Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Бардашевич А. Н.
зам. директора Колледжа туризма Санкт-Петербурга по развитию инновационной деятельности

Туризм как образовательная технология
В статье рассматриваются образовательные технологии в туризме. Обосновывается, что в настоящее время среди образовательных технологий в туризме наибольшей популярностью пользуются учебно-туристические поездки с целью изучения иностранного языка или иных образовательных предметов, научные и учебные стажировки в учреждениях и организациях, участие в семинарах, конференциях, конгрессах, и других поездках, целью которых является обмен опытом и получение новой профессионально важной информации. Указывается, что ускоряющийся технологический прогресс, характерный для современной экономики, ставит индивидов перед необходимостью постоянно учиться, развивать свой кругозор и строить карьеру на протяжении всей жизни, а это значит, что образовательные технологии в туризме имеют перспективы своего дальнейшего роста и развития
Ключевые слова: экономика туризма, образовательный туризм, образовательные технологии, обучающие туры, языково-обучающие туры, технологии в образовании, образование
УДК 330.88; ББК 65.01   Стр: 237 - 241

Образовательный туризм является одним из наиболее ранних видов туризма. Поиск новых знаний являлся целью подавляющего большинства путешественников прошлого. Так, в конце XVIII века молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования совершали, так называемые, гранд-туры, 2-х-3-х-летние путешествия в континентальную Европу. Подобного рода путешествия можно считать первыми образовательными турами. Во времена Просвещения популярные философы того времени Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия необходимым фактором правильного воспитания подрастающего поколения [1].
В современности образовательный туризм приобрел повсеместный и массовый характер. В законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» [2]. Исходя из данного определения, можно сказать, что сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными являются следующие виды образовательного туризма:
— учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
— ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
— научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
— участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
— экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.
Одной из разновидностей образовательного туризма являются летние детские и молодежные лагеря. В них предусмотрено для детей определенное количество часов преподавания английского языка. Такие лагеря, в основном, расположены в Турции, в Болгарии, в Венгрии, на Мальте.
Кроме того, существуют краткосрочные языковые курсы, приуроченные к каникулярным датам. Это курсы от 2-х недель и более. При выборе подходящего курса, учитывается возраст обучаемого, его уровень владения языком и личностные характеристики. На основе этих данных выбирают страну посещения, учебное заведение, варианты проживания (либо кампус — студенческий городок, либо проживание в семье — полное погружение, при котором никто не говорит на родном языке студента) [3].
Обучающие туры — весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Можно выделить три направления или три рынка обучающего туризма:
— языково-обучающие туры;
— спортивно-обучающие туры;
— профессиональное обучение.
Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.
Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10–17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).
Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых — в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.
Языковые курсы могут быть:
— интенсивные и общие (стандартные);
— бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам;
— курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка);
— обучение один на один и в группе;
— академические курсы, направленные на поступление в университет.
Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский, итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же достаточно часто встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию — китайского, корейского, фарси, японского и других. В последние годы в связи с активизацией российско-китайских отношений значительно вырос интерес к изучению китайского языка. Средняя продолжительность туров — 2–3 недели [4].
Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего — это группы бизнес-языка и группы школьников).
Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах). Учебные программы составляются для обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах. Изучение иностранного языка может быть организовано на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д. Программы обучения включают в себя по 2–4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий. Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20–30 часов в неделю.
Образовательный туризм — явление сравнительно новое, совсем недавно такой вид отдыха интересовал немногих. Однако в свете современной динамики развития международных отношений — популярность такого «полезного отдыха» существенно возросла. За последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40%. В России эти показатели также растут, однако различия имеются, поскольку международные отношения все более и более политизируются [5].
Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не стандартных туристических развлечений и протоптанных экскурсионных маршрутов, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать новые социальные и культурные условия, совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка. При этом возраст 57-ми процентов таких путешественников составляет примерно 20–25 лет. В последнее время путешествия «без границ» становятся все более популярными и у людей в возрастной категории от 25 до 35 лет, а с 2008 по 2017 год их количество возросло с 23% до 31%[6].
Для большинства путешественников, независимо от уровня их дохода наиболее важным фактором является стоимость поездки: она превалирует в выборе того или иного тура в 94% случаях. При этом годовой доход более 35% путешественников составляет менее 2,5 тыс. долларов США, а студенческими и молодежными скидками по международной карте ISIC в международных поездках пользуются до 92% ее обладателей. Стараясь рационально использовать время, внести баланс между полезным и приятным, туристы выбирают, так называемый, «полезный отдых». Такой способ планирования свободного времени выбирает около 70% путешествующих [7].
Список возможностей сочетания «приятного с полезным» растет год от года. Программы отдыха становятся все более сбалансированными, приближаясь к запросам граждан. В результате у многих жителей планеты, в том числе и у россиян, есть возможность сочетать путешествие с языковыми курсами, включающими в себя изучение иностранного языка с занятиями спортом, любимым делом, отдыхом в экзотических странах, оплачиваемой работой и так далее. Спрос на подобного рода комбинированные программы отдыха в РФ возрастает. Пляжные и однообразные экскурсионные программы многим кажутся уже не интересными, современные российские туристы хотят большего, в частности, отдыха, который позволит не только расслабиться, но и приобрести нужные навыки и знания. В России, как ни в одной другой стране мира, популярен такой вид «полезного отдыха» как образовательный туризм [8].
Показатели говорят сами за себя: в 2017 году РФ заняло 9 место в мировом рейтинге, по сравнению с 15–м в 2004. Самым востребованным иностранным языком, который едут изучать российские граждане — английский, его стремятся выучить до 79% молодых туристов. При этом 40% предпочитает изучать его в Великобритании, 20% на Мальте, и 10% в США. Из их числа всего лишь 9% намеренно совмещают изучение английского с отдыхом в экзотических странах и только 3% склоняются в сторону специализированных программ, включающих активное занятие спортом, развитие навыков в любимом деле и т. д.
При этом, «полезный отдых» в нашей стране — прерогатива самых молодых путешественников: около 70% таких путешественников — школьники и иногда сопровождающие их родители, 25% — студенты и только 5% — соотечественники в возрасте старше 25 лет. Кроме того, зачастую совмещая на практике изучение языка за рубежом с туристическим времяпрепровождением, отдых и развлечения россиянами воспринимается, скорее как дополнительный, а не равнозначный фактор [9].
Подобного рода установки связаны в первую очередь с тем, что комбинированные программы в России — явление сравнительно новое, их предлагают, в основном, крупные туристские компании. Другими словами можно сказать, что россияне все еще мало знакомы с возможностями совмещения обучения и дополнительных полезных видов отдыха. Часто среди наших соотечественников бытует мнение, что, если во время отпуска придется заниматься, скажем, на курсах иностранного языка, то отдохнуть не удастся вовсе.
Между тем, в настоящее время в России ведется активная работа для укрепления российского образовательного туризма, приближения его к общемировым стандартам. В частности, Комитет АТОР по образовательным поездкам и детскому туризму постоянно ведет переговоры с дипломатическими представительствами разных стран для упрощения визового режима, занимается информированием российских туристов об их правах и возможностях и т.д. Представители Комитета АТОР, надеются, что количество российских путешественников, выбирающих полезные поездки, возрастет.
Другой технологической разновидностью образовательного туризма являются экскурсионно-познавательные программы, которые включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Наиболее популярной среди них является посещение театров. В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т. д.) [10]. В основном спортивные программы зависят от возможностей того образовательного учреждения, на базе которого организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом — эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры) [11].
Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной такого обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в туристические поездки за счет фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. При этом обычно туры сочетаются с курсами по интенсивной программе обучения совместно с культурной программой. Главная особенность такого рода языково-обучающего тура — индивидуальный подход: учебные программы подбираются для каждого индивида с учетом уровня языковой подготовки, образования, возраста.
Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, на преподавателей и на использование образовательных технологий, включая учебно-методические пособия. Методические пособия для туристов состоят из программ обучения, учебников, разговорников, карт, путеводителей (на изучаемом языке).
В программе обучения предусматриваются три учебных модуля. Модуль 1 знакомит с курсом, основными терминами и понятиями, дает общую характеристику тура, характеризует исторические этапы развития данного вида туризма и его современное состояние. Модуль 2 направлен на расширение представлений об экономическом эффекте поездки, политическом и социально-культурном дефектах иных видов туризма, дает представление о достижениях национальной индустрии туризма и особенностях ее функционирования, раскрывает понятие «инкаминг» — разработка и продвижение национального туристического продукта на туристических рынках, характеризует типы въездных туров. Модуль 3 углубляет знания клиентов о процессе производства туристического продукта, формирует навыки создания и организации программы данного тура, его познавательной, экологической и другой направленности, обеспечения визовой поддержки иностранных туристов со стороны туроператоров. Все модули предполагают интенсивную самостоятельную работу[13].
В рамках технологии модульного обучения образовательный акцент обычно смещается с информационной на консультативно-координирующую деятельность. В каждом модуле активно используются мультимедийные средства обучения. Презентации и аналитический текст согласуется с визуальной и текстовой информацией. В конце каждого модуля проводится контрольное тестирование для проверки степени сформированности компетенции, каждое из заданий предполагает один правильный вариант ответа из нескольких, предложенных обучающим лицом [14].
В последние годы все большую популярность набирают образовательные технологии, основанные на портфолио. Портфолио — современная образовательная технология накопления и систематизации информации. Важно различать портфолио как технологию и как продукт образовательного процесса. Портфолио, как технология, в рамках базовой подготовки использует метод безотметочного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности, сформированности умений и навыков. Собственно составленное тематическое портфолио по реальной профессиональной деятельности является важной информацией для потенциального работодателя. Кроме дидактических материалов в портфолио входят результаты обучения и деятельности (тесты, решение заданий при работе в команде, составление бизнес-планов, кейсов и другие контрольные работы) в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Портфолио может быть выполнен как на отдельную тему, иллюстрировать процесс «набора» практических навыков, так и возможность раннего формирования профессионально значимых компетенций и умений. Портфолио включает письменный анализ результативности процесса обучения, рефлексивные материалы, отзывы педагогов, тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе и пр. Важно начать собирать портфолио с начала обучения [15].
Итак, смысл применения современных образовательных технологий в туризме состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил на достижение целей, оптимальности выбираемых для этого методов. Сохраняя основные формы организации образовательного процесса (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, консультации, проведение зачетов и экзаменов), новые образовательные технологии создают условия для формирования развивающей, профессионально ориентированной среды, толерантности, реализации личностного потенциала преподавателей и студентов. Обычно этот набор входит в стоимость тура.
Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов [16]. Туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык, не слишком отрываясь от среды, имитирующей отдых. Обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями.
Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье. Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится к нулю [17].
К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.
Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран — для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке). Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий. Если тур групповой, то на всём протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона [17].
Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако, с точки зрения отправки, да и организации транспортных экскурсий, более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.
Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное — обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.
Обучающие программы — это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов. Необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы — словом, все, что интересует туристов на отдыхе[18].
С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров. В завершении тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта. Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.
Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы. Так, при обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.). Если организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки. Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях. В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах [19].
Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение — обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву — всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием — «повышение квалификации». Но только «повышение квалификации» производится во время путешествия при помощи туристских фирм.
Такие инструменты образовательного туризма, как экскурсии, походы, туры используют и школы. Полезно, когда экскурсия становится не просто созерцанием галереи, а учебно-исследовательской работой, включающей теоретическую подготовку, сбор материала и аттестацию результата: тест, выступление, сочинение, фоторепортаж [20].
Открытая политика учебных и научных заведений, наличие кампусов, индивидуальные планы учебы дают возможность молодежи выйти за пределы своей школы и поучиться в другом месте. Это повышает мобильность, расширяет круг знакомств, обогащает личность. Там проводятся тематические мероприятия или целые смены, с погружением в какую-то область знаний или историческую эпоху. Организуются летние школы по точным наукам, истории, культурологии, экологии и другим направлениям. Их качество выше, если имеется утвержденная программа, организованы аттестация и получение диплома.
Обычно лагеря активно работают в течение летних каникул. Зимой их инфраструктура простаивает, возможности не используются. Если же организовать там школьные уроки, лагеря становятся дополнительной образовательной базой, имеющей ряд преимуществ: погружение в среду, соблюдение режима, активное общение, оздоровительные мероприятия. Там, в частности, можно организовать интенсивное обучение одаренных детей, либо наоборот — работать с трудными детьми, осуществляя коррекцию, психотерапию. Использование постаивающих лагерей зимой — один из способов решить проблему работы с безнадзорными детьми.
Кратковременное целевое образование на базе лагерей и университетских кампусов — очень перспективная образовательная технология именно для России с ее огромными территориями и низкой плотностью населения. Дети из небольших поселений Сибири и Дальнего Востока могут выезжать в кампус и углубленно изучать нужный предмет, проходить тренинг интеллектуальных, творческих или физических способностей. На основе такой технологии можно также осуществлять подготовку абитуриентов. Миллионы старшеклассников занимаются на курсах и с репетиторами, зубрят дома, испытывая перегрузки. Между тем гораздо проще организовать интенсивную подготовку в лагере или пансионате, совместив ее с оздоровительными занятиями, психологическим и интеллектуальным тренингом[21].
Полноценному использованию технологий образовательного туризма в России мешает немало проблем. Постепенно, по мере насыщения рынка образовательных услуг, происходит изменение их формата: все большее значение приобретает информация о возможностях развития транснациональных контактов с другими странами, о разнообразных формах студенческого обмена и образовательного туризма, о возможностях сотрудничества для людей разных специальностей с зарубежными коллегами. В последние годы главное внимание уделялось новым возможностям изучения иностранных языков: авторские методики, использование современных информационных технологий, привлечение носителей языка, новые учебные пособия и т.п. Условиями, повышающими эффективность образовательных технологий в туризме являются:
— существенное удешевление туристических поездок;
— возможность углубления профильных специальных знаний;
— возможность сочетания учебной деятельности со спортом и другими видами досуговой деятельности;
— возможность участия в совместных мероприятиях с молодежью из страны пребывания;
— индивидуальный подход при организации образовательного тура.
При этом следует более активно ослаблять действие барьеров для развития образовательного туризма:
— слабая подготовка к освоению учебной программы, предлагаемой во время образовательного тура;
— различия в методах и технологиях преподавания в России и зарубежных странах.
— сложность процедуры выдачи виз и недостаточная ясность и открытость визового процесса;
— высокая стоимость предлагаемых туристических поездок;
— наличие альтернативных возможностей изучать язык и культуру страны пребывания;
— уровень безопасности проживания и обучения.
Большинство россиян связывают образовательный туризм с поездками за рубеж для изучения языка, бизнеса и поступления в престижные учебные заведения и считают, что он доступен только элите [22]. Действительно, быстрее и эффективнее выучить язык, если отправиться в среду его носителей. Однако, образовательный туризм этим далеко не ограничивается. В рамках данной темы нами было уточнено понятие образовательного туризма и раскрыты его виды, обосновано, что образовательный туризм остается неформальным способом получения новых знаний и полезного опыта, доказано, что популярность образовательного туризма растёт.
Образовательные туры имеют большое количество плюсов по сравнению с другими видами туров это и обучение, и развлечение, а также погружение в сферу страны пребывания. Образовательный туризм не сдает свои позиции, ежегодно в РФ прибывают туристы, в том числе и для изучения русского языка. Перспектива развития таких туров связана с отменой виз для туристов из зоны Шенгенского соглашения. Это более широко «открыло бы дверь» образовательному туризму. Большое количество туристов смогло бы посетить Россию. Однако введение против России западных санкций существенным образом влияет, и будет влиять на сокращение, как выездного, так и въездного образовательного туризма.


Литература
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Закон РФ // В сб.: Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н.И.Волошин. — М.: Финансы и статистика, 2017. — С.48.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом «Герда», 2011. — С.31.
3. Благих И.А. Теоретико-методологические подходы к обоснованию экономической политики современной России // Вопросы политической экономии. — 2016. — № 2. — С.67–76.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — С.64.
5. Благих И.А. Актуальные направления государственного регулирования российской экономики // Вестник ТИСБИ. — 2017. — № 1. — С.65–72.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. — М.: Академия, 2008. — С.208.
7. Власова Т.И., Игнатьева И.Ф. Туристская деятельность: организация, политика, экономика. — СПб.: Национальная академия туризма, 2014. — С.54–56.
8. Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. — М.: Изд-во «Нолидж», 2016. — 143 с.
9. Закорин Н.Д. Теоретико-методологические подходы к обоснованию экономической политики современной России // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3–4. — С. 324–328.
7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 264 с.
8. Власова Т.И., Система туристского образования в России: состояние и перспективы // Вестник Национальной академии туризма. — 2009. — № 4. — С. 55–58.
9. Каурова К.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. — СПб.: Издательский дом «Герда», 2014. — С.58–60.
10. Туризм: макроэкономика и микроэкономика / С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. — Москва. — Санкт–Петербург: Герда, 2015. — С.64.
11.Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2016. — С.46.
12.Закорин Н.Д., Гаврильчак И.Н., Чайковская А.В. Формирование критериев эффективности реализации турпродукта // Вестник Национальной академии туризма. — 2014. — № 3(31). — С. 25–29.
13.Благих И.А. Механизм кризиса в российской экономике и антикризисные действия правительства // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3(55). — С. 31–35.
14. Экономика и предпринимательство в социально–культурном сервисе и туризме: учебник / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева. — М.: ЮНИТИ, 2014. — С. 98.
15. Экономика и организация туризма: международный туризм. Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса. — М.: Кнорус, 2015. — С. 65.
16. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=83525.
17. Сапрунова В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. — М., 2016. — С.175.
18. Соболева Е. А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2013. — С.321.
19. Экономика отрасли: туризм: учебное пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. — М.: Инфра-М, 2016. — С.203.
20.Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. — М.: Юрайт, 2012. — С.56.
21. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. — М.-Афины: INFOGROUP, 1994.
22. Экономика туризма: учебник / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. — М.: Инфра-М, 2016. — С.406.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия