Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Крымов С. М.
профессор высшей школы основ экономики и менеджмента
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
доктор экономических наук

Левенцов В. А.
доцент высшей школы промышленного менеджмента и экономики
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук


Модель развития реляционных отношений предприятия с позиции современных концепций управления
Статья продолжает анализ развития реляционных отношений предприятия на основе информационной модели Дж. Гэлбрейта. Исследованные ранее стадии дополнены новыми этапами, основанными на реляционных отношениях с субъектами внешней среды. Использование новой концепции управления позволяет обрабатывать больший объем информации, расширяя звенья бизнес-процессов на основе новой технологии взаимодействий с партнерами
Ключевые слова: реляционные отношения, предприятие, информационная модель, управление предприятием
УДК 338.2; ББК 65.291   Стр: 114 - 118

Статья является продолжением анализа, проведенного в ряде работ авторов, в частности [1, 2], посвященных исследованию динамики развития предприятия по Дж. Гэлбрейту, как совокупности потоков информации.
Реляционное пространство предприятия составляет множество потенциальных взаимодействий, как внутри, так и за пределами границ фирмы, с другими экономическими субъектами, являющимися элементами экономических систем, к которым принадлежит предприятие. Реляционные отношения позволяют аллокировать совместные агрегаты ресурсов для выполнения задач субъектов реляции, что обеспечивает синергию взаимодействия [3]. Фирма добивается эффективности не вследствие наличия лучших ресурсов, а возникающих на основе реляционных отношений возможностей использовать ресурсы партнера, как ренты от взаимодействий с ним. Мерой рациональности реляции выступают:
– достижение стратегических целей развития на основе привлечения ресурсов партнера, появление нового функционала деятельности;
– элиминация или снижение затрат по ряду направлений, связанных с совместными проектами, взаимодействие может трактоваться как расширение границ фирмы, рост масштабов деятельности;
– повышение уровня безопасного развития ввиду снижения риска турбулентности рыночной среды, расширения зон стабильности за счет кооперационных соглашений и др.
Трактовка предприятия, по Дж. Гэлбрейту, позволяет интерпретировать развитие как этап перехода от одной концепции управления к другой, позволяющей обрабатывать больший объем информации [4].
В настоящее время наблюдается постепенный переход общества к новой экономике, фундаментальными основами развития которой являются способы хранения, обработки информации, знания. Представление Дж. Гэлбрейта о предприятии как определенном множестве потоков информации хорошо сообразуется с дескрипцией предприятия по М. Портеру, как цепочки создания ценностей.
Одной из основополагающих тенденций в концепциях управления организацией становится проникновение информационных технологий в цепочку создания ценностей, что можно идентифицировать как фактор эволюции информационной модели, рис. 1.
Рис. 1. Проникновение информационных технологий в цепочку создания ценностей
(ОД — основные, ВД — вспомогательные виды деятельности) [5].

В этом случае открываются и практические перспективы развития предприятия в рамках модели, генезис новых этапов. Этапы модели отражают стадии развития новой информационной экономики. Реляционные процессы выходят за установленные границы фирмы и направлены на формирование отношений с другими участниками рынка.
Для решения поставленных стратегических задач осуществляется интеграция цепочки создания ценностей предприятия и цепочек деловых партнеров (по ряду видов деятельности и/или бизнес-процессов). Отношения с партнерами так или иначе направлены на обмен ресурсами, в широком смысле, а информация является средством, обеспечивающим создание звеньев цепочек бизнес-процессов.
Дж. Гэлбрейт рассмотрел семь последовательно сменяемых этапов управления. Первые четыре этапа характерны для предприятий индустриальной эпохи развития общества, другие три — для начального периода постиндустриальной эпохи, примерно до 1970-х годов. Последующее изменение социально-экономических условий требует институционализации новых концепций управления. Последующие этапы модели предложены и описаны в ряде работ Крымова С.М. и развиты, исследованы с позиции реляционных отношений В.А. Левенцовым [6, 7]. Если ранее реляционные взаимодействия имели внутрифирменную направленность — между персоналом, подразделениями фирмы, то теперь — внешнюю. Проведем анализ предложенных этапов, сохраняя общую нумерацию по Гэлбрейту. Отметим, что в предыдущем номере журнала в статье авторов была уточнена суть семи этапов, отражающих по Дж. Гэлбрейту, основные принципы концепций управления [19].
Этап 8. Создание альянсов. Для данного этапа реляционные отношения составляют основу развития формы. Альянс основан на договоре между субъектами взаимодействия и не предусматривает образование других организационно-правовых форм. Важнейшие типы альянсов исследованы в ряде работ, в частности [8] и представлены в табл. 1.

Таблица 1
Основные типы альянсов [9]
1.Альянсы фирм-конкурентов
Основа: стремление получить эффект масштаба деятельности.
2. Альянсы неконкурирующих фирм
Основа: стремление освоить новые виды производственной деятельности.
1.1. Интеграция одной или нескольких стадий производственного цикла.
Партнеры выпускают собственную продукцию. Но создается общий один или несколько узлов, которые целесообразно производить совместно.
2.1. Компании двух смежных секторов производственного цикла.
В цепочке снабжение — производство — сбыт альянс являет альтернативу между закупками (поставкам) у внешних субъектов и объединением с ними.
1.2. Объединение по созданию общей продукции.
Создается совместный продукт на основе расширения финансовой или материальной и иной базы.
2.2. Межотраслевые альянсы:
– диверсифицированные альянсы, формирование новых областей производства;
– рамочное соглашение о поддержке, сотрудничестве.
1.3. Объединение разнохарактерных активов.
Обмен активами двух участников. Часто одни технологии — в обмен на другие, либо доступ к территориальному рынку.
2.3. Транснациональные альянсы.
Как правило, роли партнеров сводятся к предоставлению продукта (технологий, оборудования) взамен на доступ к национальному рынку.

Кооперация, обеспечивающая высокую безопасность при допустимом уровне доходности, становится во многих случаях более рациональной, по сравнению с конкурентными отношениями, связанными с максимизацией прибыли при допустимой безопасности. Рациональность понимается в инструментальном смысле, как способ приближения к цели, постулируемой как состояние, при котором отклонение от поставленной цели минимально. Часто речь идет о реляционных отношениях по дополнению возможностей бизнеса в рамках обмена активами с партнерами. Например, технологии — в обмен на доступ к рынку. Отметим, что реляции в целом многообразны, в том числе возможно взаимодействие с прямыми конкурентами для реализации различных проектов, как например, один из последних примеров с сотовыми операторами. МТС с 2016 г. осуществляет взаимодействие с Билайн при строительстве совместно используемых ретрансляторов связи.
Обеспечение предприятия достоверной информацией о предприятиях-партнерах, с которыми формируется альянс, играет важнейшую роль при реляционных отношениях. Необходимы комплексные исследования по сбору информации о деятельности предприятий альянса, прежде всего, на этапе подготовки к взаимодействию. На этапе кооперации требуется верификация выполняемых договоренностей, однако меры контроллинга не могут быть всеобъемлющими, поскольку могут привести к некомпетентному вмешательству в деятельность партнера, организация производства которого является независимой; другая приоритетная задача — анализ перспектив совместного стратегического развития. Последнее, по Г.Б. Клейнеру, идентифицируется как аттракция партнеров [3].
Предприятия альянса часто не могут обеспечить син­хронное развитие, выполнение поставленных задач. Поэтому реляционные отношения имеют жесткие временные рамки. Необходимо оценивать, когда период реляционных отношений исчерпал себя, и нужны шаги по завершению или внесению корректив в деятельность союза. Обеспечение своего предприятия данными о партнере — крайне сложная задача, эффективность которой во многом определяет перспективы совместной деятельности, требует перманентного анализа реляционных отношений [10].
Этап 9. Диверсификация бизнеса. В современных условиях НТП может привести к революционным прорывам, появлению новых технологических императивов, информация о которых не может быть оперативно получена и спроецирована на основную деятельность предприятия. Традиционная область развития предприятия может стать мало привлекательной, как вследствие снижения спроса на предлагаемые товары, так и из-за появления новых конкурентов, обладающих новыми технологиями, ключевыми преимуществами, которые могут быть воспроизведены только в долгосрочном периоде. В высококонкурентной среде инвестиции в традиционные отрасли по указанным причинам могут стать проблемными. Предприятие вынуждено расширять сферы своей деятельности на новые области. Диверсификация может осуществляться в основном в дополнение, но иногда и взамен основной деятельности. Негативное влияние геоэкономики, всплески волатильности, санкции Запада в отношении целого ряда отраслей России, прежде всего высокотехнологичных, заставляет предприятия диверсифицировать не только поставки, рынки сбыта, но и искать новые пути развития собственного производства.
На осуществление полных и по-настоящему глубоких исследований для получения новой информации, связанной с выявлением возможностей развития в новой для предприятия области, в условиях перемен, быстрых смен парадигм экономического развития, будет не хватать времени, поиск усложняется много альтернативностью. Поскольку речь идет о выживании фирмы, менеджерам приходится принимать оперативные решения, полагаясь на интуицию, либо привлекать новых деловых партнеров. Это приводит к необходимости формирования реляционных отношений с новыми участниками бизнеса. Реляции позволят уменьшить потребность в новой информации.
Этап 10. Сетевые организации как форма развития бизнеса. Новую экономику называют также сетевой именно с позиции постепенного перехода от традиционных структур организаций к сетевым. Создание сети экономических субъектов считается наиболее характерной чертой новой информационной экономики: коммуникации охватывают все внешнее окружение предприятия. Выделяют внутренние и внешние взаимодействия, отображаемые на рис. 2, как сетевые взаимодействия с отдельными подразделениями и предприятиями, соответственно.
Рис. 2. Два типа сетевых организаций [7]

Сетевые организации обеспечивают гибкость, оперативность и доступность связей с деловыми партнерами. Это, с одной стороны, упрощает взаимодействия, облегчая получение информации. Но, с другой — приводит к многократному усложнению задач, поскольку повышается ответственность за достоверность обрабатываемой информации. Ведь при переизбытке информации, ее ценность, как справедливо замечает Г. Саймон, снижается. В то же время, многие эксперты, в частности И. Адизес, отмечают неизбежность стремительного роста объемов информации, усложняющей деятельность менеджеров [11]. Оперативный поиск нужной информации становится трудной многокритериальной задачей, решение которой требует особых навыков и умений менеджеров, при недостатке времени и высокой ответственности за последствия принимаемых решений. Формирование реляционных отношений внутри сети, обеспечивающих мягкие деловые взаимодействия, и позволяющих передать ряд управленческих решений партнеру, облегчают задачи менеджеров. Это несомненное достоинство сетевых структур. Но это работает при нормальном развитии отношений.
Под влиянием санкций, налагаемых на отношения с партнерами, характерных для сегодняшних реалий, других неэкономических воздействий на рыночные отношения появляются трудности, преодоление которых в первую очередь ложится на менеджмент предприятия. Возможно также наличие разных темпов развития партнеров, когда один из участников не успевает поставлять, в частности, дополнительное по отношению к первоначальным договоренностям, количество деталей, узлов, потребность в которых появилась у другого участника. Экстраординарным может стать и решение о замене предприятия-партнера, с которым осуществляются сетевые взаимодействия. Все это требует привлечения дополнительной информации. Возникает потребность в новом подходе к концепции управления.
Этап 11. Информатизация организаций. Формирование информационных систем является одним из приоритетов на всех этапах развития предприятия. Во все звенья цепочки создания ценностей проникают информационные технологии, как показано на общей схеме цепочки М. Портера, рис. 1.
Однако данный этап отражает интегрированную цепочку создания ценностей в широком смысле, что отмечено при анализе этапа 8. Включаются ценности в звеньях поставок, сбыта, потребителей, других взаимодействующих агентов.
Основой информатизации становится создание интегральных информационных систем (ИИС), общих для участников взаимодействий. Это обеспечит координацию, синхронизацию всех звеньев цепочки [12]. С учетом того, что сеть может охватывать значительные территории, объединенные большим количеством логистических каналов, требующих консолидации всех участников, ИИС приводит к необходимости не только наращивания технических усилий, но и высокого уровня компетенции менеджеров, их обслуживающих. Заметим, что без этого дорогостоящего условия обеспечения бизнес-процессов, предприятиям в новой экономике не выжить. Использование информационных, телекоммуникационных технологий необходимо для оперативных взаимодействий всех участников цепочек создания ценностей, разработок эффективных средств коммуникаций, продвижения, общения с потребителями. ИИС становятся инструментом осуществления реляционных отношений, обеспечивая эффективную циркуляцию потоков информации в цепочке ценностей и комплексную обработку информации.
Этап 12. Дефрагментация предприятий. Крупные компании — многопрофильные корпорации — разделяются на фрагменты, представленные на рис. 3 и исследованные в работе [13].
Рис. 3. Разделение многопрофильных корпораций на однопрофильные компании [13]

Причины данной дефрагментации прежде всего в том, что в новой экономике внешние трансакционные издержки становятся меньше внутренних, появляется аутсорсинг, создаются дополнительные предпосылки для формирования сетевых структур. Становится невозможным быть эффективным предприятием по всем направлениям деятельности, приходится концентрироваться на чем-то одном, основном виде деятельности. Такое разделение многопрофильной корпорации приводит к тому, что объем информации, необходимый для связи звеньев цепочки создания ценностей, минимизируется. Фактически данная тенденция означает, что осуществляется отделение информационной экономики от экономики материальной.
Между отдельными предприятиями, ставшими после дефрагментации корпораций самостоятельными, взамен прежних внутрифирменных взаимодействий, могут устанавливаться по ряду направлений деятельности реляционные отношения. Отношения возможны в рамках совместных проектов, коррелированные с выполнением прежних стратегических целей корпорации. Кроме того, возможна взаимовыгодная поддержка однопрофильных предприятий своих прежних партнеров по корпорации, при решении новых производственных задач, выстраивании новых деловых отношений. Это также осуществляется на основе реляционных отношений, развитие которых является логичным продолжением совместной деятельности в корпорации.
Этап 13. Появление фрилансеров — свободных агентов. Этап является логическим следствием дефрагментации, рассмотренной в предыдущем этапе. Ведь дальнейшее разделение представленных фрагментов имеет в конечном итоге естественный предел — создание предприятий, состоящих из одного человека.
Категория свободных агентов становится все более многочисленной. Во многом это обусловлено широким внедрением информационных технологий, роботизацией, автоматизацией производственных процессов, приводящих к заметному сокращению трудовой занятости. Высвобождающиеся трудовые ресурсы пополняют категорию свободных агентов. В экономике России фрилансеров пока немного (официальной статистки пока нет), в США таковых около четверти занятого трудоспособного населения. Это является серьезным вызовом для современных организаций, ориентированных на традиционное решение социальных проблем [14].
Свободные агенты ориентированы на новую форму благосостояния. Для них становится актуальным поиск информации о финансовом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном благосостоянии, рис. 4. Это связано и с их личными стратегиями, и с их бизнесом: грань между их предприятием и культурным развитием становится очень тонкой.
Рис. 4. Представления о личном благосостоянии свободных агентов

В быстротечном мире новой экономики кратковременные трудовые контракты становятся нормой. Как следствие, реляционные процессы для свободных агентов во многом сводятся к формированию имиджа фрилансера и поиску работы, контактами с потенциальными работодателями и агентами по найму. Все это может стать обязанностью самого фрилансера. Либо компаний по работе с клиентами — одним из фрагментов на рис. 3. Данные компании ориентированы на большой объем заказов по решению проблем значительного количества потребителей, в том числе трудоустройство, поэтому цена их услуг минимальна, вполне доступна и для одного индивида.
Фрилансер должен придерживаться принципов инновационного развития и приобретения ценностных достоинств, связанных с необходимостью постоянного самосовершенствования. Необходимым условием долгосрочного устойчивого развития свободного агента должно быть установление реляционных отношений с потенциальными партнерами и широким кругом лиц, способствующих заключению трудовых контрактов. Значимость приобретения релевантной информации, необходимой для развития реляционных отношений, в этих условиях многократно возрастает.
Этап 14. Социальная ответственность организаций. Одним из влиятельных стейкхолдеров, оказывающих заметное влияние на бизнес, являются органы государственной власти, муниципального управления, несущие ответственность за социальные проблемы общества. Информация об уровне влияния власти на деятельность предприятия необходима для правильного выбора направления развития фирмы. Наличие реляционных взаимодействий с властными структурами обеспечит предприятию эффективное стратегическое развитие. Стабильность фирм во многом определяется методологическими принципами воздействия государства на формирование социальной ответственности предприятий [15, 16].
Методология воздействия государства на бизнес. Возможны два сценария.
Сценарий 1. Ориентирован на невмешательство государства в экономику (по М. Фридмену) при сохранении либеральных ценностей. Роль планирования минимальна. Объект управления государства — денежная масса. Государство регулирует количество денег, таргетируя инфляцию, стремясь обеспечить уровень в 3 — 4 процента. Фактически данной концепции на протяжении длительного периода придерживалось правительство России. Усилия направлялись на контроль над денежной массой. Предполагалось отсутствие регулирования компаний со стороны государства, даже для государственных компаний сохранялась рыночная финансовая и иная автономность.
Сценарий 2. Ориентирован на планирование в экономике (по Дж. Гэлбрейту).
Выделяются две экономические системы. Планирующая система — это крупный бизнес, широко взаимодействующий с государством, который должен подвергаться сильному регулированию (контроль и надзор в зонах риска). Рыночная система — это малый бизнес, обеспечивающий занятость значительной части населения, деятельность которого подвергается большому вниманию. Объект управления государства — потребительский спрос. Велика роль прогрессивной шкалы налогов, позволяющей выравнивать доходы. Отрицается «невидимая рыночная рука по А.Смиту», но признается «невидимая рыночная рука 2-го рода», способная регулировать социальную ответственность предприятий. Данной концепции придерживались «оппозиционные» российские экономисты (Б.Титов, С.Глазьев, М.Делягин и др.), которые полагают, что снижение денежной массы негативно влияет на спрос и развитие в целом.
Несмотря на внешнюю разнонаправленность, между обоими сценариями в условиях российской экономики, по мнению авторов, имеет место конвергенция. Естественно, с некоторой долей условности, в контексте поставленных задач, связанных с исследованием реляционных отношений.
В частности, в контексте российских реалий сценарий 1, реализуемый в России вплоть до последнего времени, модифицирован: многие крупные компании испытывают воздействие со стороны федерального центра и региональных властей, в соответствии со сценарием 2, в том числе находят поддержку, вызванную западными санкциями.
В обоих случаях широко применяются программы, проводится политика, учитывающая долгосрочные интересы общества (можно говорить о большей эффективности того или другого сценария, но эта сложная задача выходит за рамки работы и не будет обсуждаться). Основной расчет — на новые ценностные ориентиры внутри организаций информационной экономики, обеспечивающие взаимодействие предприятий и общества.
Этап 15. Адаптация к внешней среде. Предприятие может отстоять свое право на свободное развитие только при рациональном следовании за изменениями во внешней среде. Рациональность понимается в инструментальном смысле, как и при анализе этапа 8. Цели предприятия должны быть достаточно широкими, чтобы предприятие не попало в ловушку изоляционизма, ориентируясь лишь на краткосрочные перспективы. В то же время предприятие не должно попасть в ловушку глобализма: нельзя следовать чужим, даже весьма привлекательным целям без учета местной специфики.
Поскольку серьезной проблемой в настоящее время становится кредитование, как авансирование роста современных российских предприятий, реляционные процессы должны быть направлены на формирование коммуникаций с потенциальными инвесторами, другими стейкхолдерами предприятий. Но это лишь одна сторона проблемы. Важно, чтобы формирование реляционных отношений, основанное на доверии, стало действительно философией развития организации, как это постулировалось целом рядом экспертов [17, 18]. Творче­ство, характерное для экономики знаний — новой экономики, должно стать всеобщим при развитии организаций, причем для всех сотрудников предприятий. Мышление, направленное на обеспечение потребностей клиентов, общества в целом, с выгодой для себя, должно стать тотальным. Ведь, как следует из логики этапа 12, дефрагментация предприятий осуществляется в силу слабости отдельных звеньев, которые могут нивелировать достижения предприятия в целом. Точно также отсутствие ориентиров взаимодействий отдельных элементов предприятия, и экономической системы, в которую входит предприятие, может привести к разбалансированию и стагнации всех процессов развития. Консолидация обеспечит развитие реляционных процессов и устойчивый рост всей организации в стратегической перспективе.
Подводя итоги анализа развития организаций в соответ­ствии с предложенной моделью, можно сделать следующие выводы и обобщения.
1. Приведенные этапы, хотя и являются последовательно сменяемыми с позиции доминирующих процессов, не являются абсолютно независимыми. Они взаимно переплетаются, пересекаются, могут осуществляться как параллельно, так и последовательно. Чаще всего выполнение данных этапов не может быть полным. Но и частичный переход на новый способ развития означает достижение определенного уровня развития новой экономики.
2. В новой экономике реляционные процессы становятся более стремительными и всеобъемлющими. Исследования стратегических перспектив развития часто могут быть эвристичными, смелыми, агрессивными. Как отмечено, невозможность обеспечить конкурентные преимущества по всем видам деятельности заставляет компании отказаться от многопрофильности, стать узкими специалистами лишь в одном бизнесе. Но это одновременно означает, что потеря конкурентоспособности по одному направлению приведет к непоправимым последствиям.
3. От портфельных стратегий, направленных на выбор приоритетных направлений развития, во многих случаях придется отказаться. Часто придется осуществлять производственное развитие даже не путем выбора конкурентных стратегий, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ одной единицы бизнеса, а на основе функциональных, иногда и личных стратегий. Реляционные отношения между компаниями должны набирать все больший вес, что необходимо требует обеспечения устойчивых коммуникаций сетевых взаимодействий, лояльности целого ряда взаимодействующих субъектов.


Литература
1. Крымов С.М., Левенцов В.А. Концептуальные основы и тенденции трансформаций реляционных отношений современных предприятий на различных этапах развития // Российское предпринимательство. — 2017. — Т. 18. — № 22. — С.3593–3604.
2. Крымов С.М. Тенденции развития организационных структур современных предприятий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Сер. Социально-экономические науки. — 2014. — № 5. — С. 51–57.
3. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. — 2011. — Т.9. — № 3. — С. 3–28.
4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Избранное. Авторский сборник. — М.: Эксмо, 2008. — 1200 с.
5. Портер М. Конкуренция. — СПб.: Питер, 2005. 608с.
6. Левенцов В.А. Генезис реляционных взаимодействий в развитии взглядов на отношения конкуренции субъектов рынка // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2017. — Т.10. — № 6. — C. 64–74.
7. Красюк И.А., Крымов С.М. Конкурентные преимущества организационных структур предприятий новой экономики // Экономика и предпринимательство. — 2014. — №12–2 (53–2). — С. 807–811.
8. Левенцов В.А. Анализ современных форм и особенностей развития стратегических альянсов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 5 (23). — С. 85–92.
9. Левенцов В.А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 5 (23). — С. 80–84.
10. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. — Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2013. — 133 с.
11. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах // Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. — 140 с. С.72–82.
12. Эванс Ф., Вустер Т. Вдребезги: новая информационная экономика и трансформация бизнес стратегий. — М.: ИД «Секрет фирмы», 2005. — 208 с.
13. Глухов В.В., Балашова Е.С. Организация производства. Бережливое производство: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007. — 238 с.
14. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83–91.
15. Литвиненко А.Н., Бабкин А.В. Применение риск-менеджмента при формировании организационно-экономических механизмов противодействия чрезвычайным ситуациям // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2009. — № 6–2 (90). — C. 131–137.
16. Крымов С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10–2 (63–2). — С.832–835.
17. Медведева Ю.Ю., Красюк И.А. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6–2 (59–2). — С. 692–696.
18. Дзюбенко И.Б., Левенцов В.А., Левенцов А.Н. Финансовое управление развитием экономических систем: монография. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. — 242 с.
19. Крымов С.М., Левенцов В.А. Концептуально-методологический анализ динамики развития реляционных отношений на предприятии: информационная модель // Проблемы современной экономики. — 2018. — №2. — С.145–147.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия