| | Проблемы современной экономики, N 4 (68), 2018 | | ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ | | Джунусбаева Ч. И. старший преподаватель кафедры экономики и коммерции
Восточного университета им. Махмуда Кашгари-Барскани (г. Бишкек),
аспирант Института экономики им. академика Джумагула Алышбаева
Национальной академии наук Кыргызской Республики
| |
| | В статье проанализированы результаты опроса об обязательном пожертвовании в исламе — закяте среди мусульман по Кыргызстану и по городу Бишкек. Дается краткий анализ функционированию закята и закят аль-фитра в стране. В качестве оптимизации закята, как инструмента снижения социально-экономических проблем Кыргызстана, в исследовании предлагается создание специального фонда закят | УДК 338.23:297.18 (575.2); ББК 65.278.9(2Ки) Стр: 240 - 243 | В настоящее время закят1 частично функционирует в экономике Кыргызстана. Количество мусульман в стране с каждым годам растет, и составляет более трех четвертых всего населения [1]. Но, тем не менее, в Кыргызстане нет централизованного фонда закят, как в некоторых странах с аналогичным государственным устройством, таких как Казахстан2 и Россия3 (не говоря уже о странах Персидского залива). Поэтому неизвестно — сколько мусульман страны выполняет данное религиозное обязательство и какие социально-экономические эффекты от него получает общество. При этом осуществляется централизованный сбор закят аль-фитра4 Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК) в месяц рамадан, устанавливаются ежегодные размеры закята и закят аль-фитра (см. табл.1) [2].
Таблица 1
Размеры закята и закят аль-фитра за 2016 годПоказатели | Закят | Закят аль-фитр |
---|
Золото | Серебро | Пшеница | Изюм | Мука | Ячмень | Хурма |
---|
Средняя цена (сом) | 1250 | 32 | 20 | 200 | 30 | 15 | 120 | Объем | 85 гр. | 595 гр. | 1,6 кг | 1,6 кг | 1,6 кг | 3,2 кг | 3,2 кг | Итого (сом) | 106250
(нисаб) | 19040
(нисаб) | 32 | 320 | 48 | 48 | 384 | Размер (сом) | 2656 | 495 | Источник: [3, 4]
В 2017 году собранный закят аль-фитр составил 33 668 886 сомов (см. табл. 2). Конечно, если сравнить данную сумму с основными статьями расходов государственного бюджета, то собранное средство окажется очень скромным. Тем не менее, если данную сумму разделить на количество людей, проживающих в условиях крайней бедности (67,5 тыс. человек [5].), то на каждого приходится сумма равная 499 сомам, которая превышает ежемесячное пособие по безработице (250 сом) в два раза. Данные таблицы 2 свидетельствует о положительной динамике поступлений закят аль-фитра. За последние четыре года поступления увеличились на 12 295 894 сом, что составляет 57,58% роста в 2017 году по сравнению с 2014 годом. А за последние три года объем ежегодных поступлений стабильно увеличивается в среднем на 4%.
Таблица 2
Объем собранного ДУМК закят аль-фитр за 2014–2017 гг.Показатель | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
---|
Закят аль-фитр (сом) | 21 372 992 | 31 112 350 | 32 156 605 | 33 668 886 | Источник: [6]
Поступления от закят аль-фитра распределяется между нуждающимися на основе обращений в казияты, районные хатибияты и в мечети областей. Некоторые мусульмане предпочитают давать закят аль-фитр лично в руки нуждающимся, поэтому, они могут и не платить в централизованный фонд при ДУМК и их пожертвования не фиксируется нигде официально.
Поступления от закята, если создать централизованный фонд при участи всех заинтересованных сторон, могут быть гораздо больше, чем поступления закят аль-фитр, так как зякатом облагается имущество (сельскохозяйственная продукция, финансовые активы и т.п.), превышающее значения определенного уровня. В 2016 году минимально установленный размер закята составлял 495 сомов в серебре и 2656 сомов в золоте (см. табл.1). Есть очень состоятельные мусульмане и 2,5% от их имущества после вычета всех расходов, окажется гораздо большей суммой, чем 2656 сомов. Также встречаются мусульмане, желающие выполнить один из пяти столпов ислама и выплатить закят, стоимость имущества которых не доходит до нисаба.
Из 54 организаций (фондов, центров) исламского направления, зарегистрированных в Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики, многие ведут благотворительную деятельность, наряду с основной, что иногда отражается в медиа и интернет пространствах [7]. Можно лишь предположить, что некоторые организации финансируются из-за рубежа, а у других источник, может быть внутренний, в виде пожертвований, в том числе закят. Мусульмане, вносящие пожертвования могут просто перечислить деньги, не говоря, что это закят или садака, так как, в исламе самое главное — это намерение, которое можно и не озвучивать вслух [8]. Из-за отсутствия специального фонда закят, который занимался бы централизованным сбором и распределением закят, нет публичной отчетности относительно поступлений и расходований средств закята. Обществу неизвестно — сколько мусульман и какую сумму они отчислили в качестве обязательной милостыни, хотя было бы интересно, что представляет закят для мусульманина страны и задействован ли он в системе закят?
Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, был проведен социологический опрос среди мусульман по Кыргызстану и отдельно по городу Бишкек. Так как до сегодняшнего дня не было подобных исследований в стране, в том числе социологического опроса, данный опрос по глубине анализа считается разведывательным, является простейшим анализом и может послужить базой для более глубокого и масштабного изучения закята в стране.
Анкета была составлена на двух языках — кыргызском и русском (см. табл. 3). Было опрошено по 100 человек (мусульман) с каждого региона.
Данные опроса свидетельствует, о том, что лишь 41% опрошенных мусульман знают об обязательности уплаты закята, как одного из столпов Ислама. Некоторые респонденты были удивлены тому, что пожертвования могут быть добровольные и обязательные, и не знали разницы между закятом и садакой. 76% респондентов ответили правильно о садака, как о добровольном пожертвовании.
22% опрошенных ответили, что их годовой доход, которым они владеют в течение года выше нисаба. Так как было сплошное исследование, не рассматривался пол, возраст, социальный статус, источники и размер дохода респондента, а также какой уровень нисаба (в золоте или серебре) респондент имел ввиду, отвечая «выше нисаба». У 27% респондентов чистые доходы оказались ниже нисаба. Здесь тоже возникают вопросы, так как некоторые ученые выступают за то, чтобы в качестве нисаба принимали эквивалент (имущества, денег) в золоте, из-за большой разницы между соотношением — 85 грамм золота и 595 грамм серебра — в настоящее время, по сравнению со временем Пророка. Поэтому некоторые респонденты могут рассматривать только золото в качестве определения уровня нисаба.
51% ответили, что им необходимо посмотреть, то есть посчитать, доходят ли их чистые доходы, имущество которым они владеют в течение года уровню нисаба.
Половина опрошенных ответили, что эффективнее платить закят в мечеть, 22% — в специальный фонд, и 29% в благотворительные фонды. В стране имеются мечети и благотворительные фонды, но нет специального фонда закят, как в других странах, куда предпочли бы платить 22% опрошенных. Если бы был специальный фонд, то результаты опроса, может быть, были бы другие. Желающих платить в данный фонд оказалось бы больше или меньше, в зависимости от деятельности фонда.
59% опрошенных отметили, что они платят закят аль-фитр и лишь 38% респондентов ответили, что платят закят. Причины неуплаты закята и закят аль-фитра могут быть разными, например, низкий уровень достатка, религиозная неосведомленность и прочее. Результаты опроса показывают, что плательщиков закят аль-фитра больше в два раза, чем плательщиков закята. Нерегулярность платежей 20% респондентов может быть вызвана различными причинами, указанными выше.
Если посмотреть минимальный размер закят аль-фитр и минимальный размер закята, то размер закят аль-фитра в 2016 г. составлял 32 сома (см. табл.1) и минимальный размер закята — 495 сом (в серебре). Обычно закят аль-фитр платят еще за членов семьи (иждивенцев), поэтому размер закят аль-фитра может быть намного больше, чем минимальный размер в 32 сома. Некоторые могут платить в натуральном эквиваленте (изюмом или хурмой), что превышает 300 сом за 1 человека. Конечно, все зависит от достатка плательщика и его желания.
О закят аль-фитре и о его размере часто сообщают религиозные деятели и журналисты в средствах массовой информации, в информационных порталах в начале месяца рамадан. Также имеется централизованный орган (Духовное управление мусульман Кыргызстана), мобилизующий средства закят аль-фитр, поэтому может быть больше плательщиков закят аль-фитра, чем плательщиков закята.
Некоторые мусульмане не знают разницы между закят и садака, также как между закят и закят аль-фитр, думая, что это одно и то же. Между ними есть одно общее — и то и другое платится один раз в год.
Отдельно было проведено анкетирование в столице. Так как Бишкек является крупнейшим городом и бизнес центром страны, для репрезентативности было опрошено 1200 мусульман (см. табл. 4).
Как и по Кыргызстану в целом, в Бишкеке меньше половины 1200 респондентов, т.е. 35,4% знают, что закят — это обязательное пожертвование, 558 опрошенных или 46,5% считают закят добровольным актом. И 18,1% ответили, что не знают какое это пожертвование, обязательное или добровольное.
Как уже отмечалось ранее, многие мусульмане не знают разницы между закят и садака. 46,5% респондентов ответили, что садака — это добровольное пожертвование, и 53,5% не знали какое это пожертвование.
22,16% опрошенных ответили, что их достаток больше нисаба. Так как было сплошное исследование, какой уровень нисаба (в золоте или серебре) респондент имел ввиду, отвечая «выше нисаба» — неизвестно. Интересно, что данные (22,16%) совпадают со средними данными по стране, где также 22% опрошенных ответили, что владеют имуществом выше нисаба. 38,83% указали, что их имущество ниже нисаба, опять-таки неизвестно в качестве уровня нисаба — что они имели ввиду (золото или серебро). 39% опрошенных ответили, что надо посчитать доходит ли до уровня нисаба их имущество.
На вопрос — куда, по вашему мнению, эффективнее платить закят, 784 респондента, то есть 65,33% ответили — в мечеть, 361 респондент (31%) — в специальный фонд. В данном вопросе предполагалось узнать, куда предпочитают платить закят, в мечеть или в специальный фонд, поэтому были только два варианта ответа. Тем не менее, некоторые респонденты (5%) специально записали в анкетах свои варианты ответа, такие как инвалидам, тяжелобольным, лично дать в руки бедным. Все эти варианты объединили в третий вариант — «другое».
Из 1200 опрошенных 15,6% отметили, что платят закят, 23% ответили — садаку и 44,6% отметили — закят аль-фитр. 8,9% ответили, что никаких выше указанных отчислений не делают. Так как в вопросе предполагалось выбрать варианты, 13 опрошенных (1,1%) ответили, что платят закят и садаку, 31 респондент (2,6%) отметили закят, садака и закят аль-фитр, 6 человек (0,5%) — закят и закят аль-фитр. И 49 опрошенных (4,1%) сказали, что платят садаку и закят аль-фитр.
Хотя в стране нет централизованного фонда закят, мусульмане страны платят или предоставляют часть имущества в качестве закята в мечети, исламские учреждения и т.п. В современных условиях Кыргызстана механизмом оптимизации закята видится учреждение централизованного фонда закят с участием всех заинтересованных сторон.
Многие страны мира, в том числе Кыргызстан, нуждаются в дополнительных средствах для решения социально-экономических проблем. Так как, большую долю населения страны составляют мусульмане, закят мог бы выступать в качестве одного из инструментов решения этих проблем. За счет поступлений от закята можно назначить материальную помощь малоимущим и нуждающимся гражданам, а также проводить мероприятия, направленные на устранение радикальных настроений среди мусульманской части населения, не прибегая к внешним займам, которые даром не предоставляются, и, не налагая дополнительной нагрузки на государственный бюджет, учитывая светский путь развития страны [1].
Таблица 3
Результаты анкетирования по регионам Кыргызстана в процентах№ | Вопросы анкеты | Ответы | Чуй | Ош | Джалал-Абад | Баткен | Талас | Иссык-Куль | Нарын | Среднее по стране |
---|
1. | Как вы понимаете закят? | а) добровольное пожертвование | 48 | 63 | 47 | 68 | 34 | 56 | 77 | 56 | б) обязательное пожертвование | 49 | 34 | 47 | 32 | 65 | 36 | 21 | 41 | в) не знаю | 3 | 3 | 6 | 1 | 1 | 8 | 2 | 3 | 2. | Что такое садака? | а) добровольное пожертвование | 65 | 73 | 76 | 86 | 75 | 75 | 83 | 76 | б) обязательное пожертвование | 26 | 20 | 15 | 14 | 19 | 20 | 16 | 19 | в) не знаю | 9 | 5 | 9 | - | 6 | 5 | 1 | 5 | 3. | Нисаб — это минимальное (свободное) имущество. Уровень нисаба равняется 85 гр. золота, — 106 250 сомам, или 595 гр. серебра — 19 040 сомам. Если чистый доход (имущество) равняется или превышает данный уровень в течение года, то необходимо отчислить из него одну сороковую часть (2,5%) в качестве закята. Ваш доход. | а) больше нисаба | 34 | 27 | 26 | 36 | 13 | 5 | 16 | 22 | б) меньше нисаба | 27 | 32 | 21 | 8 | 24 | 33 | 43 | 27 | в) надо посмотреть | 39 | 41 | 53 | 56 | 63 | 62 | 41 | 51 |
4. | Куда, по вашему мнению, эффективнее платить закят? | а) в мечеть | 31 | 42 | 49 | 32 | 71 | 42 | 79 | 50 | б) в специальный фонд | 40 | 28 | 15 | 10 | 18 | 30 | 14 | 22 | в) в благотвори-
тельные фонды | 29 | 30 | 36 | 58 | 11 | 28 | 7 | 28 | 5. | Вы платите закят аль-фитр? | а) да | 79 | 68 | 56 | 55 | 41 | 72 | 45 | 59 | б) нет | 17 | 12 | 25 | 23 | 39 | 9 | 12 | 20 | в) иногда | 4 | 20 | 19 | 22 | 20 | 19 | 43 | 21 | 6. | Вы платите закят? | а) да | 36 | 39 | 34 | 36 | 30 | 35 | 56 | 38 | б) нет | 59 | 40 | 38 | 42 | 58 | 44 | 20 | 43 | в) иногда | 5 | 21 | 28 | 22 | 12 | 21 | 24 | 19 |
Таблица 4
Результаты анкетирования по городу Бишкек№ | Вопросы анкеты | Ответы | Количество респондентов | В процентах |
---|
1. | Как вы понимаете закят? | а) добровольное пожертвование | 558 | 46,5 | б) обязательное пожертвование | 425 | 35,4 | в) не знаю | 217 | 18,1 | 2. | Что такое садака? | а) добровольное пожертвование | 558 | 46,5 | б) обязательное пожертвование | 336 | 28 | в) не знаю | 306 | 25,5 | 3. | Нисаб — это минимальное (свободное) имущество. Уровень нисаба равняется 85 гр. золота — 106 250 сомам, или 595 гр. серебра — 19 040 сомам. Если чистый доход (имущество) равняется или превышает данный уровень в течение года, то необходимо отчислить из него одну сороковую часть (2,5%) в качестве закята. Ваш доход. | а) больше нисаба | 266 | 22,16 | б) меньше нисаба | 466 | 38,83 | | | в) надо посмотреть | 468 | 38,99 | 4. | Куда, по вашему мнению, эффективнее платить закят? | а) в мечеть | 784 | 65,33 | б) в специальный фонд | 361 | 30,08 | в) другое5 | 55 | 4,58 | 5. | Из перечисленного, что Вы обычно платите? | а) закят | 187 | 15,58 | б) садака | 276 | 23 | в) закят аль-фитр | 531 | 44,25 | г) ни одно из них не плачу | 107 | 8,9 | а) закят
б) садака | 13 | 1,1 | а) закят
б) садака
в) закят аль-фитр | 31 | 2,6 | а) закят
в) закят аль-фитр | 6 | 0,5 | б) садака
в) закят аль-фитр | 49 | 4,1 |
|
| |
|
|