| | Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Дашкина И. В. зам. начальника отдела аспирантуры и докторантуры факультета политологии
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | XXI век ознаменован увеличением международных вооруженных конфликтов и ростом мировых цен. Связано это с противостоянием между Западом и Востоком, где, с одной стороны, главный действующий игрок — США, с другой — Россия и Китай. Стратегии сторон диаметрально противоположны. Если Вашингтон традиционно демонстрирует агрессивную политику, то Пекин и Москва проводят политику сотрудничества и взаимоуважения.
Для решения проблем международной напряженности, китайское правительство вводит ряд инициатив по смягчению сложившейся ситуации. Так, стратегия Нового Шелкового пути — хорошая альтернатива хаосу, созданному после прекращения «холодной войны» странами Запада [9].
США формируют систему альянсов, где союзники “восприимчивы” к указаниям Вашингтона. В этой связи, Китай и Россия вынуждены приспосабливаться к международной турбулентности и с учетом опыта сотрудничества СССР и Китая в прошлом столетии, укреплять стратегию партнерских отношений. Первые результаты в этой сфере были достигнуты в начале президентства В.В. Путина и продолжают активно развиваться в настоящее время. [7]
Евразийская альтернатива урегулирования конфликтов путем сотрудничества вызвала большую озабоченность среди западных государств и особенно в США. На Китай и Россию приходится огромная доля «негативных упоминаний» в западных СМИ. В большинстве случаев упоминания касаются совместной работы стран в рамках «Нового Шелкового пути» и ЕАЭС.
Впервые идею «Нового Шелкового пути» озвучили в 2007 году на ежегодном саммите ШОС в городе Бишкек [12], позднее к ней вернулись на XI саммите в 2013 году, когда председатель Китая Си Цзиньпин поделился с главами государств мыслью о том, что программа социально-экономического прогресса принесет выгоду всем ее участникам.
Власти Пекина заинтересованы в активном участии Москвы в этом проекте, так как Россия де-юре и де-факто станет гарантом соблюдения прав для всех стран постсоветского пространства. Кремль следует «безопасному маршруту» и ведет по нему Центральную Азию, Кавказ и государства Восточной Европы, где не распространяется китайское влияние [31].
В рамках реализации «Нового Шелкового пути» развиваются два крупных проекта: «Экономический Пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», в состав которых уже включены 65 стран. Это долгосрочные проекты, рассчитанные до 2049 года.
Данные инициативы повторяют уже некогда разработанную и использованную стратегию. «Морской путь» совпадает с морскими торговыми маршрутами адмирала Чжэн Хэ (XIV–XV века). Это направление объединит в себе экономический пояс с системой портов и других инфраструктурных проектов прибрежных районов, которое соединит Китай не только с Юго-Восточной Азией, Персидским заливом, Африкой и Северной частью Средиземного моря, но и с Америкой. По этой причине, правительство Пекина заинтересовано в строительстве канала через Никарагуа, что является дополнительным импульсом для активизации китайской общины за границей, а особенно на западном побережье США и Канады.
Маршрут будет источником прибыли не только для Китая, но и для всех государств, проходящих через него. Зона, которая расширяется по всему маршруту, предполагает рост и обогащение территорий, где происходят сложные процессы развития. Путь пройдет по связанным между собой сетям автомагистралей и железных дорог Ирана, от Китая до порта Роттердам в Голландии, петляя по Центральной Азии и России, связывая Китай с Европой, Центральной Азией, Южной Азией и Ближним Востоком, в то же время подключая все страны ШОС. Этот путь начинается в Синьцзян-Уйгурском автономном районе [4].
С середины 90-х годов XX века была учреждена зона интегрированной свободной торговли с Казахстаном, важным членом ШОС и ЕАЭС, и начаты следующие проекты: 1. Экономическое сотрудничество стран Азии и Европы; 2. Сотрудничество по производству бензина между Казахстаном и Китаем (реально функционирует в настоящее время). Китай и Казахстан соединены железнодорожными путями и дорогами, которые пересекаются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
В финансовом плане, соглашение между Пекином и Москвой о неиспользовании доллара США, о взаимном экономическом обмене, технологическом сотрудничестве и геостратегическом партнерстве — имеет огромные выгоды для обеих сторон. Евразийский экономический союз, где главную роль играет Россия, и проект «Нового Шелкового пути» не несут в себе империалистического настроя, как считают западные критики, особенно Вашингтон, но благодаря этим проектам, Пекин и Москва работают на развитие регионализма, и проявляют себя в качестве доброжелательных гегемонов (соседей).
Политическая стратегия Китая базируется на развитии экономической дипломатии, которая включена в национальную стратегию социально-экономического развития страны, что может служить эффективным средством для продвижения национальных интересов и важной платформой для укрепления международных отношений. Для достижения этой цели государство сформулировало следующие задачи:
1. Для обеспечения рыночного развития Китая необходимо укреплять экономические связи и развивать сотрудничество вместо конфронтации;
2. Необходимо поддерживать политику сотрудничества, основанную на равенстве и взаимной выгоде в области экономики;
3. Необходимо стимулировать и развивать отношения со странами региона;
4. Необходимо развивать интеграционные механизмы глобального и регионального экономического сотрудничества;
5. Необходимо развивать многосторонние экономические контакты и создавать зоны свободной торговли;
6. Необходимо взаимодействовать по вопросам международного сотрудничества в области энергетики, изменения климата и окружающей среды [6].
Можно утверждать, что мы живем в период становления “новой глобализации”, где у каждой страны свой собственный путь развития, свободный от либеральных, западных ценностей и их инструментов господства. Для осуществления планов Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент России В.В. Путин, чьи идеи и ценности очень близки, активно используют инструменты взаимной поддержки.
В Концепции «Один пояс, один путь» сказано, что проект открыт для участия всех стран, международных и региональных организаций. Эта инициатива Си Цзиньпина должна соединить Азиатский континент, Европу и Африку в единое целое, что, в свою очередь, положительно отразится на мировой экономике, увеличит экономический рост посредством развития коммерческих проектов и инфраструктуры. В то же время, Китай может развивать экономику национальных и международных рынков, расширять и диверсифицировать свои инвестиции и усиливать свое международное влияние в интересах всех сторон. |
| |
|
|