Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Симченко Н. А.
заведуюший кафедрой экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь),
доктор экономических наук

Цёхла С. Ю.
заведуюший кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук

Потеев А. Т.
профессор кафедры экономической теории Крымского федерального университета
им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук, профессор

Кочеткова Н. В.
доцент кафедры экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат экономических наук


Экономическое образование в Крыму: истоки, реалии и перспективы
В статье представлены результаты ретроспективного анализа становления и развития экономического образования в Крыму. Отражена краткая история создания и развития Таврического университета, проведены анализ и оценка подготовки и трудоустройства выпускников экономических специальностей в Крыму, показана роль политической экономии в современных условиях развития цифровой экономики и трансформациях деятельности университета
Ключевые слова: институт образования, институт рынка труда, экономическое образование, выпускники вузов, специалисты, политическая экономия, цифровизация экономики, Республика Крым
УДК 378:33(477.75); ББК 74.48(2Рос.Кры):65   Стр: 244 - 248

За длительный период преобразований, происходящих в экономике России, традиционно значимый вопрос, связанный с процессом формирования высококвалифицированной рабочей силы, приобретает особую актуальность, основной задачей которого является кадровое обеспечение основных видов экономической деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда для достижения устойчивых результатов социально-экономического развития страны.
Республика Крым является перспективным субъектом Российской Федерации, четко представляющим свои цели и имеющим стратегию, согласованную с приоритетами и целями социально-экономического развития страны [1].
Возможность получить образование в Республике Крым обеспечивает сеть образовательных организаций разного уровня. В данном исследовании внимание сконцентрировано на высшем образовании. В настоящее время на территории Республики Крым ведущую роль в подготовке кадров играет крупнейшая организация высшего образования — ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», включающая 8 академий и институтов, 5 колледжей и центров, 11 филиалов и 7 научных организаций по Республике Крым.
В целом история университетского образования и науки в Крыму начинается с Таврического университета (далее — Университет) — первого высшего учебного заведения на полуострове. Инициатором и подвижником идеи создания в Крыму университета был глава Правительства — Соломон Самойлович Крым. Разработанный им в августе 1916 года Законопроект об открытии Университета поддержали и подписали около 30 человек Государственного Совета. Многолетние ходатайства общественности и присутствие значительного количества оказавшихся на полуострове деятелей науки способствовали принятию 30 августа 1918 года Крымским краевым правительством постановления «Об учреждении Таврического университета». 14 октября 1918 года в Дворянском театре Симферополя состоялось торжественное открытие Университета, в состав которого входили пять факультетов — историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и агрономический [2]. В становлении Университета приняли участие многие научные центры и уже осенью 1918 года Таврический университет был полностью укомплектован преподавателями высшей квалификации во главе с ректором — профессором медицины Р.И. Гельвигом. В Крым переехали всемирно извест­ные ученые, академики: Н.И. Андрусов, П.П. Cушкин, В.И. Палладин, А.В. Палладин, В.А. Обручев, А.А. Байков, А.Ф. Иоффе, И.Е. Тамм, В.И. Cмирнов и другие. В 1920 году Университет стал главным научным центром всего региона и одной из сильных научных школ в стране. В том же году ректором был избран выдающийся советский учёный-естествоиспытатель, основоположник геохимии и биогеохимии — академик В.И. Вернадский [3]. Подготовка экономистов в сфере высшего образования в Крыму началась в 1920 году, когда силами крупнейших ученых в области экономической науки во главе с академиком К.Г. Воблым было создано экономическое отделение в Таврическом университете. После преобразования Университета в Педагогический институт в 1924 году деятельность факультета была приостановлена и возобновлена как факультета экономики и менеджмента в Симферопольском государственном университете им. М.В. Фрунзе в 1994 г.
Университет за время своего существования неоднократно менял свое название и структуру. После окончательного установления Советской власти была проведена реорганизация университета и в 1921 году он был переименован в Крымский университет имени М.В. Фрунзе. В 1925 году на базе университета был создан Крымский государственный педагогический институт. В 1972 году он был преобразован в Симферопольский государственный университет им. М.В. Фрунзе, а в 1999 году получил статус Национального университета имени академика Владимира Ивановича Вернадского.
В 2014 году Распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 1465-р от 4 августа 2014 г.) создан Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (далее — КФУ им. В.И. Вернадского) — десятый федеральный университет в Российской Федерации.
За весь период подготовки выпускников экономического направления в Крыму можно выделить три основных этапа развития экономического образования:
Первый этап (середина 60-х гг. XX в. — 1991 г.) характеризует становление экономического образования в Крыму в составе УССР. В 1965 году в Крымском сельскохозяйственном институте открылся экономический факультет. Первый выпуск специалистов экономического направления в Крыму состоялся в 1970 году в количестве 93 человек с дипломами агрономов-экономистов. С 1973 по 1995 гг. этот институт выпускает экономистов по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве, а также экономистов-организаторов сельскохозяйственного производства. Устойчивый экономический рост в стране в 1970-е годы, стабильная политическая ситуация в государстве и Крымском регионе обусловили стабильную ситуацию на рынке образовательных услуг. С 1977 по 1985 гг. наблюдался рост выпускников, но затем спад к 1991 году, что связано со снижением темпов роста в промышленности и сельском хозяйстве в конце 80-х гг. XX в., устареванием производственных мощностей, отсутствием реализуемых экономических реформ (рис. 1).
Рис. 1. Число выпускников экономических специальностей в Крыму в 1970–1991 гг.
Источник: составлено авторами на основе [10]

Второй этап (1991–2014 гг.) подготовки экономистов ознаменовался открытием в Крыму экономических институтов, а также наличием большого количества экономических и управленческих специальностей в вузах.
В 1992 году открыт Крымский факультет Киевского института народного хозяйства, в состав которого входили факультеты экономики и управления, международной экономики, финансово-учетный и юридический. Филиал в последующем преобразован в Крымский экономический институт Государ­ственного высшего учебного заведения «Киевский национальный экономический университет имени В. Гетьмана». За 23 года деятельности в институте были открыты специальности: экономика предприятия, менеджмент и администрирование, маркетинг, финансы и кредит, учет и аудит, международная экономика и банковское дело. С 2012 по 2014 гг. вуз занимал лидирующее место в Крыму по выпуску специалистов экономических направлений.
В 1994 году сформирован факультет экономики и менеджмента в составе Симферопольского государственного университета, где первоначально осуществлялась подготовка студентов по трем специальностям: экономическая информатика и АСУ, менеджмент внешнеэкономической деятельности, менеджмент в непроизводственной сфере. Была проведена подготовка по открытию специальности финансы и кредит. Сформировались новые кафедры: менеджмента и маркетинга, экономики и финансов, информационных систем, а также информатики. Сотрудники факультета внесли значительный вклад в разработку концепции информатизации Крыма, экспертизы Программы структурной перестройки экономики Крыма, а также — в развитие научных исследований в университете.
Большую роль в реформировании образования в те годы выполняли международные организации и фонды, при их поддержке проводилось развитие технического обеспечения учебного процесса, расширения сети учебных заведений, прохождения стажировок и повышения квалификации преподавателей.
В Таврическом национальном университете на факультете экономики и менеджмента с 2001 года велась подготовка специалистов, бакалавров и магистров по специальностям: экономическая кибернетика, финансы, менеджмент внешнеэкономической деятельности, менеджмент организаций, международная экономика, банковское дело, государственное и муниципальное управление, управление инновационной деятельности. Наблюдается рост числа выпускников экономиче­ских специальностей, поскольку возрождение разрушенной в стране и регионах экономики требует инновационных подходов и прироста кадров, осуществляющих их подготовку [4].
В 1991 году в Национальной академии природоохранного и курортного строительства был образован факультет экономики и менеджмента, на котором осуществлялась подготовка бакалавров, специалистов, магистров по двум областям знаний: экономика и предпринимательство, менеджмент; по специальностям: экономика предприятия, экономическая кибернетика, финансы и кредит, маркетинг, менеджмент, учет и аудит. Приоритетными направлениями деятельности факультета являются фундаментальные и прикладные исследования, связанные с повышением эффективности функционирования секторов экономики Крыма, с проблемами устойчивого социально-экономического развития АР Крым, повышением эффективности использования природных рекреационных ресурсов.
С 1991 года и Крымский агротехнологический университет осуществлял подготовку бакалавров, специалистов и магистров по специальностям: экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса, бухгалтерский учет. В 1998 году в университете началась подготовка специалистов по менеджменту организаций, экономике предприятий, учету и аудиту, позднее — специалистов по экономической кибернетике, финансам.
В 1993 году был создан Крымский инженерно-педагогиче­ский университет с учетом потребностей возвращающихся из депортации народов, где факультет экономики, менеджмента и информационных технологий с 1994 года готовит выпускников бакалавров, магистров и аспирантов по направлениям: экономика, прикладная информатика и менеджмент.
После распада СССР и появления первых коммерче­ских фирм, новых товаров и услуг, не существовавших ранее на рынке, существовал устойчивый спрос на рынке труда на специалистов в сфере экономики, финансов, учета и аудита, современных информационных технологий, менеджмента и маркетинга, способных эффективно работать и генерировать новые идеи. Растущая диверсификация производства после кризиса 1998 года, рост конкуренции на рынке товаров и услуг, развитие новых форм торговли требовали большего количества высококвалифицированных сотрудников. В течение 10 лет (с 1992 по 2002 гг.) в Крыму средний темп прироста выпускников-экономистов составил 23% (рис. 2).
Рис. 2. Число выпускников экономических специальностей в АР Крым в 1991–2014 гг.
Источник: составлено авторами на основе [6–10]

В период с 2002 по 2008 гг. осуществляется структуризация и конкретизация спроса на образовательные услуги, завершение процесса создания новых специальностей, становление и позиционирование ведущих образовательных учреждений на рынке. С 2009 года наблюдается экономическая нестабильность в Крыму, постепенное насыщение спроса, а также ужесточение требований к качеству учебных программ [5]. Все это способствовало обострению конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.
С 2009 по 2014 гг. на экономических факультетах вузов происходит сокращение количества выпускников, снижение учебной нагрузки преподавателей (рис. 3).
Рис. 3. Динамика подготовки выпускников экономических специальностей образовательными организациями в Крыму в 1970–2017 гг.
Источник: составлено авторами на основе [6–10]

Причинами резкого снижения спроса на рынке являются уменьшение рождаемости в 90-е гг. ХХ в., государственно-политическая неустойчивость в стране и резкий экономический спад в Крыму, как следствие экономического кризиса 2008 г.
На третьем этапе (2014 год — по настоящее время) развитие экономического образования ознаменовалось созданием Крымского федерального университета имени В.М. Вернадского (далее — КФУ им. В.И. Вернадского). В его составе ведущим вузом по подготовке специалистов экономического направления становится Институт экономики и управления (структурное подразделение), в котором обучение ведется по трем образовательным уровням (бакалавриат, магистратура, аспирантура) 7 направлений подготовки укрупненной группы «Экономика и управления» (экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, торговое дело, бизнес-информатика, финансы и кредит), реализуются программы дополнительного профессионального образования для государственных и муниципальных служащих (рис. 4). При этом растет доля выпускников экономических направлений в общем количестве выпускников университета, о чем свидетельствуют данные: 15% в 2014 году и 18% — в 2017 году. Наблюдается прирост выпускников по направлениям: экономика, гостиничное дело, финансы и кредит, управление персоналом.
За 100-летний период существования Университета в Крыму возникали новые кафедры и факультеты. Одной из первых кафедр, которая заложила основы экономического образования в Крыму, является кафедра экономической теории КФУ им. В.И. Вернадского. Кафедра за 55-ти летний период своего существования в структуре университета несколько раз меняла свое название под влиянием политических и идеологических течений того или иного периода. Основной учебной дисциплиной кафедры всегда была политическая экономия. Название этой науки было положено в 1615 году Антуаном де Монкретьеном в его историческом труде «Трактат политической экономии». В трудах многих выдающихся ученых мира (А. Смита, К. Маркса, К. Менгера, Бем Баверка, А. Маршала и др.) под названием «политическая экономия» понималась наука об общественно-производственных отношениях людей в различных ступенях развития человеческого общества. Функциями политической экономии выступают такие, как: методологическая, познавательная, практическая и мировоззренческая.
Рис. 4. Доля выпускников по направлениям подготовки в Институте экономики и управления КФУ им. В.И. Вернадского в 2017 году
Источник: составлено авторами

В первые годы Советской власти доминирующей в мировоззрении людей была марксистская идеология. В вузах преподавалась учебная дисциплина «Основы марксизма-ленинизма», где составной частью была политическая экономия. В конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века политическая экономия была выделена в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Соответственно стали создаваться кафедры с названием «политическая экономия». С усилением лево-либеральных идеологических течений в обществоведении учебный курс «политической экономии» стал резко сокращаться, а его место начали занимать усиленно рекомендуемые Западом дисциплины «Экономикс», «Микроэкономика», «Макроэкономика». Политическая составляющая, мировоззренческий аспект в «Экономикс» полностью элиминирован, дисциплина приобрела сугубо академическое содержание. Согласно этим идеологическим изменениям в обществе название кафедры «политическая экономия» стало заменяться на кафедры «экономики» и, в последующие годы — «экономической теории». В содержании учебной дисциплины «экономическая теория: микро- и макроэкономика» полностью отсутствует как мировоззренческая, так и практическая составляющая. Учебная дисциплина стала академическим предметом, необходимым для ученых экономической науки.
Познавательная функция политической экономии состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов, определении законов, на основе которых происходит изменение экономической действительности и использование их на практике [11]. Все годы существования кафедры экономической теории коллектив преподавателей выполнял научную работу, посвященную исследованиям экономических и социальных процессов и явлений в стране, регионе, в рамках отдельных предприятий. Исследования носили трансцендентный характер, адекватно отражающих изменения экономической, идеологической и политической ситуации того или иного исторического периода. Экономический и социально-политический подъем 60–70-х годов в СССР сменился на период замедления темпов и спада в 80–90-е годы. Обострилась проблема повышения эффективности производства. Причины этих явлений стали предметом исследований ученых кафедры политической экономии. Посткризисный период 2000-х годов потребовал научной разработки новой парадигмы социально-экономического развития общества, новой региональной и отраслевой экономической политики. Ответом на требование времени были диссертации, посвященные проблемам формирования рынка.
Следующей функцией политической экономии является практическая, показывающая какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества в тот, или иной период времени. Политическая экономия разрабатывает принципы и методы рационального хозяйствования, является основой для обоснования экономической политики государства, диктует необходимость определенного поведения людей.
Политическая экономия является методологической основой всех остальных экономических дисциплин. Она разрабатывает методы и средства, необходимые для исследований всем экономическим наукам: отраслевым, функциональным и межотраслевым. Поэтому от качества ее преподавания зависит способность обучающихся в освоении таких учебных курсов как «финансы и кредит», «экономика отрасли», «экономика фирмы», «мировая экономика» и другие. Коллектив кафедры экономической теории непосредственным образом занят подготовкой квалифицированных специалистов в учебных процессах на всех подразделениях, факультетах Университета. В их числе — высококвалифицированные специалисты экономического профиля, работающие на предприятиях и организациях, в сферах промышленного, транспортного, аграрного производства, в банковской, образовательной, управленческой и других сферах жизнедеятельности населения Республики Крым.
Преподаватели кафедры за многие годы неоднократно оказывали практическую помощь крымским предприятиям в совершенствовании организации производства, решении ряда прикладных задач. В начале `80-х годов коллектив кафедры политической экономии проводил неоднократные исследования прикладного характера по договорам с предприятиями Крыма. В их числе: с Кожно-галантерейной фабрикой г. Симферополя по совершенствованию организации труда на поточных производственных линиях, с Швейной фабрикой г. Симферополя, с Заводом пластмассовых изделий по экономическому обоснованию новых технологий производства, с Севастопольским судоремонтным заводом по организации оплаты труда на основе коэффициентов трудового участия.
Мировоззренческая функция политической экономии реализуется, прежде всего, через политико-воспитательную работу преподавателей. Формы такой работы чрезвычайно многообразны и постоянно претерпевают изменения. Они адекватно отражают политический мейнстрим того или иного периода нашей истории. В 1960 — 1990-е годы КПСС устанавливала последовательность и содержание учебных лекций, семинаров (стандартные учебные программы по политической экономии). Кроме учебных занятий, включающих элементы воспитательного характера, преподаватели проводили беседы, встречи, периодические коллективные мероприятия по разъяснению молодежи и труженикам предприятий линии партии, политики государства. Преподаватели кафедры политической экономии проводили указанные мероприятия в академических группах студентов, на комсомольских собраниях и торжественных праздниках (1 мая, 7 ноября).
Преподаватели кафедры экономической теории после воссоединения Крыма с Россией стали возобновлять политико-воспитательную, патриотическую работу в студенческих группах. Во время лекций и семинарских занятий по дисциплине «Политическая история» преподаватели органично включают вопросы, обращают особое внимание аудитории на результаты отечественной экономики, на современные научно-технические достижения российских ученых, инженеров, производственников. Такие приемы, формы патриотического воспитания также наиболее приемлемы в нынешних условиях и лучше воспринимаются молодежью. Несомненной воспитательной результативностью обладает такая форма как личный пример наставника в реализации проектов, выполнении научных работ. В КФУ им. В.И. Вернадского сформировалось 5 научных школ экономического направления, в которых подготовлено десятки докторов и кандидатов наук.
Серьезной проблемой, снижающей эффективность общественного производства, выступает профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда, который возникает из-за несоответствия квалификационных характеристик работников основным требованиям работодателей и наличия кадрового дефицита по ряду профессий и направлений подготовки. Поэтому задача снижения такого дисбаланса является в настоящее время для развития Республики Крым одной из наиболее значимых. В этой связи в Республике Крым разрабатывается и активно реализовывается государственная программа по поддержке и развитию рынка труда и занятости населения.
Изменения в экономической, политической и социальной сферах в стране и регионе самым серьезным образом отражаются в деятельности КФУ им. В.И. Вернадского. Образование является неотъемлемой частью жизни общества и происходящих в нем изменений, которые требуют современной модернизации [12]. Программой трансформации КФУ на 2017–2019 годы предусмотрено включение университета в решение задач устойчивого социально-экономического развития Республики Крым посредством формирования и развития университетского центра инновационного, технологического и социального развития региона, реализующего технологические и социальные проекты, создания условий для обновления отраслевой структуры экономики региона [13]. Выбраны следующие стратегические инициативы в рамках трансформации университета:
– современное сельское хозяйство — стратегическая инициатива «Сельское хозяйство как искусство»;
– медицина, рекреационное и санаторно-курортное обслуживание — стратегическая инициатива «Медицина будущего»;
– современная педагогика и гуманитарные технологии — стратегическая инициатива «Крымская образовательная среда»;
– стратегическая инициатива «Умная энергетика»;
– стратегическая инициатива «Цифровая экономика Крыма»;
– урбанистика и развитие среды — стратегическая инициатива «Креативный Крым».
В КФУ меняется тематика и содержание научных исследований, разрабатываются учебные программы, пособия, учебники и другие методические материалы и формируется база, необходимая для перехода с традиционных методов обучения на инновационные, позволяющие в рамках образовательного процесса получать не «профессию», а уникальный набор компетенций, дающий возможность реализовать полученные знания и навыки в высокотехнологичных отраслях экономики. Все острее стала ощущаться потребность в более тонком рациональном инструментарии управления процессом подготовки студентов в вузах, ставится задача обеспечения соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и инновационной экономики. Объявленная в стране цифровизация экономики обусловливает необходимость развития цифровых инфраструктур и стандартов связи, обеспечения информационной безопасности в ней, расширения онлайн-обучения, создания свободного доступа всем гражданам и онлайн-коммуникаций, совершенствования управления информационными потоками и знаниями в цифровых экосистемах.
Таким образом, университет, участвуя в реализации основного курса формирования системы управления трудовым потенциалом Республики Крым, направленного на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, является образовательной базой подготовки специалистов для экономики региона, обеспечивает условия для развития рынка труда, способствует стабильному росту уровня занятости и улучшению качества жизни граждан.


Литература
1. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым от 09.01.2017 г. № 352-ЗРК/2017. — Режим доступа: URL: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_322716.pdf (дата обращения 07.05.2018).
2. Багров Н.В., Орехов В.В. Наследие В.И. Вернадского и Таврический университет: исторические сопоставления в юбилейный год // Геополитика и экогеодинамика регионов. — 2017. — Т. 3(13). — № 1. — С. 5–19.
3. Прадид Ю.Ф. Славная история Таврического университета // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика». 2012. — Т. 25. — № 2–1 (64). — С. 3–10.
4. Багров Н.В. Факультет экономики и менеджмента — новый факультет Симферопольского государственного университета // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика». — 2002. — №10. — Том 3. — С. 3–4.
5. Цёхла С.Ю. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по направлениям специализации экономического образования // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы научно-практической конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — С. 16–21.
6. Книги выдачи дипломов за 1970–2015 гг. специалистов очной и дневной форм обучения в Крымском государственном агротехнологическом университете // Гос. Архив Р. Крым. Ф.Р-357. Оп. 7. Д. 113; Д. 169.
7. Отчеты Государственных экзаменационных комиссий о выпуске специалистов, бакалавров за 2001 — 2014 гг. очной, заочной форм обучения КИПУ // Гос. Архив Р. Крым. Ф.Р-5101. Оп. 1. Д. 186; Д. 258; Д.338; Д. 425; Д. 494; Д. 704; Д. 898.
8. Отчеты председателей Государственных экзаменационных комиссий о выпуске специалистов и магистров за 2001–2014 гг. очной, заочной форм обучения КИПУ // Гос. Архив Р. Крым. Ф.Р-5101. Оп. 2. Д. 93; Д. 92; Д. 968.
9. Отчеты Государственных экзаменационных комиссий о выпуске бакалавров, специалистов и магистров за 1997–2014 гг. в ТНУ им В.И. Вернадского // Гос. Архив Р. Крым. Ф.Р-21. Оп. 7. Д. 69; Д. 1773; Д. 1779; Д. 1822; Д. 1823; Д. 1824; Д. 1869; Д. 1878; Д. 1958; Д. 1959; Д. 1967; Д. 1968; Д. 1970; Д. 5085; Д. 5207; Д. 5332; Д. 5461; Д. 6198; Д. 6491.
10. Протоколы заседаний Государственных экзаменационных комиссий по присвоению квалификации экономического факультета очной, заочной форм обучения за 1996–2015 гг. НАПКС // Гос. Архив Р. Крым. Ф.Р-4544. Оп. 7. Д. 6; Д. 62; Д. 119; Д. 177; Д. 446; Д. 508; Д. 577.
11. Симченко Н.А., Цёхла С.Ю. Институциональные условия формирования точек экономического роста в регионе // Друкеровский вестник. — 2017. — №3(17). — С. 145–153.
12. Цёхла С.Ю. Модернизация образования в обеспечении социально-экономического развития региона // Опережающее управление социально-экономическим развитием регионов: благосостояние населения и электронное управление: материалы международной научно-практической конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. — С. 39–44.
13. Программа трансформации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2017–2019 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/05/transform.pdf (дата обращения 14.06.2018).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия