Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кошелева Т. Н.
заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин и сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации,
профессор кафедры экономической теории и экономики предпринимательства
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономичекских наук, доцент, член-корр. МАН ВШ


Методические подходы к развитию современных форм малого бизнеса как инфраструктурного звена экономики в целом
В статье рассматривается проблематика появления новых направлений предпринимательской деятельности и необходимостью конкретизировать и классифицировать новые сферы предпринимательства, в первую очередь малого; формулируются принципы функционирования системы проектно-целевого подхода в малом инфраструктурном предпринимательстве; обосновывается необходимость выделения малого инфраструктурного предпринимательства в качестве элемента, обеспечивающего предпринимательскую деятельность на уровне региона и страны в целом и предлагается определение новых сфер функционирования малого предпринимательства в форме виртуального и сетевого предпринимательства, как направления функционирования малого инфраструктурного предпринимательства в интернет-пространстве
Ключевые слова: малое предпринимательство, малое инфраструктурное предпринимательство, виртуальное предпринимательство, сетевое предпринимательство
УДК 338.24; ББК 65.290-2   Стр: 139 - 141

Значение развития малого предпринимательства в современном обществе невозможно преуменьшить. Именно благодаря развитию малого предпринимательства, в первую очередь инновационно-направленного, происходит успешное экономическое развитие европейских стран, Японии, Южной Кореи, США. В развивающихся странах пока не уделяется должного внимания со стороны государства на поддержку и продвижение программ по повышению имиджа малого предпринимательства в качестве выгодного вложения капитала, эффективного направления деятельности семейного бизнеса, привлекательной сферы самозанятости. В РФ руководство страны выделяет значительные ресурсы на поддержку развития малого предпринимательства во всех сферах и регионах экономики, но эти усилия не сопоставимы с отдачей, которую получает государство от малого предпринимательства. По мнению автора, основная проблема заключается в несовпадении сфер предпринимательской деятельности, на которые обращает внимание государство в процессе формирования программ и систем поддержки малого предпринимательства, закладывая определенные ресурсы на их реализацию и стимулирование потенциальных предпринимателей. Не учитываются также государственными структурами и тенденции в обществе, ориентированные на все большее проникновение в нашу жизнь интернет-среды. В этой связи, следует активизировать научную разработку механизмов освоения предпринимательством, особенно малыми его формами интернет — пространства, которое уже активно происходит в последнее время [1]. Актуальность данной проблемы очевидна.
Малое предпринимательство должно развиваться несколько в ином направлении по сравнению с сегодняшним курсом. Оно должно стать востребованным и необходимым и будет таковым, если будут созданы условия для его развития в форме одного из элементов инфраструктуры крупного и среднего бизнеса. В этих целях необходимо создать нормативно-правовую базу по обеспечению возможности функционирования и поступательного развития субъектов инфраструктурного малого предпринимательства, а именно:
– создание благоприятной комфортной предпринимательской среды для становления инфраструктурных субъектов малого предпринимательства, для их роста и поступательного развития, в том числе и создание возможности льготного налогообложения или даже освобождения от налогообложения субъектов малого предпринимательства на первое время их становления;
– выстраивание взаимодействия между предпринимательскими структурами в горизонтальном и вертикальном направлении, как между собой, так и между субъектами малого предпринимательства и государственными структурами;
– обеспечение финансирования как из местных и региональных бюджетов, так и возможности включения процесса создания инфраструктурных элементов малого предпринимательства в государственные программы финансирования;
– создание правовых условий для преодоления административных барьеров на протяжении всего жизненного пути субъектов малого инфраструктурного предпринимательства;
– введение гарантированных возможностей для «переформатирования» инфраструктурных субъектов малого предпринимательства в иные формы малого предпринимательства в процессе их развития в случае трансформации, приостановки или прекращения необходимости в функционировании данного инфраструктурного элемента;
– обеспечение возможности получения прибыли от разработки и реализации партнерских программ с местным или региональным бюджетом в форме государственно-частного партнерства по иным направлениям деятельности, отличным от основной цели создания субъекта малого инфраструктурного предпринимательства;
– обеспечение возможности получения прибыли от основной предпринимательской деятельности субъекта малого инфраструктурного предпринимательства, за вычетом доли местного или регионального бюджета в программах частно-государственного партнерства или иных форм взаимодействия в соответствии с договорными отношениями;
– обеспечение возможности получения прибыли от основной предпринимательской деятельности субъекта малого инфраструктурного предпринимательства в процессе оказания услуг для других предпринимательских структур;
– обеспечение возможности получения прибыли от инновационной деятельности, включая организацию патентования и защиты авторского права на инфраструктурные инновации и внедрения инфраструктурных инноваций за счет средств местного или регионального бюджета или их финансирования путем включения данных инноваций в государственные программы и т.д.
Ряд существующих нормативно-законодательных актов можно и сегодня применить для формирования новых инфраструктурных субъектов малого предпринимательства, но не во всех случаях и не всегда их можно использовать для развития и функционирования субъектов малого предпринимательства.
Возможно, необходимо будет создать отдельные структуры по совместному финансированию малых инфраструктурных элементов на основе частно-государственного партнерства или в форме финансирования инфраструктурных элементов регионов и т.д. Необходимость формирования новых элементов финансовой инфраструктуры для становления и развития структуры совместного финансирования малых инфраструктурных предпринимательских субъектов возникла уже давно. Автор ранее предлагал в своих работах ряд направлений по их формированию и реализации: система гарантий (в том числе выдаваемых от лица государственных специализированных финансовых организаций); различные механизмы кредитования, предполагающие разные варианты предоставления кредита, включающие в себя разовое зачисление на счет денежных средств; открытие кредитной линии; кредитование банком расчетного счета субъекта малого предпринимательства (овердрафт); участие в предоставлении денежных средств субъектам малого предпринимательства на синдицированной (консорциальной) основе; субсидии из бюджета на закупку оборудования в значимых для региона отраслях промышленности и сельского хозяйства; создание «Револьверного фонда» для субъектов малого предпринимательства (обеспечение поручительства для субъектов малого предпринимательства, прошедших процедуру получения муниципального или государственного заказа) и др. В предыдущих своих работах автором предлагалось применить для финансового обеспечения систему проектно-целевого подхода, учитывающую основные особенности инновационной деятельности. Эту систему можно применить и для финансирования формирования и развития новых инфраструктурных субъектов малого предпринимательства (с некоторыми уточнениями и дополнениями, в результате которых данную систему автор предлагает именовать системой проектно-целевого подхода в инфраструктурных проектах). Среди основных принципов функционирования системы проектно-целевого подхода в инфраструктурных проектах малого предпринимательства предлагаем использовать следующие [2]:
– принцип ориентации на реализацию конкретного инфраструктурного проекта и его адаптацию на реальном предпринимательском рынке;
– принцип сквозного планирования деятельности субъектов малого инфраструктурного предпринимательства на всех этапах — от формирования взаимосвязей и нормативно-законодательной базы — до окончания жизненного цикла инфраструктурного предпринимательского проекта;
– принцип непрерывности поступления финансовых ресурсов от реализации оказанных инфраструктурных услуг в долевом соотношении (в случае применения частно-государственного партнерства) или в соответствии с договорными условиями после выплаты всех обязательных платежей по договорам инфраструктурного взаимодействия.
Принцип ориентации на реализацию конкретного инфраструктурного проекта и его адаптацию на реальном предпринимательском рынке определяет конечные цели инфраструктурного регионального (местного) проекта, которым подчинены задачи каждого этапа формирования, адаптации и развития инфраструктурного взаимодействия силами субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которыми и определяется система выстраивания финансовых взаимосвязей предпринимательской среды.
Принцип сквозного планирования деятельности субъектов малого инфраструктурного предпринимательства позволяет определить иерархическую модель планов и структуру финансового планирования в целом в зависимости от реализации конкретного этапа претворения в жизнь инфраструктурного предпринимательского проекта.
Принцип непрерывности поступления финансовых ресурсов от реализации оказанных инфраструктурных услуг предполагает непрерывную и последовательную взаимосвязь и преемственность этапов финансового планирования конкретного инфраструктурного предпринимательского проекта силами субъектов малого предпринимательства в соответствии с этапами жизненного цикла субъекта малого предпринимательства.
Предлагаемая система может быть использована как в процессе частно-государственного партнерства, так и в процессе иной выстроенной системы инфраструктурного взаимодействия между субъектами малого предпринимательства и другими предпринимательскими структурами или региональной (местной) администрацией.
Для субъектов малого предпринимательства в форме инфраструктурных элементов наиболее целесообразно выстраивать цепочку бизнес-взаимодействия заранее, чтобы подготовленная бизнес-предпринимательская ниша стала привлекательной. Потенциальные малые предприниматели будут стремиться занять эти ниши, которые будут обеспечивать развитие крупного и среднего бизнеса, будут решать проблемы регионального и местного развития.
Среди новых инфраструктурных субъектов малого предпринимательства необходимо выделить достаточно специфичные и уже активно развивающиеся направления предпринимательской деятельности, такие как виртуальное и сетевое предпринимательство. Данные виды малого предпринимательства можно рассматривать и как самостоятельные виды малого предпринимательства, и как инфраструктурные элементы с перспективами длительного жизненного предпринимательского цикла, финансовая устойчивость которых должна быть обеспечена. Сетевое предпринимательство еще не исследуется в настоящее время в полной мере, хотя в нем заняты уже значительное число малых предпринимательских структур, а официальная статистика игнорирует пока эту сферу и не учитывает предпринимателей, работающих в сети [3].
В последнее время развитие субъектов малого предпринимательства определяется, в том числе, и развитием виртуального малого предпринимательства. Под виртуальным предпринимательством, которое не может быть ни средним, ни крупным, автор предлагает понимать предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в основном виртуально (в сети) — зарабатывает и тратит, не обналичивая заработанные средства, т.е. работает в сети, реализует свои услуги и товары, приобретает товары и услуги в сети, оплачивает налоги и т.д. Сетевое предпринимательство, конечно, не имеет ничего общего с сетевым маркетингом, который ориентирован, в основном, на построение пирамиды и подразумевает под собой покупку каких-либо товаров и распространение их по так называемой «сети» клиентов — поэтому его так и назвали «Сетевой маркетинг» Автор пишет о предпринимательской деятельности в интернет-сети и отсюда название малого сетевого предпринимательства. Под сетевым предпринимательством автор предлагает понимать предпринимательскую деятельность, которая, как и виртуальное предпринимательство, осуществляется в основном в сети, но сами услуги оказываются реально (например, кашеринг), а оплата за оказанные услуги и покупки предпринимателями осуществляются виртуально [4].
Виртуальное предпринимательство, в свою очередь, тоже можно классифицировать, хотя пока активно развивается в основном финансовое виртуальное предпринимательство в форме обращения биткоинов и иных финансовых виртуальных инструментов. Но, финансовое виртуальное предпринимательство не единственное в сети. Образовательные услуги уже порядка 10 лет присутствует в сети в форме дистанционного образования, только оплата осуществлялась не в виртуальном пространстве. Но, в последнее время оплата образовательных услуг в виртуальном пространстве начала активно развиваться. Также превращению дистанционного образования в образовательный вид виртуального предпринимательства способствует появление и расширение образовательных площадок на базе университетов и открытие новых университетов, позиционирующих свои образовательные услуги как услуги в интернет-пространстве. Виртуальное малое предпринимательство автор предлагает также классифицировать по следующим признакам:
– по субъектам, для кого оказываются предпринимательские виртуальные услуги (юридические лица, физические лица и государственные структуры);
– по форме предпринимательского взаимодействия (субъект малого виртуального предпринимательства — субъект реального малого, крупного или среднего предпринимательства; субъект малого виртуального предпринимательства — государственные структуры; субъект малого виртуального предпринимательства — предпринимательские структуры, выступающие инфраструктурными элементами предпринимательства или государственных структур наравне с субъектами малого виртуального предпринимательства);
– по границам взаиморасчетов (в РФ, в рамках ШОС, в рамках БРИКС и с другими странами);
– по границам оказываемых услуг (в РФ, в рамках ШОС, в рамках БРИКС и с другими странами);
– по уровню риска в процессе предпринимательского взаимодействия (мало рискованные, средне рискованные и высоко рискованные виртуальные предпринимательские проекты);
– по уровню так называемых «интеллектуальных вложений» в виртуальное предпринимательство и т.д.
Сетевое предпринимательство тоже можно классифицировать. Автор предлагает классифицировать по следующим критериям:
– по субъектам, т.е. для кого оказываются предпринимательские сетевые услуги (юридические или физические лица);
– по уровню риска в процессе предпринимательского взаимодействия (мало рискованные, средне рискованные и высоко рискованные сетевые предпринимательские проекты);
– по уровню так называемых «интеллектуальных вложений» в сетевое малое предпринимательство;
– по уровню ресурсных вложений в сетевое малое предпринимательство;
– по численности вовлеченных пользователей в сетевое малое предпринимательство в качестве клиентов и посредников по оказанию предпринимательских услуг и т.д.
Среди новых направлений развития инфраструктурного малого предпринимательства необходимо выделить информационную, развлекательную и обслуживающую сферы деятельности, которые уже достаточно активно функционируют в интернет–пространстве [5]. Но, функционировать в интернет-пространстве — это не всегда означает осуществлять предпринимательскую деятельность. Ведь в социальные сети вовлечено практически все молодое поколение нашей страны, и значительная часть взрослого населения, включая и людей преклонного возраста. Но, лишь немногие зарабатывают в интернете. Причем этот заработок не всегда можно отнести к предпринимательской деятельности, в основном это заработок от размещения рекламы и зачастую нелегальный, т.е. он осуществляется без официальной регистрации пользователей в качестве индивидуальных предпринимателей и, естественно, без уплаты налогов с получаемого дохода. Автор предлагает эту сферу малого предпринимательства рассматривать также в качестве рынка предпринимательской деятельности, в отношении которого необходимо выстроить систему взаимоотношений предпринимателей с государственными структурами, как внутри интернет–пространства, так и вне такового.
Таким образом, автором сделана попытка выделить новое направление развития малого предпринимательства в качестве инфраструктурного элемента и сформулировать принципы функционирования системы проектно-целевого подхода в инфраструктурных проектах субъектов малого предпринимательства. Предложены направления развития инфраструктурного малого предпринимательства, рассмотрена классификация новых направлений развития инфраструктурного малого предпринимательства в сфере интернет-пространства и, таким образом, сформулирован авторский подход к направлению развития малого предпринимательства в качестве инфраструктурного элемента предпринимательства в целом.


Литература
1. Сидорова, А.В. Механизмы и инструменты управления региональным инновационным развитием малого предпринимательства / А.В. Сидорова, Т.Н. Кошелева //Модернизация российской экономики: прогнозы и реальность: Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 569–575.
2. Кошелева Т.Н. Методические подходы к процессу формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 4 (64). — С. 92–94.
3. Воронцова А.М. Инструменты и технологии развития коммуникационного пространства малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева, А.М. Воронцова // Межкультурная коммуникация: стратегии и тактики международного гуманитарного образования: Материалы международной научно-практической конференции, 2017. — С. 35–42.
4. Кошелева Т.Н. Информационное обеспечение управления развитием малого предпринимательства в условиях глобального информационного пространства // Статистика как средство международных коммуникаций: Материалы международной научно-практической конференции, 2014. — С. 332–334.
5. Сычева Е.А. Роль информационных технологий в модернизации экономики РФ / Е.А. Сычёва, Т.Н. Кошелева // Актуальные вопросы внедрения молодежных инициатив и их реализация в инновационной сфере: Сборник научных трудов II Международной научно-практической студенческой конференции / Санкт-Петербургский академический университет, 2016. — С. 153–155.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия