Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Зубенко В. В.
профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук


Россия и Китай: новое глобальное мироустройство

Последняя четверть ХХ столетия с нарастающей необратимостью приближала конец эпохи «развитого социализма». Руководители Советского Союза оказались неспособны разработать социально-экономическую модель, адекватную тенденциям нарождающегося мироустройства.
Коллективное руководство Китая, после 1976 г. изыскало способы качественно пересмотреть принципы интерпретации философии не только национального, но мирового общественного наследия. Вербально китайские руководители до поры до времени публично не афишировали геоэкономических и геополитических предпочтений.
Девяностые годы стали серьезным испытанием для России. Её ближайшая перспектива квалифицировались западными экспертами как возможный развал геополитической державы на 6–8 новообразований. При этом практически накануне «крупнейшей геополитической катастрофы века» никем не подвергалось сомнению, что культурный, экономический, научный, военный и прочие потенциалы Советского Союза столетиями «формировали мировую цивилизацию».
Модель «социализма с китайской спецификой», напротив, породила национальную философию «взрывного успеха». Страна последовательно изыскивала технологические и финансовые ресурсы, без идеологической аффектации обеспечила фронтальное продвижение и достижение невиданных в мировой истории социально-экономических результатов и рубежей. Дальнейшее развитие событий показало, что Поднебесная, чётко придерживаясь системы национальных приоритетов и выгод, готова искать союзников среди мировых лидеров, которые отвечали их стратегическим интересам. С осуждением англосаксонской гегемонии и необходимости трансформации мирохозяйственных порядков руководители Китая будут открыто заявлять после мюнхенской речи В.Путина (февраль 2007 г.).
Коллективный Запад высокомерно игнорировал своевременные предостережения В.Путина. Агрессивное поведение ведущих стран НАТО не могло остаться без адекватной реакции. В Послании Президента Федеральному Собранию 2018 г. изложена причинно-следственная связь и военно-политический характер упреждающих мер, осуществленных Россией [37].
В качестве геоэкономического проекта со стороны оппонентов Вашингтона следует рассматривать инициативу «Новый Шелковый путь», запущенную Си Цзиньпином в 2013 г. На этой основе Государственный совет КНР утвердил в 2015 г. программу «Один пояс, Один путь» (ОПОП)1. Программу мер надо рассматривать, как крупнейший не только хозяйственный, но геополитический проект. О своем возможном участии заявили более 60 стран, где проживает 2/3 населения планеты и производится 1/3 МВП.
В мае 2015 г. В.Путин и Си Цзиньпин подписали «Совместное заявление России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского Экономического Союза и Экономического пояса Шёлкового пути». Создаваемые КНР и РФ базовые платформы по защите суверенитета и экономической независимости должны стать вехами на пути выстраиваемого многополюсного мира. В качестве одного из его мегарегиональных инструментов рассматривается БРИКС.
Особую инициативу дипломатической консолидации стран БРИК проявили Россия и Китай. Ещё в процессе оформления нового объединения В.Путин отмечал: «Не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность» [35].
В последние годы БРИКС ставит задачу перестройки всей финансовой архитектуры. Ведущие элементы «мировой кровеносной системы», сложившейся ещё в бреттон-вудсские времена, уже не отвечают насущным потребностям. Их методы работы, институты и инструменты подвергаются жесткой критике подавляющего числа ведущих международных экспертов. И даже правительственных чиновников, включая тех, которые вынуждены обращаться к ним за финансовыми ресурсами.
Создание Нового банка развития БРИКС (Форталезе, Бразилия, июль 2014 г.), рассматривается в качестве альтернативы МБРР. Его задача — работа над инфраструктурными проектами, нацеленными на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и др. государствах, страдающих от экономической нестабильности в результате экспансионистской денежно-кредитной политики США2. Всего на май 2018 г. НБР одобрил 21 проект на общую сумму 5,1 млрд долл. Одним из наиболее крупных получателей кредитов является Россия3.
Консолидированный БРИКС — это реальная сила в мировой политической, экономической, военной, экологической, природоохранной сферах.
РФ и КНР близки к пониманию и единым трактовкам ключевых проблем современности. Их позиции во многом стали мощным противовесом однополярному миру и доминированию США, которые пытаются вмешиваться во внутренние дела других стран и региональное соотношение сил.


Сноски 

1 Включает два компонента: «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».
2 В июне 2016 г. НБР впервые вышел на рынок заимствований, разместив на китайском межбанковском рынке дебютный пятилетний выпуск «зеленых облигаций» объемом более 300 млн долл.
3 В 2018 г. Банк одобрил проект «Развитие систем водоснабжения и водоочистки в городах РФ» (320 млн долл.), «Комплексное развитие территорий инфраструктуры малых исторических городов и поселений» (220 млн долл.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия