Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ерасова Е. А.
доцент кафедры мировой экономики СПбГУ,
кандидат экономических наук


МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
В статье анализируется ситуация, сложившаяся в странах ЕврАзЭС в сфере применения международных стандартов, в том числе состояние соответствующей правовой базы. Предлагаются рекомендации по совершенствованию сертификации и стандартизации в этих странах и повышению конкурентоспособности их экспортной продукции.

Глобализация экономики предполагает использование глобальных стандартов качества и безопасности продукции и услуг. К таким стандартам в настоящее время относятся, в первую очередь, стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации), Международной электротехнической комиссии, Всемирной торговой организации, Системы сертификации изделий электронной техники, Системы всеобщего управления качеством, Системы международных прений за качество, Европейской экономической комиссии ООН и др.
Глобальные стандарты определяют международно признанный эталон качества товаров (услуг), международные требования к безопасности их производства и использования, в том числе к экологической безопасности, к организации труда и обмена. Они - одно из самых важных условий развития эффективной международной специализации и кооперирования производства, исследований, научно-технических разработок, углубления региональной производственной и научно-технической интеграции в мировой экономике, совершенствования международной торговли, ускорения процесса переориентации национальной экономики на новейшие, в том числе информационные, технологии, преодоления технологического отставания от наиболее развитых стран, общего повышения конкурентоспособности производства.
Ситуация с применением международных стандартов в странах ЕврАзЭС в целом является довольно сложной. С одной стороны, большинство стандартов и вся их система уже устарели. В России, например, к 2001 году было введено в действие лишь около одной трети важнейших международных стандартов, а стандартов, определяющих международное качество программных средств - примерно десятая их часть. По многим параметрам не соответствуют современным требованиям национальные системы информации, лицензирования и сертификации. С другой стороны, внедрение международных стандартов затруднено ввиду несовершенства технологии и организации большинства производств. Так, даже в российском нефтегазовом комплексе, поставляющем на мировой рынок значительную часть своей продукции, морально устарело около 2/3 буровых установок. В частности, по этой причине в период до 2005 года конкурентоспособным могут, по экспертной оценке, оказаться лишь 60 млн т. нефти, экспортируемой Россией. Уже к концу 90-х годов XX столетия в странах ЕврАзЭС и физический износ машин и оборудования достиг критических значений (техника изношена на 50-70 и более процентов).
Сертификация их продукции на соответствие международным (к тому же изменяющимся) стандартам, нуждается в существенном улучшении. Необходимую сертификацию прошло только несколько сотен систем качества по сравнению с примерно 300 тысяч в мировой экономике. По существу не изучаются особенности применения международных стандартов в условиях переходной экономики, в том числе стандартов и норм ВТО, экологических стандартов ИСО 14000. Отсутствуют серьезные обоснования для внедрения всей совокупности международных и национальных стандартов, в том числе в целях совершенствования систем управления качеством на предприятиях (с учетом стандартов ИСО 9000:2000, отраслевых стандартов, положений о наградах и премиях за качество).
Задачи по гармонизации национальных стандартов, необходимой для углубления региональной экономической интеграции, решаются крайне медленно. Мало заметны результаты деятельности Межгосударственного совета СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации, важнейшей задачей которого было определено обеспечение соответствия национальных систем стандартизации и сертификации международным требованиям и требованиям, вытекающим из соглашений о межгосударственной интеграции. Недостаточно последовательны и эффективны решения по совершенствованию национального законодательства, регулирующего сферу отношений по стандартизации и сертификации. В частности, это относится и к правовым нормам по безопасности как "одному из признаков качества экспертной продукции" (согласно международною признанной терминологии, используемой в стандарте ИСО 8402). Например, в Федеральном законе РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность рассматриваются как независимые понятия, не учитываются межгосударственные стандарты (в перечне нормативных документов), да и положения ранее принятых законов РФ (о стандартизации, сертификации продукции и услуг, защите прав потребителей), что дезориентирует предприятия, поставляющие продукцию на рынки стран ЕврАзЭС и затрудняет развитие экономической интеграции в нашем регионе мирового хозяйства.
Для повышения конкурентоспособности продукции, экспортируемой в страны ЕврАзЭС, в развитые и развивающие страны, необходимы:
- соглашения между государствами - членами ЕврАзЭС о взаимном признании сертификатов на некоторые национальные стандарты, отвечающие международным требованиям к стандартизации, и на системы управления качеством на предприятиях - экспортерах;
- аналогичные соглашения с наиболее авторитетными зарубежными органами по сертификации;
- ускорение процесса аккредитации соответствующих национальных организаций стран ЕврАзЭС в международных организациях по сертификации и их вступления в Международный форум по аккредитации (IAF);
- взаимодействие Интеграционного Комитета и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и национальных организаций, занимающихся проблемами стандартизации и сертификации, с Международной федерацией пользователей стандартов (IFAN), ИСО, ВТО, Всемирной организацией интеллектуальной собственности в рамках "Форума действий в сфере стандартизации на глобальном рынке", созданного по инициативе ИСО;
- последовательная реализация в национальной законопроектной и правоприменительной практике Основ законодательства и типовых проектов, разрабатываемых по "Программе законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества до 2005 года" (прежде всего, об основах технического регулирования, основах законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о лицензировании экспорта и импорта товаров, основных принципах торговли услугами, основах таможенного законодательства, основных принципах защиты прав потребителей и др.);
- совместная разработка стандартов для комплексной оценки уровня безопасности и риска при развитии экспорта и международной специализации национального производства;
- разработка общих отраслевых стандартов стран ЕврАзЭС, соответствующих международным требованиям;
- создание при национальных организациях по стандартизации и сертификации органов (советов) по координации деятельности в области сертификации систем качества.
Названные стратегические мероприятия, относящиеся, на наш взгляд, к числу первоочередных, при решении проблемы повышения конкурентоспособности могут быть успешно осуществлены только при условии разработки в рамках ЕврАзЭС международных программ развития международной специализации и кооперирования производства в отдельных отраслях экономики.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия