Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Дашкина И. В.
зам. начальника отдела аспирантуры и докторантуры факультета политологии
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Роль России и Китая в проекте «Новый Шелковый путь»

XXI век ознаменован увеличением международных вооруженных конфликтов и ростом мировых цен. Связано это с противостоянием между Западом и Востоком, где, с одной стороны, главный действующий игрок — США, с другой — Россия и Китай. Стратегии сторон диаметрально противоположны. Если Вашингтон традиционно демонстрирует агрессивную политику, то Пекин и Москва проводят политику сотрудничества и взаимоуважения.
Для решения проблем международной напряженности, китайское правительство вводит ряд инициатив по смягчению сложившейся ситуации. Так, стратегия Нового Шелкового пути — хорошая альтернатива хаосу, созданному после прекращения «холодной войны» странами Запада [9].
США формируют систему альянсов, где союзники “восприимчивы” к указаниям Вашингтона. В этой связи, Китай и Россия вынуждены приспосабливаться к международной турбулентности и с учетом опыта сотрудничества СССР и Китая в прошлом столетии, укреплять стратегию партнерских отношений. Первые результаты в этой сфере были достигнуты в начале президентства В.В. Путина и продолжают активно развиваться в настоящее время. [7]
Евразийская альтернатива урегулирования конфликтов путем сотрудничества вызвала большую озабоченность среди западных государств и особенно в США. На Китай и Россию приходится огромная доля «негативных упоминаний» в западных СМИ. В большинстве случаев упоминания касаются совместной работы стран в рамках «Нового Шелкового пути» и ЕАЭС.
Впервые идею «Нового Шелкового пути» озвучили в 2007 году на ежегодном саммите ШОС в городе Бишкек [12], позднее к ней вернулись на XI саммите в 2013 году, когда председатель Китая Си Цзиньпин поделился с главами государств мыслью о том, что программа социально-экономического прогресса принесет выгоду всем ее участникам.
Власти Пекина заинтересованы в активном участии Москвы в этом проекте, так как Россия де-юре и де-факто станет гарантом соблюдения прав для всех стран постсоветского пространства. Кремль следует «безопасному маршруту» и ведет по нему Центральную Азию, Кавказ и государства Восточной Европы, где не распространяется китайское влияние [31].
В рамках реализации «Нового Шелкового пути» развиваются два крупных проекта: «Экономический Пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», в состав которых уже включены 65 стран. Это долгосрочные проекты, рассчитанные до 2049 года.
Данные инициативы повторяют уже некогда разработанную и использованную стратегию. «Морской путь» совпадает с морскими торговыми маршрутами адмирала Чжэн Хэ (XIV–XV века). Это направление объединит в себе экономический пояс с системой портов и других инфраструктурных проектов прибрежных районов, которое соединит Китай не только с Юго-Восточной Азией, Персидским заливом, Африкой и Северной частью Средиземного моря, но и с Америкой. По этой причине, правительство Пекина заинтересовано в строительстве канала через Никарагуа, что является дополнительным импульсом для активизации китайской общины за границей, а особенно на западном побережье США и Канады.
Маршрут будет источником прибыли не только для Китая, но и для всех государств, проходящих через него. Зона, которая расширяется по всему маршруту, предполагает рост и обогащение территорий, где происходят сложные процессы развития. Путь пройдет по связанным между собой сетям автомагистралей и железных дорог Ирана, от Китая до порта Роттердам в Голландии, петляя по Центральной Азии и России, связывая Китай с Европой, Центральной Азией, Южной Азией и Ближним Востоком, в то же время подключая все страны ШОС. Этот путь начинается в Синьцзян-Уйгурском автономном районе [4].
С середины 90-х годов XX века была учреждена зона интегрированной свободной торговли с Казахстаном, важным членом ШОС и ЕАЭС, и начаты следующие проекты: 1. Экономическое сотрудничество стран Азии и Европы; 2. Сотрудничество по производству бензина между Казахстаном и Китаем (реально функционирует в настоящее время). Китай и Казахстан соединены железнодорожными путями и дорогами, которые пересекаются в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
В финансовом плане, соглашение между Пекином и Москвой о неиспользовании доллара США, о взаимном экономическом обмене, технологическом сотрудничестве и геостратегическом партнерстве — имеет огромные выгоды для обеих сторон. Евразийский экономический союз, где главную роль играет Россия, и проект «Нового Шелкового пути» не несут в себе империалистического настроя, как считают западные критики, особенно Вашингтон, но благодаря этим проектам, Пекин и Москва работают на развитие регионализма, и проявляют себя в качестве доброжелательных гегемонов (соседей).
Политическая стратегия Китая базируется на развитии экономической дипломатии, которая включена в национальную стратегию социально-экономического развития страны, что может служить эффективным средством для продвижения национальных интересов и важной платформой для укрепления международных отношений. Для достижения этой цели государство сформулировало следующие задачи:
1. Для обеспечения рыночного развития Китая необходимо укреплять экономические связи и развивать сотрудничество вместо конфронтации;
2. Необходимо поддерживать политику сотрудничества, основанную на равенстве и взаимной выгоде в области экономики;
3. Необходимо стимулировать и развивать отношения со странами региона;
4. Необходимо развивать интеграционные механизмы глобального и регионального экономического сотрудничества;
5. Необходимо развивать многосторонние экономические контакты и создавать зоны свободной торговли;
6. Необходимо взаимодействовать по вопросам международного сотрудничества в области энергетики, изменения климата и окружающей среды [6].
Можно утверждать, что мы живем в период становления “новой глобализации”, где у каждой страны свой собственный путь развития, свободный от либеральных, западных ценностей и их инструментов господства. Для осуществления планов Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент России В.В. Путин, чьи идеи и ценности очень близки, активно используют инструменты взаимной поддержки.
В Концепции «Один пояс, один путь» сказано, что проект открыт для участия всех стран, международных и региональных организаций. Эта инициатива Си Цзиньпина должна соединить Азиатский континент, Европу и Африку в единое целое, что, в свою очередь, положительно отразится на мировой экономике, увеличит экономический рост посредством развития коммерческих проектов и инфраструктуры. В то же время, Китай может развивать экономику национальных и международных рынков, расширять и диверсифицировать свои инвестиции и усиливать свое международное влияние в интересах всех сторон.


Литература
1. Cornell S. E. Azerbaijan: Going it Alone // Putin’s Grand Strategy: the Eurasian Union and Its Discontents. — 2014, p.146.
2. Kansikas S., Palonkorpi M. The EEU, the EU and the New Spheres of Influence Game in the South Caucasus // The South Caucasus beyond Borders, Boundaries and Division Lines. — 2015. — С. 208.
3. Perez, C. Catching Up in Technology: Entry Barriers and Windows of Opportunity / C. Perez [et al.] // Technical Change and Economic Theory. — London and New York: Columbia University Press and Pinter, 1988. — P. 458–479.
4. Ping, Z. Geografнa China. (X. Yin, Trad.) Beijing, China: China Intercontinental Press. 2010.
5. Vugar Bayramov. Considering Accession to the Eurasian Economic Union: For Azerbaijan, Disadvantages Outweigh Advantages. Caucasus Analytical Digest, no. 51–52, June 2013, p. 15. URL: http://pasos.org/wp-content/uploads/2013/05/Azerbaijan_Membership_Eurasian_Economic_-Union1.pdf; Gosan Godjaev. Azerbaijan In EAEU: Is It Possible? — OpEd // Eurasia Review. News and analysis, 18 февраля 2018 г. (Дата обращения: 16 июля 2018 года).
6. Zhang, Q. La Diplomacia de China. Beijing, China: China International Press. 2011.
7. Адрия Эспиноза Эскобар. Китайско-российское сотрудничество (2006–2013 гг.): Вызовы и перспективы. Instituto Superior de Relaciones Internacionales. Raъl Roa Garcнa, La Habana, 2014.
8. Алиев о вступлении Азербайджана в ЕАЭС: Ничего исключать нельзя // Мир 24, 18 октября 2016 года. URL: https://mir24.tv/news/15205531/aliev-o-vstuplenii-azerbaidzhana-v-eaes-nichego-isklyuchat-nelzya (Дата обращения: 9 июля 2018 года).
9. Альберто Крус «Новая стратегия обороны США: последняя попытка сохранить мировое господство». URL: http://www.nodo50.org/ceprid/spip.php?article1355
10. Арефьев А.Л. Русский язык в мире: прошлое, настоящее, будущее // Вестник российской академии наук. — 2014. — Том 84. — №  10. — С.31–38.
11. Арская Ю.А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «Мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: политология, религиоведение. — 2017. — Том 22. — С. 141–148.
12. Вильяр Баррозу, Оскар Хулиан. Шанхайское движение и его вклад в многополярность международных отношений. URL: http://www.ceid.edu.ar/biblioteca.html
13. Власти Киргизии вступают в Таможенный союз раньше своей страны // «Коммерсантъ». 2014. 4 сентября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2559347
14. Власти: Баку допускает участие в ЕАЭС, но нужна детальная оценка // РИА Новости, 26 октября 2010 года. URL: https://ria.ru/economy/20151026/1308285140.html (Дата обращения: 9 июля 2018 года).
15. Глава МИД: Азербайджан не отрицает возможности вступления в ЕАЭС // Информационное агентство «Sputnik», 1 октября 2015 года. URL: https://ru.sputnik.az/azerbaijan/20151001/402216806.html (Дата обращения: 9 июля 2018 года).
16. Движение «Кыргызстан против Таможенного союза» предупреждает власть о возможных бунтах при вступлении в ТС // K-News. 2014. 4 ноября. URL: http://knews.kg/2014/11/dvijenie-kyirgyizstan-protiv-tamojennogo-soyuza-preduprejdaet-vlast-o-vozmojnyih-buntah-pri-vstuplenii-v-ts/
17. Евразийская экономическая интеграция. Доклад № 43 Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития // Евразийский банк развития — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — С.24.
18. Исследование: Позитивное отношение к ЕАЭС граждан стран-членов снижается // REGNUM. 2016. 6 декабря. URL: https://regnum.ru/news/2353903.html
19. Киргизию тащат в Таможенный союз //ИноСМИ.RU. 2014. 2 июля. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20140702/221395365.html
20. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf/
21. Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. Федеральные целевые программы. URL http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/view/2017/451 (Дата обращения: 29.09.2017).
22. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Об антикризисной монетарной стратегии экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3(55).
23. Матвиенко обеспокоена сокращением числа русскоговорящих в мире // https://ru.sputnik-tj.com/world/20170302/1021798122/russkiy-jazyk-matvienko-pasprostranenie.html
24. Матвиенко: 1У Международный Ливадийский форум пройдет с активным участием сенаторов. URL http //http://vmeste-rf.tv/news/matvienko-livadia-iv-international-forum-will-be-held-with-the-active-participation-of-senators/ (дата обращения; 18.06.2018).
25. Москва приветствовала бы подключение Баку к ЕАЭС: Лавров // Российско-армянское информационное агентство, 20 ноября 2017 года. URL: https://rusarminfo.ru/2017/11/20/moskva-privetstvovala-by-podklyuchenie-baku-k-eaes-lavrov/ (Дата обращения: 15 июля 2018 года).
26. НемчиноваТ.С., Музалев А.А. Экспорт образования как инструмент интеграции стран-участников Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 1 (92). — С. 52–57 с.
27. О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011 — 2015 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281). 40 с.
28. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики РФ от 2008 г. // http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/217418
29. Официальный сайт Посольства Республики Казахстан в Азербайджанской Республике. URL: http://mfa.gov.kz/ru/baku/content-view/ekonomiceskoe-sotrudnicestvo (Дата обращения: 15 июля 2018 года).
30. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республике. URL: https://azerbaijan.mid.ru/torgovo-ekonomiceskie-svazi (Дата обращения: 15 июля 2018 года).
31. Перспективы совместной работы Китайской Народной Республики и Российской Федерации в многополярном мире. (На примере Центральной Азии). Университет Барселоны, Испания. URL: http://www.asiared.com/es/downloads2/oscar-j.-villar-barroso.pdf
32. Подъем с переворотом.... // Дело № .... 2015. 29 января. URL: http://delo.kg/index.php/2011–08–04–18–06–33/8198-pod-jom-s-perevorotom
33. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19.06.2012 г. № 522–6 ГД «О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза”» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 26. Ст. 3469.
34. Противники евразийской интеграции в Кыргызстане // Polit-asia.kz. 2015. 27 ноября. URL: http://polit-asia.kz/latest-news/1305-противники-евразийской-интеграции-в-кыргызстане
35. Путин В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 года, Мюнхен. http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
36. Путин В.В. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 25.05.2018 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57556 (Дата обращения 26.05.2018)
37. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018 // URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (Дата обращения 5.05.2018)
38. Резолюция 1У Международного Ливадийского форума «Русский мир и мировое гуманитарное пространство» Резолюция IV Международного Ливадийского форума «Русский мир и мировое гуманитарное пространство». URL http://c-eho.info/politika/krym/item/4646-livadijskij-forum-teper-rabotaet-sovsem-inache (дата обращения:18.06.2018)
39. Резолюция Совета Безопасности ООН № 874 (1993) от 14 октября 1993 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/557/43/IMG/N9355743.pdf?OpenElement (Дата обращения: 15 июля 2018 года).
40. Резолюця Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/50/80A от 12 декабря 1995 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/761/25/PDF/N9676125.pdf?OpenElement (Дата обращения: 15 июля 2018 года); Резолюця Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/69/285 от 3 июня 2015 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/167/33/PDF/N1516733.pdf?OpenElement (Дата обращения: 15 июля 2018 года).
41. Россия и мир в 2020 году: Контуры тревожного будущего. М.: Эксмо, 2016. 384 с.
42. Россия и страны мира.2016. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://gks.ru
43. Старые грабли: Новое объединенное оппозиционное Движение Кыргызстана // Stan Radar.com. 2014. 26 февраля. URL: http://www.stanradar.com/news/full/8115-starye-grabli-novoe-obedinennoe-oppozitsionnoe-dvizhenie-kyrgyzstana.html
44. Стенограмма прямого теле- и радиоэфира («Прямая линия и Президентом России») 19 декабря 2002 года. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://kremlin.ru
45. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. 2015. 31 декабря. URL http //rg.ru/2015/12/31/nacbezopasnost-site-doc.html (дата обращения: 29.09.2017).
46. Таможенный союз и ЕАЭС: Как Кыргызстан шел к Евразийскому союзу // Клооп. 2014. 24 декабря. URL: https://kloop.kg/blog/2014/12/24/tamozhennyj-soyuz-i-eaes-kak-kyrgyzstan-shel-k-evrazijskomu-soyuzu/
47. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 09.04.2018).
48. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ. URL http :// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/
49. Христолюбова Н.Е. ЕАЭС: Доверие и национальные интересы (социально-экономический аспект) /Евразийская интеграция противоречия и вызовы: коллективная монография. — М.: Инфра-М, 2018.
50. Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах -2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2017. — С.230–241.
51. Чекисты Киргизии предотвратили государственный переворот // Звезда. — 2016. — 26 марта. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201603262137-w8h8.html
52. Что такое «Кыргызстан против Таможенного союза» // Polit-asia.kz. 2017. 30 мая. URL: http://polit-asia.kz/index.php/ru/component/k2/item/8583-chto-takoe-kyrgyzstan-protiv-tamozhennogo-soyuza
53. Шухно С.С. Кыргызстан в ЕАЭС: современные направления сотрудничества // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 2 (58). — С.22–24.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия