Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Лобанова Е. В.
советник-секретарь Постоянной комиссии Межпарламентской
Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС по социальной политике,
кандидат юридических наук


ЕЩЕ РАЗ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕврАзЭС

Наравне с формированием единого экономического пространства к основным целям Договора стран ЕврАзЭС об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях относятся разработка стандартов социальной защиты граждан и создание равных возможностей для получения образования и доступа к достижениям науки и культуры. Члены Сообщества договорись проводить согласованную социальную политику, гармонизировать национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивать уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, создавать условия для сохранения культурного пространства на основе исторически сложившихся связей и деловых контактов между творческими союзами и объединениями, деятелями культуры, литературы и искусства, а также для сохранения этнической и языковой самобытности народов.
К числу основных задач отнесены: разработка межгосударственной стратегии в области образования и совместных программ обучения студентов, подготовки и переподготовки специалистов; взаимное признание выданных в странах ЕврАзЭС дипломов, свидетельств об образовании, документов о присвоении ученых степеней и званий; обеспечение единого правового статуса граждан государств Сообщества и упрощенного порядка приобретения гражданства.
Вместе с тем предусмотрены тесное взаимодействие правоохранительных и иных компетентных органов в борьбе с нелегальной иммиграцией и эмиграцией.
Защита прав трудящихся, в том числе интересов легальных иностранных рабочих, становится все более актуальной при формировании единого рынка труда и востребованности иностранной рабочей силы в государствах Сообщества.
В духе Заявления "О десяти простых шагах навстречу простым людям" приняты следующие межгосударственные и межправительственные акты:
- Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об упрощенном порядке приобретения гражданства (26 февраля 1999 г.);
- Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (29 марта 1996 г.);
- Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств - участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты (24 января 2000 г.);
- Протокол о порядке и норме беспрепятственного вывоза физическими лицами государств - участников Таможенного союза наличной иностранной валюты в третьи страны (23 мая 2000 г.);
- Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств - участников Таможенного союза (21 февраля 1998 г.);
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (30 ноября 2000 г.);
- Соглашение о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи (24 ноября 1998 г.);
- Протокол об упрощении процедуры осуществления денежных переводов физическими лицами государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях (24 ноября 1998 г.);
- Протокол об облегчении процедуры почтовых отправлений и обеспечении свободной подписки и доставки периодических изданий между государствами - участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (24 ноября 1998 г.);
- Соглашение от 11 января 2000 г. о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях;
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (24 ноября 1998 г.);
- Соглашение от 6 октября 1999 г. о создании благоприятных условий для занятия малым предпринимательством в государствах - участниках Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
С целью координации реализуемых в странах
ЕврАзЭС социальных программ Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС осуществляет всесторонний анализ мер, принимаемых государственными органами государств Сообщества для выполнения программы "О десяти простых шагах навстречу простым людям", для поиска взаимоприемлемых и наиболее эффективных способов решения проблем интеграции.
В Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы особое место, соответственно, занимают вопросы взаимодействия в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики, в частности, совместная разработка системы индикаторов социального развития Сообщества на основе сравнительного анализа национальных законодательств в социальной сфере, принципов регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения государств - членов Сообщества, принципов формирования общего образовательного пространства, обеспечивающих равные условия для поступления в учебные заведения, взаимное признание документов об образовании, ученых степенях и званиях, свободное перемещение граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за миграционными процессами.
К настоящему времени уже сформирована достаточно широкая законодательная база в области трудовых отношений, доходов, социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты граждан - той области, в которой основные конституционные нормы стран, определяющие социальную политику, совпадают.
Для обеспечения устойчивого социального развития государств - членов ЕврАзЭС с учетом национальных интересов каждого из них Межпарламентской Ассамблеей Сообщества разработан проект Евразийской социальной хартии. Подготовлена концепция хартии, в основном одобренная Научно-экспертным советом при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС по гармонизации национальных законодательств в области социальной политики и реформирования социальной сферы. Рекомендовано при разработке Евразийской социальной хартии использовать основные положения Концепции социального государства Российской Федерации, а также проект Концепции согласованной социальной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества.
Постоянной комиссией МПА по социальным и гуманитарным вопросам проект Концепции Евразийской социальной хартии, с учетом замечаний и предложений парламентов, других заинтересованных государственных органов, был внесен на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи и одобрен ею. Предполагается, что Евразийская социальная хартия будет иметь формат межгосударственного либо межпарламентского документа и основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, регламентирующих социальную политику, в том числе на принципах социальной справедливости и социальной солидарности общества, гендерного равенства, социального партнерства, необходимого и в условиях рыночного хозяйства.
Социальная интеграция охватывает социально-трудовые отношения, отношения по реализации социальных прав человека, проблемы гарантий достойного уровня жизни, индексации заработной платы, определения уровня минимальных потребительских бюджетов, сотрудничества в области миграционной политики, образования, социального страхования, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, здравоохранения, культурной политики.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., ратифицированного каждым из государств и вступившего в силу 7 июня 2002 г., выезд, транзит и пребывание граждан государств - членов ЕврАзЭС, независимо от их места проживания, осуществляется без виз, в приоритетном (упрощенном) порядке в соответствии с действующим национальным законодательством. При этом основанием для пропуска физических лиц является наличие действующих документов, перечисленных в приложениях к указанному Соглашению, а также документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории одного из государств - членов ЕврАзЭС (паспорт гражданина государства, дипломатический паспорт, служебный паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение личности, военный билет, паспорт моряка, летное свидетельство и др.).
Однако мониторинг, проведенный по инициативе Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, показал, что положения о взаимных безвизовых поездках граждан зачастую нарушаются, так как национальные законодательные и подзаконные акты в сфере миграционной политики не приведены в соответствие с ратифицированным межгосударственным соглашением. В связи с этим Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС поддержала инициативу Маджлиси Оли Республики Таджикистан о принятии Обращения к главам государств, парламентов и правительств стран Сообщества "Согласованная миграционная политика - ключевое звено формирования общего рынка труда ЕврАзЭС", в котором признается актуальность проблемы создания условий для повышения трудовой мобильности населения и унификации принципов законодательного обеспечения миграционной политики. На заседании Бюро Межпарламентской Ассамблеи были одобрены Предложения по законодательному регулированию миграционной политики государств - членов ЕврАзЭС, подготовленные Секретариатом Бюро МПА на основе анализа законодательных основ реализации международных договоров в сфере миграционной политики и гражданства, действующих в рамках Евразийского экономического сообщества и учитывающих положения конвенций Международной организации труда.
Анализ показал, что национальные законодательные и подзаконные акты по вопросам миграции населения зачастую не позволяют формировать единый рынок труда, поскольку содержат нормы, затрудняющие проведение согласованной миграционной политики. Так, отсутствуют унифицированные требования к регистрации иностранных граждан, прибывающих из государств - членов Сообщества, унифицированные процедуры миграционного контроля.
Решить данную проблему можно только путем гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС, имплементации положений конвенций Международной организации труда в национальные законодательства. Только таким путем можно повысить эффективность системы управления миграционными процессами, реализовать интеллектуальный, трудовой потенциал мигрантов, соблюсти их права, содействовать устойчивому и безопасному социально-экономическому развитию государств Сообщества.
С этой целью уже разрабатываются соответствующие правительственные и ведомственные программы, а рядом стран ЕврАзЭС ратифицирована и международная Конвенция по защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей. Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по социальной политике начат сравнительно-правовой анализ национального законодательства по миграционному контролю, учету иностранных граждан, депортации, обмену информацией о незаконной миграции. На основе этого анализа будут разработаны Рекомендации по гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в области незаконной миграции. В связи с отсутствием в ЕврАзЭС межгосударственных норм и правовых актов, регулирующих миграционные процессы, с учетом Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 гг., готовится к подписанию и Соглашение о временной трудовой деятельности граждан стран ЕврАзЭС на территории Сообщества.
Для создания единого экономического пространства в ЕврАзЭС сближение национальных законодательств по вопросам трудовой миграции - одна из центральных задач. Законодательство должно способствовать использованию избыточной рабочей силы в отдельных отраслях экономики стран-партнеров, при условии организации жесткого контроля со стороны межгосударственных и государственных органов стран ЕврАзЭС.
Решение такой задачи предполагает:
- системный анализ конкурентных преимуществ национальной рабочей силы, оценку эффективности внешней трудовой миграции для каждой страны Сообщества;
- разработку предложений по правовому обеспечению миграционной политики государств ЕврАзЭС, по типовой форме трудового контракта для мигранта, который бы защищал его права и одновременно повышал ответственность за выполнение связанных с ним обязательств;
- создание эффективно работающей системы межгосударственного контроля на основе формирования банка данных о въезжающих, временно пребывающих, постоянно проживающих иностранных гражданах и ужесточения паспортного режима посредством введения документов с биометрическими данными;
- разработку правового механизма для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан, пересекающих государственные границы с подложными документами либо в обход пограничных постов, а также лиц, оказывающих им содействие;
- гарантийные обязательства и ответственность работодателей по приему иностранных рабочих и соблюдению сроков их пребывания на территории государств Сообщества;
- определение источников финансирования мероприятий по депортации незаконных мигрантов;
- создание пунктов иммиграционного контроля на каждом из переходов на государственной границе (авто-, авиа- и железнодорожных).
Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях определяет взаимное признание аттестатов о среднем образовании, дипломов о высшем и специальном образовании, документов об ученых степенях и званиях. Страны ЕврАзЭС согласились создать орган по взаимному признанию документов об образовании. Интеграционным Комитетом Сообщества разработан проект Положения о Совете по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях и совместно с заинтересованными министерствами Сторон определен состав Совета, в который вошли руководители государственных органов управления образованием и государственных органов аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации. (Положение и состав Совета были утверждены Решением Интеграционного Комитета N16 от 23 сентября 1999 г.). Советом уже обсуждены подходы к выработке согласованных критериев, необходимых для взаимного признания документов об образовании, информация об унификации требований, предъявляемых к документам о стандартах образования всех уровней, о подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, о разработке единой классификационной таблицы уровней и ступеней образования в соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО, о разработке единого подхода для принятия решений исполнительными органами в сфере образования, о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений, о возможном включении государств Сообщества в Болонский процесс, рассмотрены предложения об унификации классификаторов по науке и единой номенклатуре специальностей научных работников.
Программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС предусмотрена разработка Концепции Основ законодательства государств - членов ЕврАзЭС об образовании. Она крайне необходима, так как существуют различные подходы к системе образования, ее структуре. Наиболее глубокие расхождения между государствами Сообщества существуют по вопросам высшего и послевузовского образования, поскольку имеют место и отказ от аспирантуры, и упразднение ученой степени кандидата наук, и включение в систему высшего образования ряда государств Сообщества образовательных учреждений среднего специального образования.
Проект Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании обсуждался на заседаниях Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, Научно-экспертного совета при МПА ЕврАзЭС по гармонизации национальных законодательств в области социальной политики и реформирования социальной сферы и на заседании Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по социальным и гуманитарным вопросам 29 сентября 2003 г.
Обсужденная концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании предусматривает:
- формирование единого (общего) образовательного пространства государств - членов ЕврАзЭС;
- академическую и профессиональную мобильность граждан стран ЕврАзЭС;
- формирование единых подходов к вопросам государственной образовательной политики;
- унифицированный порядок осуществления контроля государственными органами за обеспечением единых образовательных стандартов;
- эффективное функционирование организаций и учреждений дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования;
- согласование процедур реализации международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и использование типовых проектов и иных правовых актов Сообщества в сфере образования.
Основы законодательства ЕврАзЭС об образовании должны обеспечить:
- разработку единых принципов государственной политики в области образования, определение целей и задач дальнейшего развития образования в государствах - членах ЕврАзЭС;
- согласованные подходы по вопросу об уровнях образования, продолжительности обучения, основных типах образовательных учреждений (с учетом особенностей национальных систем образования);
- единство основных положений законодательства об образовании, обеспечивающих академическую и профессиональную мобильность граждан в государствах Сообщества;
- определение общих положений о правовом статусе образовательных учреждений, обучающихся и работников образования;
- разработку механизмов для установления эквивалентности и взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;
- свободный доступ всем категориям граждан государств - членов ЕврАзЭС к образовательным учреждениям в любом из государств Сообщества.
В Астане 28 мая 2004 г. на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании была одобрена. На ее основе Секретариатом Бюро МПА ЕврАзЭС с участием представителей органов государственной власти, видных ученых государств Сообщества был разработан и ряд законопроектных предложений. С целью создания общего образовательного пространства признано целесообразным иметь Межгосударственную целевую программу "Формирование общего образовательного пространства государств - членов ЕврАзЭС". Уже разрабатывается проект Межгосударственной целевой программы "Единые образовательные технологии получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями в государствах - членах ЕврАзЭС". Предусматривается обеспечить доступ детей и молодежи к образованию в любом из государств - членов ЕврАзЭС с правом выбора учебного заведения, повысить качество образования на всех его уровнях и во всех типах учебных заведений, особенно в высших учебных заведениях, за счет усиления научной подготовки, обоснованных соотношений между объемами общеобразовательной, общеспециальной и профессиональной подготовки, применения инновационных технологий и методов обучения, повышения квалификационного уровня педагогических кадров, разработки единых методов оценки качества образования.
28 мая 2004 г. в ходе обсуждения проекта Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС было предложено рассмотреть вопрос о создании рабочего органа, необходимого для формирования общего образовательного пространства, - Совета по вопросам образования государств - членов Евразийского экономического сообщества (на уровне министров образования). Предполагается, что Совет как орган, реализующий функции ведущей координирующей организации, будет расматривать проблемы создания правовой базы развития образования, обновления его структуры и содержания, внедрения в образовательный процесс информационных технологий, инициировать осуществление совместных исследовательских программ по определению перспектив развития образования в государствах Сообщества, содействовать реализации принятых межгосударственных целевых программ в области образования в ЕврАзЭС. Деятельность этого Совета, естественно, поставит новые задачи и перед Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по социальной политике, потребует координации его деятельности и деятельности Совета по признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
Одним из важных условий формирования общего образовательного пространства является создание общего информационного пространства в этой области - для обмена информацией об основных направлениях сотрудничества в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, о нормативно-правовых актах и других документах, обмена статистической информацией, материалами о научно-исследовательских работах, учебно-методической литературой. С этой целью необходимо создать образовательный сервер ЕврАзЭС.
В числе мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы предусмотрена разработка и проекта Договора о согласованной социальной политике государств - членов ЕврАзЭС для развития обязательного социального страхования.
Сравнительно-правовой анализ соответствующего законодательства государств - членов ЕврАзЭС показал, что: сложились и функционируют национальные системы социального страхования, опирающиеся на собственную правовую базу и вновь созданные институты управления, в целом это законодательство отвечает требованиям конвенций и рекомендаций Международной организации труда и в соответствии с мировой практикой и рыночными отношениями управление средствами социального страхования осуществляется внебюджетными фондами.
В то же время трактовка понятия государственного социального страхования в национальных законодательствах имеет принципиальные различия. В Республике Беларусь - это система пенсий, пособий и других выплат за счет средств государственных страховых фондов, в Республике Казахстан - совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части утраченного дохода, в Кыргызской Республике - система гарантированных государством видов обеспечения, в Российской Федерации - часть государственной системы социальной защиты населения, в Республике Таджикистан - система гарантированных государством видов обеспечения застрахованных лиц. Таким образом, в одних государствах Сообществ законодательно определяются только государственные гарантии, в других - участие государства, в том числе через страховые фонды.
В связи с этим в одобренном Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства в сфере обязательного социального страхования было предложено определить общие подходы к управлению социальным страхованием, организации финансирования, тарифной политики, к видам социального страхования, сфере действия законодательства по социальному страхованию.
Дальнейшую гармонизацию национальных законодательств в области обязательного социального страхования рекомендуется осуществлять прежде всего путем имплементации в национальные законы и иные правовые акты общепризнанных стандартов Международной организации труда.
К основным направлениям законодательного регулирования обязательного социального страхования в государствах - членах ЕврАзЭС можно отнести:
- разработку мер, направленных на приведение условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономической ситуацией в каждом из них;
- исключение из системы социального страхования нестраховых платежей;
- утверждение порядка, процедуры, источников финансирования дефицита средств для выплаты страховой части трудовых пенсий;
- согласование бюджетного и налогового законодательства;
- реформирование законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах и в целом об управлении системой и ресурсами социального страхования;
- создание правовых условий для привлечения частных страховых компаний к системам обязательного социального страхования;
- развитие персонифицированного учета в каждой системе обязательного социального страхования.
Программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества до 2005 г. предусмотрена разработка проекта Основ пенсионного законодательства ЕврАзЭС - с учетом положений конвенций Международной организации труда и Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, которым, в частности, установлено, что трудовой стаж граждан, занятых трудовой деятельностью на территории стран ЕврАзЭС, засчитывается в общий трудовой стаж, в том числе при начислении пенсий и пособий.
В ходе сравнительно-правового анализа законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области пенсионного обеспечения установлено, что во всех национальных пенсионных системах право на государственное пенсионное обеспечение имеют лица, постоянно проживающие на территориях государств, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами страны. Исключением из этого общего принципа является положение в законодательстве Кыргызской Республики, согласно которому иностранцам и лицам без гражданства для получения страховой пенсии необходимо иметь не менее 70% стажа работы, предусмотренного для получения права на пенсию. Законодательство Российской Федерации вместе с тем предполагает выплату пенсий гражданам, выбывшим за границу. Законодательство Республики Беларусь ограничивает такую выплату 6 месяцами. Некоторые расхождения в пенсионном законодательстве связаны с порядком социального страхования самостоятельно занятых лиц, размером пенсионного взноса, с определением страхового стажа и гарантиями уровня минимальных страховых выплат.
В то же время при подготовке нормативных документов наметилась тенденция к ограничению ранее установленных социальных прав и гарантий в области пенсионного обеспечения, обусловленная, прежде всего, тем, что в Сообществе для национальных систем обязательного социального страхования характерна несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного социального страхования ряда государств Сообщества нестраховых выплат, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов постоянно воспроизводят ситуацию финансовой неустойчивости во всей системе обязательного социального страхования.
В целях гармонизации национального законодательства в разработанном и одобренном Бюро МПА ЕврАзЭС проекте Рекомендаций по гармонизации пенсионных систем государств - членов ЕврАзЭС определены общая схема пенсионного страхования с учетом поэтапного введения накопительных элементов в пенсионные системы и условия назначения пенсий в государствах - членах ЕврАзЭС. Предлагается осуществлять гармонизацию законодательства в отношении видов пенсий, принципов индексации пенсионных выплат, их видов и размеров, государственных гарантий по пенсионному обеспечению.
Важной составной частью Программы законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи
ЕврАзЭС является разработка типового проекта законодательного акта "Об объединениях работодателей" и завершение подготовки типового проекта законодательного акта "О социальном партнерстве" (на основе анализа действующего в государствах - членах Сообщества законодательства в области социального партнерства), который должен определить: организационно-правовые основы функционирования системы социального партнерства как важнейшей формы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; основные цели и принципы социального партнерства; направления государственной политики в этой сфере; структуру органов социального партнерства; механизм регулирования представительства его сторон на национальном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях, а также на уровне организации.
В проекте содержатся и нормы, определяющие механизм проведения переговоров, заключения соглашений и коллективных договоров, сроки их действия, порядок распространения и регистрации, контроль за соблюдением данного закона и ответственность сторон. При этом учитывается, что в государствах - членах ЕврАзЭС приняты новые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения: в 2001 г. - Закон Республики Казахстан "О социальном партнерстве", в 2002 г. - Кодекс законов о труде Российской Федерации, в 2003 г. - Закон Кыргызской Республики "О социальном партнерстве".
В области здравоохранения Программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС предусматривается разработка Основ законодательства ЕврАзЭС о здравоохранении, а также типовых проектов законодательных актов о лекарственных средствах, об общих принципах охраны репродуктивного здоровья населения.
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан еще в 1998 г. подписали Соглашение о взаимном предоставлении гражданам этих стран равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи. Во исполнение указанного Соглашения Министерством здравоохранения Республики Беларусь, например, был издан приказ от 18.02.1999 г. N 40 "О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи", обязывающий предоставлять гражданам вышеназванных государств беспрепятственно, в полном объеме, бесплатно в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь скорую и неотложную медицинскую помощь. На основании постановления Правительства Республики Таджикистан Министерство здравоохранение Республики Таджикистан приказом от 28 сентября 1999 г. N 367 также утвердило порядок взаимного предоставления равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи. В соответствии с этим приказом определены ответственные лица (как в министерстве, так и на местах) по реализации указанного Соглашения.
В соответствии с Программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества предполагается разработка и типового проекта законодательного акта "Об основах культурной политики".
13 апреля 2004 г. в Москве в Академии труда и социальных отношений с участием международных экспертов, представителей органов ЕврАзЭС, национальных парламентов, правительств, профсоюзных организаций, видных ученых и специалистов государств - членов Сообщества состоялось заседание "круглого стола" на тему: "Концептуальные основы согласованной социальной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества", на котором были обсуждены:
- опыт разработки концепций государственной социальной политики в государствах - членах ЕврАзЭС;
- проект евразийской модели социального государства;
- концептуальные основы формирования единого социального пространства государств - членов ЕврАзЭС;
- вопросы синхронизации процессов формирования рыночного хозяйства и создания системы социальных амортизаторов;
- индикаторы и социально-экономические нормативы, обеспечивающие: реализацию прав граждан в сфере личной безопасности, образования, занятости, здравоохранения, социального страхования, пенсионного обеспечения, доступ к ценностям культуры, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами в соответствии со стандартами развитого общества;
- приоритетные направления социальной политики государств - членов ЕврАзЭС;
- вопрос о сближении норм в социальной политике государств - членов ЕврАзЭС;
- вопрос о разработке Евразийской социальной хартии;
- вопросы гармонизации законодательства в сфере трудовых отношений, доходов, социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты граждан с учетом достигнутого уровня экономического развития, национальных особенностей и традиций, необходимости согласования общих тенденций с особым менталитетом населения;
- состояние финансового, кадрового, научного, информационного, организационно-технического обеспечения социальной политики;
- вопрос о социальных целевых программах;
- проблема унификации принципов социальной ответственности.
Было признано необходимым разработать концепцию согласованной социальной политики государств - членов ЕврАзЭС в качестве неотъемлемого элемента политики формирования единого экономического пространства и предложено:
- установить систему социально-экономических измерителей (индикаторов), определяющих поэтапное достижение высоких социальных стандартов уровня и качества жизни граждан;
- определить уровни поэтапного формирования согласованной социальной политики в Сообществе с учетом готовности государств Сообщества заменять национальные приоритеты интеграционными;
- разработать единую методологию и методику социальных гарантий в отношении доходов и уровня жизни и осуществить сравнительно-правовой анализ национальных законодательств, определяющих социальные гарантии по доходам и уровню жизни в каждом из государств Сообщества;
- разработать обоснованные предложения по унификации законодательных и нормативных актов для реализации программ адресной социальной помощи малоимущим слоям населения;
- активизировать процесс создания Евразийской социальной хартии, учитывая при этом и основные положения Концепции социального развития Союзного государства Беларуси и России и Концепции социального государства Российской Федерации;
- обеспечить координацию деятельности органов законодательной и исполнительной власти государств - членов ЕврАзЭС и представителей профсоюзных организаций при формировании согласованной социальной политики;
- ускорить разработку проекта Договора о согласованной социальной политике и сближении государственных социальных стандартов в Евразийском экономическом сообществе;
- организовать мониторинг практической реализации основных положений международных договоров (соглашений), вытекающих из Заявления глав государств - членов ЕврАзЭС "О десяти простых шагах навстречу простым людям";
- провести Парламентские слушания по гармонизации законодательства, устанавливающего социальные стандарты.
Глубокая социальная интеграция предполагает формирование современной правовой базы, обеспечивающей оптимальное сочетание национальных интересов и интересов интеграции. Каждое решение в области социальной интеграции должно стать результатом гармонизации этих интересов, результатом соответствующей координации и кооперации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия