Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кугаевский А. А.
директор Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук

Гуляев П. В.
директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск),
кандидат экономических наук

Сукнева С. А.
главный научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики
Севера Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск),
доктор экономических наук


О результатах комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил
В статье показаны основные результаты комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы. В ходе исследований произведена комплексная оценка ресурсного потенциала экономических зон и муниципальных образований. Полученные результаты могут быть использованы в стратегическом планировании, в том числе для корректировки экономической политики правительства с учетом имеющихся конкурентных преимуществ и складывающейся асимметрии в развитии территорий и муниципальных образований. По результатам исследований сформулированы предложения и рекомендации для государственного регулирования устойчивого социально-экономического развития республики
Ключевые слова: комплексные исследования, экономические ресурсы, оценка потенциала, экономические зоны, производительные силы
УДК 338:330.332(571.56)(047.3); ББК 65.9(2Рос.Яку)-56ф   Стр: 187 - 191

В 2016–2017 годах в Республике Саха (Якутия) проведены два этапа исследований в плане Комплексной научной экспедиции по развитию производительных сил республики, которые несут в себе много позитивных моментов:
– получен обширный научно-методический и исследовательский материал для представления современной картины Республики и направлений ее развития;
– возрождена практика проведения крупных исследований, выполняемых собственными силами якутского научного сообщества в интересах развития производительных сил и обоснованного территориального стратегического планирования;
– сформировались научные коллективы, способные координировать свои действия в выполнении масштабных исследований, без привлечения сторонних научных институтов;
– актуализированы проблематика и направления дальнейших исследований в области общественного и хозяйственного развития, как направления развития науки на территории Якутии и всего северо-востока России;
– экспедиционные исследования по плану 2017 г. в значительной мере выполнены научными коллективами Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), что стало сильным стимулятором активизации научной деятельности в университете. Для СВФУ это первая комплексная работа большого масштаба с привлечением широкого круга специалистов из различных областей знаний: демография, экономика, социология, математика, картография, биология, медицина, образование, культурология, генетика и т.д.
В 2017 г. сотрудниками СВФУ в рамках комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы на 2016–2020 годы, выполнен проект «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала...» в разрезе 5 экономических зон Республики Саха (Якутия). Более 370 научных и педагогических работников университета подготовили отчет о НИР объемом около 6000 стр.
Проведение исследования в разрезе пяти экономических зон дает возможность более углубленного, с привязкой к конкретным условиям формирования производительных сил и механизмам стратегического управления, изучения особенностей социально-экономического положения улусов, идентифицированных по определенным признакам.
В результате исследований, проведенных в 2017 году, решены следующие задачи:
– произведена комплексная оценка ресурсного потенциала территорий экономических зон, муниципальных образований, в том числе современного состояния природно-ресурсной базы, оценка человеческого потенциала, оценка социально-экономического потенциала;
– проведен анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие экономических зон республики;
– разработаны научно-обоснованные предложения, направленные на достижение системы стратегических целей и задач долгосрочного социально-экономического развития экономических зон республики;
– сформирована информационная база данных, отражающая современное состояние экономики и основные тенденции, характеризующие траекторию реализации потенциала территорий, экономических зон, муниципальных образований.
Основные научные результаты.
Для интегральной оценки ресурсного потенциала экономических зон предложена методология интегральной оценки, использующая матричную схему агрегирования массива первичной информации, характеризующей потенциалы основных экономических ресурсов: труд, земля, капитал. Произведена комплексная оценка ресурсного потенциала экономических зон и муниципальных образований. Полученные результаты могут быть использованы в стратегическом планировании, в том числе для корректировки экономической политики правительства с учетом имеющихся конкурентных преимуществ и складывающейся асимметрии в развитии территорий и муниципальных образований.
Выявлена тенденция к существенному снижению трудоемкости в промышленности, связанная с повышением производительности труда за счет модернизации технологий и автоматизации производственных процессов. При этом структура экономики: промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг — сохраняется практически неизменной. Доля сельского хозяйства в структуре ВРП в период с 2005 по 2015 гг. уменьшилась на 2,2%, доля промышленности увеличилась на 9,1% (за счет увеличения добычи полезных ископаемых на 8,7%), доля сферы услуг уменьшилась на 6,9%. В добыче полезных ископаемых в период с 2005 по 2015 гг. физический объем ВРП вырос на 64% (с 63 602,13 млн руб. в 2005 году до 104 341,65 млн руб.), численность занятых в отрасли увеличилась незначительно на 6,68% (41,9 тыс. чел. до 44,7). Таким образом, производительность труда в добыче полезных ископаемых выросла на 53,78%, трудоемкость снизилась на 35%. Увеличение производительности труда и снижение трудоемкости производства происходит за счет интенсификации труда, модернизации производства и т.п. Данное обстоятельство должно приводить к сокращению потребности регионального трудового ресурса, занятого в добыче полезных ископаемых. Численность безработных с 2005 по 2015 гг. выросла незначительно (на 1,0 тыс. чел.), однако это может свидетельствовать о складывающейся тенденции к увеличению численности безработных, за счет снижения трудоемкости производства в промышленности. Анализ эффективности использования местного трудового ресурса в добыче полезных ископаемых усложняется тем, что официальная статистика не содержит количественных оценок численности рабочей силы, привлекаемой вахтовым методом из других регионов России. Тенденция по увеличению рабочей силы, используемой вахтовым методом, была выявлена в ходе экспедиционных исследований и опросов населения, проживающего в местах разработки месторождений. Например, в добыче угля на территории Южной экономической зоны при неизменном объеме производства численность работающих на предприятиях сократилась в 2–3 раза. Высвобожденный в добыче полезных ископаемых трудовой ресурс может оставаться невостребованным или используется неэффективно в сфере услуг, что при высокой мобильности современных трудовых ресурсов приводит к замещению «местного» трудового ресурса трудовыми мигрантами и создает условия для дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда. С 2008 г. отмечается сокращение численности трудовых ресурсов с 646,9 тыс. чел. до 632,1 тыс. чел. (2016 г.). При этом наблюдается заметное увеличение вклада иностранной рабочей силы в удовлетворении потребностей регионального рынка труда. Так, если в 2000 г. на долю международной миграции приходилось 0,5% трудовых ресурсов республики, то в 2016 г. они уже составляют 3,9% всех трудовых ресурсов. В абсолютном выражении иностранная рабочая сила, учтенная в структуре трудовых ресурсов республики, возросла с 3 тыс. чел. в 2000 г. до 24,7 тыс. чел. в 2016 г.
Выявлена существенная асимметрия ресурсных потенциалов и институциональной среды, влияющая на отраслевую и территориальную структуру экономики и общества. В современной организации экономики сложилась крайняя степень территориальной дифференциации и асимметрии социально-экономического развития, обусловленная использованием неразвитых рыночных механизмов, особенно в сфере денежных отношений и ценообразования.
Следует выделить два существенных фактора, которые могут влиять на социально-экономическое развитие республики в современных условиях:
– одной из самых существенных особенностей, влияющих на социально-экономическое развитие республики, является её специализация на добыче полезных ископаемых [1]. Размеры данного сектора в экономике и его роль таковы, что и в настоящее время, и в среднесрочной перспективе никакая другая деятельность не в состоянии обеспечить ее замещение. Доминирование добычи полезных ископаемых в структуре ВРП определенным образом влияет на структуру и динамику основных производственных фондов, влияет на трудоемкость, инфраструктуру, на эффективность производства и, в конечном итоге, сказывается на финансах населения, на бюджетном потенциале республики;
– в связи с сохранением сырьевой доминанты в структуре общественного производства на длительную перспективу серьезную озабоченность вызывает проблема ускоренного наращивания ресурсного потенциала — разведенных и поставленных на баланс полезных ископаемых, проблема создания надежного сырьевого задела на длительную перспективу [5]. В первую очередь это касается запасов алмазного сырья и рудного золота и других высокоэффективных минерально-сырьевых ресурсов. К примеру, в Восточной экономической зоне при общем росте объемов золотодобычи потенциал россыпных месторождений иссякает. В настоящее время объем добычи золота из россыпных месторождений в 6 раз превосходит добычу рудного золота, которое добывается попутно при добыче сурьмяных руд.
Человеческий потенциал — базисный ресурс устойчивого развития территории. В настоящее время ухудшение демографической ситуации происходит под влиянием так называемой «демографической волны», связанной с низкой численностью поколений, рожденных в 1990-е годы.
Долговременной тенденцией демографического развития является снижение рождаемости в результате изменения моделей брачного и репродуктивного поведения. В условиях усиления социально-экономических трансформаций и разноплановых внешних воздействий происходят изменения ценностной шкалы социума не в пользу семьи и многодетности. Появляются новые жизненные приоритеты, карьерные устремления, эгоцентристские настроения. Низкая культура самосохранительного поведения ведет к сохранению смертности от внешних причин на второй позиции в структуре причин смертности населения, внешний вектор доминирующего направления миграционных потоков становится дополнительной причиной сокращения населения республики и снижения репродуктивных планов.
При небольших колебаниях общего числа жителей республики за последние 10 лет численность трудоспособного населения уменьшилась на 60 тыс. человек. Это следствие влияния демографической волны: в активный трудоспособный возраст вошло поколение 1990-х гг. Демографические прогнозы указывают, что в ближайшем десятилетии будет сокращаться доля трудоспособного населения РС (Я) в возрасте от 20 до 30 лет [7]. Следовательно, можно ожидать, что вплоть до 2030 г. республика будет испытывать дефицит местных трудовых ресурсов. Это будут работники в молодых возрастах.
В период 1990–2016 годы в силу развития рыночных процессов произошла концентрация населения и производства в улусах Центральной экономической зоны (ЦЭЗ). В пространственной структуре доля населения в ЦЭЗ возросла с 38% до 54%. Население только в г. Якутске увеличилось более чем на 100 тыс. человек, но при том возросло и число лиц трудоспособного возраста, незанятого трудовой деятельностью.
Проведен комплексный анализ воспроизводственных процессов и миграции населения, определены современные тренды репродуктивного поведения в условиях изменения пространственной организации региональной экономики. Исследование смертности и повышения продолжительности жизни населения, анализ возрастной структуры населения и оценка перспектив демографического старения, которое непосредственно сказывается на характере воспроизводства населения, миграционной активности и формировании региональных трудовых ресурсов. Выявлено влияние трансформации воспроизводственных процессов и миграции населения на развитие человеческого потенциала республики. Разработаны предложения по повышению демографической эффективности регулирования процессов воспроизводства и миграции населения.
Для предупреждения негативных факторов и сохранения социально-демографической устойчивости региона необходимы действенные меры по укреплению демографического потенциала. В связи с этим исследование происходящих трансформаций в воспроизводстве населения, миграционных процессах и разработка рекомендаций по их сглаживанию способствует повышению устойчивости социально-экономического развития РС(Я).
Проведена оценка состояния природных ресурсов и осуществлен анализ полноты вовлечения биологических ресурсов в хозяйственный оборот Арктической экономической зоны (АЭЗ) Республики Саха (Якутия). В АЭЗ предлагается развитие искусственного разведения рыб, строительство баз по сбору икры, строительство производственных цехов для развития мальков из икры и их дальнейшего подроста. В первую очередь следует начать на Сыалахских озерах среднего течения р. Лена, в бассейне р. Индигирки и в низовьях р. Колымы.
С целью наиболее полного использования биологических ресурсов промысла и убоя северных оленей рекомендуется проводить заготовку пантов и рогов от всех половозрастных групп диких и домашних животных, а также побочной продукции, что существенно поднимет экономику предприятий, занятых в домашнем оленеводстве и промысле дикого северного оленя. В перспективе необходимо с учетом введения современных убойных цехов введение глубокой переработки продукции оленеводства, в том числе мяса, субпродуктов, крови, молока и эндокринного ферментного сырья с выпуском новых видов продукции оленеводства — специализированных продуктов питания, биологически активных добавок и препаратов. Необходимо сформировать нормативно-правовую базу северного домашнего оленеводства Республики Саха (Якутия); разработать и принять государственную программу развития северного домашнего оленеводства Республики Саха (Якутия).
Специальное исследование было посвящено анализу и оценке потенциала земельных, производственных и трудовых ресурсов для организации производства органической агропродукции в Центральной экономической зоне Республики Саха (Якутия). В ходе исследования сделана оценка потенциала:
– земельных ресурсов, пригодных для организации отрасли животноводства;
– производства экологически чистых кормов для крупного рогатого скота (КРС);
– производства экологически чистых кормов для КРС;
– земельных ресурсов, пригодных для организации отрасли;
– производства экологически чистых кормов для КРС;
– земельных ресурсов, пригодных для организации отрасли растениеводства;
– трудовых ресурсов для обеспечения органического агропроизводства. Потребность в подготовке кадров для предприятий, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию органической агропродукции;
– производственных ресурсов в отрасли перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса.
Анализ земельных ресурсов в Республике Саха (Якутия) показал, что имеются необходимые природно-климатические условия и земельный потенциал для организации производства органической продукции:
– под экологически чистые сенокосы можно отвести площадь 19000 га, на которых организовать производство 42250 т высококачественного сена;
– экологически чистые сочные корма предполагается получить с площади 53651 га;
– выявлена площадь пастбищ, где будет внедрено органическое земледелие — 93054 га;
– общая площадь под экологически чистым картофелем в ЦЭЗ достигнет 550 га, валовый сбор клубней — 5540 т;
– внедрение органического земледелия при производстве овощей открытого грунта позволит получить в ЦЭЗ экологически чистой продукции открытого грунта 10750 т с площади 470 га.;
– потенциал экологически чистых пастбищ составляет 723661 га.;
– производство молока достигнет по ЦЭЗ 98740 т., производство экологически чистого мяса составит 5390 т.;
– основными производителями экологически чистого мяса конины будут Усть-Алданский (320 т/год), Чурапчинский (272 т/год), Амгинский (286 т/год) районы;
– трудовых ресурсов в ЦЭЗ потребуется: на заготовке экологически чистых кормов для КРС 2066 чел., в том числе сена — 372 чел., сочных кормов — 1135 чел., пастбищных кормов — 559 чел.;
– потенциал трудовых ресурсов необходимый для экологически чистого скотоводства в ЦЭЗ составляет 3015 чел., в экологически чистом коневодстве — 912 чел.;
– при внедрении органического земледелия в растениеводстве будет задействовано всего по ЦЭЗ — 235 чел., в том числе при выращивании картофеля — 106 чел., овощей открытого грунта — 129 чел.
Основной задачей при внедрении экологического биологизированного земледелия является повышение у населения уровня экологической культуры, образования, профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Для этого необходимо:
– проведение широких научных исследований в области выявления потенциала экологически чистых земель сельскохозяйственного назначения на всей территории Республики Саха (Якутия), обоснование экономической целесообразности развития производства органической агропродукции, включая оленеводство, рыбный промысел и заготовки дикорастущих растений;
– создания механизмов целевого государственного регулирования и поддержки успешного развития органического производства в различных районах республики;
– включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды в содержание образования на всех его уровнях;
– экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
– включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в целевые региональные и местные программы развития территорий;
– конкурсная целевая государственная поддержка структур, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
– повышение информированности деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;
– поддержка производства и публикации материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.
Оценка современного состояния производственных ресурсов в отрасли перерабатывающей промышленности АПК ЦЭЗ РС(Я) показывает, что потенциальный рынок реализации экологически чистой продукции ЦЭЗ РС(Я) позволит дополнительно заработать 2,5–3 млрд рублей. Значительную экономию ресурсов даст отказ от применения удобрений и пестицидов. При реорганизации хозяйств с внедрением методов органического земледелия, продуктивность малых форм сельского хозяйства повысится на 116%, а доходы фермерских хозяйств увеличатся в 2–3 раза. Кроме того, переход на органическое производство дает социальные и экологические выгоды. По результатам изучения потенциала производства органической агропродукции разработаны предложения по повышению эффективности пространственной организации экономики АПК РС (Я).
Успешность дальнейшего наращивания потенциала производительных сил республики и повышение качества жизни населения будут определяться развитием цифровых технологий и, прежде всего, развитием высокоскоростных средств связи, где наиболее сложная ситуация с доступом к высокоскоростному интернету всех районов АЭЗ. Обеспечение качественной связью Арктической зоны Якутии предлагается через расширение спутниковых ресурсов для увеличения пропускной способности и доступа в Интернет в отдаленных населенных пунктах, в которых отсутствуют наземные каналы связи. Требуется обоснование построения оптимальной сети высокоскоростного широкополосного доступа для всех улусов республики, которая сочетала бы использование кабельных оптоволоконных и спутниковых ресурсов.
Развитие исследований
По результатам исследований необходимо обратить внимание на некоторые современные особенности и факторы устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
1. В современной концепции пространственного развития — пространство (как экономическая категория) является одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие региона. Пространство уже не является непреодолимой проблемой в решении социально-экономических задач, но становится несомненным конкурентным преимуществом региона. В пространстве региональной экономики локализованы богатейшие ресурсы, уникальные знания, навыки, умения и практики ведения хозяйственной деятельности, рациональное использование которых генерирует мощный социально-экономический эффект.
2. В связи с вышесказанным целесообразно исследовать перспективы и возможности усиления степени интегрированности (связности) и сбалансированности пространства РС(Я) на основе интенсификации внутрирегиональных связей, а также снижения межтерриториальной дифференциации, возникающей в результате гипертрофированного усиления социально-экономической значимости городов и урбанизированных поселений [4].
3. В целях обоснования стратегических мероприятий, в том числе обеспечивающих повышение связности экономического пространства РС(Я) и формирование цепочек добавленной стоимости в его границах целесообразно постоянно и методично изучать динамику региональной экономики в контексте современной парадигмы пространственного развития России [6]. В соответствии с вектором данного «генерального» направления исследований предлагаются перспективные темы для включения в программу комплексных научных исследований в РС(Я), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы:
– исследование перспектив повышения конкурентоспособности экономики РС(Я) с учетом имеющегося ресурсного потенциала в сценарных условиях Стратегии социально-экономического развития РС(Я), в том числе на глобальных ресурсных и товарных рынках;
– исследование методологии организации и эффективного использования регионального пространства в качестве основного экономического ресурса для устойчивого развития РС(Я);
– разработка концепции эффективного функционирования цифровой экономики и информационного общества в пространстве современных общественных отношений РС(Я);
– адаптация методологии анализа больших данных и моделирования социально-экономических макропроцессов к условиям регионального пространства цифровой экономики;
– обоснование детерминантов влияния социальных, экономических и социокультурных факторов на характеристики демографического потенциала в трансформируемых условиях социально-экономического развития региона. Определение тенденций рождаемости, смертности, брачности и миграционных процессов, исследование демографического поведения, и особенностей проявления рисков в демографической сфере по результатам социолого-демографического обследования. Разработка и оценка альтернативных сценариев демографического и социально-экономического развития РС(Я);
– разработка перспективного баланса трудовых ресурсов и определение механизмов компенсирования диспропорций на региональном рынке труда;
– определение потенциала экологически чистых земель сельскохозяйственного назначения на всей территории Республики Саха (Якутия), обоснование экономической целесообразности развития производства органической агропродукции, включая оленеводство, рыбный промысел и заготовку дикорастущих растений;
– обоснование создания механизмов целевого государственного регулирования и поддержки успешного развития органического производства в различных районах республики;
– адаптация методологии проектно-ориентированного управления образованием и здравоохранением к условиям складывающегося диспаритета спроса и предложения на региональном рынке услуг и региональном рынке труда;
– совершенствование региональной концепции развития пространства регионального туризма (широкий спектр туристических продуктов и маршрутов, эффективное использование потенциала Северо-Восточного федерального университета, повышение качества прикладной подготовки кадров по проектно-ориентированным программам и т.п.);
– актуализация стратегии развития транспортного комплекса. В связи с завершением строительства федеральных дорог необходимо начать исследования и подготовку к строительству меридиональных региональных дорог, в том числе с учетом работ по удлинению сроков действия автозимников в районах Арктической зоны. Предпосылки роста промышленного потенциала Арктической зоны требуют новых исследований арктических транспортных коридоров. Обсуждения данной проблемы в Совете по Арктике и Антарктике при Совете Федерации показали недостаточность новых научных знаний о потенциале промышленного развития и его инфраструктурного обеспечения.


Статья подготовлена при финансовой поддержке: Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Развитие теории и методологии пространственной организации социально-экономических систем северного региона» (№ 26.8327.2017/8.9); ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» (проект № 16-02-00426-ОГН «Оценка степени влияния результатов хозяйственной деятельности добывающей корпорации на бюджетный процесс в ресурсном регионе (на примере Республики Саха (Якутия)»).

Литература
1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017–2021 годы». Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 г. № 1854. [Электронный ресурс]. URL: https://sakha.gov.ru
2. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РС (Я) за 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minpriroda.sakha.gov.ru/doklady-o-sostojanii-okruzhajuschej-sredy. (Дата обращения 10.10.2017)
3. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия). 2015. Стат. сб. / Саха(Якутия)стат. — Якутск, 2016. — 261 с.
4. Крюков В.А. Влияние фактора многообразия на особенности формирования политики развития ресурсного сектора и экономики регионов // Экономика и управление. — 2017. — № 11 — С. 21–30.
5. Отчет НИР «Научное обоснование сценариев развития базовых отраслей промышленности северо-востока России» (№  Госрегистрации 01201460078). — Якутск: НИИРЭС СВФУ, 2015.
6. Рензин О.М. Формирование ареалов активного межгосударственного взаимодействия в постсоветском пространстве: сложности и перспективы // Пространственная экономика. — 2014. — № 1 — С. 176–183.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года: Проект в редакции одобренной Минэкономразвития России от 15.05.2017 г. — Якутск, 2017. — 355 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия