Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Комилов С. Д.
профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук

Гафаров Ф. М.
старший преподаватель кафедры экономики и управления
Технологического университета Таджикистана (г.Душанбе)


Особенности инвестиционно-инновационной деятельности национальной экономики
В статье изучены теоретические и практические вопросы развития инновационно-инвестиционной деятельности, уточнены особенности этой деятельности. Для улучшения и развития иновационно-инвестиционной деятельности национальной экономики сделаны некоторые выводы и предложения
Ключевые слова: Республика Таджикистан, национальная экономика, инвестиционно-инновационная деятельность, инновационная деятельность, инновационное развитие
УДК 332.01:330.322 (575.3)   Стр: 212 - 215

В современных условиях трансформации экономики Таджикистана, актуальным стал вопрос инвестиционно-инновационного развития. С учетом этого, в Таджикистане активно начата и продолжается реализация Программы инновационного развития на 2011–2020 годы. При этом Президент Республики Таджикистан, Лидер нации Эмомали Рахмонов своем послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 января 2016 года указывал, что: «... предусматриваем дальнейшее устойчивое развитие страны в индустриальной и инновационной форме, стремимся к повышению эффективности использования ресурсов и возможностей во всех сферах социально-экономической жизни и уже осуществляем отдельные меры для недопущения уязвимости национальной экономики страны в долгосрочный период» [1]. Наряду с этим, по поручению Президента страны, в 2017 году в городе Душанбе впервые в структуре Академии наук Республики Таджикистан создана школа интеллектуального развития.
На современном этапе экономических преобразований в Таджикистане не сформировалась национальная инновационная система, способная создать эффективный инвестиционно-инновационный механизм поддержки фундаментальных и прикладных исследований, освоения и распространения новой техники и прогрессивной технологии с учетом реализации стратегических экономических и социальных задач страны. В настоящее время можно наблюдать наличие лишь отдельных, автономно и изолированно функционирующих элементов национальной инновационной системы. До сих пор отсутствует на внутреннем рынке спрос на инновации, слабо развито инновационное предпринимательство, и предпочтения предпринимателей в большой степени отдаются торгово-закупочной сфере. Также наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров инженерных специальностей, инновационных предпринимателей и менеджеров. Конечным результатом инновационного развития является кардинальная модернизация экономики Таджикистана и переход от сырьевой к экономике инновационного типа.
Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года предполагает создание основ инновационного развития экономики страны, прежде всего, на базе проведения реформ в системе образования и подготовки современных кадров для отраслей экономики. Реализация индустриально-инновационного сценария возможна при усилении институциональной базы развития, совершенствования правовой системы и усиления защиты прав собственности, включая интеллектуальную, что будет благоприятствовать росту как внутренних частных, так и прямых иностранных инвестиций.
Опыт стран, обеспечивающих инновационное развитие, свидетельствует о возрастании доли частного сектора в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Инвестиции в человеческий капитал признаются наиболее перспективным и эффективным способом размещения ресурсов.
Относительно сущности инновационной экономики существует ряд подходов. Так, К.Х. Зоидов определяет инновационную экономику не как просто экономику, использующую для своего развития разнообразные инновации, т.е. научно-технические, предпринимательские и социально-экономические новшества. Он отмечает, что инновационная экономика — это экономика, всецело базирующаяся на инновациях, ставящая осознанной целью своего развития опередить всех возможных конкурентов в сфере инноваций, экономическая система, эволюция которой направляется государством в сторону опережающего формирования и использования инноваций, причем последние становятся наивысшим приоритетом государственной экономической политики [8].
По мнению Л.С. Бляхмана и Н.Ф. Газизулина, инновационная экономика базируется на новой организации производства, становится сетевой, границы между фирмами становятся все менее четкими, рынки превращаются в информационные сети. В инновационной экономике резко возрастает роль публичного сектора — некоммерческих организаций, саморегулирующих объединений профессионалов и бизнеса, координирующих работу участников рынка без прямого вмешательства государ­ства. Интеллектуальная собственность — новый тип отношений, характерный для инновационного общества. [9] Следовательно, происходит формирование новой экономической системы, где главным стратегическим ресурсом становятся знания. В этой связи, главным инструментом инновационного развития выступает интеллектуальная собственность, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование новой экономической системы.
Важное значение приобретают вопросы стимулирования активизации инновационного развития. Чтобы заинтересовать иностранных инвесторов, частные и государственные компании создают специальные стимулы. Это высокие стандарты работы, понятные процедуры, разработанные регламенты и бренд-буки, аудируемая признанными компаниями отчётность, налоговые льготы, инфраструктурная поддержка, гарантированные государством и др. [10]
Анализ зарубежного опыта показывает, что самые передовые информационно-коммуникационные технологии не могут способствовать развитию экономики страны, если люди не готовы их эффективно использовать. Поэтому усиливается необходимость подготовки кадров с учетом основных вызовов формирующейся инновационной экономики. При этом основой формирования и развития инновационной экономики служит развитие накопленного человеческого капитала на основе постоянной капитализации человеческого ресурса. На современном этапе постиндустриальной экономики человеческий капитал формируется, прежде всего, за счёт инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность и формирование инвестиционного климата, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса, экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие [7].
Не менее значимыми в процессе становления инновационной экономики являются источники формирования и накопления человеческого капитала. Инвестиции в составляющие человеческого капитала и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т.д. (рис.1) [5]
Рис.1. Источники формирования и накопления человеческого капитала
Анализ причин усиления инновационной составляющей в современном экономическом развитии приводит к выводу о наличии ряда факторов, формирующих инновационные изменения. На наш взгляд, основными из них являются: 1) инновационный процесс, вызывающий тенденции повышения уровня научно-технологической составляющей, а также увеличения доли интеллектуального труда в производстве товаров и услуг; 2) виртуализация процесса производства товаров и услуг, провоцируемая высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий; 3) индивидуализация товаров и услуг, а также усиления их роли в формировании имиджа потребителя, роста скорости морального устаревания товаров и услуг; 4) интернационализация процессов производства национальных экономик; 5) особые требования по экологизации, стандартизации, экономичности, патентно-правовой защищенности товаров и услуг, которые предлагает инновационное развитие национальной экономики. Все это предполагает интенсивное инновационное развитие отраслей национальной экономики для удовлетворения инновационных потребностей.
Поэтому инновационное развитие отраслей национальной экономики должно осуществляться в соответствии с общими требованиями рыночной экономики. Следовательно, необходима инновационная система, своего рода инновационная цепочка, а инновационное развитие возможно только тогда, когда функционируют все звенья этой цепочки, которая должна включать в себя следующие:
– государственные инициативы на национальном, региональном и местном уровнях;
– достаточное количество квалифицированных кадров и виртуальная система подготовки этих кадров для конкретной отрасли национальной экономики;
– бизнес-структуры, которые обеспечивают производство, распространение, внедрение инноваций.
Инновационное развитие экономики усиливает необходимость учета и оценки предпосылок и возможностей регионов и страны в целом. Эти предпосылки предполагают, во-первых, увеличение инвестиционных проектов в отрасли национальной экономики и в развитие науки; во-вторых, государственную поддержку значительного сектора государственных научных организаций, таких как научно-исследовательских организаций, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектно-изыскательных, изобретательских и конструкторских бюро; в-третьих, увеличение возможностей фундаментальных исследований и технологических разработок, коммерциализации научно-технических результатов в производстве; в-четвертых, модернизация системы образования, совершенствование подготовки, переподготовки и аттестации кадров высшей квалификации.
В Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011–2020 годы указано, что «по состоянию на 1 января 2010 г. в сфере науки работали 5196 научных сотрудников, в том числе имеющих учёную степень 3880 сотрудников (докторов наук — 780, кандидатов наук- 3100) и 1316 сотрудников без учёной степени. Однако отечественная экономика всё больше ощущает острую нехватку в квалифицированных кадрах как в сферах, базирующихся на передовых технологиях, так и в традиционных отраслях, от развития которых напрямую зависит благосостояние народа, а также обеспечение конкурентоспособности национального производства».
Выбор стратегии инновационного развития предприятий и отраслей национальной экономики во многом определяется эффективностью системы кадрового обеспечения инновационной деятельности. В настоящее время недостаточность регулирования развития инновационной деятельности и обеспечения предприятий высококвалифицированными профессиональными кадрами связана с низким уровнем участия государственных органов в управлении затратами на подготовку кадров для инновационной деятельности. Наблюдается, что подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и рабочих кадров до сих пор осуществляется по традиционной номенклатуре специальностей без ориентации на формирование эффективной инновационной деятельности [11].
На данном этапе экономических преобразований требуется многократное увеличение инвестиционных вложений в развитие системы кадрового обеспечения и повышение качества государственных образовательных стандартов, отвечающих требованиям формирования и развития инновационной деятельности. Все это также требует развития системы дополнительного профессионального образования. На наш взгляд, назрела необходимость моделирования влияния инновационного развития и связанных с ним изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров и создания высокотехнологичных рабочих мест.
Основой формирования инвестиционной привлекательности является устойчивое развитие банковского сектора в регионах, который постепенно увеличивает свою клиентскую базу и расширяет спектр предоставляемых услуг. Следует отметить, что привлечение инвестиций в экономику отдельных регионов является ключевой задачей и её эффективное решение возможно путем повышения инвестиционной активности [12].
В сфере инновационной деятельности, как показывает мировой опыт, успехов добиваются те субъекты экономических отношений, на которых базируется предпринимательская модель поведения. Это связано с тем, что предприниматели, рискуя своим капиталом, могут на деле повернуть производство на путь удовлетворения спроса, создать стимулы к производительному труду, наладить современную организацию труда и управления, реализовать высокую эффективность и быструю окупаемость инвестиций. Инвестиционное обеспечение инновационного развития на основе разделения инновационного цикла, включающего последовательность инновационной деятельности, представляется следующим образом: [2, c.25]
– фундаментальные научные исследования;
– прикладные исследования;
– технические разработки (опытно-конструкторские технологические, проектные и организационные работы);
– опытное производство;
– распространение новшеств;
– использование новой техники, методов организации управления.
В основу классификации по степени готовности к реализации положены стадии жизненного цикла, что влияет на инвестирование.
Современный этап экономических преобразований указывает на то, что в Таджикистане до сих пор не сформировались важнейшие условия, при которых наука, высшая школа и бизнес — структуры, реально могли бы принять на себя дополнительную модернизационную нагрузку по проведению фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, организацию коммерциализации инновационной деятельности, активизацию рынка инноваций и развитие инновационной инфраструктуры.
Инвестиционно-инновационные процессы в Республике Таджикистан, представляют собой комплексную систему формирования ресурсов, порядок и механизмы реализации инновационной деятельности субъектов национальной экономики. Механизмы реализации этой деятельности представлены в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, а также в Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011–2020 годы, призванных способствовать систематизации процесса инновационного развития страны в долгосрочной перспективе.
Так, согласно Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011–2020 годы, основными ее направлениями являются:
– разработка законодательных и нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер активизации и поддержки инновационной деятельности;
– разработка и реализация инновационных проектов;
– создание и развитие инновационной инфраструктуры;
– формирование и совершенствование системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности;
– организация информационной системы, и международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности.
Последние годы в Таджикистане расходы из государственного бюджета на науку год за годом увеличиваются и сумма выполненных научно-технических работ в 2014 году в 4,2 раза больше по сравнению с 2008 годом. Однако этот показатель по сравнению с другими странами мира очень низкий. Несмотря на формальные признаки финансовой стабилизации в республике, государство финансирует исследования и разработки недостаточно. Тогда как увеличение объема инвестиций в инновации напрямую влияет и на их результаты. Например, доходы, получаемые от реализации инновационной продукции, в последнее время растут быстрыми темпами. Если в Италии, Испании, Португалии инновационная продукция составляет в ВВП страны от 10 до 20%, а в Финляндии, Германии и Японии еще выше — свыше 35%, то в Таджикистане этот показатель составил около 0,11% от ВВП страны, т.е. 52 275,5 тыс. сомони в 2014 году.
В настоящее время в Республике Таджикистан наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности. В 2016 году, по данным НПИ Центра Республики Таджикистан, от научно-исследовательских организаций (НИО) поступило 111 заявок на выдачу охранных документов на изобретения. В 2016 г. из 47 НИИ республики и 22 вузов, только 19 занимались патентно-изобретательской деятельностью, из них: по АН РТ — 5; АМН МЗ и СЗН — 3; вузы — 10. Из общего количества (30) полученного охраняемого документа, составляют: патенты — 2 и малый патент — 28 [6].
Следует отметить, что для инновационного развития экономики необходимы не только вложения средств, но и институциональные преобразования. В стране приняты ряд нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в области науки, направленную на поддержку научного потенциала, развитие научных исследований, разработку новых технологий и применение их в производстве. К важнейшим из них можно отнести следующие:
1. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике» (1998 г.);
2. Национальная стратегия развития Таджикистана на период до 2030 года. (2016 г.);
3. Программа внедрения научно-технических достижений в промышленное производство Республики Таджикистан на период 2010–2015 гг. (№574 от 05.10.2009 г.);
4. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011–2020 годы (№227 от 30.04.2011г.);
5. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года (№ 354 от 30.05.2015г.)
6. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Концепции государственной научно-технической политики Республики Таджикистан» (1999 г.);
7. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Программы развития естественных, математико-технических наук на 2010–2020 годы» (2010 г.) и др.
Формирование основ инновационного развития усиливает необходимость ускорения работы по совершенствованию и модернизации действующей законодательной базы и программ повышения компетентности и образования в области инвестирования в инновационной сфере страны. Также инновационное развитие должно быть ориентировано на повышение управляемости процессом развития инновационного предпринимательства.
В силу отсутствия в Таджикистане достаточного опыта организации эффективного партнерства в инновационной сфере, на наш взгляд, требуется создание институциональных условий для привлечения и использования на взаимовыгодных условиях финансовых ресурсов частного сектора для реализации инновационных проектов и развития рынка инноваций. Здесь усиливается необходимость разработки модели государтвенно-частного партнерства, исследовательских и образовательных учреждений в рамках реализации задач Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Эта модель должна быть направлена на разработку механизма государственного партнерства в области реализации совместных исследовательских проектов, создание совместных научных лабораторий, формирование объектов инфраструктуры инновационного развития. Инновации в этой модели государственно-частного партнерства, а также в инновационной сфере следует выделить в качестве стратегического результата и системообразующего фактора промышленной политики государства.
Проводя анализ инвестиционного обеспечения инновационного роста в Таджикистане, следует отметить, что существующие объемы инвестиций недостаточны. Инвестиционная деятельность, на наш взгляд, должна быть основана на более эффективной модели инновационного роста и государственно-частного партнерства. В этой связи, во-первых, необходимо увеличить государственные расходы на поддержку инновационного роста экономики страны и направить инвестиции в инновационные проекты в приоритетных отраслях национальной экономики; во-вторых, с целью обеспечения конкурентоспособности экономики следует трансформировать национальную экономику на инновационный путь развития с учетом привлечения и направления отечественных и зарубежных инвестиций в формирование и развитие человеческого капитала в стране; в-третьих, крупным предприятиям, малому и среднему инновационному бизнесу страны необходимо повысить эффективность капиталовложений и увеличить производство наукоемких и конкурентоспособных товаров и услуг. Также целесообразно определить возможности заимствования и адаптации зарубежного опыта развития инвестиционно-инновационной деятельности с учетом особенностей механизмов ее активизации в условиях Республики Таджикистан. На наш взгляд, назрела необходимость разработки модели инвестиционно-инновационного развития отраслей национальной экономики, которая позволит сформулировать методологическую основу для разработки и реализации эффективной государственной политики в сфере инноваций, создания действенной инновационной инфраструктуры, развития эффективной системы взаимодействия вузов и бизнес-структур, активизации процесса коммерциализации инноваций. В сфере развития инвестиционно-инновационной деятельности также следует реализовать политику поощрения иностранных инвестиций как одного из основных условий индустриально-инновационного развития национальной экономики.


Литература
1. Послание Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 января 2016 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.president.tj
2. Комилов С.Дж., Файзуллоев М.К. Основы развития инновационной деятельности предприятий. — Душанбе: Ирфон, 2004. — С.25.
3. Комилов С.Дж., Файзуллоев М.К. Формирование национальной инновационной системы Республики Таджикистан как условие обеспечения модернизации экономики страны // Проблемы современной экономики. — 2011. — №2(38) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru
4. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011–2020 годы /Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2011 года №227. — С.5.
5. Корчагин Ю.А. Модернизация России должна начинаться с модернизации человеческого капитала. — Воронеж: ЦИРЭ. http://www.lerc.ru/; Корчагин Ю.А.Человеческий капитал — что это такое и почему капитал?. — Воронеж: ЦИРЭ./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lerc.ru/
6. См.: Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2016 году. Аналитический сборник /Под общ. ред. Джумъахонзода Дж.Дж. — Душанбе, ГУ НПИЦентр, 2017. — С.65–70.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал
8. См.: Зоидов К.Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования. — М.: ИПР РАН, 2006. — 168с. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011.- № 4. — С.277–288; Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть II. // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012.- № 1. — С.271–281. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть III // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012.- № 3. — С.286–295.
9. Бляхман Л.С., ГазизуллинН.Ф. Теоретические основы перехода к социально-инновационной планомерной экономике (Часть 1) // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51).- С.7–14.
10. Дмитренко В.В. Содержательные и интегративные формы инвестирования инновационной деятельности с привлечением иностранного капитала // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 4 (60).- С.41–45.
11. Комилов С.Дж. Кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности национальной экономики // Вестник университета» (РТСУ). — Душанбе. — 2016. — № 2(53). — С.113–118.
12. Комилов С.Дж., Гафаров Ф.М. Развитие кредитных организаций как условие активизации инвестиционных процессов в регионах // Таджикистан и современный мир / Вестник ЦСИ при Президенте Республики Таджикистан. — Душанбе: КВД «Точикдипсервис», 2017. — № 2(57). — С.149–159.
13. Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — C.67–80.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия