Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Адылова З. Д.
зав. сектором научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана»
при Ташкентском государственном экономическом университете,
доктор экономических наук


Тенденции развития интеграции науки и образования: зарубежный и отечественный опыт
Статья посвящена вопросам интеграции науки и образования, динамике и тенденциям развития научного потенциала в Республике Узбекистан, исследованию зарубежного опыта. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах социально-экономической деятельности, существенное ускорение темпов развития науки, социальной жизни и образования актуализируют задачу ускорения темпов интеграции, осмысления значимости и необходимости совершенствования процесса интеграции образования и науки, определение ее сущности. В данном контексте большое значение имеет современное состояние образовательной сферы, перспективы развития интеграционных процессов и темпов взаимодействия образовательного процесса с научно-производственной деятельностью в республике на основе изучения опыта стран СНГ и дальнего зарубежья
Ключевые слова: Республика Узбекистан, интеграция науки и образования, наука, образование, инновации, зарубежный опыт, научно-исследовательские центры и институты
УДК 378:337.6   Стр: 219 - 224

Сегодня интеграция науки, образования и производственного процесса является одним из самых важных условий для вхождения Узбекистана в число самых развитых государств мира. Для этого у Узбекистана естьвсе необходимые ресурсы, научно-практический потенциал и возможности. Государство предлагает стратегию, очерчивает направления, по которым должна двигаться интегрированная система национальной науки и образования, а конкретизировать стратегию должен экономический сектор.
По данным компании Thomson Reuters, из десяти самых успешных научных центров в сфере авиакосмической и оборонной промышленности являются семь университетов. В автомобильной индустрии университеты занимают десять лидирующих позиций среди поставщиков технологий, в биотехнологии — четыре позиции, в области косметики и здоровья — шесть. Именно они занимают первые десять строк в списке разработчиков информационных технологий в сфере телекоммуникаций, пищевой промышленности, создании новых моделей бытовой техники.
Исследователи высших учебных заведений также полностью доминируют среди разработчиков технологий в нефте- и газодобыче, фармацевтике, производстве медицинского оборудования и полупроводниковых материалов. При этом большинство ведущих вузов мира в течение многих десятилетий плотно работают с крупнейшими корпорациями. Обычно такое сотрудничество начинается с четкого формулирования имеющихся технических проблем, затем решаются вопросы научного, кадрового и финансового обеспечения. Работа, направленная на решение конкретной задачи, стимулирует возникновение того самого «инновационного конвейера», который сегодня двигает вперед ведущие экономики мира.
Большинство университетов с научными традициями ведут исследования мирового уровня в десятках отраслей и множест­ве различных направлений одновременно. Это такие научные центры, как Калифорнийский университет в Беркли, Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Московский государственный университет и другие.
В то же время в странах «догоняющего развития» — Китае, Индии, Южной Корее — научно-образовательные университеты появились не в результате эволюции, как ответ на запрос со стороны бизнеса, а были созданы директивно, путем объединения государственных научных и образовательных центров. В таких исследовательских центрах научные изыскания ведутся по нескольким смежным направлениям [1]. Еще одним опытом развития науки, образования и производства являются процессы, происходящие в странах СНГ, в частности, в Республике Казахстан.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. интеграция образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий признаны задачами не менее важными, чем подготовка научных и научно-педагогических кадров.
Согласно данным АО «Национальный центр научно-технической информации», с 2010 по 2014 гг. вузами Казахстана выполнено более 60% общего числа зарегистрированных НИОКР. Это связано с введением грантового финансирования по результатам конкурсов, когда вузы получили наибольшее количество одобренных заявок по представленным проектам. При этом на фундаментальные исследования приходится 53,5% всех работ, на прикладные — 46,2%. Проектно-технологические и опытно-конструкторские работы составляют пока лишь 3%. Как положительный факт можно отметить рост числа научных исследований, выполняемых вузами за счет внебюджетных (собственных средств).
Интересен и такой аспект — после реформирования системы подготовки научных кадров высшей квалификации (перехода на PhD) вузы стали единственными организациями, где осуществляется защита диссертаций. Также по количеству публикаций в международных научных журналах, имеющих импакт-фактор, за период 2011–2014 гг. преобладают именно вузы, среди которых лидируют Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева и Назарбаев Университет. Доля работ ученых этих вузов в массиве казахстанских документов составляет около 40% [2].
Вместе с тем, нельзя не заметить, что многие вузы все еще оторваны от реальных потребностей регионов, что выражается в несоответствии уровня выпускаемых специалистов спросу на локальном рынке труда. Они также все еще далеки от предпринимательского сектора. Нам представляется, что системной мерой, которая могла бы стимулировать взаимодействие вузов и производства в научно-технической сфере, может быть создание налоговых условий, которые давали бы бизнесу выгоды от сотрудничества с университетами. И такие примеры в мире имеются. В Японии в два раза снижается налог на имущество в отношении оборудования, приобретенного предприятием в целях реализации научного проекта, размещенного в университете. В этой стране также распространена практика предоставления налоговых кредитов для взаимодействия корпораций и университетов [3].
Как отмечают специалисты, в развитых странах систему образования отличает узкий характер преподаваемых предметов, их целенаправленность, а также отсутствие углубленности в программе преподавания для бакалавриата. Кроме того, в западной системе отсутствует централизованная (утвержденная университетом или министерством) программа предметов. Каждый профессор имеет свою индивидуальную программу по предмету, что значительно облегчает для него задачу изложения материала, позволяя максимально улучшить ее презентабельность. Наличие кредитной системы снимает вопрос о контроле посещаемости студентов: успеваемость студента оценивается количеством кредитов, которые набрал студент.
Другая особенность — отсутствие бюрократических, отчетных и иных нагрузок у преподавателей, что позволяет им достичь максимальной эффективности преподавания, сконцентрировав внимание на этом процессе.
В университетах и научных институтах стран Европы, а также США, Японии, Канады и Южной Кореи заведующими кафедр, научных лабораторий и директорами институтов являются ученые, получившие международное признание, достигшие прорывных научных результатов и ежегодно приглашаемые на международные конференции и симпозиумы. Кроме того, сами эти ученые выступают организаторами различных международных научных конференций. Ежегодно под руководством такого ученого проходит защита от одной до трех докторских, от одной до пяти магистерских диссертаций, он публикует от 5 до 15 научных статей в реферируемых журналах.
Обычно кафедры или научные лаборатории состоят из одного, в редких случаях из двух профессоров, имеющих h-индекс выше 20, одного-трех ученых постдокторального уровня, а также множества студентов докторантуры и магистратуры. Более 80% сотрудников кафедр и научных лабораторий в рассматриваемых странах составляют ученые не старше 30 лет. Руководители кафедр иинститутов обязательно уходят на пенсию по достижении определенного возраста, например, в 63 года в Японии, в 65–68 лет — в Европе [4].
Время требует ускоренного развития науки, поднятия ее на более высокий уровень. Предпосылкой совершенствования данного направления являются принятые в республике за последние годы законодательно-нормативные акты и программы.
Рис. 1. Количество высших образовательных учреждений и число студентов на одного преподавателя (1991–2016 гг.)
Источник: Государственный Комитет Республики Узбеки­стан по статистике, 2016 г.

Прошедшая 30 декабря 2016 года встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с представителями науки, государственных и общественных организаций, членами академии наук также стала еще одной инициативой по дальнейшему всестороннему развитию Узбекистана, является одной из приоритетных задач государства.
Так, в Указе Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию и стимулированию деятельности академиков Академии наук Республики Узбекистан» обозначен ряд важных мер, направленных на укрепление роли и места науки в социально-экономическом развитии страны, всестороннюю поддержку деятельности академиков, повышение качества подготовки высококвалифицированных научных кадров[5].
Хотелось бы отметить, что в системе высшего образования Узбекистана идут преобразования, как качественные, так и количественные. Если в 1991 году высших образовательных учреждений было 52, то к 2016 году их стало 70, что на 34,6% больше.

Таблица 1
Основные показатели высшего образования (1991–2016 годы)
Количество высших образовательных учрежденийЧисло студентов (тыс. чел)Профессорско-преподавательский состав (тыс. чел)Число студентов, приходящихся на одного преподавателя
199152340,9......
199558192,119,99,6
200061183,618,410,0
200562278,723,112,1
201065274,523,011,9
201670268,324,011,2
Источник: Государственный Комитет Республики Узбеки­стан по статистике, 2016 г.

Немаловажную роль играет число студентов, приходящихся на одного преподавателя. От этого фактора также зависит качество преподавания, восприятия и усвоения материала.
Если в высших образовательных учреждениях в 2005 году на каждого преподавателя приходилось 12,1 студентов, то в 2016 году этот показатель составил 11,2 студентов.
Из приведенного выше материала следует, что высшему образованию в республике уделяется большое внимание. Открывают филиалы ведущих вузов страны и зарубежья, вводятся новые специальности.
Для полномасштабного развития науки и образования также имеет большое значение подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. В данном направлении в Республике Узбекистан осуществляется поэтапная деятельность подготовки научных кадров в рамках докторантуры. Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, соответствующих творческому воспитанию и профессиональным интересам личности. Деятельность организуется как обучение в докторантуре, а также как самостоятельное соискательство в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (институты старших научных сотрудников, самостоятельных соискателей).
К 2016 г. число учреждений осуществляющих деятельность по подготовке докторантов составило 128 единиц и увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2000 г. В 2016 г. к числу учреждений, осуществляющих деятельность по подготовке докторантов относятся 65 научных институтов, 63 высших учебных заведения. Введение одноступенчатой системы послевузовского образования с защитой и присуждением ученой степени доктора наук в соответствии с Указом Президента от.24.07.2012 года №УП-4456 привело к увеличению числа обучающихся на соискание степени доктора наук (более, чем в 4 раза в 2016 г. по сравнению с 2000 г. — с 331 до 1370 человек).
Рис. 2. Соотношение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя в высших образовательных учреждениях в некоторых странах
Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

В целях кардинального повышения качества и эффективности системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, дальнейшего совершенствования сферы послевузовского образования, расширения возможностей для всесторонней реализации интеллектуального потенциала молодежи в научно-исследовательской деятельности Указом Президента от 16.02.2017 года №УП-4958 была введена двухуровневая система послевузовского образования, включающая «базовую докторантуру» — с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора философии (PhD) в соответствующей отрасли науки и «докторантуру» — с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук (Doctor of Science) в соответствующей отрасли науки.

Таблица 2
Динамика обучающихся в докторантуре по отраслям наук (2000–2016 гг.)
2000200520102016
Всего3341832171370
в том числе по наукам:
естественные науки825150309
технические науки261221167
медицинские науки834530113
сельскохозяйственные науки11810154
общественные науки934770348
гуманитарные науки392036279
Источник: Государственный Комитет Республики Узбеки­стан по статистике, 2016 г.

В последние годы число старших научных исследователей по отраслям наук растет высокими темпами. В частности, наибольшее увеличение числа учащихся в 2000–2016 гг. наблюдалось в сельскохозяйственных науках (в 14 раз больше, чем в 2000 году), гуманитарных (7,2 раза) и технических науках (в 6,4 раза).
В рамках развития данного направления необходимо отметить деятельность отечественных научно-исследовательских центров, институтов и инновационных структур.
Одним из таких организаций является научно-исследовательский центр «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете. Центр создан согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2013 года № ПП-1927 «О создании научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете».
Одним из важных задач центра является широкое привлечение к научным и прикладным исследованиям профессорско-преподавательских кадров, старших научных сотрудников — соискателей и студентов Ташкентского государственного экономического университета и других экономических высших образовательных учреждений республики. Также важной является разработка Центром научных и учебно-методических материалов для внедрения в учебные планы и программы высших экономических образовательных учреждений страны, направленных на повышение качества и уровня преподавания экономических дисциплин.
Рис. 3. Число учреждений осуществляющих деятельность по подготовке докторантов (2000–2016 годы)
Источник: Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике, 2016 г.

В рамках совершенствования деятельности в данном направлении в Центре был создан сектор «Интеграция науки и образования», в деятельность которого входит координация действий в рамках сотрудничества центра с вузами Республики экономического направления.
Для систематизации работы в указанном направлении, на 2017–2018 учебный год Центром был разработан и утвержден Министром высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «План мероприятий по разработке научных и учебно-методических материалов для внедрения в учебные планы и программы экономических вузов страны».
В Центре была сформирована рабочая группа в составе академиков Академии наук Республики Узбекистан, докторов и кандидатов наук. Совместно с соответствующими подразделениями и базовыми кафедрами Ташкентского государственного экономического университета и Ташкентского финансового института в рамках подготовки к новому учебному году была проведена работа по экспертизе и доработке типовых и рабочих учебных планов и программ по подготовке студентов по направлениям бакалавриата и по специальностям магистратуры.
В вышеуказанных базовых экономических вузах обновлены базы тем выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, разработаны и представлены темы по научно-техническим проблемам, необходимые для исследовательской деятельности Центра и требующие поиск решений на предприятиях Республики Узбекистан. Также были привлечены одаренные магистры и студенты для участия в подготовке фундаментальных и прикладных исследованиях Центра.
На основе разработанного центром графика семинаров организованы выездные научно-методологические семинары в высших учебных заведениях, а также организациях и ведомствах в регионах республики. В частности, Сурхандарьинском областном хокимияте, Ферганском государственном университете, Самаркандском институте экономики и сервиса, Каракалпакском и Ургенчском государственных университетах, а также в Бухарском государственном университете.
Кроме того, в Центре создана и систематически действует дискуссионная площадка, где осуществляется широкое и эффективное обсуждение проблем широкомасштабных экономических реформ с привлечением ученых экономистов из других научных организаций, специалистов министерств и ведомств, ведущих отраслей экономики республики, территориальных органов управления и бизнес-сообщества, по результатам которых готовятся аналитические материалы прикладного характера в различные экономические ведомства.
Надеемся, что вышеперечисленая проделанная работа будет служить дополнительным стимулом в реализации поставленных целей в области повышения качества научных и учебных разработок, а также внедрению научных результатов в образовательный процесс вузов экономического направления.
Задача сегодняшнего дня — поднять уровень высшего профессионального образования через повышение качества подготовки специалистов. Увеличение объема научной и технической информации и частая смена технологий, возникновение новых областей знаний на стыках наук также принципиально изменяет требования к молодым специалистам и задачи высшего образования. Становится главенствующим принцип «Образование через науку и практический опыт».
Интеграция науки и образования имеет большое государственное значение. Возрастает потенциал подготовки конкурентоспособных, отвечающих государственным стандартам, научных кадров, способных защищать государственные интересы. В данном направлении необходимо обеспечить опережающую модернизацию образования и науки, увеличение доли затрат на активную часть (научно-лабораторное оборудование и экспериментальную базу, сплошную компьютеризацию учебного процесса, электронных библиотек, усиление в десятки раз каналов Интернет, повышение квалификации преподавателей и оплаты авторских гонораров за оригинальные электронные учебники и их переводы с иностранных языков), временное сокращение пассивных затрат, незначительно влияющих на инновации и качество образования (особенно инфраструктурных) [6]. Вместе с тем, существует ряд проблем, связанных с процессом совершенствования интеграции не только науки и образования, но и тесного взаимодействия данного процесса с производстом.
В плане решения актуальных проблем 20 июля 2018 года состоялась встреча Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева с академиками, учеными и руководителями высших учебных заведений в Институте ядерной физики Академии наук Узбекистана. На встрече глава государства говорил о задачах и проблемах развития науки. В выступлении руководителя страны было отмечено, что за последнее время наука отдалилась от реальных потребностей экономики, взаимодействие теории и практики осталось на бумаге. Десятки научных институтов были закрыты, потому как не выделялось финансирование. Отсутствие стимулов в работе повлекло за собой отток талантливых, перспективных ученых, которые стали искать себя за рубежом. В результате научно-практических исследований, проведенных за счет государственных средств, за последние пять лет получены патенты на более чем 700 научных разработок. Однако всего 18 из них были внедрены в производство [7].
Решение описанных выше проблем требует принятия кардинальных, нестандартных и эффективных мер. В данном аспекте хотелось отметить ряд задач по совершенствованию деятельности ведомств, которые будут напрямую обеспечивать трансфер научных разработок и технологий в производство, обеспечивая тем самым востребованность научных разработок. Сегодня необходимо налаживать реальный механизм трансфера технологий в экономику вместо имитации данного процесса.
Эти меры должны составить основу «дорожной карты» развития конкурентоспособной науки в Узбекистане, которая будет содержать детальное описание первоочередных мер для развития науки и технологий, механизма их трансфера в индустрию, вопросы финансирования, международного сотрудничества, а также меры по интеграции науки и образования. Такая «дорожная карта» должна давать обоснование и описание шагов развития науки в краткой и среднесрочной перспективе.
Ключевым является решение проблемы кадрового дефицита, качества и научного менталитета кадров. Конечно, существующих кадровых ресурсов Академии наук и вузов далеко недостаточно для подобного обновления — в лучшем случае только 20% этого обновления можно обеспечить за их счет. Решить кадровые задачи можно было бы привлекая ученых из Узбекистана, работающих в университетах Европы, США, Кореи и Японии, которые могут составить 15–20% требуемого кадрового обновления. Подобная мера может быть осуществлена при содействии международных организаций (к примеру, JICA и KOICA), а также путем индивидуальных контактов отечественных ученых с зарубежными коллегами.
Другим способом решения кадровой проблемы является налаживание обменных программ между отечественными ведомствами, ответственными за науку и образование, и их зарубежными аналогами из развитых стран. В рамках таких программ можно эффективно наладить целевую подготовку магистров и PhD по приоритетным направлениям. Это будет способствовать решению еще одной проблемы, связанной с дефицитом конкурентоспособных научных кадров[8]. Однако нельзя говорить о реализации поставленных задач без кардинальной реформы системы образования и науки путем принятия вышеизложенных мер.
Приближение высшего образования к требованиям международных стандартов, оптимизация структуры подготовки и внедрения новых механизмов обеспечения качества, развитие сетевых форм обучения, повышение мобильности позволят выработать оптимальный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и ориентированностью на производство. Реализация поставленных задач должна ориентироваться на повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве. Таким образом, учитывая опыт стран СНГ и дальнего зарубежья, концептуальными подходами являются следующие направления [9]:
— развитие сетевой формы взаимодействия учреждений высшего образования путем обеспечения практикоориентированности образования, углубление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров;
— внедрение концепции образования, которая предполагает создание внутри университетов интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды;
— приведение профессионально-квалификационной структуры образования в соответствие с международными классификаторами в сфере образования и видами экономической деятельности.
— разработка и внедрение инновационных организационно-образовательных моделей и технологий, обеспечивающих повышение эффективности образовательной деятельности учреждений высшего образования;
— преобразование ведущих университетов в научно-образовательно-производственные кластеры для системного решения вопросов инновационного развития отраслей и межотраслевых комплексов, учитывая опыт создания технологических парков при образовательных учреждениях;
— формирование системы мотивации образовательных учреждений Республики Узбекистан, направленной на существенное повышение позиций в международных рейтингах, улучшение имиджа путем повышения конкурентоспособности научно-образовательного потенциала страны.


Литература
1. Современные наукоемкие технологии: научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.top-technologies.ru (дата обращения 10.12.2017.)
2. Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaznu.kz/ru (дата обращения 10.12.2017.)
3. Образовательный проект, посвященный Казахстанской науке. [Электронный ресурс]. URL: https://www.articlekz.com (дата обращения 20.12.2017.)
4. Новости дня. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.uz (дата обращения 10.01.2018.)
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2016 года, № УП-4907 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и стимулированию деятельности академиков Академии наук Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]. URL: http://www.narodnoeslovo.uz (дата обращения 10.01.2018.)
6. Новости дня. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.uz (дата обращения 20.07.2018.)
7. Газета Народное слово. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narodnoeslovo.uz (дата обращения 20.07.2018.)
8. Новости дня. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.uz (дата обращения 20.07.2018.)
9. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: www.edu.gov.by/sistema (дата обращения 20.07.2018.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия