезности вещи «надобно», «пригодно», «желательно», «дорогой», даже содержащее слово «ценный», например, «ценный друг», но не получившее количественного выражения в единицах измерения, к хозяйственной сфере не относится. «Ценность дружбы» не имеет хозяйственного значения, но только до тех пор, пока дружба не получает своего денежного выражения, но тогда это уже не дружба, а нечто другое.
Применительно к хозяйственной сфере «Ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния ...». Да, можно согласиться с Менгером, но следует добавить, что в хозяйственной сфере ценность всегда выражается относительно, т.е. имеет меру (выражается в деньгах). Ценность как явление относительное, ставшее результатом сопоставления, соизмерения, всегда приобретает свое количественное выражение (и не в ютилах, о чем лукаво повествуют нам учебники), а в универсальных единицах, принятых в качестве величин измерения — в деньгах. Только суждение о полезности благ, выраженное количественно (ценность), становится основанием для рационального поведения субъекта в хозяйственной сфере.
Ценность, как понятие хозяйственное, возникает вместе с необходимостью количественно выражать результат оценки, полученной в ходе сравнения, сопоставления, т.е. вместе с появлением хозяйства. До тех пор, пока результат оценки не получил своего количественного выражения, ценность остается сферой эстетических, этических и т.п. оценок, находящихся за порогом хозяйственной сферы жизни.
Градация полезности предметов — начало хозяй­ства. Начало хозяйства как особой сферы жизнедеятельности происходит тогда, когда хозяйствующий субъект приходит к осознанию необходимости градации полезности окружающих его вещей, когда возникает необходимость сравнения, сопоставления полезности различных благ и оценки их значения. Человек хозяйствующий сравнивает вещи различной полезности, сопоставляет их, оценивает и делает выбор в пользу наилучшего применения этих вещей. В этом проявляется специфика деятельности человека, которая относится исключительно к хозяйственной или экономической жизни, если говорить современным языком.
Осознание градации полезностей, оценка с последующим выбором варианта их использования составляет суть хозяйства и начала истории его развития, когда человеческие общества имели вид замкнутых локальных образований, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни и выживания, а хозяйствование еще не обособлялось в отдельную сферу жизнедеятельности человека. Тогда, видимо, оценка полезности вещей осуществлялась как непосредственная оценка полезности конкретных вещей. Но важно заметить, что результат оценки (ценность) все же имел свое количественное выражение. Количественная оценка результата сравнения и сопоставления имела натуральные показатели — вес, калорийность, объем, включая время как абсолютный натуральный показатель затрат труда. Опыта оценки полезности вещей в замкнутом хозяйстве хватало для выражения их ценности в натуральных показателях.
Трансформация ценности из понятия хозяйственного в понятие сугубо экономическое происходит по мере того, как результат сопоставления, соизмерения, расчета и выбора наилучшего варианта использования полезности вещей (ценность), начинает выражаться в универсальных единицах — деньгах. Тогда результат сравнительной оценки полезности вещей приобретает форму денежного выражения, а именно цены, и происходит переход от простого хозяйства к другому его типу — к меновому хозяйству, к экономике.
Ценность — ключевая категория в экономической науке. Понимание содержания слова «ценность», широко употребляемого в обыденной речи, казалось бы, не вызывает особых затруднений. Ценное — значит что-то важное, дорогое, стоящее. Для раскрытия хозяйственного содержания понятия «ценность» можно воспользоваться семантическим правилом, согласно которому содержание определяемого слова связано с исходным значением этого слова. Согласно этому правилу, слово «ценность» в русском языке предстает как итог или результат ценения, оценивания чего-либо как важного, дорогого, стоящего. Отсюда родственное слово — «цена», тоже означающее результат оценки, но только выраженного в деньгах. Цена — это денежное выражение ценности.
Итак, оценивать, ценить вещи как полезные, стоящие, получившие свое количественное выражение (в деньгах), значит осуществлять хозяйственную практику. Расчет, взвешивание и калькулирование надобности (полезности) чего-либо, выраженного количественно, становится предметом интереса систематизированного экономического знания. Всякое знание о хозяйствовании, если оно претендует на то, чтобы быть научным, обязательно должно содержать в себе ответ на вопрос о том, «что чего стоит» или «что почем», т.е. вопрос о ценности. Причем ценность, представленная как результат сопоставления и соизмерения вещей, выраженная в денежной форме, это определение, действенное для всех экономических школ и направлений. Ценность, будь то субъективное суждение (маржинализм) или объективная оценка издержек (политэкономия), всегда представляет собой меру, выраженную в деньгах. Ценность, не имеющая своего денежного выражения, к экономическим понятиям не относится. Или, иначе, оценка чего-либо без денег, вообще говоря, не относится к экономическому рассуждению.
Одна из сложностей в выражении ценности как научного понятия заключается в том, что понятие ценность широко используется также и в обыденной жизни. Очевидно, что между обыденным и научным употреблением этого слова существуют принципиальные различия. За словами обыденного языка стоит личный или воспринятый опыт оценки конкретных вещей на уровне «здравого смысла». В этом случае ценность означает дорогой, стóящий, имеющий свою цену. Ценность же как научное понятие подставляет собой абстрактное понятие, часть системы понятий (языка науки).
Нет сомнений в том, что вопрос о природе и содержании экономической категории «ценность» относится к фундаментальным проблемам, играющим ключевую роль в экономической науке. Во-первых, потому, что подавляющее большинство понятий в экономической науке в той или иной степени есть производные от этого системообразующего понятия: цена, издержки, доходы, прибыль, заработная плата, рента и т.д. Во-вторых, от того, как у исследователя складывается представление о природе и содержании понятия «ценность», зависит выбор им того или иного направления исследования в экономической науке.
Критический анализ всего множества имеющихся в экономической литературе определений понятия «ценность» дает возможность объединить их многообразие в две большие группы. Основанием для выделения двух групп определений ценности служат имеющиеся различия в понимании природы ценностного суждения о полезности благ. В одном случае речь идет о субъективистской природе ценностной оценки полезности благ, когда результат оценки ценности зависит от субъективного восприятия ее полезности. В другом случае речь идет об объективистской природе ценности, когда в основу ценностного суждения о полезности благ кладутся естественные свойства вещи, включая и «объективные» издержки на их производство.
Из сказанного следует, что при определении ценности как научного понятия следует соблюсти два условия. Во-первых, отказаться от попыток рассматривать ценность с позиций обыденного сознания или «здравого смысла». Понятие «ценность» как абстрактное понятие науки никогда не совпадает по своему содержанию с тем, что подсказывает нам практическое сознание. Во-вторых, отдавая должное многочисленным определениям понятия «ценность», имеющимся в экономической литературе, следует исходить из того, что научная трактовка понятия «ценность» может быть дана только в соответствии с той или иной теоретической системой категорий, в рамках которой она рассматривается. Лишь рассмотрение ценности в рамках определенной фундаментальной теории, исходящей из своего понимания природы ценности, позволит исследователю выбраться из бесконечного поиска «правильного» ее определения.
Две принципиальные позиции в понимании природы ценност­ного суждения о полезности благ, субъективистская и объективистская, положили начало оформлению двух противостоящих друг другу направлений в экономической науке, каждое из которых исходит из своей фундаментальной теории ценности. Еще раз отметим, что речь идет о классической политической экономии (трудовая теория ценности) и неоклассической экономической теории (субъективистская оценка ценности).


Литература
1. Зибер Н.И. Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях. Изд. Стереотип. — М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2015.
2. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. — Париж: YMCA-PRESS, 1931.
3. Менгер Карл. Избранные работы. — М. Изд. дом. «Территория будущего», 2005.
4. Мануилов А. Понятие ценности по учению экономистов классической школы (Смит, Рикардо и их ближайшие последователи). — Москва, 1901.
5. Поланьи К. Избранные работы. — М.: ИД КДУ: ИД «Территория будущего», 2013.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия