Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Архипов А. Е.
профессор кафедры бизнеса в сфере услуг
Новосибирского государственного университета экономики и предпринимательства,
доктор экономических наук

Клейман А. А.
профессор кафедры экономики и управления
Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук

Севрюков И. Ю.
ст. преподаватель кафедры бизнеса в сфере услуг
Новосибирского государственного университета экономики и предпринимательства,
кандидат экономических наук


Моделирование процесса информационного обеспечения комплекса продвижения санаторно-курортной организации
Интеграция отдельных методов продвижения санаторно-курортной организации является неотъемлемым элементом стратегической концепции плана ее развития и в сегодняшних условиях представляется одним из наиболее действенных резервов управления. Проблему информационного обеспечения, как перманентного процесса обмена данными и продуктами интеллектуальной собственности, явственно выявила практика функционирования отечественных санаторно-курортных организаций. Именно этот тезис и определяет уровень интереса специалистов в области теории и практики управления санаторно-курортными комплексами к проблемам формирования эффективного комплекса продвижения
Ключевые слова: санаторно-курортная организация, комплекс продвижения, моделирование процесса, информационное обеспечение
УДК 338.48; ББК 65.433   Стр: 241 - 246

Информационное обеспечение комплекса продвижения представляет собой важную подсистему целостной системы информационного обеспечения санаторно-курортной организации. Постоянный сбор и анализ маркетинговой информации дает возможность объективной оценки ситуации во внешней макро- и микро- рыночной среде. Исследование эффективности деятельности санаторно-курортной организации способствует минимизации ее коммерческих рисков, определению наиболее перспективных целевых рыночных сегментов. Серьезное значение приобретает способность организации выявить отношение к себе целевых групп потребителей [1]. Диалектическая взаимообусловленность информационного обеспечения комплекса продвижения и системы маркетинговой информации значительна, именно поэтому чаще всего просто невозможно выделить информацию о методах продвижения из массива всей маркетинговой информации.
Для обоснования своих управленческих решений сотрудники санаторно-курортной организации имеют возможность обращаться к самым различным подсистемам общеорганизационной информационной системы, основные элементы которой ориентированы на поиск и обработку информации. Прежде всего, к ним относятся: подсистема внутриорганизационной отчетности; подсистема сбора внешней рыночной информации; подсистема маркетинговых исследований. Структура общеорганизационной информационной системы представлена на рис.1.
Рис. 1. Структура общеорганизационной информационной системы
Подсистема внутриорганизационной отчетности, часто определяемая как система внутриорганизационной текущей информации, предполагает поиск и сбор вторичной информации. Основным ее источником является не только сама организация, но также отдельные ее подразделения и сотрудники. Основные виды этой информации: вся бухгалтерско-финансовая отчетность; показатели динамики текущего объема реализации санаторно-курортных продуктов, объема издержек обращения и всех получаемых доходов; сведения о параметрах и направлениях движения финансовых потоков.
Подсистема сбора внешней рыночной информации — это совокупность средств и методов получения информации о параметрах и динамики рыночного окружения. В качестве основных источников получения информации подобного рода, чаще всего, называются рынки реальных и потенциальных потребителей, финансовые рынки, структуры государственного и местного управления и т.д.
Внешнюю рыночную информацию санаторно-курортные организации могут получать: из отчетов специалистов, отвечающих за реализацию санаторно-курортных продуктов; из отраслевых изданий; из сети Интернет и т.д. Получение и обработка внешней рыночной информации может рассматриваться как результат деятельности специалистов тех отделов организации, которые призваны выполнять исследовательские функции. Вместе с тем, санаторно-курортные организации могут обращаться за помощью в сборе и интерпретации рыночной информации к фирмам, предоставляющим маркетинговую информацию по проблемам, обозначенным заказчиками.
В большинстве случаев внешней рыночной информации может быть недостаточно для выработки оптимального решения. Возможным представляется применение личного опыта лиц, принимающих решение, отвечающих за разработку и реализацию комплекса продвижения. В тех случаях, когда степень ответственности велика, а уровень издержек значителен, мнения экспертов может оказаться недостаточно для принятия обоснованного и целесообразного управленческого решения [2].
Практика ведения бизнеса объективно свидетельствует о том, что планирование и осуществление мероприятий, касающихся комплекса продвижения, требует значительных затрат. Исходя из этого, инициаторы коммуникационных сообщений сегодня стремятся минимизировать риск за счет получения достоверной и оперативной информации, полученной в результате маркетинговых исследований.
Ежегодно в мире на подобного рода исследования инвестируется более $6 млрд (треть этой суммы приходится на США). Эти расходы связаны, прежде всего, с исследовательскими проектами, призванными выявлять проблемы и перспективные направления деятельности субъектов бизнеса. Это позволяет четко определить варианты достижения целей и объем необходимых для этого ресурсов.
В России рынок предоставления исследовательских услуг, несмотря на очевидную его перспективность в силу опережающего развития информационных технологий, пока не получил достаточного развития. Можно отметить такие научно-исследовательские центры и консалтинговые компании, работающие на данном рынке, как ВЦИОМ, «Сomcon-2», Gallup Media, РОМИР Мониторинг, ЦИ РАМ и другие [3].
Маркетинговые исследования, касающиеся проблем формирования и реализации комплекса продвижения, могут рассматриваться как особая разновидность конъюнктурных исследований. Чаще всего они имеют общую методологическую базу с исследованиями в других функциональных сферах организации бизнеса. Задачи, для решения которых они предназначены, могут быть определены следующим образом:
– диагностика и контроль эффективности осуществления мероприятий конкретного вида продвижения, например, стимулирования продаж;
– выявление демографических и психографических характеристик целевой аудитории для определения оптимальных методов продвижения;
– определение стратегических в перспективе методов продвижения санаторно-курортных продуктов;
– оперативное и стратегическое планирование деятельности специалистов по коммуникациям с потребителями.
Одной из наиболее сложных задач исследований в области формирования и реализации комплекса продвижения является оценка эффективности использования коммуникационного бюджета. Проведение исследований в области продвижения призвано способствовать достижению стратегических целей санаторно-курортной организации [4].
В тех случаях, когда целевая направленность комплекса продвижения определяется в терминах повышения доли санаторно-курортной организации на потребительском рынке, то полезными представляются мероприятия по исследованию этой доли до и после реализации методов продвижения. В тех случаях, когда цель сформулирована в терминах повышения уровня лояльности потребителей к конкретным санаторно-курортным продуктам, то могут оказаться полезными исследования по определению предпочтений потребителей до и после реализации методов продвижения [5].
С точки зрения формализации процедур обычно выделяют количественные исследования, которые характеризуются исчерпывающим набором методов и способов проведения исследований. Они призваны преобразовывать статистические данные. Качественные исследования отличаются меньшим уровнем формализации и позволяют получать, несмотря на известную долю субъективизма, детальное представление о сути исследуемого явления.
Количественные исследования основаны на выборочных методах и строго формализованных процедурах обработки полученных данных. В качестве наиболее распространенных, применительно к методам продвижения, следует отметить:
– типологизацию целевых потребителей, прежде всего, по степени их осведомленности о продвигаемых санаторно-курортных продуктах;
– ранжирование потребительских свойств санаторно-курортных продуктов с точки зрения целевых групп потребителей;
– исследование параметров социально-демографических характеристик;
– анализ психографических характеристик, например, интересов и мнений, ценностных ориентиров и установок;
– исследование личных характеристик, касающихся способностей потребителей поддаваться убеждению со стороны инициатора коммуникаций.
Качественные исследования в большинстве случаев базируются на субъективном понимании исследователем рыночной среды. Это является обоснованием того, что основными целевыми установками при проведении исследований в области комплекса продвижения санаторно-курортных организаций могут быть обозначены следующие:
а) выявление целевой аудитории для коммуникационного воздействия;
б) определение стратегических и оперативных целей коммуникаций с потребителями и роли специалистов в области управления всем комплексом продвижения и отдельными его методами;
в) обоснование стандартной модели покупательского поведения;
г) определение цели коммуникаций (в том числе степень осведомленности о конкретной санаторно-курортной организации, отношения целевых потребителей к ней, параметры санаторно-курортного продукта, призванные поддерживать это отношение);
д) поиск аргументов коммуникационных сообщений, в наибольшей степени соответствующих целям продвижения.
В подавляющем числе случаев исследования в области коммуникаций бывают как количественными, так и качественными. Хотя лица принимающие решения в области продвижения заинтересованы, прежде всего, в определении качественных характеристик явлений и объектов.
Оптимальным является вариант, когда оба типа исследований дополняют друг друга, тем самым создается основа того, что полученная информация в достаточной степени будет репрезентативной. В большинстве случаев полученные в ходе качественных исследований данные проверяются с помощью количественных исследований.
В качестве основных направлений исследований в области комплекса продвижения санаторно-курортных продуктов являются:
– исследование социально-демографических характери­стик потребителей;
– исследование параметров санаторно-курортных продуктов;
– изучение тенденций и динамики развития мирового и отечественного рынка санаторно-курортных услуг;
– анализ эффективности средств и методов распространения коммуникационных сообщений;
– контроль эффективности принимаемых решений в области комплекса продвижения.
Целесообразно, чтобы исследования по ключевым направлениям деятельности санаторно-курортной организации велись параллельно, обеспечивая системность принимаемых решений.
Начальным этапом является обоснование проблемы и четкая формулировка целей исследования. Специалисты в области организации исследований отмечают, что это одна из самых сложных задач. Кроме того, ее решение требует значительных временных затрат. Вместе с тем именно данный этап является определяющим с точки зрения достижения целевых установок санаторно-курортной организации.
Цели проводимого исследования должны коррелироваться с коммуникационными целями санаторно-курортной организации. Необходимо сформулировать их вместе с обоснованием проблемы, которая и является причиной проведения исследования. На основании определения цели и проблемы исследования выявляются:
1) качественно-количественные характеристики требуемой информации;
2) данные, которые могут быть использованы в кратко- и среднесрочной перспективе для описания параметров данной информации;
3) методические подходы к сбору и интерпретации информации, которые бы отвечали целям исследования.
Необходимо предусматривать реализацию общих требований, которые предъявляются к информационному обеспечению управленческих решений. Прежде всего, это системность, полезность, полнота, степень соответствия проблеме.
Следующий этап исследования — исследовательский поиск, т.е. аналитический обзор собранной ранее вторичной информации. Она может включать данные, сформированные на предыдущих этапах для целей, не совпадающих с целями данного маркетингового исследования. Этот этап предназначен для того, чтобы как можно больше узнать о динамике и тенденциях развития рынка санаторно-курортных услуг, об основных конкурентах, о возможных посредниках в каналах распределения — туроператорах и турагентах [6].
В качестве основных преимуществ вторичной информации следует выделить относительно небольшую стоимость и высокую оперативность получения информации. Кроме того, значительное количество данных (например, о темпах социально-экономического развития страны) отдельные санаторно-курортные организации не могли бы получить самостоятельно. Вместе с тем, необходимо выделить следующие недостатки вторичной информации:
– информация может не до конца соответствовать целям исследования;
– информация подобного рода быстро теряет свою актуальность;
– невысокий уровень надежности информации.
В процессе исследовательского поиска могут быть конкретизированы не только цели и задачи исследования, но и применяемый методический инструментарий.
В тех случаях, когда анализ вторичной информации предоставляет репрезентативный массив данных, то исследователи переходят к завершающему этапу обобщения и интерпретации полученных данных. Если собранный массив информации недостаточен, акцент необходимо сместить на получение первичной информации. А это предполагает проведение специализированных исследований. Следует оговориться, что данный этап сбора информации целесообразно использовать исключительно в случаях, когда другие методы получения данных уже реализованы, а имеющийся информационный массив недостаточен для принятия оптимального управленческого решения.
Отмечают следующие преимущества первичной информации:
– возможность получения наиболее актуальной информации;
– контроль методики проведения исследования, способствующий повышению уровня надежности полученной информации;
– информация в полной мере соответствует поставленным целям исследования.
Вместе с тем, получение первичной информации сопряжено со значительными финансовыми затратами, необходимостью привлечения высокопрофессиональных специалистов и большим временным периодом проведения исследований.
Основными методами проведения исследования являются опрос, эксперимент, метод экспертных оценок. В качестве основных инструментов получения данных чаще всего используются анкетирование, телефонные опросы, интервьюирование и т.п.
Важным этапом исследования является определение размера выборки опрашиваемых единиц (отдельных потребителей, домохозяйств, предприятий или экспертов) и извлечение из всего массива наиболее значимых данных для установления причинно-следственных взаимозависимостей [7]. Результаты исследования доводятся до сведения лиц, принимающих решения в области комплекса продвижения. Целью этих процедур является существенное уменьшение неопределенности и недостаточности информации, с которыми санаторно-курортная организация столкнулась на первых этапах.
Одним из наиболее сложных этапов исследований в области продвижения санаторно-курортных продуктов является определение оптимальных его методов.
По оценкам экспертов American Advertising Research Foundation, оптимальным является вариант с шестью различными типами данных, касающихся проблем формирования и реализации комплекса продвижения. Полученные данные должны варьироваться исходя их того, на какие именно потребительские страты рассчитаны конкретные методы продвижения санаторно-курортного продукта [8]. К числу данных подобного рода относятся следующие:
1. Широта канала продвижения — число потенциальных потребителей, имевших контакт с конкретным коммуникационным носителем. Данный показатель является, по существу, отражением числа читателей конкретного издания, числа зрителей конкретной передачи, числа участников группы в социальной сети и т.д. Аудитория коммуникационного канала, как правило, больше, чем его распространенность. Это объясняется тем, что один номер издания (газета, журнал) читает, как правило, не один человек, а несколько.
2. Количество контактов с каналом продвижения — число людей, имевших контакт с конкретным информационным сообщением в коммуникационном носителе. Потенциальный потребитель может иметь контакт с коммуникационным средством, но не акцентировать свое внимание на конкретное рекламное обращение, например, из-за его креативности. Этот показатель обычно значительно ниже, чем реальная аудитория коммуникационного канала. Исходя из обозначенной сложности, для получения данных целесообразно анализировать как сам носитель коммуникации, так и креативность рекламных сообщений.
3. Запоминание метода продвижения — число людей, которые могут вспомнить коммуникационное обращение в ходе проведения опроса. Высокие показатели могут определяться цветовыми решениями обращения, его размерами и параметрами, местом, которое занимает объявление в рекламном носителе и свойствами самого продвигаемого санаторно-курортного продукта. Число людей, активно воспринимающих коммуникационное сообщение, обычно значительно меньше числа имевших реальные контакты с ним.
4. Восприятие метода продвижения — число людей, запомнивших смысл и детали коммуникационного сообщения, обычно меньше числа тех, кто припомнил само рекламное объявление.
5. Активная реакция на коммуникационное сообщение — число людей, осуществивших покупку в результате размещения рекламы в конкретном издании. Это значительно меньшая часть людей, фактически получивших коммуникационное сообщение, отреагировавшая на него, приобретя конкретный санаторно-курортный продукт.
6. Распространенность канала продвижения — тираж конкретного издания или количество мобильных устройств, доступных для распространения коммуникационного сообщения.
По нашему мнению, информация является важнейшим структурным элементом комплекса продвижения. Она, по существу, является координирующим звеном в общей структуре интеллектуального капитала организации. Большинство экономических систем не способно к развитию без расширенного воспроизводства всех ресурсов интеллектуального потенциала. Информация в современных экономических системах признается глобальным условием экономического роста, внутренним системообразующим элементом социально-экономического прогресса. Именно информация призвана координировать два вектора стратегического развития организации: экстенсивный рост за счет благоприятных рыночных факторов и интенсивный рост воспроизводственных процессов. Оптимальное управление информационной составляющей бизнеса выходит в число приоритетных ресурсов развития организации.
В зарубежной и отечественной научной литературе подробнее всего исследованы проблемы социологии и психологии коммуникационных процессов. Однако в нашей стране подавляющее число работ в данной предметной области касается исключительно мероприятий по связям с общественностью. Зачастую экономические аспекты проблематики по тем или иным причинам не учитываются. Кроме рекламы, ни один другой элемент комплекса продвижения организации не рассматривается как реальный фактор развития. Практически отсутствуют работы, посвященные вопросам управления коммуникациями на территориальном и отраслевом уровнях. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо попытаться разработать новые теоретико-методологические подходы к управлению комплексом продвижения.
С одной стороны, это один из элементов общей теории управления организацией, определяющий принципы взаимодействия и взаимообусловленности в пространстве и времени элементов, которые формируют, и позволяют оптимально использовать другие виды ресурсного потенциала санаторно-курортной организации. Более того, информационное обеспечение призвано формировать основополагающие принципы обмена интеллектуальной собственностью, навыками и компетенциями в процессе развития организации.
С другой стороны, информационное обеспечение может рассматриваться в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности всех участников бизнес-процессов в санаторно-курортной деятельности по реализации ими своих информационных стратегий.
Глобальные информационные сети стали основой формирования «нового» общества. Действительно, именно информация изменила сам характер труда индивида. Труд становится творческим и инициативным. Человек свободно отдает свою рабочую силу в обмен на долю создаваемой с ее помощью собственности. Можно сделать следующий вывод о функциях и специфике информационного обеспечения в современной экономике: разработка и реализация стратегии использования человеческого капитала с целью увеличения всех видов ресурсов экономической системы.
Информационное обеспечение напрямую связано со стратегией развития санаторно-курортной организации, которую в данном случае можно определить как идеологию обеспечения санаторно-курортной организации объективной информацией в цикле «производство — управление — продвижение». Она определяет целеполагание информационного обеспечения: рост эффективности деятельности и активизация использования всех ресурсов санаторно-курортной организации на основе формирования единого информационного пространства [9].
Целевая направленность информационного обеспечения санаторно-курортной организации определяет ее основные задачи. К ним мы предлагаем отнести:
– отбор информации из внешних для организации источников; систематизация, преобразование и обеспечение доступности для пользователей информации;
– распространение информации, как внутри, так и вне системы; поиск оптимальных способов и механизмов интеграции элементов комплекса продвижения;
– стандартизацию и унификацию фирменных констант санаторно-курортной организации — ее продуктов, услуг, документов.
Реализация классических функций управления, применительно к информационному обеспечению, имеет некоторую специфику, а именно:
– целеполагание напрямую коррелируется с миссией, стратегическими установками и вектором развития санаторно-курортной организации;
– планирование осуществляется на основе маркетинговых исследований результативности комплекса продвижения и характера и интенсивности обратной связи;
– организация имеет явно выраженную гетерархическую систему, способствующую тому, что в ней складывается личностно-ориентированный стиль управления. Он способен усилить эффект корпоративного поведения сотрудников организации, что способствует получению синергетического эффекта от коллективных и индивидуальных усилий;
– мотивация обусловлена информационными ресурсами санаторно-курортной организации и является действенным стимулом для обеспечения активной ответной реакции потребителей санаторно-курортного продукта;
– особенность контроля и анализа результатов определяется тем, что они могут осуществляться как лицами, принимающими решение в самой санаторно-курортной организации, так и всеми контактными аудиториями, которые заинтересованы в ее деятельности.
Глобальная трансформация информационных процессов, призванных обеспечивать продвижение отечественных санаторно-курортных организаций, определяется влиянием на него следующих условий.
1. Методы продвижения признаются важнейшим фактором приращения стоимости, являющимся основой динамичного развития даже в условиях отсутствия ощутимых экономических результатов. Для оценки эффективности функционирования санаторно-курортной организации сегодня уже нельзя ограничиваться одними финансовыми показателями. Важнейшим ресурсом становятся ее нематериальные активы, генерируемые, прежде всего, посредством методов продвижения.
2. Коммуникационная составляющая становится главным ресурсом формирования устойчивых конкурентных позиций санаторно-курортной организации. Перспективы формирования отечественных национальных брендов напрямую связаны с их способностью составлять конкуренцию глобальным брендам по следующим параметрам:
– финансовые ресурсы;
– высокие стандарты качества;
– стратегические решения в области комплекса продвижения;
– возможность контрафакции (дизайн, полиграфия).
3. Одним из основных источников формирования и обеспечения конкурентного преимущества российских санаторно-курортных организаций становится такой нематериальный актив, как корпоративная культура. Под ней понимается совокупность организационных, управленческих, информационных и межличностных отношений, реализуемая при повышении эффективности комплекса продвижения. Лидеры отечественного санаторно-курортного бизнеса стремятся стать организациями этической направленности.
4. Проблемы формирования и реализации комплекса продвижения способствуют развитию информационных технологий. Компании, функционирующие на рынках с высоким уровнем конкуренции, вынуждены прилагать значительные усилия для удержания «своего» потребителя. Понятие «выгодный потребитель» влияет на выбор приоритетных направлений деятельности и, соответственно, на выбор стратегии информатизации компании. Если еще в недалеком прошлом стратегии были направлены, главным образом, на совершенствование внутрихозяйственной деятельности санаторно-курортной организации, то сегодня с помощью информационных технологий стараются обеспечить взаимовыгодную связь потребителя и организации для наиболее полного использования его покупательских возможностей.
В качестве конечных параметров оценки эффективности информационного обеспечения санаторно-курортной организации выступают:
– величина капитализации организации и отраслевого рынка;
– соотношение нематериальных и материальных активов организации;
– снижение трансакционных издержек организации;
– прирост доходов от реализации методов продвижения санаторно-курортных продуктов.
Промежуточными параметрами оценки эффективности информационного обеспечения санаторно-курортной организации могут выступать:
– степень информированности и уровень доверия контактных аудиторий организации, которые определяются с помощью специальных исследований и показателей;
– положительный имидж санаторно-курортной организации;
– поведение санаторно-курортной организации в кризисной ситуации.
Конечные параметры оценки результативности информационного обеспечения санаторно-курортной организации могут быть сформулированы следующим образом:
1) повышение инвестиционного потенциала и оптимальное использование инвестиционных ресурсов за счет совершен­ствования ее имиджа и репутации;
2) реализация конкурентного потенциала санаторно-курортной организации для создания новых рабочих мест, развитие сферы услуг;
3) создание и поддержание положительного имиджа санаторно-курортной организации [10].
Нами разработан алгоритм формирования управленческих решений для получения синергетического эффекта от реализации комплексного подхода к продвижению санаторно-курортных продуктов (рис. 2).
Повышение эффективности использования ресурсов комплекса продвижения в стратегическом развитии санаторно-курортной организации определяется приращением эффекта сетевого взаимодействия. Именно он обеспечивает рост полезности коммуникационного потенциала санаторно-курортной организации. Чем больше число участников процесса продвижения, тем более ценным становится отдельный контакт с группами целевых потребителей санаторно-курортного продукта. Санаторно-курортная организация заинтересована в формировании устойчивой положительной обратной реакции, при которой все участники информационного взаимодействия заинтересованы в расширении коммуникационной сети. Именно это условие и является основой обеспечения синергетического эффекта.
Моделирование процесса информационного обеспечения комплекса продвижения способствует уменьшению финансовых и временных издержек санаторно-курортной организации, при этом в значительной степени увеличивается точность прогноза общих качественно-количественных параметров ее будущих бизнес-процессов. Активизация коммуникационной составляющей продвижения санаторно-курортного продукта способствует решению социально-экономических задач, стоящих перед санаторно-курортной организацией.
Рис. 2. Алгоритм формирования управленческих решений для получения синергетического эффекта от реализации комплексного подхода к продвижению санаторно-курортных продуктов


Литература
1. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Приоритетность маркетинговых коммуникаций в условиях глобализации экономики // Проблемы современной экономики. — 2015. — №1 (53). — С. 163–165.
2. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Стратегия развития туристского бизнеса в условиях экономической нестабильности // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. — 2015. — Т. 1. — №1. — С. 35–39.
3. Бушуева И.П. Влияние качества туристических услуг на экономику региона // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск, 2017. — С. 29–32.
4. Оборин М.С., Клейман А.А. Сравнительный анализ и перспективы развития и совершенствования санаторно-курортного комплекса в регионах России на основе кластерного подхода // Вестник Национальной академии туризма: Российский научный журнал. — 2018. — № 1(45). — С. 19–25.
5. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Маркетинговые аспекты формирования многоконтурного санаторно-курортного продукта // Проблемы современной экономики. — 2013. — №3 (47). — С. 269–272.
6. Гварлиани Т.Е., Воробей Е.К. Тенденции развития туристско-рекреационных комплексов и их особенности на юге России // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития. — Пермь: Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. — С. 196–213.
7. Оборин М.С., Клейман А.А. Оценка влияния курортно-рекреационной деятельности на социально-экономическое развитие регионов // Вестник Национальной академии туризма: Российский научный журнал. — 2017. — № 4(44). — С. 46–52.
8. Гварлиани Т.Е., Айбазова Ф.М. Современное состояние и тенденции развития туристско-рекреационных комплексов // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций: сборник статей. — М.: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2015. — С. 99–106.
9. Клейман А.А. Основные направления развития санаторно-курортной деятельности и лечебно-оздоровительного туризма региона // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 5–2. — С. 350–356.
10. Левченко Т.П., Корягина Е.В., Левченко К.К. Система сбалансированных показателей как важнейший инструмент повышения эффективности управления предприятиями туристского бизнеса // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — Т. 10. — №9 (70). — С. 58–64.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия