Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Рязанцева Н. А.
доцент кафедры экономической кибернетики и прикладной статистики
Луганского государственного университета имени Владимира Даля,
кандидат экономических наук


Архитектура регионального управления
При переносе центра тяжести экономических реформ на уровень регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства актуальной становится парадигма устойчивого развития регионов, которое невозможно без эффективного организационного механизма управления. В работе рассматривается архитектурная модель организационного механизма управления регионом на основе применения современной методологии ARIS. Модель позволяет систематизировать и структурировать информацию об органах государственной власти региона, их полномочиях и компетенциях, а также проследить взаимосвязи между ними
Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, управление регионом, организационный механизм, эффективность управления, модель управления, архитектура управления
УДК 332.1; ББК 65.05   Стр: 182 - 187

Задача эффективного результативного гибкого менеджмента стоит перед органами государственной власти. Проблемы, связанные с большим объем неструктурированной информации, накапливающейся в различных министерствах и ведомствах, затруднение оперативного получения этой информации, смена кадрового состава и прочие причины создают ощутимые трудности в управлении регионами. Интерес к управлению регионами объясняется усилением их экономической и политической самостоятельности. В современных условиях идеологической целью политики регионов во многих государствах выступает региональная самостоятельность. Регионы все более стремятся к автономии. На региональном уровне решаются и краткосрочные, и долгосрочные вопросы территориального развития.
Поступательное устойчивое развитие региона невозможно без эффективного организационного механизма управления. Качественным витком развития организационных принципов построения деятельности, который является залогом его эффективного функционирования, в настоящее время выступает архитектурный подход в управлении сложными организационными структурами. Это новое направление появилось более 20 лет назад и является логическим продолжение процессного подхода в менеджменте. Современные организации становятся все сложнее, внутри них сосуществуют и взаимодействуют между собой многочисленные информационные компоненты. Без понимания взаимодействия этих компонентов и их эффективной организации невозможно дальнейшее развитие системы. Другими словами, любая организационная система (предприятие, регион, государство) нуждается в планомерном развитии ее бизнес-процессов, структуры, информационных систем и их интеграции между собой [1].
Архитектурный подход – соглашения, принципы и практики для описания архитектуры, установленные для конкретной области применения и/или конкретным сообществом стейкхолдеров [2]. Архитектура системы – принципиальная организация системы, которая воплощается в её элементах, их взаимных отношениях друг с другом и со средой, а также принципы, которые направляют её проектирование и эволюцию [3, с. 26]. Суть создания архитектуры – структурирование. Структурирование может означать извлечение порядка из хаоса или преобразование частично сформированных идей в пригодную для работы концептуальную модель [4, с. 223].
Одним из примеров реализации архитектурных подходов является создание электронного правительства в странах ЕС, России, Казахстане и др. [5]. Данные технологии позволяют облегчить предоставление государственных услуг гражданам, улучшают взаимодействие с промышленностью и бизнесом, оказывают помощь в предоставлении доступа гражданам к информации и повышают эффективность государственного управления. Результатами внедрения являются снижение уровня коррупции, повышение прозрачности и удобства, рост доходов и снижение издержек.
Под архитектурой регионального управления будем понимать способ систематизации и структурирования информации, отражающей организацию целенаправленной деятельности органов государственной власти в регионе.
При исследовании управления регионом, как сложной социально-экономической системой, используется «системный треугольник» — организационный механизм региона, как система, должен быть описан с трех сторон:
1. с точки зрения его предназначения, замысла, целей и т.д.,
2. с точки зрения деятельности, где производится балансировка между функциональностью (способностью действовать) и ориентацией на создание ценности и конкретных результатов.
3. с точки зрения организации этой деятельности — здесь «цементируются» первые два взгляда в некоторой структуре организации.
Важным элементом еще являются архитектурные принципы («руководящие принципы проектирования и развития системы»), которые позволяют в концентрированной форме сформулировать ключевые характеристики и правила создания архитектуры. Также они обеспечивают согласованность ее отдельных элементов.
Целью данного исследования является повышение качества и результативности деятельности государственных региональных органов на основе использования архитектурной модели регионального управления.
Существует множество методологий для построения архитектуры. Одной из таковых является ARIS. – методология и программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. Методология ARIS основывается на концепции интеграции, предлагающей целостный взгляд на бизнес-процессы, и представляет собой множество различных методологий, интегрированных в рамках единого системного подхода. Это позволяет говорить об общей архитектуре ARIS. К наиболее важным компонентам архитектуры ARIS относятся типы представления и уровни описания моделируемого объекта [6, с. 28]. Любая организация в методологии ARIS рассматривается с пяти точек зрения:
– организационные модели, описывающие иерархическую структуру системы – иерархию организационных подразделений, должностей, полномочий конкретных лиц, многообразие связей между ними, а также территориальную привязку структурных подразделений;
– функциональные модели, описывающие функции (процессы, операции), выполняемые в организации;
– информационные модели (модели данных), отражающие структуру информации, необходимой для реализации всей совокупности функций системы;
– модели процессов/управления, представляющие комплексный взгляд на реализацию деловых процессов в рамках системы и объединяющие вместе другие модели;
– модели входов/выходов, описывающие потоки материальных и нематериальных входов и выходов, включая потоки денежных средств.
Все эти подсистемы организации в реальности и в моделях должны быть связаны между собой. Процесс разработки архитектурной модели организационного механизма управления развитием Луганской Народной Республики c использованием методологии ARIS сводится к построению следующего комплекса взаимосвязанных моделей:
1. Objective diagram отображает основную миссию, цели и функции организационного механизма, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики. Предназначение (миссия) органов регионального управления заключается в создании в пределах их компетенции и ресурсных возможностей необходимых условий для благополучного существования и развития региона во всех жизненно важных сферах его проявления. Стратегии представляют собой системы мер (мероприятий), развернутые во времени, реализация которых создает необходимые условия для достижения промежуточных целей развития. В ситуации, которая сложилась в Республике, происходит переосмысление сути и значимости социально-экономического развития региона. Человек с его проблемами и потребностями выходит на первый план, а обеспечение достойных условий существования, включая защиту его прав и свобод, становится ключевым в деятельности органов государственной власти, которые, безусловно, являются центральным субъектом осуществления социальной и экономической политики.
2. Organizational Chart описывает организационную структуру органов власти Республики. Устойчивое развитие Республики невозможно без слаженного взаимодействия субъектов управления. Под слаженностью взаимодействия понимается не только горизонтальное, но и вертикальное взаимодействие органов власти. Причем последнее наиболее важно. Ни один законодательный акт, ни одна доктрина, программа, стратегия развития, принятые на общегосударственном уровне, не будут в полной мере реализованы без организации четкой системы межуровневого взаимодействия органов публичной власти на всех уровнях управленческой вертикали [7]. Отсюда следует, что региональные власти должны эффективно взаимодействовать с администрациями районов и городов для достижения целей социально-экономического развития республики. Взаимодействие органов власти ЛНР строится на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (рис.1). Отдельно выступают органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией ЛНР они не входят в систему органов государственной власти [8], однако входят в структуру органов государственного управления. Местное самоуправление, обеспечивает в соответствии с Конституцией и законодательством ЛНР самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В методологии предусмотрена декомпозиция любого объекта модели при сохранении связи с моделями верхнего уровня. На рис.1 «иконки» справа около объектов означают, что можно перейти на модель нижнего уровня для более детального исследования. Глубина декомпозиции как раз и диктуется точкой зрения моделирования (целью исследования).
Рис. 1. Модель «Organizational Chart»:организационная структура органов власти ЛНР
В организационных моделях предусмотрен блок «ответственное лицо». Примером ответственного лица на диаграмме выступает «Глава ЛНР». Описание полномочий и компетенций «ответственных лиц» осуществляется с помощью карт полномочий «Authorization map» и компетенций «Knowledge map».
3. Value-added chain diagram представляет основные и вспомогательные процессы управления развитием экономики региона. В настоящих условиях, устойчивое развитие Республики невозможно без скоординированного взаимодействия субъектов народного хозяйства и органов власти. Немаловажную роль играет целеполагание в деятельности органов государственного управления. Однако достижение намеченных целей происходит только тогда, когда выполняются необходимые процессы по реализации этих целей. Устойчивое развитие региона обеспечивается эффективным научно обоснованным управлением со стороны органов государственной власти. К основным процессам регионального управления относятся следующие:
● Системная диагностика социального, экономического и экологического развития территорий. Данный процесс основывается на информационной базе, отражающей жизнедеятельность региона и предназначен для выявления основных проблем эволюционирования административных территорий [9]. Одновременно с поиском проблем, происходит определение главных факторов развития и потенциала роста. Сформулированные в ходе анализа выводы трансформируются в перечень целей и способов их достижения.
● Индикативное планирование. Процесс индикативного планирования представляет составление плана-прогноза на государственном уровне, который основан на обработке первоначальной информации [10]. Составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. Таким образом, на основе выявленных проблем и возможных факторов роста, осуществляется планирование развития региона.
● Прогнозирование, составление стратегических планов развития. Планирование неотъемлемо связано с прогнозированием, так как прогноз – это вероятностное описание возможного развития событий в экономике, а план – это выработанное решение, при выполнении которого, спрогнозированное возможное состояние экономики перейдет в реальное [11]. Процесс прогнозирования позволяет представить, каким образом в регионе будут происходить социальные и экономические преобразования в определенные моменты времени и при определенных условиях. На основе прогноза будущего состояния региона составляются уточненные планы развития с четким перечнем мероприятий, выполнение которых приведет к желаемому результату.
● Организация исполнения. На основе разработанных планов определяются субъекты хозяйствования, а также органы власти, на которые возлагается реализация тех или иных мероприятий. Скоординированная работа исполнителей приведет социально-экономическое состояние административной территории к индикативным значениям показателей.
● Контроль. Немаловажное значение имеет процесс оценки и контроля хода исполнения мероприятий. На этом этапе могут применяться поощрения или санкции к исполнителям, а также пересмотр и уточнение планов развития.
Диаграмма процессов подтверждает тот факт, что управление — это итерационный процесс с обратной связью. Каждая итерация должна выводить регион на более качественный уровень развития.
Помимо основных процессов управления региональным развитием существуют вспомогательные, которые можно разделить на три группы: экономические, социальные и экологические. К экономическим процессам обеспечения устойчивого развития относятся следующие: укрепление ресурсной базы; способствование развитию и внедрению инновационных технологий; создание единого информационного пространства; развитие конкурентоспособных отраслей. Социальные процессы обеспечения устойчивого развития включают улучшение системы социальной защиты; совершенствование законодательства, системы экономических мер и государственных гарантий; обеспечение устойчивого уровня численности населения; удовлетворение потребностей в трудоустройстве, продовольствии, энергии. Экологические процессы обеспечения устойчивого развития предусматривают переориентацию технологий и предупреждение возникновения кризисных ситуаций, защиту и восстановление экологической среды.
Данные процессы неразделимо связаны друг с другом. Достижение устойчивого развития и повышение уровня жизни населения возможно только при их сбалансированности, а также при рациональном использовании всего ресурсного потенциала Республики, включая местные особенности промышленности, инфраструктуры, географические и геополитические, возможности отдельных городов и районов и в совокупности имеют огромное влияние на развитие региона.
4. Technical terms model представляет информационную базу управления, которая включает в себя: нормативно-правовые документы; документы министерств и ведомств, а также стратегии развития административных территорий.
Стратегия развития административных территорий устанавливает правовые основы стратегического планирования и прогнозирования в Республике, интеграцию регионального и административного стратегического управления. Данный документ регулирует полномочия городов и районов в сфере стратегического планирования, оказывает влияние на бюджетную политику в целом. Также этим документом регламентируется взаимодействие и координация работы государственной власти с научными учреждениями, органами местного самоуправления, другими общественными организациями. С учетом законодательства о национальной обороне, общественной и государственной безопасности стратегия развития административных территорий используется при стратегическом планировании в соответствующих сферах. В целом, нормативно-правовая база Луганской Народной Республики состоит из законов, положений, постановлений и распоряжений.
Упомянутые в диаграмме технических терминов документы министерств и ведомств состоят из документов Министерств, Комитетов, Служб и Агентств. К примеру, документы Министерства экономического развития, разделяются на документы в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере стратегического управления, государственных закупок, бизнеса и инвестиционной деятельности. Представленная классификация документов, говорит о том, что Министерство экономического развития является центральным звеном в реализации не только экономической, но социальной политики, направленной на устойчивое развитие региона. Таким образом, достижению устойчивого развития Республики способствует совершенствование нормативно-правовой базы. В первую очередь необходимо грамотное обоснованное формирование основополагающего документа — стратегии развития административных территорий, которое возможно при более качественном целеполагании, прогнозировании и более детальном планировании необходимых мероприятий
5. Product/Service tree отображает результат эволюционирования региона (Республики). Результатом регионального управления является уровень социально-экономического развития и экологическое состояние административной территории (рис. 2).
Рис. 2. Модель «Product/Service tree»: результат эволюционирования региона (республики)
6. Structuring model используется для упорядочивания построенных ранее моделей и их объединения. С ее помощью разработанные и описанные ранее модели могут быть сведены в одно общее место – так называемый «дом ARIS», предназначением которого является представление иерархии или системного упорядочивания фактов, их обобщения или детализации. Структурная модель, представленная на рис.3, отображает архитектуру регионального управления.
Разработанная архитектурная модель органов государственной власти Республики позволяет:
1. Систематизировать информацию о структуре органов управления, их полномочиях и компетенциях, а также проследить взаимосвязи между ними.
2. Четко выделить стратегические цели, намеченные функции и задачи для их реализации.
3. Построенная модель является связующим звеном между стратегией и исполнением и отвечает на вопросы «что делать?» и «как делать?».
4. Данная архитектура является «текущей» по определению, так как отражает реальное состояние организационного механизма управления развитием Республики. Государственные деятели могут учесть наиболее полно все аспекты регионального менеджмента и узкие места, на которые следует обратить пристальное внимание (дублирование функций, перегрузка или недозагруженность организационных единиц, необходимость создания дополнительных подразделений и т.д.). В процессе анализа этой модели, лица принимающие решения, будут иметь унифицированное для всех представление об организационном механизме управления регионом, что исключит возможность упущения каких-либо фактов одним или несколькими специалистами. После того, как модель «Как есть» будет достаточно изучена, можно будет перейти к формированию модели представления о будущем состоянии организационного механизма «Как должно быть» («To be»), которая будет основой для изменений, а, следовательно, способствовать повышению эффективности управления административной территорией. Таким образом, текущая архитектура всегда является отправной точкой (началом координат) для дальнейшего совершенствования организационного механизма управления регионом.
5. Предложенная модель результатов эволюционирования региона имеет не только практический характер, но и методологический с точки зрения анализа результативности, компетентности, качества деятельности органов государственной власти посредством оценки уровня социо-эколого-экономического развития административной территории.
Рис. 3. Structuring model: архитектура управления ЛНР


Литература
1. Архитектура системы [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_системы. (Дата обращения 9.11.17)
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2008. Системная инженерия — Процессы жизненного цикла систем. — М.: Изд-во стандартов, 2008. — 57 с.
3. Systems Engineering Principles and Practice / A. Kossiakoff, W.N. Sweet, S.J. Seymour, S.M. Biemer. — 2 ed. — Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. — 599 p.
4. ARIS [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ARIS. (Дата обращения 16.10.17).
5. Архитектуры для государственных ведомств. Примеры [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2189/162/lecture/4485?page=2. (Дата обращения 10.11.17)
6. Каменнова М. Моделирование бизнеса. Методология ARIS / М. Каменнова, А. Громов, А. Шматалюк. — М.: Весть-МетаТехнология, 2002. — 333 с.
7. Малчинов А.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: Монография / Под общ. ред. А.С. Малчинова. — М.: Научный эксперт, 2011. — 256 с.
8. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/konstitutsiya/
9. Алехин Э.В. Управление региональной экономикой: Учеб. пособ. — Пенза: ПГУ, 2011. — 227 с.
10. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 5-е изд. Стандарт третьего поколения — СПб.: Питер, 2016. — 448 с.
11. Крапивин В.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона: монография. — Н. Новгород: Пламя, 2012. — 166 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия