Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ноговицын Р. Р.
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий
Финансово-экономического института Северо–Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук

Кладкина С. Н.
старший преподаватель кафедры менеджмента Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)


Особенности реализации энергосервисных контрактов в области энергосбережения отрасли ЖКХ (на примере Республики Саха (Якутия))
В статье рассмотрены опыт и особенности реализации энергосервисных контрактов в отрасли жилищно–коммунального хозяйства на примере Республики Саха (Якутия). Представлен имеющийся механизм реализации энергосервисной деятельности в регионе
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), жилищно–коммунальное хозяйство, энергосбережение, энергосервисные контракты
УДК 620.9:643.01(571.56); ББК 31.19+65.441(2Рос.Яку)   Стр: 196 - 199

В последние годы в условиях нехватки бюджетных средств на модернизацию и реконструкцию объектов ЖКХ наиболее актуальным становится привлечение бизнес — сообществ к партнерским отношениям с государством по наиболее проблемным вопросам. Возрастающая потребность в частном участии в форме непосредственного исполнения проектов продиктована не только инвестиционными вложениями со стороны бизнеса, в условиях сокращения бюджета, но и привлечением к проектам партнеров с инновационными организационными, управленческими и энергоэффективными технологиями. Бизнес — сообщество с указанными качествами получает допуск к одной из самых проблемных и обширных отраслей экономики России, охватывающей практически все население и несущей в себе социальную направленность.
Одной из наиболее обсуждаемых форм взаимодействий государства и бизнеса в области энергосбережения является энергосервисный контракт или перфоманс — контрактинг. В непростой экономической ситуации, сложившейся в России, энергосервисные контракты могут выступить инструментом выхода ЖКХ на высокотехнологичный путь развития, будут способствовать реальной экономии бюджетных средств и средств потребителей.
В соответствии с задачей государственной программы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р в области развития энергосбережения и повышения энергоэффективности в государственной программе РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012–2017 годы и на период до 2020 года» целью обозначается снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) на 40 процентов к 2020 году по сравнению с 2007 годом, а также формирование энергоэффективного общества в регионе.
Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части РФ и является ее самым большим регионом. Общая площадь территории республики составляет 3,1 млн кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. Республика объединяет 35 административных районов (улусов). Основу электроэнергетики Республики в настоящее время составляют электростанции и предприятия электрических сетей ОАО АК «Якутскэнерго» с установленной мощностью в 2143 МВт, обеспечивающие 96–97% общей выработки электроэнергии и свыше 30% тепловой энергии в Республике. Централизованным электроснабжением в настоящее время охвачено около 36% территории или 18 из 35 административно-территориальных делений, где проживает более 85% населения Республики.
По количеству внедренных энергосервисных контрактов Республика Саха (Якутия) занимает лидирующую позицию среди всех субъектов Российской Федерации. В целом по республике по состоянию на конец 2017 года было заключено 170 энергосервисных контрактов, охватывающих 209 объектов бюджетной сферы и 108 объектов жилищного фонда в 16 муниципальных образованиях. Планируемая сумма получения экономии по договорам 1 213,6 млн рублей (факт на сегодняшний день 105,3 млн рублей). Вложено со стороны энергосервисных компаний 311,5 млн рублей. Общая стоимость энергосервисных контрактов, заключенных с 2012 года, составила по России 6,778 млрд рублей, из них 2,097 млрд рублей преимущественно в РС (Я)[1].
В 2013 году была завершена разработка программ энергосбережения во всех муниципальных районах, началась разработка программ по поселениям. В настоящее время районными представительными или исполнительными органами власти утверждены муниципальные программы энергосбережения в 32 муниципальных поселениях. На софинансирование программ энергосбережения в жилищном фонде из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году выделялось 313,0 млн рублей.
В Республике Саха (Якутия) в области поддержки энергосервисных компаний внедрена схема возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и на проведение энергоэффективных мероприятий. Основной причиной господдержки, по мнению ряда специалистов, является неэффективность энергосервисного контракта при ставке кредита выше 14%, что приводит к сужению зоны окупаемости мероприятий до 1–2 лет, в то время, как срок реализации большинства энергосберегающих мероприятий оказывается больше.
Основным финансовым институтом в механизме взаимодействия государства и бизнеса является крупнейший кредитно–финансовый институт РС (Я) АКБ «Алмазэргиэнбанк», оказывающий финансовую поддержку, начиная с 2011 года [2].Основным акционером АКБ «Алмазэргиэнбанк» является Правительство РС (Я).
Поскольку субъектами рынка энергосервисной деятельно­сти в республике выступают в основном небольшие компании, осуществляющие свою деятельность на рынке, где практически нет конкуренции и из–за, своих малых размеров, проекты таких энергосервисных компаний не высоки по стоимости и ориентированы на быструю окупаемость. Наибольшую эффективность показывают комплексные энергосервисные контракты, благодаря которым проводятся энергосберегающие мероприятия не только на объектах потребления, но и на объектах генерации и сетях. Именно такой энергосервисный контракт реализован в 2013–2014 годах в населенных пунктах Намского района. Уникальность указанного комплексного мероприятия заключается в том, что они проводятся в котельных, сетях и подключенных к ним потребителях. Проект получил название «Потребитель — Сети — Источник». За счет реализации данного комплексного энергосервисного контракта в районе построено 5 энергоэффективных котельных, реконструировано 7 котельных, заменено 1,5 километра тепловых сетей, проведено множество энергосберегающих мероприятий на объектах потребителей [3].
Наибольшее количество энергосервисных контрактов было заключено в период с 2011 по 2014 годы с ООО «Энергосберегающие технологии» — 49, на 110 объектах четырех муниципальных районов: МР «Томпонский район», МР «Усть –Алданский улус», МР «Намский улус» и МР «Горный улус». Компания начала свою деятельность в 2001 году с обслуживания приборов учета тепловой энергии. В 2011 году компания заключила первые энергосервисные контракты, всего 29 объектов в Усть-Алданском и Горном районах. За период с 2011 г. по апрель 2015 г. сэкономлено бюджетных средств на сумму 182 млн рублей. Из них остается в распоряжении бюджетного учреждения 105 млн рублей, доля энергосервисной компании 77 млн рублей. В натуральном выражении снижение теплопотребления составило 35036 Гкал или 33 %.
ООО «Энергосберегающие технологии» одним из первых коммерческих организаций Российской Федерации начало внедрение энергосервисных контрактов в бюджетных учреждениях. Одним из примеров указанной практики является энергосервисный контракт в отношении интерната Хатын — Арынской СОШ Намского района. В отношении этого объекта были проведены мероприятия, связанные с фасадными работами и реконструкцией системы отопления. Вложенные средства на мероприятия по энергосбережению со стороны только энергосервисной компании составили 2,5 млн руб. За период с октября 2014 г. по февраль 2015 г. экономия составила 845 тыс. руб., достигнутая средняя экономия составляет 51%. По подсчетам аналитиков компании до конца контракта в 2019 г. доход составит 3,5 млн руб. Экономический эффект от реализации энергосервисного контракта заключается в экономии от внедрения в объект реконструкции энергосберегающих технологий. В указанном объекте, по условиям контракта, 90% от экономии выплачивается исполнителю, 10% — остается заказчику от договорной нагрузки.
Рис. 1. Существующий механизм реализации энергосервисных контрактов ООО «Энергосберегающие технологии» [5]
Так, по состоянию на 1 мая 2015 г. снижено общее потребление тепловой энергии на 28%, сэкономлено средств бюджета на 23 млн рублей, из них 4 млн рублей бюджетному учреждению и 19 млн рублей — доля энергосервисной компании. [4].
На сегодняшний день следует отметить существующий риск перехода территориальных сетевых организаций на двухставочный тариф тепловой энергии. В данном случае отсутствуют механизмы определения и оплаты экономии. Помимо этого, имеет место риск сокращения финансирования расходов на энергоресурсы со стороны государства. Энергосервисные компании сталкиваются с трудностями привлечения долгосрочных кредитов на проекты.
По части нормотворческой деятельности в области энергоресурсосбережения в РС (Я) принят закон от 21.02.2013 1162–3 №1223-IV «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в РС (Я)». Имеется государственная программа РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012–2016 годы и на период до 2020 года», утвержденная Указом Президента РС(Я) от 12 октября 2011 года №971.
Распоряжением правительства РС (Я) от 11.05.2010 года №516-р создана Межведомственная координационная комиссия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществляющая на коллегиальной основе реализацию ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Таблица 1
Реализуемые энергосервисные контракты в РС (Я) по состоянию на 2016 г.
Исполнитель энергосервисных контрактов (ЭСК)Кол-во ЭСККол-во объектовСрок действия ЭСКЗаданная экономия за весь период ЭСК
ООО «Энергосберегающие технологии491105926,29
ООО «Энергострой»715414 153,25
ОАО «Центр энергоресурсосбережения и новых технологий РС (Я) (ОАО «ЦЭРС и НТ РС (Я)»)
7

46

5

173 102,15
Филиал «Инновационный центр ЭнергоСервис (Филиал «Коммунтеплосбыт ГУП «ЖКХ РС (Я)»)
15

15

5

12 450,25
ООО «Экоэнерго» (г. Якутск)1515551 621,44
ООО «Экоэнерго» (Сунтракский улус)2525579 991,66
Филиал Сунтарского улуса «ГУП ЖКХ РС (Я)»66524 335,44
Источник: составлено автором на основе материалов ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» [5].

С целью повышения эффективности текущих расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на коммунальные услуги путем реализации комплексных мероприятий энергосбережения по оптимизации топливно-энергетического баланса распоряжением Президента РС (Я) было создано Государственное бюджетное учреждение РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов» (РАЭР), которое стало уполномоченным органом в сфере энергосбережения в Республике Саха (Якутия). В задачи РАЭР входит исполнение функций государ­ственного заказчика работ по энергосбережению, внедрение комплексной инновационно-технической, финансовой, кадровой системы по реализации мероприятий энергосбережения в муниципальных образованиях, бюджетной сфере, организациях коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) [6].
Агентством осуществляются меры по развитию рынка энергосервисных услуг в Республике Саха (Якутия), проводится информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения, обучение ответственных лиц за энергосбережение [7]. Так, по приглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации, специалисты ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» и энергосервисные компании могут оказывать методическую и консультационную помощь в вопросах внедрения энергосервисных контрактов.
Таким образом, энергосервисная деятельность имеет высокий потенциал на объектах бюджетной сферы, где экономия может достигать 40% экономии энергоресурсов со сроками контрактов до 5 лет. При этом, объекты бюджетной сферы на территории республики достаточно однотипны, имеют схожие проблемы, ввиду чего мероприятия по внедрению энерго­сберегающих технологий и различные технические решения можно реализовывать по стандартизованному отлаженному механизму. Реализуемые энергосервисные контракты в сфере многоквартирных объектов на территории республики отсут­ствуют, потенциал в этой сфере имеется, наряду с особенно­стями реализации.
Для снижения долговой нагрузки ЭСКО перед финансовыми учреждениями ГБУ «РАЭР» РС (Я) предлагает создание еще одного субъекта энергосервисных взаимоотношений — энергосервисной факторинговой компании, которая, выкупая право требования по энергосервисному контракту, перечисляет ЭСКО сумму предполагаемой и рассчитанной экономии. При этом, не имея более долговой нагрузки ЭСКО не снимает с себя обязанностей по обеспечению дальнейшей экономии энергии на объектах. Здесь возникает возможность у ЭСКО направить свои усилия на следующий энергосервисный проект, что позволяет осуществлять непрерывную деятельность. В данном контексте автор выделяет длительность процесса возврата экономии от внедрения энергосберегающих мероприятий проекта и его постепенно нарастающий эффект.
Схожий механизм предлагается к применению под названием механизм эволюционного подхода к реализации энергосберегающих мероприятий, основанный на двухстороннем партнерстве с использованием механизма возвратного целевого финансирования [8].
Рис. 2 Порядок работы энергосервисной факторинговой компании [5]
Также к основным преимуществам предлагаемого механизма относится обеспечение конкуренции среди участников торгов, что в свою очередь должно привести к снижению стоимости энергосервисных услуг для бюджетного заказчика. Помимо этого, наличие возможности у государства не предоставлять бюджетные гарантии.
В ходе проведения энергосервисной деятельности исполнителем, в его интересах максимальное сбережение энергетических ресурсов, поскольку зарабатывает на разнице между оплатой заказчиком и платой поставщику, полученной от проведения энергосберегающих мероприятий. Так, энергосервисный контракт имеет силу до окончания периода окупаемости установленного оборудования [9].
Одно из решающих воздействий на положительную эффективность реализации проекта по энергосервисному контракту оказывают различные экономические риски, связанные с возможностью невозврата заемных средств или неверный экономический расчет размеров ожидаемой экономии в ходе реализации энергосберегающих мероприятий. Помимо указанного, выделяют риски, связанные с ошибочными техническими расчетами, неверно проведенными энергоаудиторскими работами.
Таким образом, подход и применение энергосервисной деятельности должно основываться на технико–экономических расчетах с учетом всестороннего учета всех особенностей конкретного проекта, а также воздействия различных видов рисков и ограничений региона. Каждый проект уникален по сути и требует эксклюзивного подхода со стороны ЭСКО.


Литература
1. Официальный сайт инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». URL: http://p3week.ru/images/presenatation/p3-infra_for_gchp.pdf (дата обращения 28.11.2017).
2. Официальный сайт АКБ «Алмазэргиэнбанк». URL: http://www.albank.ru/ru/news/?ELEMENT_ID=822&sphrase_id=93756 (дата обращения: 9.01.2017
3. Доклад Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Р С (Я) об итогах работы за 2014 годы. URL:http://www.sakha.gov.ru/node/5766 (дата обращения 16.07.2016).
4. Официальный сайт компании ООО «Энергосберегающие технологии». URL:http://www.ensatech.ru/#!enserv/c1fp1(дата обращения 04.05.2015).
5. Материалы ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения».
6. Государственная программа РС (Я) «Энергоэффективная экономика на 2012 — 2019 годы и на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/473509571 (дата обращения 09.03.2018).
7. Официальный сайт ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения».URL: http://gburaer.ru/about-us/ (дата обращения 14.04.2018).
8. Казаринов Л.С., Прохорова Ю.Ю. Схема управления энергосберегающими проектами на основе партнерства // Вестник Южно — Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. — 2014. — №3, том 14.
9. Мутугуллина И.А. Применение энергосервисного договора в России // Вестник Каанского технологического университета. — 2013. — №9. — Т.16.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия