Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Горбунов А. А.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента
Смольного института Российской академии образования (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Песоцкая Е. В.
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Хакимов А. Х.
докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Использование метода моделирования в управлении предпринимательством
В статье анализируются общенаучные подходы к социально-экономическому моделированию: системный, функциональный, динамический, маркетинговый. С учётом специфики предпринимательской деятельности отмечается особое значение маркетингового подхода. Раскрываются базовые принципы маркетингового подхода и метода, и модели их использования в управлении предпринимательством
Ключевые слова: предпринимательство, управление предпринимательством
УДК 338.142.2; ББК 65.29   Стр: 133 - 136

Отличительной чертой предпринимательства является, как известно, высокая степень неопределенности и рисков. Их наличие и способность инициировать появление целого ряда негативных тенденций предопределяет повышение требований, предъявляемых к формированию управленческих решений, обеспечению их результативности и эффективности.
При формировании управленческих решений в предпринимательских структурах (как стратегических, так и тактических) следует опираться на использование метода познания сложных систем, который в общем виде можно интерпретировать, как метод моделирования. Конкретность и надежность данного метода доказана теоретически и подтверждена практически. Несмотря на богатый опыт его использования в отечественной и зарубежной практике, в различных отраслях и хозяйственных сферах, не удалось, к сожалению, достичь полной обоснованности методического инструментария, применяемого в модельных построениях и в процессе реализации конкретных моделей. В этой связи не теряет своей актуальности проблема формирования механизмов, способных использовать все преимущества метода моделирования и свойственного ему потенциала развития в системе управления предпринимательством.
Социально-экономическое моделирование, как самостоятельное явление [1], опирается на ряд общенаучных подходов. Основными из них являются: системный, функциональный, динамический, маркетинговый [2].
Системный подход рассматривает объект моделирования, в качестве которого выступает, в данном случае, предпринимательская организация, в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всех его элементов. С позиций системного подхода предпринимательская организация есть целостный, системно-организованный объект и ему безусловно присущи все свойства систем, сформированные на принципах абстрагирования от конкретных условий, в которых функционирует система, от ее природы, масштаба, специфики.
Применительно к задачам управления предпринимательской организацией, системный подход выражается, прежде всего, в концентрации внимания на внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях, а также взаимосвязях и взаимозависимостях между организацией и сложноустроенной предпринимательской средой.
Функциональный подход рассматривает предпринимательскую организацию в совокупности ее главных и второстепенных функций. В его рамках формируется оптимальное состояние и соотношение функциональных качеств организации. Функциональный подход позволяет решать целый ряд управленческих задач. На его основе выстраивается, в частности, организационная структура предпринимательской единицы, определяются возможные направления ее организационного развития. В стратегическом плане функциональный подход выражается в определении структуры функций, реализуемых на различных рыночных сегментах, что сопряжено с определением перспективных параметров спроса, конкуренции, возможностью установления рыночных контактов и взаимодействий с другими факторами, детерминирующими выбор стратегии функционирования и развития организации предпринимательского типа.
Суть динамического подхода заключается в исследовании предпринимательской организации с позиции диалектического развития. Рассматривается ретроспективная динамика развития организации в длительном периоде, определяются устойчивые тенденции и прогнозируются параметры, которые могут быть достигнуты в обозримой перспективе. Применительно к тем предпринимательским организациям, которые еще не накопили достаточного опыта, не обладают длительным периодом функционирования, ретроспективный анализ может проводиться с использованием аналогового метода. Если и использование аналогового метода невозможно (отсутствуют аналоги), говорить о применении динамического подхода не приходится. При этом важно понимать и учитывать, что если хотя бы один из ключевых научно-методологических подходов при формировании управленческих решений не используется, точность и надежность этих решений снижается, а риски возрастают.
Маркетинговый или рыночно-ориентированный подход отражает стратегию достижения полного количественного и качественного соответствия продуктов, производимых предпринимательской организацией, и потребительского спроса. Его реализация осуществляется за счет создания в организации системы маркетингового обеспечения, призванной осуществлять все функции, присущие современному маркетингу.
В современных условиях маркетинговый подход к формированию управленческих решений упрочил свои позиции в системе общенаучных подходов. Восприятие маркетинга как комплекса тактических действий в области продвижения продуктов уступило место его интеграции как формирующего элемента в построении экономической логики предпринимательства, в определении его стратегических приоритетов, в разработке предпринимательской стратегии и соответствующей ей тактики, в масштабных, углубленных исследованиях рынков и определении рыночных закономерностей, в организации разнохарактерных действий, успешная реализация которых и позволяет предпринимательским организациям достигать максимально возможных эффектов в периодах различной продолжительности.
Маркетинговый подход к управлению предпринимательством в наиболее полном виде может быть реализован за счет создания системы маркетингового обеспечения. Функционирование данной системы должно осуществляться по трем направлениям (функциям). Первая из функций заключается в проведении предварительного маркетингового исследования, в ходе которого исследуется и прогнозируется потребительский спрос в его количественных и качественных параметрах, определяется ключевой сегмент, анализируются конкурентные преимущества предпринимательской организации и перспективы их развития, а также анализируются факторы внешнего окружения и прогнозируется их динамика.
В ходе выполнения данной функции формируется стратегия маркетинга и стратегия управления маркетинговой деятельностью. Важно обеспечить органическую связь стратегии маркетинга с производственной стратегией и другими элементами стратегического управления. Такая связь обеспечивается комплексностью стратегического управления, детерминируемой его методологией.
Вторая функция, выполняемая системой маркетингового обеспечения, заключается в разработке, а затем и реализации плана маркетинга, в котором представлены основные цели и задачи в области маркетинга и конкретные мероприятия, с помощью которых эти цели и задачи могут быть достигнуты. В рамках данной функции осуществляется и реализация намеченных мероприятий, поддерживаемая соответствующими управленческими решениями.
Третья из функций маркетингового обеспечения — организация постоянного наблюдения за динамикой рынка и корректировка реализуемых решений. Успешное выполнение данной функции обеспечивается применением средств мониторинга [3]. Мониторинг рынка должен включать в себя следующую последовательность процедур:
● определение структуры рыночных подсистем, требующих изучения, наблюдения и постоянного анализа (подсистемы спроса, конкуренции, партнерства, внешнего воздействия и т.п.);
● определение структуры параметров, требующих наблюдения;
● формирование источника необходимой информации;
● определение способов обработки, анализа и использования информации;
● формирование методического инструментария, обеспечивающего верную интерпретацию информации и получение обоснованных результатов;
● определение направлений и способов корректировки мероприятий, осуществляемых системой маркетингового обеспечения.
Внедрение в практику маркетинговых обоснований средств мониторинга и обеспечивает, по сути, ту гибкость и адаптивность, которая отличает предпринимательство от других видов хозяйственной деятельности.
Особое внимание следует уделять методам проведения мониторинга. Если опираться на устоявшуюся и широко используемую точку зрения в отношении сути термина «мониторинг», то его следует идентифицировать, как наблюдение. Но такая трактовка вряд ли является полной. Более содержательная трактовка (предлагаемая в частности в [4]), которая рассматривает мониторинг, как единство трёх последовательных процедур: наблюдение, анализ и прогноз.
Выполнение комплекса данных процедур обеспечивает не только непрерывное получение информации, необходимой для принятия верных управленческих решений, но и её обоснование, всесторонний анализ, возможность разработки рекомендаций в области управления предпринимательством на принципах вариативности [5].
Если строго следовать методологии социально-экономического моделирования, то предварить модельные построения следует разработкой гипотез. Гипотезы формируются на основе предварительной информации и представляют собой, соответственно, предварительные суждения о динамике развития моделируемого объекта [6]. В управлении предпринимательством необходимость формирования гипотез возрастает вместе с возрастанием сложности объекта — предпринимательской организации, а также с возрастанием сложности и неопределенности рыночной среды, в которой она функционирует. Гипотезы в этих условиях всегда основываются не на доказательствах, а на предположениях, снабженных оценкой вероятности появления той или иной ситуации.
В структуре модельных построений в качестве основных, наиболее полных, структурно и содержательно завершенных и способных быть полностью реализованными выделяются программы и проекты. Программирование в данном случае проявляется в разработке комплексных программ развития предпринимательской организации, «встроенных» в единую логику моделирования.
Ключевой особенностью комплексной программы является формирование основной цели, которая может и должна быть достигнута в ходе реализации программных мероприятий и действий. Такая цель представляет собой модель ожидаемого результата, что, кстати, является еще одним проявлением использования метода моделирования в управлении предпринимательством.
Цели, как известно, могут выражаться и в количественных, и в качественных оценках. Но предпочтительнее использовать количественные параметры, т.к. на их основе значительно проще оценить впоследствии полученные результаты.
По отношению к единой цели осуществляется процедура последовательной декомпозиции, по результатам которой формируется еще одна модель, получившая называние «дерева целей».
Одновременно с целевым моделированием разрабатывается и модель ресурсного обеспечения. Ресурсные обоснования включают в себя две процедуры:
● определение объема ресурсов (всех видов), которые необходимы для реализации выдвинутых целей, с использованием укрупненных оценок или аналогового метода;
● определение объема ресурсов, которые могут быть привлечены к реализации целей, заявленных в комплексной программе.
Следует стремиться к полной сопоставимости объема необходимых и фактических ресурсов. В случае отсутствия такой сопоставимости неизбежна корректировка целевого блока.
По завершению формирования целей и задач следует приступать непосредственно к разработке мероприятий, предназначенных для реализации в рамках комплексной программы развития предпринимательской организации. При разработке таких мероприятий необходимо охватить все направления деятельности организации. Их структура должна соответствовать организационному устройству субъекта предпринимательства и быть взаимосвязанной.
Исключительно важно обеспечить согласованность намеченных мероприятий, их непротиворечивость и возможность взаимной поддержки (синергии). Необходимо исходить из принципа их полной ресурсной обеспеченности и уже на этой стадии охарактеризовать подходы к их организационному сопровождению.
Важной особенностью комплексной программы развития предпринимательской организации является обеспечение соответствия ее целей и мероприятий направлениям регионального регулирования, планам и приоритетам регионального развития, другим документам, регламентирующим отраслевое и территориальное развитие. Нельзя не отметить, что такие согласования отличает высокая сложность и трудоемкость. Сложность обусловлена, как сложностью самого моделируемого объекта, так и множественностью используемых в территориальном управлении регламентирующих документов. Однако такое согласование представляется совершенно необходимым. При этом важно не только учесть неизбежные ограничения, но и найти дополнительные стимулы к реализации программных мероприятий (например, в форме госзаказа).
Продолжительность периода, на который разрабатываются программные мероприятия, может быть различной. Она может ограничиваться сроком реализации комплексной программы, а может выходить за его пределы с обязательной фиксацией тех промежуточных результатов, которые должны быть достигнуты к периоду окончания программы.
Способом осуществления комплексной программы развития предпринимательской организации является инвестиционное проектирование — особая форма моделирования, имеющая реализационный характер. Такая форма опирается на единую методологию моделирования, но может осуществляться как модель последовательного или параллельного инвестиционного проектирования.
При последовательном инвестиционном проектировании программирование и проектирование рассматривается как единый, неразрывный процесс и вычленение такой стадии, как разработка проекта, имеет некоторую условность. На первой стадии разрабатывается собственно комплексная программа, а на второй осуществляется детализация и конкретизация программных мероприятий с учетом всей совокупности реализационных предпосылок, подкрепленных соответствующими инвестиционными обоснованиями. Мероприятия соответствуют целям и задачам программы и разрабатываются с использованием инструментария инвестиционного проектирования.
Последовательность в цепочке «программа-план» проявляется в данном случае наиболее полно, что с точки зрения возможностей для успешного внедрения программных мероприятий представляется весьма целесообразным, т.к. используется единая ресурсная схема, образуется единый цикл, началом которого является поиск инвестиций и выявление ресурсных резервов, а окончанием — детализированный план поступления инвестиций (с конкретизацией сроков, источников, последовательности). Такой подход позволяет снизить инвестиционные риски, но его целесообразно использовать не во всех случаях. Наибольший эффект может быть достигнут в ситуации, когда моделируемый объект представляет собой крупную, и главное, структурно целостную организацию, а комплексная программа его развития реализуется в один этап или содержит ограниченное число этапов, которые четко следуют один за другим. В этом случае результаты предпринимательской деятельности на предыдущем этапе являются стартовыми условиями для последующего. Параллельный режим проектирования используется в тех случаях, когда реализация программы осуществляется в совокупности ряда этапов. Причем некоторые или даже все промежуточные этапы могут начинаться до того, как полностью завершены мероприятия по предыдущему этапу, но уже получена часть важных промежуточных результатов. В этом случае создается достаточно сложная поэтапная структура процесса реализации, которая требует детальной, глубокой проработки, а также анализа и контроля собственно реализационного процесса, но достигается значительный эффект за счет экономии времени и внутренней синергии реализационных схем.
Как проявление параллельного подхода следует рассматривать ситуацию, когда одна комплексная программа реализуется с помощью нескольких инвестиционных проектов, стартующих и заканчивающихся в те же сроки, что и программа. Такая ситуация складывается, например, в тех случаях, когда комплексная программа развития предпринимательской организации состоит из ряда отдельных блоков. Блоки могут быть выделены по функциональному признаку (подразделения организации, выполняющие различные функции, выпускающие отдельные виды продукции) или по пространственному признаку (подразделения организации, размещенные на различных территориях), а также на «стыке» этих признаков или на условиях их детализации и поиска дополнительных признаков.
И последовательный, и параллельный режим отражает единство модельных построений и интерпретирует инвестиционное проектирование как механизм, развивающий и предметно ориентирующий программные установки, приближая их к условиям практики. Но оно представляет собой самостоятельный, методологически завершенный элемент моделирования, нуждающийся в собственном методическом обеспечении. В его основу закладываются положения инвестиционных концепций.
Формирование инвестиционных концепций следует интерпретировать как процесс разработки комплексной программы развития предпринимательской организации, с учетом ее целей, задач, ресурсов, что позволяет, в конечном счёте, разрабатывать инвестиционные проекты. Инвестиционный проект — модель, которая полностью соответствует требованиям логической обоснованности, что обеспечивается ее соответствием единой логике моделирования и требованиями практической реализуемости. Второе из требований диктует необходимость применения методов, объединенных в рамках управления проектом. Управление проектом есть процесс управления ресурсами проекта (финансовыми, материально-техническими, трудовыми, интеллектуальными и другими) на протяжении жизненного цикла проекта — периода времени от его начала до его окончания. При этом дифференцированно (в зависимости от специфики стадий жизненного цикла) используется методический инструментарий, вобравший в себя положения ряда экономических и инженерно-экономических дисциплин, теории управления в ее «классической» и современной методологии, экономики и организации производства, техники и технологии, теории маркетинга, а также положения предпринимательской парадигмы, видоизменившей традиционные представления о механизмах, моделях и методах ведения производственно-хозяйственной деятельности.


Литература
1. Томша П.П., Лобанов О.С., Минаков В.Ф. Основа для определения объективной оценки эффективности организационной структуры // Международный научно-исследовательский журнал= Research Journal of International Studies. — 2015. — №  3–3 (34). — С. 89–90.
2. Песоцкая Е.В. Селютина Л.Г., Управление жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки: монография. — СПб.: ВВМ, 2006. — 272 с.
3. Селютина Л.Г., Песоцкая Е.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве: Монография. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011.
4. Менеджмент: учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Петрова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 645 с.
5. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Материалы международной научно-практической конференции. — Нефтекамск: ООО «Наука и образование». — 2015. — С. 212–216.
6. Минаков В.Ф., Корчагин Д.Н., Король А.С., Шевцов М.А. Пустахайлов С.К. Математическое моделирование автоматизированных информационных процессов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2006. — № 3. — С. 15–19.
7. Горбунов А.А., Асаул А.Н., Заварин Д.А., Особенности инвестиционного планирования инновационных инвестиционно-строительных проектов // Экономика строительства. — 2015. — № 3. 1.5п.л
8. Горбунов А.А., Буянов О.В. Государственная поддержка предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья // Проблемы современной экономики — 2015. — № 4(53). — С.224–227.
9. Горбунов А.А. Буянов О.В. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья // Вестник Национальной академии туризма. — 2015. — № 19. — С.100–104.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия