Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Рапота Г. А.
Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА И ИНТЕГРАЦИОННОГО КОМИТЕТА ЕврАзЭС В 2005 Г.

За период, прошедший с начала этого года, проведено два заседания Интеграционного Комитета на уровне заместителей глав правительств и одно заседание Межгосударственного Совета на уровне глав правительств.
Принят ряд документов: Концепция агропромышленной политики государств - членов ЕврАзЭС; Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС; Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов ЕврАзЭС; Перечень подлежащих разработке первоочередных технических регламентов; Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и табачной продукции на территории государств - членов ЕврАзЭС; Протокол к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г. (Протокол упорядочивает количество документов, которые позволяют пересекать границу при существующем в Сообществе безвизовом режиме.)
Принятые документы свидетельствуют о вполне определенной динамике в развитии ЕврАзЭС. Правда, есть ряд вопросов, которые вызывают особую озабоченность и которые, соответственно, явились предметом обсуждения на заседании Межгосударственного Совета: 1) о формировании единого таможенного тарифа, который позволит создать Таможенный союз. (Его создание запланировано на 2006 г., но темпы формирования общего таможенного тарифа не так быстры, как хотелось); 2) о создании международной инвестиционно-кредитной и расчетной организации.
Первый вопрос тесно связан с вопросом о вступлении членов ЕврАзЭС в ВТО, так как и при создании Таможенного союза, и при вступлении в ВТО решается одна и та же задача формирования таможенных тарифов. Если позиции сторон при формировании таможенных тарифов в рамках Таможенного союза будут отличаться от тех позиций, с которыми государства вступают в ВТО, то фактически отрезается путь к созданию Таможенного союза. Расхождение позиций допустимо, но в определенных пределах. Поэтому принято решение подготовить конкретные предложения по формированию общего таможенного тарифа с учетом переговоров о присоединении к ВТО.
По второму вопросу. Любая эффективно работающая интеграционная система имеет некие единые финансовые институты. В Европе это Европейский банк реконструкции и развития, во всемирном масштабе - Всемирный банк. Существует Азиатский банк развития и т. д. У нас таких институтов нет, хотя разговоры о необходимости их создания ведутся уже на протяжении двух последних лет. Было предложение создать такую организацию на основе Межгосударственного банка СНГ, который является сейчас платежно-расчетной системой, придав ему и функции кредитной организации. Министерствам финансов совместно с центральными национальными банками было поручено определить согласованную позицию по данному вопросу.
Теперь о ходе выполнения внутригосударственных процедур по Договору о статусе основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации и проведении организационно-правовых мероприятий по проектам Основ таможенного законодательства ЕврАзЭС, Основ транспортного законодательства ЕврАзЭС, Основ законодательства ЕврАзЭС об энергетике.
Вообще, если говорить о судьбах интеграционного процесса, о судьбах интеграции, то есть два "момента истины", которые будут свидетельствовать о том, готовы мы или нет двигаться дальше по пути создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. Во-первых, это принятие основ законодательств в таможенной, налоговой и других областях как законов прямого действия. Если удастся решить эту задачу, можно говорить о том, что интеграция состоялась. Во-вторых (второй "момент истины"), это создание таможенного союза, который предполагает и наднациональные исполнительные органы. Поэтому если государства решатся передать часть национальных полномочий наднациональному органу, тогда можно будет говорить о том, что Таможенный союз состоится. Вопрос это и политический, и экономический, и психологический.
Создание статуса Основ законодательства - первый шаг на пути решения этих задач. Сейчас идет процесс ратификации "Основ". Чем быстрее мы их примем, тем быстрее приступим к принятию Основ по отдельным направлениям.
Для достижения этой цели предусмотрено создание рабочих групп, куда будут входить члены постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС, советов и комиссии при Интеграционном Комитете, научно-экспертных советов при МПА, сотрудники Секретариата Бюро МПА и Секретариата Интеграционного Комитета, государственных органов сторон, научных и других организаций.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия