Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Бессарабов В. О.
ассистент кафедры бухгалтерского учёта
Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского


Оценка состояния и перспектив развития социальной ответственности бизнеса на предприятиях донбасса
В статье проведена оценка состояния социальной ответственности бизнеса на предприятиях Донецкой Народной Республики в современных условиях. Обозначенные в ходе исследования проблемы социальной ответственности бизнеса позволили предопределить перспективы ее развития на предприятиях региона, которые рассмотрены в контексте системного подхода, а именно в разрезе объекта, субъекта и процесса
Ключевые слова: социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, социальная ответственность предприятия
УДК 334.72; ББК 65.9(2)27   Стр: 131 - 135

В современных условиях Донецкой Народной Республики значительное количество социальных проблем, экономическая блокада со стороны Украины реализация и проведение социальных программ и мероприятий выступает объективной закономерностью развития предпринимательской среды. Несистематические, эпизодические инициативы со стороны власти или бизнеса (общественных организаций) отчасти находят отражение в совместном участии в решении социальных проблем — поддержке детских домов, школ-интернатов, проведении акций по оказанию помощи детям-сиротам, инвалидам и гражданам пожилого возраста и т.п. Активное развитие практик проведения социальных программ и мероприятий приводит к необходимости постоянного изучения их сущности, целей и значения в современных условиях Донбасса.
В тоже время, очевидно, что изучение состояния и перспектив развития социальной ответственности бизнеса на предприятиях не только Донецкой Народной Республики, но и любого государства, охватывает исследование проблем экономического и социального развития общества, подчеркивая, тем самым, свою актуальность и значимость в современных условиях.
Вышесказанное позволяет нам сформулировать цель работы, которая заключается в изучении состояния и перспектив развития социальной ответственности бизнеса на предприятиях Донецкой Народной Республики.
Не вызывает сомнений тот факт, что усиление роли и значимости социальной ответственности бизнеса обуславливает необходимость в информации, которая в полной мере раскрывает результаты и последствия деятельности предприятия не только в экономическом плане, но и социальном, экологическом. При этом особое внимание при реализации социальных программ и мероприятий, формировании информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса должно быть уделено непосредственно взаимодействию предприятия со стейкхолдерами и составлению социальной отчётности по итогам реализации социальных программ и мероприятий.
Согласно данным Российского союза промышленников и предпринимателей [1], 67% предприятий не проводит мероприятий со стейкхолдерами в процессе подготовки социальной (нефинансовой) отчётности, 22% предприятий проводят нерегулярные круглые столы, организуют общественные приёмные или центры, куда могут обратиться все заинтересованные стороны (рис. 1).
Регулярные встречи в формате круглых столов, роуд-шоу со своими стейкхолдерами в процессе составления социальной (нефинансовой) отчётности проводит только 11% предприятий. Приведенная статистика обуславливает практику составления социальной отчетности без указания количественных и качественных показателей, что делает невозможным осуществление комплексной оценки деятельности предприятия и определение эффекта от реализации социальных программ и мероприятий.
Здесь уместно отметить, что ранее [5, с. 131] нами была проанализирована существующая практика раскрытия количественных (финансовых) показателей в социальной отчетности ведущих украинских и российских компаний по направлениям социальной ответственности бизнеса.
Рис. 1. Мероприятия, проводимые предприятиями для заинтересованных сторон в процессе составления социальной отчетности (составлено на основе [1])

Опираясь на результаты данного исследования, можно сделать вывод, что информация, не представленная в социальной отчетности, находит свое отражение во внутренней управленческой отчетности, аналитических отчетах и формируется в процессе реализации социальных программ и мероприятий. Правомерность такого вывода подтверждают результаты анкетирования руководителей, менеджеров различных уровней управления и ведущих специалистов предприятий Донецкой Народной Республики. Общее количество респондентов составило 405 человек (17 предприятий).
При этом подчеркнем, что логика выбора предприятий исходила из их общего количества зарегистрированных в Донецкой Народной Республике и находящихся в сфере деятельности Министерства промышленности и торговли ДНР. Так, в сфере деятельности указанного министерства находится 63,9% предприятий ДНР, в том числе 37,6% составляют предприятия металлургии, 10,6% — пищевой промышленности, 8,8% — коксохимии, 2,2% — химической промышленности, 1,6% — машиностроения, 0,64% — промышленности строительных материалов, 0,06% — легкой промышленности и прочие предприятия [4]. Общая картина распределения респондентов по предприятиям и должностями представлена в таблицах 1–2.

Таблица 1
Распределение респондентов по предприятиям
Предприятие (форма собственности)Кол-во респондентов
чел.%
Средние предприятия по объему деятельности16440,4
Крупные предприятия с элементами корпоративных структур12731,5
Предприятия под внешним управлением ДНР11428,1
Всего:405100
[Разработано автором]

Таблица 2
Распределение респондентов по должностям
Должности респондентовКоличество респондентов
чел.%
Менеджеры различных уровней управления (руководители отделов и служб)25963,9
Ведущие специалисты (мастера, экономисты, главные бухгалтеры)10124,9
Другие работники3211,2
Всего:405100
[Разработано автором]

Прежде чем проводить анкетирование респондентов касательно вопросов практики социальной ответственности бизнеса, нами были заданы следующие вопросы: «Известно ли Вам понятие «Социальная ответственность бизнеса?», «Как часто Ваше предприятие проводит социальные программы и мероприятия?». Распределение ответов респондентов представлено на рис. 2.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопросы

На вопрос: «Известно ли Вам понятие «Социальная ответственность бизнеса?» положительно ответили 73% опрошенных (297 человек), отрицательно — 27% (108 человек).
Заслуживает внимания распределение ответов респондентов на вопрос о частоте проведения социальных программ и мероприятий на предприятии. Так, только 35% опрошенных (141 человек) склонны полагать, что предприятие регулярно проводит 1–2 социальных мероприятия в месяц, 20% (81 человек) считают, что 1–2 социальных мероприятия проводятся каждые два месяца или реже. В свою очередь, 183 человека (45% респондентов) не могут однозначно ответить на данный вопрос.
В ходе исследования проанализирована практика проведения предприятиями Донецкой Народной Республики социальных мероприятий по направлениям социальной ответ­ственности бизнеса.
Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что практика проведения социальных мероприятий предприятиями Донецкой Народной Республики аналогична общемировой. Так, например, 10 из 17 исследуемых предприятий или 58,82% регулярно проводят мероприятия по охране труда. Нельзя не отметить, что 64,71% предприятий (11 из 17 исследуемых) активно занимаются обучением своих работников организация курсы повышения квалификации самостоятельно или про помощи сторонних организаций. Здесь уместно обратить внимание, что активная поддержка своих работников предприятиями Донецкой Народной Республики нашла свое отражение в росте среднесписочной численности штатных работников на 8,4% (с 344,5 тыс. в 2015 г. до 372,2 тыс. человек в 2017 г.) [2].
Наименьшее внимание предприятия Донецкой Народной Республики уделяют проведению мероприятий, связанных с улучшение экологической ситуации в регионе (только 6 из 17 исследуемых предприятий или 29,41% проводят соответствующие мероприятия). В свою очередь, только 35,29% предприятий (6 из 17) проводят социальные мероприятия для населения региона. Кардинально противоположная ситуация с реализацией социальных программ для клиентов, направленных на защиту их интересов: больше половины исследуемых предприятий (52,94%) проявляют активность в данном направлении социальной ответственности бизнеса.
Результаты исследования показали, что на предприятиях региона существует недостаточный уровень организации процесса формирования информации о социальной ответственности, что, в первую очередь, связано с наличием группы проблем:
– проблем идентификации объектов социальной ответственности бизнеса;
– проблем, связанных с квалификацией специалистов, занимающихся формированием информации, о проведении социальных программ и мероприятий;
– проблем, связанных с регламентацией социальной ответственности бизнеса на уровне предприятия.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются предприятия при идентификации и формировании объектов социальной ответственности бизнеса. Результаты соответствующего анкетного опроса представлены в таблице 3.
Анализируя полученные результаты, представленные в таблице 3, можно сделать следующее выводы:
1) основной проблемой при идентификации и формировании объектов социальной ответственности бизнеса является:
– для менеджеров различных уровней управления и других работников — наличие не всегда своевременного и объективного информационного отражения процессов и явлений при проведении социальных программ и мероприятий (89,5% и 72,3% ответов респондентов соответственно);
– для ведущих специалистов (главных бухгалтеров, экономистов, мастеров и т.д.) — отсутствие и ненадлежащая организация движения информационных потоков информации о социальной ответственности бизнеса (91,2% ответов респондентов);
2) наименьшей проблемой при идентификации и формировании объектов социальной ответственности бизнеса для респондентов оказалась:
– ненадлежащий уровень нормативно-правовой и нормативно-справочной информации для менеджеров различных уровней управления (51,2% ответов респондентов);
– необходимость дополнительной обработки информации при планировании и принятии управленческих решений относительно ведения социально ответственной деятельности для ведущих специалистов (главных бухгалтеров, экономистов, мастеров и т.д.) (49,7% ответов респондентов);
– низкая скорость обновления отдельных аналитических показателей результатов и последствий проведения социальных программ и мероприятий для других работников (37,5% ответов респондентов);
3) ведущие специалисты (главные бухгалтера, экономисты, мастера и т.д.) нуждаются, прежде всего, в определенной унификации и регламентации информационного обеспечения системы социальной ответственной бизнеса, которая позволит организовать и структурировать движение информационных потоков социально ответственной деятельности;
4) менеджеры различных уровней управления обеспокоены ненадлежащей объективностью и своевременностью информации, что свидетельствует не о проблемах с нормативно-правовой и нормативно-справочной информацией, а о сложностях при формировании фактографической информации;
5) группа других работников прямого отношения к информационному обеспечению системы социальной ответственности бизнеса не имеет, тем не менее, ответы респондентов в целом отражают выводы, сделанные нами выше.
Однако заметим, что данные респонденты не нуждается в необходимости дополнительной обработки информации для планирования и принятия управленческих решений относительно социальной ответственности бизнеса, отсюда следует сложность понимания отдельных аналитических показателей результатов и последствий проведения социальных программ и мероприятий для такой группы работников.
Применительно к рассмотренным выше проблемам идентификации и формирования объектов социальной ответственности бизнеса существует ряд проблем, связанных с субъектами формирования соответствующей информации (табл. 4).
Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать следующее выводы:
1) основной проблемой для менеджеров различных уровней управления является формирование информации, которая имеет слишком общий, универсальный характер для проведения и реализации социальных программ и мероприятий (91,4% ответов респондентов);
2) отсутствие механизмов формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса затрагивает не только ведущих специалистов предприятий Донецкой Народной Республики, на что указало 73,8% респондентов, но и менеджеров различных уровней управления (86,7% ответов респондентов);
3) ведущие специалисты (главные бухгалтера, экономисты, мастера и т.д.) нуждаются, прежде всего, в регламентном обеспечении своей деятельности, в том числе и в процессе формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса (70,1% ответов респондентов);
4) по мнению других работников предприятий, главной проблемой субъектов формирования информации о социальной ответственности бизнеса является неосознанность информационных потребностей специалистов, пользователей информации (79,4% ответов респондентов), в свою очередь, отсутствие регламентного обеспечения не является особой проблемой по мнению данной группы респондентов (51,3% ответов);
5) недостаточная квалификация и компетентность специалистов выступает одной из основных проблем для всех групп респондентов: 63,2% ответов менеджеров различных уровней управления, 57,4% ответов ведущих специалистов предприятий и 53,9% ответов других работников.
Нельзя не отметить, что установленные в ходе опроса проблемы субъектов непосредственно связаны с процессом формирования информации о социальной ответственности бизнеса и сферой их компетенций. Результаты анкетного опроса об основных проблемах процесса формирования такой информации представлены в таблице 5.
Итак, можно утверждать, что основной проблемой в процессе формирования информации о социальной ответственности бизнеса, по мнению менеджеров различных уровней и ведущих специалистов предприятий Донецкой Народной Республики, является отсутствие стандартов, положений, методик, регламентирующих механизм формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса, на что указало 84,2% и 91,4% респондентов. Вполне логично, что для других работников предприятия основой проблемой выступает отсутствие четкого распределения обязанностей непосредственно при формировании такой информации (79,5% ответов респондентов).
Достаточно интересно, что отсутствие отработанной системы информационных коммуникаций между внутренними и внешними заинтересованными сторонами предприятия в целом не является проблемой для менеджеров, ведущих специалистов и других работников (68,8%, 70,9% и 51,8% ответов респондентов).
Отдельно отметим, что ненадлежащее планирование и организация процесса формирования информации о социальной ответственности бизнеса (отсутствие маршрутных карт потоков информации, документограмм и т.п.) является основой проблемой для менеджеров различных уровней управления (80,7% ответов) и других работников предприятия (75,1%). При этом для ведущих специалистов данная проблема является несущественной, на что указало 68,3% респондентов.
Обозначенные в ходе исследования проблемы социальной ответственности бизнеса предопределяют перспективы ее развития на предприятиях региона, которые показаны на рис. 3 в разрезе объекта, субъекта и процесса.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сложности определения объектов социальной ответственности бизнеса подчеркивают проблему недостаточной квалификации специалистов, занимающихся формированием информации о проведении социальных программ и мероприятий. Вместе с этим, проблемы, связанные с отражением объектов социальной ответственности бизнеса в отчётности (финансовой и социальной) являются прямым следствием отсутствия регламентации социальной ответственности бизнеса на уровне предприятия.
Таким образом, проведенное исследование показало недостаточную активность предприятий Донецкой Народной Республики в сфере социальной ответственности бизнеса, что обусловлено, прежде всего, наличием ряда проблем, связанных с формированием информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, определяя логику направлений дальнейших исследования. Так, целесообразным является изучение современного подхода к формированию информационного обеспечения системы социальной ответственности бизнеса, что позволит обоснованно перейти к разработке методических основ развития социальной ответственности бизнеса учитывая реалии Донецкой Народной Республики.

Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос об основных проблемах идентификации и формирования объектов социальной ответственности бизнеса
Основные проблемыРаспределение ответов респондентов
Менеджеры
различных
уровней
управления
Ведущие
специалисты
(главные бухгалтера,
мастера и т.д.)
Другие
работники
предприятий
Место%Место%Место%
Наличие не всегда своевременного и объективного информационного отражения процессов и явлений при проведении социальных программ и мероприятий.189,5554,3172,3
Необходимость дополнительной обработки информации при планировании и принятии управленческих решений относительно социальной ответственности бизнеса.279,4649,7
Отсутствие и ненадлежащая организация движения информационных потоков социальной ответ­ственности бизнеса.371,3191,2261,1
Низкая скорость обновления отдельных аналитических показателей результатов и последствий проведения социальных программ и мероприятий.465,1460,9537,5
Сложность и трудоемкость получения информации касательно текущих результатов реализации социальных проектов.553,7374,3356,8
Ненадлежащий уровень нормативно-правовой и нормативно-справочной информации.651,2279,4449,7
[Разработано автором]

Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос об основных проблемах субъектов формирования информации о социальной ответственности бизнеса
Основные проблемы субъектов формирования информации о социальной ответственности бизнесаРаспределение ответов респондентов
Менеджеры
различных
уровней управления
Ведущие специалисты
(главные бухгалтера,
мастера и т.д.)
Другие
работники
предприятий
Место%Место%Место%
Формирование информации, которая имеет слишком общий, универсальный характер для проведения и реализации социальных программ и мероприятий.191,4453,4267,3
Отсутствие механизмов формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.286,7173,8362,4
Неосознанность информационных потребностей специалистов, пользователей информации.370,1540,7179,4
Недостаточная квалификация и компетентность специалистов.463,2357,4453,9
Отсутствие или ненадлежащее регламентное обеспечение деятельности субъектов.557,6270,1551,3
Разработано автором

Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос об основных проблемах процесса формирования информации и социальной ответственности бизнеса
Основные проблемы процесса формирования информации о социальной ответственности бизнесаРаспределение ответов респондентов
Менеджеры
различных
уровней управления
Ведущие специалисты
(главные бухгалтера,
мастера и т.д.)
Другие
работники
предприятий
Место%Место%Место%
Отсутствие стандартов, положений, методик, регламентирующих механизм формирования информационного обеспечения социальной ответственности бизнеса.184,2191,4369,6
Ненадлежащее планирование и организация процесса формирования информации о социальной ответственности бизнеса (отсутствие маршрутных карт потоков информации, документограмм и т.п.).280,7568,3275,1
Отсутствие четкого распределения обязанностей работников при формировании информации о социальной ответственности бизнеса и составлении соответствующей отчетности.376,4283,5179,5
Отсутствие отработанной системы информационных коммуникаций между внутренними и внешними заинтересованными сторонами предприятия.468,8470,9551,8
Ненадлежащая адаптация организационной структуры предприятия к процессу формирования информации о социальной ответственности бизнеса (отсутствие соответствующих структурных подразделений или должностных лиц).566,1374,9453,4
[Разработано автором]
Рис. 3. Проблемы и перспективы развития социальной ответственности бизнеса


Литература
1. Аленичева Л.В. Ответственная деловая практика в зеркале отчётности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчётов: 2012–2014 годы выпуска. — М.: РСПП, 2015. — 136 с.
2. Бессарабов В.О. Взаимосвязь показателей финансовой и социальной отчетности как основа развития социальной ответственности бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 12А. — С. 15–27.
3. Морозова И.А., Бритвин И.А. Социальная ответственность бизнеса и формы её проявления в современных условиях хозяйствования // Аудит и финансовый анализ. — 2013. — № 3. — C. 399–403.
4. Отчет Министерства промышленности и торговли Донецкой Народной Республики за 2016 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mptdnr.ru/documents/87-otchet-ob-itogah-raboty-v-2016-godu.html (дата обращения: 20.12.2017 г.).
5. Петренко С.Н., Бессарабов В.О. Основы формирования социально ориентированного учёта и отчётности: монография. Донецк: ДонНУЭТ, 2016. — 273 с.
6. Фролов Д.П., Шулимова А.А. Институциональная системность социальной ответственности бизнеса (природа, институции, механизм) // jis. 2013. — №1. — С. 124–144.
7. Шихвердиев А.П., Серяков А.П. Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления (на примере Республики Коми). — М.: Экон-информ, 2010. — 135 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия