| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005 | | К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ | | | |
| | ХХI в. - историческая эпоха становления и развития информационной экономики и дальнейшей глобализации производства и обмена в мировом хозяйстве, эпоха углубления международной экономической интеграции в разных его регионах и совершенствования взаимодействия различных интеграционных формирований в целях обеспечения устойчивого экономического и социального прогресса во всем мировом сообществе.
Развитие Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) как одной из интеграционных группировок обусловливается общими закономерностями глобализационного процесса, характерными для ХХI в.: интернационализацией и транснационализацией экономики, созданием международного информационного производства, основанного на принципиально новой системе разделения труда между странами и международной кооперации.
Развитие интеграции в любом регионе мира делает необходимой разработку и реализацию соответствующих межгосударственных программ, доктрин и концепций. (При этом доктрина представляет собой политический документ, в котором должны быть определены основные проблемы и теоретически состоятельные стратегические задачи региональной интеграции, концепция - научный документ, содержащий развернутое обоснование этих проблем и задач, программа - рабочий документ, определяющий этапы, сроки, финансовое и правовое обеспечение интеграционных мероприятий.)
Доктрину развития регионального международного сообщества, в данном случае доктрину ЕврАзЭС, неправомерно отождествлять с доктринами создания развитой рыночной экономики и гражданского общества в отдельных странах - участницах интеграции, определяющими конкретные, характерные для каждой страны задачи по экономической и политической либерализации, совершенствованию структуры собственности и системы управления, осуществлению социальных изменений в жизни суверенного государства. Международная региональная интеграция как процесс добровольного объединения самостоятельных (суверенных) государств не предусматривает полной унификации процессов либерализации в странах, образующих международное сообщество в том или ином регионе мирового хозяйства, напротив, предполагает разные варианты реформирования отношений собственности, общественных и государственных структур, разные темпы экономических реформ. Такие различия неизбежны в связи с различием уровней экономического и социального развития в отдельных странах, различием национальных традиций и в связи с суверенным правом каждого государства самостоятельно определять формы и темпы преобразований в стране.
Разумеется, преобразования в отдельных странах и преобразования, осуществляемые по программам интеграции, взаимообусловлены и взаимозависимы. Однако это не дает оснований для расширительной трактовки задач интеграционной доктрины. Доктрина развития сообщества нескольких стран на путях интеграции и доктрина преобразований в отдельных странах - разные политические документы.
Соответственно доктрина "Развитие Евразийского экономического сообщества в ХХI веке" должна содержать только согласованные задачи суверенных государств - членов ЕврАзЭС. Ее стратегическими доминантами являются общие задачи Сообщества по формированию информационного производства в данном регионе и по реализации социально-экономической и политической стратегии евразийства в сложном и противоречивом глобализующемся мире. Решение этих задач требует мобилизации не только национальных ресурсов и усилий, но коллективного ресурса межгосударственного взаимодействия. |
| |
|
|