Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Завгородний А. Ф.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор исторических наук

Приходько Д. В.
студент 2 курса магистратуры по программе «Международная экономика»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Оценка инвестиционной привлекательности стран Центральной и Западной Африки
Статья посвящена оценке инвестиционной привлекательности стран. Дано описание различных рейтингов, отражающих привлекательность страны и инвестиционный климат. На основе рейтингового метода оценивается инвестиционная привлекательность стран Центральной и Западной Африки. Сделан вывод, что Африкой интересуются преимущественно прямые инвесторы, которые вкладываются в развитие инфраструктуры. Для портфельных инвесторов в Африке слишком много рисков, препятствующих их активной деятельности на фондовом рынке континента
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, оценка инвестиционной привлекательности, Центральная Африка, Западная Африка
УДК 339.9   Стр: 228 - 231

С каждым годом темпы развития мировой экономики ускоряются. Подобное развитие сопряжено с постоянными изменениями, на которые любая страна или компания должны своевременно реагировать, чтобы оставаться конкурентоспособной. Вместе с развитием всей мировой экономики усиливается конкуренция на рынках различных уровней — от мирового до локального. Актуальность темы напрямую связана с данными изменениями в мировой экономике.
Африканский континент является малоизученным и требует пристального внимания. Богатая природными ресурсами Африка в XXI в. стала привлекать к себе иностранный капитал. Главным инвестором при этом выступает Китай, который активно вкладывает капитал в страны Центральной Африки. В то же время следует помнить о зависимости африканских экономик от ведущих европейских держав, которые некогда были колонизаторами этих территорий. Сегодня по всему миру происходят события, которые, так или иначе, влияют на изменения в мировой экономике и международном бизнесе.
Известно, что инвестиционная привлекательность, в основном, рассматривается как обобщающая характеристика преимуществ и недостатков прямых зарубежных инвестиций с позиций инвестора. Привлекательность страны во многом зависит от степени благоприятствования инвестиционного климата, т.е. от совокупности политических, экономических, социальных, культурных, организационно-правовых и географических факторов, побуждающих или отталкивающих инвесторов вкладывать свои средства в ту или иную хозяйственную систему [1, с. 36].
Один из подходов оценки инвестиционной привлекательности заключается в анализе различных рейтингов, ключевые из которых представлены в табл. 1.

Таблица 1
Рейтинги, отражающие привлекательность страны и инвестиционный климат [1, с. 36]
РейтингОрганизация-составитель рейтингаОцениваемый параметрИсточники информации
Ведение бизнесаВсемирный банкПравовая среда ведения бизнесаСтатистическая и правовая информация, опросы экспертов
Индекс глобальной конкурентоспособностиВсемирный экономический форумСоциальные и экономические параметры странСтатистическая информация и опросы руководителей компаний
Индекс недееспособности государствФонд за мирУровень риска для людей и компаний, присутствующих в странеВнутренняя система сбора и анализа информации

В ежегодно публикуемом Всемирным банком докладе «Ведение бизнеса», в котором иногда представлен рейтинг стран мира по созданию ими благоприятных условий для ведения бизнеса, аналитиками оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, прежде всего, малых и средних компаний на протяжении их жизненного цикла от создания до ликвидации.
Как известно, для ведения хозяйственной деятельности требуются специальные институты и правила, которые, будучи прозрачными, могут использоваться экономическими субъектами достаточно эффективно. В подготовке доклада участвуют более 6,7 тыс. экспертов из разных стран мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, государственные служащие, ведущие ученые, оказывающие методическую и экспертную помощь.
Рейтинг составляется на основании индикаторов регулирования предпринимательской деятельности и учитывает:
● время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия;
● функционирование предприятия (фирмы);
● ведение торговых операций;
● обеспечение исполнения контрактов;
● вопросы налогообложения;
● процесс закрытия компании и др.
Каждый индикатор имеет равный удельный вес. Не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции.
Таким образом, условия организации и ведения бизнеса не включают в себя политические аспекты, а рассматриваются исключительно на уровне законодательных положений и нормативов. В итоговом рейтинге все страны проранжированы по уровню благоприятствования ведению бизнеса с 1-го до 185-го места: чем выше позиция страны, тем больше ее правовая среда способствует ведению бизнеса. Индикаторы рейтинга представлены в табл. 2.

Таблица 2
Индикаторы рейтинга «Ведение бизнеса» [1, с. 36]
ИндикаторРасчет индикатора
Создание предприятийКоличество процедур
Стоимость процедур
Затрачиваемое время
Размер уставного капитала
Получение разрешений на строитель­ствоКоличество процедур
Срок, дн.
Стоимость
Подключение к системе электроснабжениеКоличество процедур
Срок, дн.
Стоимость
Регистрация собственностиКоличество процедур
Срок, дн.
Стоимость
Получение кредитовИндекс юридических прав
Индекс кредитной информации
Количество человек, находящихся на учете в государственном реестре, % взрослого населения
Количество человек, находящихся на учете в частных бюро, % взрослого населения
Защита инвесторовИндекс открытости
Индекс ответственности директора
Индекс возможности подачи иска акционерами
Индекс защиты интересов инвесторов
НалогообложениеКоличество налоговых выплат
Время
Налог на прибыль, % прибыли
Другие налоги, % прибыли
Общая налоговая ставка, % прибыли
Международная торговляКоличество документов для экспорта
Время на экспорт, дн.
Стоимость экспорта
Количество документов для импорта
Время на импорт, дн.
Стоимость экспорта
Обеспечение исполнения контрактовСрок, дн.
Размер судебных издержек
Количество процедур
Разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства)Время, лет
Стоимость
Коэффициент взыскания

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как «способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе».
Индекс глобальной конкурентоспособности ежегодно Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций определяется по методике, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, две трети которых представляют собой результаты глобального опроса руководителей компаний с целью охвата широкого круга факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах. На одну треть индекс состоит из общедоступных статистических данных. Все переменные представлены в 12 группах, определяющих национальную конкурентоспособность. К этим переменным относятся:
● качество институтов;
● инфраструктура;
● макроэкономическая стабильность;
● здоровье и начальное образование;
● высшее образование и профессиональная подготовка;
● эффективность рынка товаров и услуг;
● эффективность рынка труда;
● развитость финансового рынка;
● уровень технологического развития;
● размер внутреннего рынка;
● конкурентоспособность компаний;
● инновационный потенциал.
Один из проектов, характеризующий составляющую инвестиционного климата, — индекс недееспособности государств, разрабатываемый организацией «Фонд за мир». При ежегодном составлении индекса недееспособности государств эксперты проводят анализ с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов.
Анализ проводится на основании 12 критериев — «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы:
а) социальная:
● уровень демографического давления;
● уровень миграции;
● наличие недовольных и мстительно настроенных групп;
● устойчивую и перманентную эмиграцию из страны;
б) экономическая:
● неравномерность экономического развития;
● уровень экономической нестабильности;
в) политическая:
● уровень криминализации государственных структур;
● наличие и качество общественных услуг;
● уровень нарушений прав человека и главенство закона;
● уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве»;
● уровень влияния групповых и/или клановых элит;
● степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.
В основе каждого рейтинга заложены определенные факторы. Соответствующая организация проводит анализ этих факторов, а затем дает комплексную оценку инвестиционной привлекательности страны.
Среди ключевых факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, выделяют три:
● инвестиционный потенциал;
● инвестиционный риск;
● фактор времени.
В рамках инвестиционного потенциала оцениваются [3, с. 18]:
● производственный потенциал;
● трудовой потенциал;
● потребительский потенциал;
● инфраструктурный потенциал;
● финансовый потенциал;
● институциональный потенциал;
● инновационный потенциал;
● природно-ресурсный потенциал;
● туристический потенциал.
Инвестиционный риск — вероятность возникновения финансовых потерь в виде утраты капитала или дохода в связи с неопределенностью условий инвестиционной деятельности [2, с. 166].
Поскольку Африка сегодня привлекает все больше внимания со стороны, в первую очередь, китайских инвесторов, то актуально провести оценку инвестиционной привлекательности этого континента. В связи с тем, что наибольшие интересы Китая сконцентрированы в Центральной и Западной Африке, то на их примере и будут использованы методы рейтингового анализа инвестиционной привлекательности.
В соответствии с классификацией ООН, к субрегиону «Западная Африка» относят 16 государств: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот д’Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того.
На протяжении последних 10 лет страны Западной Африки замыкали рейтинг. Однако среднее значение показателя улучшилось на 6 позиций. Страны Западной Африки в целом примерно равны между собой. Так, самое высокое место в 2018 г. заняла Гана — 120-е, наихудшие позиции у Гвинеи-Бисау — 176-е место. Между тем, до 2015 г. включительно Гана стабильно входила в 100 стран мира по рейтингу «Ведение бизнеса». Однако в последние 3 года существенно ухудшила свои позиции, что может быть связано не со страной, а с улучшением ситуации в других странах мира.
По индексу глобальной конкурентоспособности наблюдается определенная стабильность. Если проанализировать весь период, то индекс сократился на 0,02 пункта. В целом же его диапазон колебаний составил 0,15. Отметим, что в рейтинг вошли не все страны Западной Африки. Например, Гвинея-Бисау, Нигер и Того ни разу не попали в рейтинг. Некоторые страны — Гвинея, Либерия, Сьерра-Леона присутствовали в рейтинге лишь в последние годы. Тем не менее, если ориентироваться на величину индекса всех стран, то нельзя выделить кого-то конкретно. В 2016 г. наихудший показатель был у Мавритании — 2,9, а наилучший у Кот д’Ивуара — 3,9. К лидерам по этому индексу также относятся Кабо-Верде, Гана и Сенегал.
До 2013 г. страны Западной Африки теряли позиции в рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности. Следовательно, снижалась конкурентоспособность субрегиона в Африке и мире. Однако в последние несколько лет наметилась положительная тенденция. Связать это, на наш взгляд, можно с увеличением объема инвестиций в страны Западной Африки из Китая, хотя конкурентоспособность большинства стран Западной Африки по-прежнему находится на низком уровне.
Согласно среднему значению индекса недееспособности стран Западной Африки, можно говорить о том, что ситуация в странах ухудшается. Правительства стран не способны справиться с экономикой, не способны контролировать ситуацию в стране. Большинство стран продемонстрировало рост индекса недееспособности. Лишь 6 стран из 16 смогли улучшить ситуацию. К ним относятся Буркина-Фасо (-2%), Гвинея (-1%), Кабо-Верде (-9%), Кот д’Ивуар (-4%), Сьерра-Леоне (-1%) и Того (-2%). Наихудшую динамику показали Мали (+21%), Сенегал (+13%) и Гамбия (+10%). Весомо увеличился индекс недееспособности Ганы и Мавритании — на 8%. В среднем же рост индекса недееспособности стран Западной Африки составил (+3%).
Очевидно, что с ростом индекса недееспособности будет расти и место в рейтинге у стран Западной Африки. В рамках данного рейтинга гораздо лучше быть в конце списка, чем в начале. Тем не менее, среднее значение места за 2009–2016 гг. изменилось на 9 пунктов: с 53-го места в 2009 г. до 42-го места в 2016 г. При этом практически до 2015 г. включительно наблюдалась исключительно отрицательная динамика. Лишь в 2016 г. страны Западной Африки смогли улучшить свои позиции и подняться на 42-е место.
Анализ показывает, что больше всего позиций потеряли Мали (54 места), Сенегал (43 места) и Гамбия (32 места). Собственно, чей индекс недееспособности изменился в большей степени, те страны больше всего и переместились в рейтинге. Улучшили свои позиции Кабо-Верде (17 мест), Кот-д’Ивуар (10 мест) и Буркина-Фасо (6 мест). Остальные страны несущественно перемещались в рейтинге 2009–2016 гг. Таким образом, можно заключить, что страны Западной Африки демонстрировали, в основном, отрицательную динамику, что, естественно, снижало интерес со стороны инвесторов.
Наибольший интерес для исследователей представляет субрегион Центральной Африки, который включает 9 государств: Ангола, Габон, Камерун, Конго, ДР Конго, Сан-Томе и Принсипи, Центральноафриканская Республика (ЦАР), Чад и Экваториальная Гвинея. Страны Центральной Африки отличаются своими запасами нефти. Так, например, у Экваториальной Гвинеи экспорт более чем на 90% состоит из нефти и простейших нефтепродуктов. Применительно к странам Центральной Африки чаще всего применяется выражение «сидеть на нефтяной игле».
Рассмотрим, насколько привлекательны могут быть страны Центральной Африки для инвесторов. На данный момент страны Центральной Африки занимают наихудшие позиции по рейтингу «Ведение бизнеса» из всех рассмотренных субрегионов. При этом изменений за 10 лет практически не происходило. Наилучшая позиция центральноафриканских государств — это 170-е место в 2012 г., наихудшая позиция — 177-е место в 2014 и 2016 гг. При этом нельзя выделить лидера в Центральной Африке. Страны по рейтингу «Ведение бизнеса» заняли в 2018 г. места со 163-го по 184-е, если учесть, что оценивалось всего 190 стран.
По индексу конкурентоспособности полноценные данные за 2009–2016 гг. есть всего по двум странам — Камеруну и Чаду. Ангола и Габон лишь периодически попадали в рейтинг по данному индексу. Остальные же страны вообще не включались в рейтинг. Несмотря на низкие позиции по рейтингу «Ведение бизнеса», по индексу глобальной конкурентоспособности страны Центральной Африки продемонстрировали рост. Так, в 2009–2016 гг. среднее значение индекса увеличилось на 0,21. Следовательно, страны Центральной Африки стали конкурентоспособнее как минимум на африканском рынке. Безусловно, общий уровень индекса остается на низком уровне. Однако, вместе с ростом конкурентоспособности растет и инвестиционная привлекательность субрегиона.
Если рассмотреть места по индексу глобальной конкурентоспособности в 2009 и 2016 гг., то можно заключить, что существенных изменений не произошло. Тем не менее, можно выделить наиболее успешные годы для Центральной Африки (2012 и 2015 гг.), и наиболее неудачный — 2011 г. Высочайшее место в данном рейтинге занял Габон в 2012 г. — 99-е место. В остальные же годы страны Центральной Африки занимали места во второй сотне рейтинга.
Несмотря на общую отрицательную динамику в 2009–2016 гг., т.к. индекс недееспособности стран Центральной Африки увеличился, были годы, когда наблюдалось улучшение в субрегионе. Так, в 2011 и 2013–2015 гг. индекс составлял менее 93 баллов. В целом же изменения, происходящие в 2009–2016 гг. по индексу недееспособности, нельзя назвать существенными. Наихудшую динамику продемонстрировали Ангола и ЦАР — рост индекса на 6%. В то же время индекс недееспособности уменьшился на 5% у Сан-Томе и Принсипи, на 4% у Экваториальной Гвинеи и на 3% у Габона. Таким образом, можно наблюдать определенный баланс, что и демонстрирует средняя величина индекса в 2009–2016 гг.
Позиции стран Центральной Африки по индексу недееспособности в 2009–2016 гг. практически не менялись. Разброс составляет всего 2 места. Тем не менее, в 2011–2015 гг. наблюдалась положительная динамика. Однако страны Центральной Африки по-прежнему относятся к группе стран с высоким уровнем риска нестабильности. При этом между странами есть существенный разброс по местам. Так, в первую десятку стран в 2016 г. входят ЦАР (3-е место), Чад (7-е место) и ДР Конго (8-е место). В то же время есть такие страны, как Сан-Томе и Принсипи и Габон, которые заняли в 2016 г. 94-е и 98-е места соответственно. Получается, что Сан-Томе и Габон находятся недалеко от группы стран с уровнем стабильности выше среднего, в то время как ЦАР, Чад и ДР Конго лидируют в группе с высоким уровнем нестабильности и критическим уровнем рисков.
Таким образом, можно заключить, что страны, относящиеся к Центральной Африке, нельзя назвать инвестиционно-привлекательными для инвесторов, поскольку в различных рейтингах страны занимают низкие позиции и имеют плохие показатели по индексам конкурентоспособности и недееспособности.
Подводя итоги, на основе субрегионального анализа инвестиционной привлекательности стран Западной и Центральной Африки можно отметить следующее. Инвестиционная привлекательность Западной Африки осталась на том же уровне, поскольку по рейтингу «Ведение бизнеса» ее позиции улучшились, в то время как по остальным рейтингам — ухудшились. Рост инвестиционной привлекательности отмечается в странах Центральной Африки. В то же время страны Центральной Африки являются наиболее бедными на африканском континенте. Кроме того, они сильно зависят от «нефтяной иглы».
Африка — регион богатый природными ресурсами, что увеличивает его экономический потенциал. Тем не менее, множество различных проблем, таких как войны и вооруженные конфликты, высокий уровень бедности и низкий уровень образованности и квалификации местного населения не позволяют отдельным странам в полной мере его реализовать.
Зарубежные инвесторы, являясь наиболее ярыми представителями рыночных отношений, извлекают выгоду из высокого уровня доступности природных ресурсов Африки, на добычу которых у местных компаний не хватает средств. Сегодня Африку рассматривают лишь как донора, но не как полноценного участника мировой экономики и международных экономических отношений, который может иметь свое мнение на будущее развитие всего мира. В результате Африкой интересуются преимущественно прямые инвесторы, которые вкладываются в развитие инфраструктуры. Для портфельных инвесторов в Африке слишком много рисков, препятствующих их активной деятельности на фондовом рынке континента.


Литература
1. Капустина Л.М., Портнов Н.А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны для иностранных компаний // Известия УрГЭУ. — Екатеринбург, 2014. — №2 (52). — С. 35–41.
2. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие. — 7-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 232 с.
3. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: монография. — М.: Финансовый университет, 2013. — 116 с.
4. Исследование Всемирного банка: ведение бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/
5. Fragile States Index [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fundforpeace.org/fsi/
6. The Global Competitiveness Report [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия