Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Акаев Б. Б.
и.о. доцента кафедры менеджмента и экономики Международного университета Кыргызстана (г. Бишкек),
кандидат экономических наук


Особенности структурных изменений промышленности и стратегия инновационного развития Кыргызстана на период до 2040 года
В статье рассматриваются особенности структурных изменений в промышленности Кыргызстана в контексте реформ, имевших место в последние два десятилетия и их взаимосвязь со стратегией инновационного развития страны, которая ставит своей целью создание инновационной экономики, обеспечение устойчивого развития и повышение уровня жизни населения
Ключевые слова: стратегия инновационного развития, инновация, модернизация, экономическое развитие, системное решение, структура
УДК 330.575.2; ББК 65.050.2   Стр: 216 - 219

Введение. Кыргызская Республика завершила первое десятилетие своей независимости на уровне только двух третей ВВП от уровня 1990 года, хотя средний темп экономического роста в Кыргызстане в период 1996–2000 годов составил 5,6% в год, что являлось одним из лучших показателей среди стран СНГ. В то же время в течение следующего десятилетия экономический рост характеризовался снижением среднегодовых темпов роста. Рост в этот период и последующие годы был крайне неустойчивым под влиянием глобального финансового кризиса и народных волнений. Например, в течение 2001–2013 годов рост ВВП был в среднем на уровне 7%, в 2007–2008 гг. достиг максимальных значений (более 8,0%), но в последующие три года был отрицательным. В результате среднее значение экономического роста в 2001–2013 годах составило около 4,3% [1]. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ. Темпы роста экономики были недостаточными для создания приемлемого числа рабочих мест, что обусловило рост уровня безработицы, в особенности скрытой. Вынужденная миграция за пределы страны приобрела устойчивую тенденцию к росту: более полумиллиона жителей республики выехали на заработки за границу, прежде всего в Россию. Все это обусловливает необходимость разработки и реализации мер по максимальному использованию ресурсного, научного, кадрового и управленческого потенциала, сложившихся производственных и социально-культурных отношений, по дальнейшему углублению взаимовыгодной межгосударственной кооперации, созданию совместных производств, по выпуску конкурентоспособной продукции и продвижения ее на внутренний рынок страны и на рынки других стран.
Состояние промышленности. Распад СССР и де-интеграционные процессы существенно изменили структуру кыргызской экономики. Эти процессы привели к резкому падению доли обрабатывающих секторов, росту доли сектора услуг и частного сектора в экономике в целом. Обратимся к данным по динамике структуры экономики за 2000–2017 гг. (табл. 1).
Удельный вес производящих товары отраслей снизился с 63,4% до 40,0 %. В том числе удельный вес промышленности уменьшился с 25% до 22,5 %, сельского хозяйства с 34,2% до 7,8%. В то же время удельный вес сектора услуг повысился с 29,3% до 52,4% [2].

Таблица 1
Динамика основных отраслей экономики во внутреннем валовом продукте (ВВП) (2000–2017 гг., %).
Показатели2000 г.2012 г.2015 г.2017 г.
Промышленность25,016,815,322,5
Сельское хозяйство34,217,5147,8
Строительство4,25,78,35,9
Услуги29,346,650,352,4
Прочие7,313,412,111,4

В процессе развития экономики за время независимости Кыргызстана основные цели и задачи промышленной политики постепенно изменялись. Если после распада СССР основными были проблемы акционирования крупных государственных предприятий, приватизации мелких и средних производств, внедрения механизма ликвидации убыточных, разукрупнения и реструктуризации больших предприятий, то сегодня среди основных приоритетов стоят задачи развития малого и среднего бизнеса, улучшения институциональной среды, прагматичного использования потенциала вхождения в ЕАЭС.
Производство наиболее важных видов промышленной продукции в стране за последние годы приведены в таблице 2. Данные свидетельствуют о том, что рост за рассматриваемый период наблюдается только по трем видам, а именно: производство электроэнергии на 114%, угля на 307% и растительного масла в 5,4 раза [2]. По многим отраслям промышленности за данный период наблюдается резкое снижение объемов производства, так, например, производство электродвигателей переменного тока и радиаторов вовсе прекратилось.
В структуре промышленного производства в настоящее время большой удельный вес занимают отрасли производящие сырье (57,4%), а отрасли производящие конечный продукт только 25,4%. Такое положение в отраслях, конечно, не способствует улучшению занятости трудоспособного населения, а страна несет значительные экономические потери вследствие всё еще сохраняющегося высокого уровня безработицы [3].
Такое положение в экономике вызывало обоснованную критику среди ряда участников различных экономических форумов, в частности «Инвестиционного круглого стола» [4]. Другие участники отмечали низкий технологический уровень используемого на промышленных предприятиях оборудования [5]. Другой причиной рассматривалось нечувствительность промышленных предприятий к технологическим инновациям вследствие множества норм регулятивного характера в экономике [6]. Однако необходимо отметить, что еще в 2010 г. эксперты Азиатского Банка Развития (АБР) отмечали, что страна недостаточно подготовлена к диверсификации своей экспортной структуры и предлагали Правительству создать новый механизм диалога между государственным и частным секторами, чтобы преодолеть основные препятствия для успешного экспорта новых продуктов [7]. Отдельные исследователи в качестве одного из направлений совершенствования структуры экономики предлагали развитие экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в швейной промышленности [8]. Последние по времени публикации рассматривают создание Национальной инновационной системы как ключевой механизм для возрождения киргизской промышленности [9].

Таблица 2
Динамика производства наиболее важных видов промышленной продукции за 1995–2015 гг.
Вид продукцииЕд. измерений1995 г.2013 г.2015 г.
Производство электроэнергииМлн кВт.ч1234914096,712977,6
НефтьТыс. т.88,576,0107,1
Природный газМлн м335,732,531,6
УгольТыс. т.463,81424,61882,7
Производство электродвигателей переменного токаТыс. шт.49,1
РадиаторыШт.727011675
Кирпич строительныйМлн шт.96,493,370,3
Пряжа х/бт17657249,11,3
Шерсть мытаят6907243,050,8
Мясо и пищевые субпродуктыт91578303,010770,0
МукаТыс. т.356276,6243,3
Растительное маслот257114086,813827,1

Стратегия модернизации. Принимая во внимание важность вопроса о долговременном и устойчивом развитии национальной экономики, пять лет назад была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы, где в качестве основных направлений были определены: (1) производство продукции с высокой добавленной стоимостью; (2) расширение налоговой базы; (3) создание новых рабочих мест и сокращение безработицы. В этой связи «особое внимание было сосредоточено на развитии горной промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства, транспорта, финансового сектора, а также сферы бизнеса, основанного на новых и эколого-ориентированных технологиях» [10].
В целях дальнейшего продвижения социально-экономического развития Кыргызской Республики в 2017 г. Правительство утверждает среднесрочный прогноз развития социально-экономического развития страны на 2018–2020 гг. Основной целью Среднесрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2018–2020 годы является определение ориентиров и мер социально-экономической политики для государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения на среднесрочный период путем уточнения и конкретизации тенденций и предпосылок, выявления имеющихся ресурсов и возможных факторов риска развития экономики страны [11]. Ниже прилагаются табличные прогнозные данные структуры производства и конечного использования ВВП на 2018–2020 гг. (табл.3).

Таблица 3
Структура производства и конечного использования ВВП на 2018–2020 годы
Отрасли20162017201820192020
I. Производство ВВП (%)
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство13,212,912,712,311,9
Промышленность17,516,616,316,216,4
Промышленность без учета предприятий
по разработке золоторудного месторождения Кумтор

7,6

8,0

8,7

8,8

8,9
Строительство8,59,09,49,710,0
Сфера услуг49,850,550,850,950,8
Чистые налоги на продукты и импорт11,011,010,910,910,9
II. Использование ВВП (%)
Потребление116,7117,1115,8114,0114,0
Государственное17,016,516,115,515,0
Частное99,7100,699,899,299,0
Валовые инвестиции38,738,838,137,737,4
Государственные инвестиции9,78,27,86,76,4

Среднесрочный прогноз рассчитан на основе анализа тенденций развития экономики в 2016 году, оценки показателей в 2017 году и учитывает факторы/риски сложившейся фактической ситуации. В Среднесрочном прогнозе определены основные направления развития ключевых секторов экономики на 2018 год, включая детализированное описание их прогнозных значений и перспективы развития экономики страны в 2019–2020 годах, построенные на базе официальных прогнозов отраслевых министерств, государственных комитетов, ведомств, регионов.
Вместе с тем принятые ориентиры и прогнозы на данный период недостаточно отражают перспективы развития экономики республики. Дальнейшее видение развития данного направления потребовало разработку более долгосрочной программы как минимум на 15–20 лет.
В связи с этим в настоящее время разработана стратегия инновационной модернизации (СИМ) экономического развития Кыргызской Республики до 2040 г.
Актуальность разработки данного документа объясняется, прежде всего, необходимостью выбора стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики, а также теми социально-политическими изменениями и преобразованиями, которые произошли в последние годы в нашей стране и в мире.
Кыргызстан, создавая смешанную (конвергентную) экономическую систему, совмещает три формы свободы (свободное предпринимательство, свободные цены и конкуренция) рыночной экономики с принципом государственного регулирования. В Стратегии также определены пять основных направлений макроэкономической политики республики: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инновационно-инвестиционная, политика государства в области доходов и внешнеэкономической политики.
Ввиду особых трудностей и сложностей переживаемого республикой переходного периода исключительно важной является роль государства. Государство, в лице правительства производственно-хозяйственных, экономических и финансовых министерств и ведомств готово взять на себя главную заботу о возрождении производственно-хозяйственной деятельности, создать благоприятные условия фирмам и предпринимателям, помочь им оправиться от потрясений переходного периода и развернуть деловую активность в развитии всех сфер экономики, и, в первую очередь, в промышленности.
Инновационное развитие Кыргызской Республики предполагает внедрение и развитие смешанной (конвергентной) экономической системы, в которой основными принципами формирования являются: государственное регулирование, свободное предпринимательство, свободная конкуренция и свободная система ценообразования. Кроме того, инновационное развитие экономики означает концентрацию усилий домашних хозяйств, свободных предпринимателей и государства на освоение принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационное обновление критически устаревшего производственного аппарата, повышение роли и ответственности государства за обеспечение экономического развития страны инвестиционными ресурсами.
Полученный опыт Кыргызской Республики за последние годы (после девяностого года) показал, что есть необходимость определения и выплаты компенсаций хозяйствующим субъектам за «провалы рынка». Правительство озабочено определением характера и масштабов своих корректирующих действий. В соответствии с инновационным прогнозом, макроэкономическое развитие Кыргызской Республики до 2040 г. будет направлено на дальнейший рост экономики и социальной сферы, а основными драйверами развития должны стать промышленный сектор, горнодобывающие отрасли, строительство и сфера услуг, модернизированное сельское хозяйство.
Комплексная модернизация экономики и социальной сферы по прогнозам разработчиков позволит повысить темпы роста ВВП до 5.5% в 2018 г., 7% в 2022 г. и 6,5% в 2040 г. В рамках разработанного прогноза ожидается рост численности населения страны до 10,15 млн чел. к 2040 г. Наиболее высокие темпы роста ожидаются в промышленности, строительстве и сфере услуг. Наибольший рост ожидается в сфере производства электроэнергии — его производство на душу населения увеличится почти в 3 раза и составит 5300 кВт.ч в год, что на 10% больше уровня общемирового показателя. Поставлена задача снижения уровня бедности на 26%. В соответствии со Стратегией, к 2040 г. экспорт товаров и услуг по сравнению с 2017 г. возрастет в 13,1 раза. В сельском хозяйстве предусматриваются средние стабильные темпы роста на уровне 2–3%. Все это предполагает серьезную структурную реформу экономики страны на инновационной основе. Удельный вес промышленности в структуре ВВП должен превысить уровень 30%, сферы услуг — 40%, строительства — 8%.
Успешное осуществление данного прогноза позволит войти Кыргызстану в число развивающихся стран со средним уровнем душевого дохода (996 -3895 долл.).
Заключение. Достижение основных макроэкономических параметров и переход на инновационное развитие экономики и социальной сферы Кыргызской Республики возможно при наличии определенных ресурсов как финансовых, так и материальных. На осуществление предусмотренных данной Стратегией мероприятий развития приоритетных направлений экономики и социальной сферы по предполагаемому сценарию инновационного развития необходимы существенные ресурсы.
Разработанная стратегия инновационной модернизации экономики нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития, при этом инновации должны быть отнесены к основным факторам, определяющим конкурентоспособность национальной экономики. Важно еще раз подчеркнуть, что полноценное использование инноваций, успешная реализация стратегии наращивания, трансферта и переноса высоких технологий для дальнейшего динамичного развития экономики и общества возможны лишь при проведении государством и всеми институтами государственной власти активной, целенаправленной, скоординированной и слаженной с частным предпринимательством инновационной политики.


Литература
1. R. Barreto. Private Sector Assessment Update. The Kyrgyz Republic. Asian Development Bank. 2013. — https://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/34056/files/kyrgyz-republic-private-sector-assessment-update.pdf
2. Мусакожоев Ш.М., Камчыбеков Т.К., Жапаров А.У. Экономика Кыргызстана за 25 лет: (Проблемы и перспективы развития). — Бишкек: «Турар», 2016. — 400 с.
3. Мусакожоев Ш.М. Стратегия инновационного развития Кыргызской Республики до 2040 г. // Экономический вестник. — 2017. — №3.
4. Хасанов Р. Инновации в Кыргызской Республике: ни государственных, ни частных. https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ppt_presentations/2010/ic/Helsinki/hasanov_r.pdf
5. S. Emerkbaeva. Industrialization of the Kyrgyz Republic and Economic Growth. International Conference on Eurasian Economies. pp.496–501. 2012. https://www.avekon.org/papers/578.pdf
6. Жуманалы кызы Бактыгyл. Факторы, сдерживающие развитие инновационной активности промышленных предприятий Кыргызской Республики // Вестник КРСУ. — 2015. — Том 15. — №8. — С. 49–52. https://www.krsu.edu.kg/vestnik/2015/v8/a14.pdf
7. N.Usui, A.M.A. Abdon. Structural Transformation in the Kyrgyz Republic: Engineering Future Paths of Capability Accumulation. ADB. 2010. https://think-asia.org/bitstream/handle/11540/1546/economics-wp200.pdf?sequence=1
8. N. Jenish. Export-driven SME Development in Kyrgyzstan: The Garment Manufacturing Sector. University of Central Asia. Institute of Public Policy and Administration. Working Paper No.26, 2014. http://www.ucentralasia.org/Content/Downloads/UCA-IPPA-WP26-Garment-Eng.pdf
9. Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н., Сулеева Д.А. Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности Кыргызской Республики // Креативная экономика. — 2018. — Том 12. — №4. — С. 513–522. https://www.researchgate.net/publication/325277469_Podhody_k_vyboru_napravlenij_reindustrializacii_promyslennosti_Kyrgyzskoj_Respubliki
10. Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы. Указ Президента КР от 27 сентября 2013 года УП № 194. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61542?cl=ru-ru
11. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2018–2020 годы. Бишкек. Министерство экономического развития Кыргызской Республики, 2017.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия