Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Абыкаев Н. А.
заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС,
Председатель Сената Парламента Республики Казахстан


ОБ ОПЫТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Проблема пенсионного обеспечения сегодня и в будущем - одна из ключевых для всех постсоветских государств. Да и не только для них. Это острый вопрос и для многих развитых государств.
В Казахстане проблема пенсионного обеспечения особую остроту приобрела в середине 90-х гг., когда острая нехватка финансовых средств привела к кризису традиционной пенсионной системы. В этих условиях решение о ее радикальном реформировании было оправданным и своевременным. В марте 1997 г. была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения в республике. А уже в мае на всенародное обсуждение был вынесен проект закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В июне того же года закон был принят Парламентом страны, и с начала 1998 г. республика приступила к строительству новой пенсионной системы.
В основу казахстанской пенсионной реформы была положена чилийская модель пенсионного обеспечения, предполагающая установление персональных счетов и накопление индивидуальных отчислений в капитальном резерве, которые впоследствии становятся источником пенсионных выплат. Прежде всего это переход от солидарной к накопительной системе пенсионного обеспечения, от обезличенной к индивидуальной системе счетов. Установлен фиксированный пенсионный возраст: для мужчин - 63 года, для женщин - 58 лет. Досрочный выход на пенсию сохранен для граждан, не менее 10 лет проживших в зоне чрезвычайного радиационного риска в Семипалатинской области, и для многодетных матерей. Военнослужащим и работникам органов внутренних дел оставлены льготы за выслугу лет.
Основным принципом накопительной пенсионной системы, согласно нашему закону, является государственное регулирование системы пенсионного обеспечения. Гражданам предоставлено право выбора частных пенсионных фондов для осуществления накоплений. Установлены прямые государственные гарантии для обеспечения минимальной пенсии. Предусмотрено обязательное участие каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании своих пенсионных накоплений. Обеспечены права наследования этих накоплений. Создана возможность увеличивать пенсионные накопления не только за счет обязательных взносов вкладчиков, но и за счет доходов от инвестирования средств в различных финансовых институтах.
Созданная система является многоуровневой, что позволяет учитывать пенсионные интересы и молодого поколения, и той части пожилых граждан, которые заработали право на получение пенсий еще в традиционной пенсионной системе.
Накопительные средства формируются из различных отчислений граждан, дохода от инвестирования пенсионных накоплений, а также из добровольных взносов работающих и работодателей. Таким образом пенсионная реформа привела к появлению новых участников финансового рынка: накопительных пенсионных фондов, компаний, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, и банков. На начальном этапе реформы помимо частных был создан и один государственный накопительный пенсионный фонд (по настоянию депутатов), обеспечивающий государственные гарантии сохранности взносов. Сейчас готовится его приватизация с участием, в частности, Европейского банка реконструкции и развития.
С появлением негосударственных накопительных пенсионных фондов все отчисления вкладчиков стали осуществляться через созданный специально для этих целей государственный центр по выплате пенсий.
Развитие накопительной пенсионной системы потребовало корректировки действующего пенсионного законодательства. В Закон о пенсионном обеспечении были внесены изменения и дополнения, направленные на оптимизацию функционирования накопительной пенсионной системы, повышение ее стабильности, устранение возможностей для нарушения прав и законных интересов граждан. Введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение со стороны работодателей для работников, занятых на производствах с опасными условиями труда. К управлению пенсионными активами допущены и иностранные компании, имеющие соответствующий рейтинг (одного из рейтинговых международных агентств). На рынке пенсионных услуг появился институт пенсионного страхования.
Время подтвердило правильность избранного нами пути, и сегодня можно уверенно констатировать, что пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В настоящее время на казахстанском рынке пенсионных услуг действует 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными активами, обслуживание обеспечивают 8 банков. Количество вкладчиков в накопительных пенсионных фондах превысило 7 млн. Это почти 90% экономически активного населения республики. Кроме того еще 1,5 млн пенсионеров обеспечиваются пенсионными выплатами на солидарной основе.
Пенсионные накопления на индивидуальных счетах составляют примерно 3,8 млрд долл. С 1 января текущего года минимальная пенсия в Казахстане увеличена до 47,7 долл. С 1 июля 2005 г. дополнительно вводится базовая пенсионная выплата всем пенсионерам, независимо от стажа, заработка и размеров пенсионных накоплений, - в размере более 23 долл.
В результате размер минимальной пенсии составит около 71 долл., а средний ее размер достигнет 93 долл. США.
Международный опыт свидетельствует, что финансовая устойчивость и эффективность пенсионной системы не могут быть обеспечены только на солидарной или накопительной основе. Успешное решение проблем социального обеспечения в старости предполагает создание многоуровневой системы социальной защиты с распределением ответственности за ее состояние между государством, работодателем и работником.
Эти концептуальные подходы зафиксированы в принятой недавно Программе дальнейшего углубления социальных реформ в 2005-2007 гг.
Переход от социально-распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения - процесс длительный и займет еще много лет, в Казахстане - до 2035 г. Но современный период представляется исключительно важным для сохранения незыблемости основных концептуальных постулатов пенсионного законодательства, от которых зависит доверие граждан к реформе. Главное, всегда необходимо помнить, что приоритет номер один для пенсионных средств - это не максимум дохода, а минимум риска. Весьма важно и расширение сферы охвата населения услугами накопительных пенсионных фондов, привлечение к участию в накопительной системе работников "неформального" сектора, сельских жителей, самозанятого населения и представителей малого бизнеса.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия